Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 241.58 Кб (Скачать)

На первую четверть резким движением выбросить правую ногу через I позицию в efface вперед на 90°, опуститься на левой на demi plie; корпус сильно откинуть назад, голову повернуть налево, руки в I позиции. На вторую четверть положение сохраняется. Между второй и третьей четвертью, оттолкнувшись левой ногой от пола, прыгнуть наверх, левая нога присоединяется в воздухе к правой, сохраняющей высоту 90°, корпус откинут назад, руки в I позиции. Сразу же левая нога отбрасывается через I позицию назад на 90°, правая опускается на demi plie, корпус резко передается вперед на правую ногу в позу I arabesque по диагонали по направлению точки 2. Окончание прыжка в I arabesque приходится на третью четверть. На четвертую - положение сохраняется. На следующий такт в 4/4. сделать шаг вперед левой ногой и принять исходное положение для повторения движения.

2. Законченная форма. Размер 4/4. Исходное  положение то же. На первую  четверть - бросок правой ноги  в efface вперед на 90°. Между первой  и второй четвертью - прыжок, как  описано в № 1. На вторую четверть  закончить прыжок в позу I arabesque. Третья и четвертая четверти - шаг вперед в исходное положение.

Pas ciseaux с приема шаг-соupe на croisee вперед. Размер 2/4. Исходное положение - V позиция epaulement croise, левая нога впереди. За тактом - demi plie на правой ноге, левая отделяется от пола в условное положение sur le cou-de-pied впереди на маленьком расстоянии от опорной ноги; руки приоткрываются в сторону. На первую четверть левая нога ставится вперед с носка на пятку (шаг-соupe) в IV позицию croise на demi plie, корпус наклоняется вперед, центр тяжести тела передается на левую ногу, голова слегка опускается вниз, руки закрываются в подготовительное положение. Не задерживаясь, одновременно с прыжком резким движением выбросить правую ногу на efface вперед на 90°, сильно откинув корпус назад и подняв руки в I позицию. Левая нога присоединяется в воздухе к правой. Затем левая быстро проводится через I позицию назад на 90°, правая опускается на demi plie, корпус резко передается вперед в позу I arabesque. Заканчивается все pas на вторую четверть.

Так же исполняется pas ciseaux с предварительным developpe croise вперед на 90°. Это применяется в конце комбинации allegro или в adagio. Находясь в готовой позе на всей ступне (правая нога на croisee вперед на 90°), следует за тактом подняться на полупальцы, раскрыть и опустить руки вниз и упасть (tombe) на правую ногу на demi plie, передавая на нее центр тяжести корпуса; затем исполнить pas ciseaux.

Pas ciseaux можно исполнить и назад. Из позы effacee вперед (правая нога  на высоте 90°) сделать правой ногой  шаг назад на plie, опуская руки  вниз. Передать центр тяжести  корпуса на правую ногу, левую  выбросить через I позицию назад  на 90°, одновременно наклонить корпус  вперед, соединить руки в I позиции  и прыгнуть. В прыжке правая  нога быстро присоединяется к  левой сзади и резко проводится через I позицию в efface вперед на 90°; левая опускается на demi plie. Корпус, руки и голова принимают исходное положение позы effacee на 90°. Pas ciseaux с предварительным glissade исполняется так же. Pas glissade исполняется за тактом, коротким движением вперед по диагонали.

Правила исполнения pas ciseaux. Характерной особенностью pas ciseaux является быстрая передача корпуса, откинутого в прыжке в горизонтальном положении назад, вперед в arabesque. Передача корпуса происходит резко, без плавных промежуточных положений. В обоих положениях корпуса спина и бедра сильно подтянуты.

Бросок ног большим battement вперед делается очень быстро и с задержкой на высоте 90°.

При возвращении с прыжка в I arabesque на demi plie нельзя задерживать ногу в воздухе впереди или проводить ее назад отдельным движением. Нога бросается по полу назад на 90° без малейшего опоздания, обе ноги принимают заключительное положение одновременно.

Pas ballotte

Ballotte - качание, качающееся движение (от франц. ballotter - качаться). "Название  очень образное и вызывает представление о качающейся на волнах лодке",- пишет А. Я. Ваганова в своей книге "Основы классического танца" о характере движения.

Последовательность изучения

1. Первоначальное изучение (носком  в пол). Размер 4/4. Исходное положение - V позиция epaulement croise, правая нога  впереди. За тактом сделать demi plie и, соединив ноги в прыжке в V позиции, сильно отлететь вперед  на efface. Ноги не должны быть  чрезмерно вытянуты в коленях. Ступни напряженно и крепко  сомкнуты в воздухе в V позиции. Корпус откинут назад, руки быстро  переходят в невысокую I позицию. На первую четверть, оставляя  корпус откинутым назад, опуститься  на левую ногу на demi plie, открыв  правую на efface вперед носком в  пол. Открывание ноги не должно  быть жестким, но и не должно  носить характера sissonne ouverte, при котором  нога, сгибаясь в колене, открывается  через sur le cou-de-pied. Открывание ноги  делается только кончиком носка, тем самым движение смягчается. Левая рука открывается в I позицию, правая - на II, голова поворачивается  налево. На вторую четверть, выпрямляясь  и оставляя корпус на efface, исполнить assemble, опустив руки в подготовительное  положение. На третью четверть  снова соединить ноги в прыжке  в V позиции и сильно отлететь  назад через точку, из которой  начинался прыжок. Корпус передается  вперед, руки соединяются в невысокую I позицию. Прыжок заканчивается demi plie на правой ноге, левая принимает положение efface сзади носком в пол. Правая рука в I позиции, левая - на II, корпус наклонен вперед, голова и взгляд - в направлении правой руки. На четвертую четверть сделать assemble, соединив ноги в V позицию на demi plie, левая нога сзади.

2. Ballotte с открыванием ног на 45°. Исполняется, как в № 1, но в  заключении прыжка нога открывается на 45°.

3. Законченная форма. Размер 2/4. Preparation: левая нога на croise сзади носком  в пол. За тактом сделать demi plie и прыжок, соединив ступни в  воздухе в V позиции; руки переходят  в невысокую I позицию; корпус поворачивается  в положение efface и откидывается  назад.

Сильно отлететь вперед в направлении точки 2 и закончить прыжок на первую четверть demi plie на левой ноге, правая открывается на efface вперед на 45°, как указано в № 1. Левая рука в I, правая на II позиции, корпус сильно откинут назад, голова повернута налево. Между первой и второй четвертью прыгнуть с сильным отлетом по диагонали назад, соединив ступни в воздухе в V позиции. Корпус на секунду выпрямляется, но тотчас передается вперед; правая рука подхватывается снизу кистью и соединяется с левой в I позиции. Прыжок оканчивается на вторую четверть demi plie на правой ноге, левая открывается на efface назад на 45°. Корпус сильно передается вперед на опорную ногу. Правая рука в I позиции, левая на II; взгляд направлен вперед через правую руку. Затем прыжок повторяется.

При разучивании ballotte полезно делать его от четырех до восьми раз подряд.

Существует ballotte с открыванием ног поочередно на 90° ("Жизель"). Оно исполняется так же, как и описанное выше ballotte, но в заключении ноги поочередно открываются на 90° приемом developpe.

Правила исполнения pas ballotte. Перемещения корпуса в этом прыжке должны быть плавными и сливаться с движениями ног, рук и головы. Несмотря на то, что правильно, красиво исполняемое ballotte требует большого напряжения корпуса и ног, не должно быть заметно ни малейшего усилия. Остановки на demi plie не фиксируются, они едва заметны глазу. Должно создаваться впечатление, что исполнитель, перелетая по диагонали вперед и назад, непринужденно качается в воздухе, почти не касаясь пола.

При исполнении этого pas особенно необходимы крепко подтянутые спина и бедра.

Делая ballotte с правой ноги по диагонали из точки 6 в точку 2, пролетая вперед и раскрывая вперед правую ногу, надо следить за ровной линией плеч и не допускать поднимания правого плеча, при этом правый бок должен быть сильно подтянут. Пролетая назад и раскрывая левую ногу, также надо следить за ровностью плеч и не допускать отклонения левого плеча назад и обязательно подтягивать левый бок.

Начиная первый прыжок с epaulement croise корпус на протяжении всех ballottes оставлять в положении efface как при раздельном первоначальном, так и при законченном слитном исполнении.

Pas ballonne

Pas ballonne (подобный мячу, отскакивающий) - прыжок на одной ноге с  продвижением в любом направлении  за работающей ногой, вытягивающейся  во время прыжка и возвращающейся  в положении sur le cou-de-pied.

Изучение ballonne начинается в младших классах (второй, третий), но должно продолжаться в средних и старших классах и как можно чаще включаться в первую или вторую комбинацию маленького allegro. Ballonne встречается на сцене в массовых танцах ("Спящая красавица", вальс I акта, II акт - танец нереид) и носит характер проходящего танцевального pas. В классной работе ballonne - это сложный и трудный прыжок, подготавливающий и вырабатывающий трамплинный прыжок с отлетом в любом направлении.

Часто повторяемое ballonne положительно отражается на исполнении grands jetes и ряда других прыжков, на первый взгляд не имеющих ничего общего с pas ballonne.

Вначале ballonne разучивается на месте, то есть с прыжком только наверх, и заканчивается assemble; затем исполняется три-четыре прыжка подряд, также заканчивающихся assemble. После этого можно перейти к разучиванию ballonne с отлетом, начав с одного прыжка и постепенно увеличивая количество прыжков до четырех.

Рекомендуется следующий порядок изучения: 1) ballonne в сторону II позиции; 2) в позах croisee вперед и назад, 3) в позах effacee вперед и назад; 4) в ecartee назад и вперед.

Последовательность изучения

1. Ballonne в сторону II позиции. Размер 4/4. Исходное положение- V позиция, правая  нога впереди. На первую четверть - demi plie. Между первой и второй четвертью, оттолкнувшись пятками от пола, прыгнуть наверх; вытянутая правая нога скользящим движением по полу выбрасывается в сторону II позиции на высоту 45°; одновременно левая отрывается от пола и находится в воздухе в вертикальном положении: руки из подготовительного положения раскрываются на II позицию (ладони повернуты вниз); корпус и голова en face. На вторую четверть левая нога опускается на demi plie, правая одновременно сгибается sur le cou-de-pied впереди; правая рука переходит в I позицию, левая остается на II позиции, кисти закругляются; корпус en face; голова повернута прямо или к правому плечу. Между второй и третьей четвертью, скользнув носком правой ноги по полу в сторону II позиции, исполнить assemble. Закончить его в V позиции на demi plie, правая нога сзади. Начиная assemble, отвести правую руку в сторону и, снижая обе руки на II полупозицию, опустить их в заключении assemble в подготовительное положение. На четвертую четверть вытянуть колени.

На следующий такт 4/4 повторить ballonne в обратном направлении: выбросить в прыжке правую ногу в сторону II позиции и, заканчивая прыжок на demi plie, согнуть ее sur le cou-de-pied сзади. Правая рука на II позиции, левая в I; голова en face или повернута к левому плечу. Закончить assemble в сторону II позиции, правая нога впереди.

Так же на 4/4 разучивается ballonne в позах croisee и effacee. При исполнении ballonne с правой ноги в позу croisee руки из подготовительного положения поднимаются - левая в I, правая на II позицию; в позе effacee руки остаются в том же положении. При повторении ballonne в позах несколько раз подряд положение рук не изменяется, исключением является ballonne в сторону II позиции, где руки открываются при каждом прыжке на II позицию, а в заключении поочередно сгибаются в I позицию.

2. Размер 2/4. Demi plie и прыжок исполняются  за тактом. На первую четверть - demi plie на опорной ноге, другая  согнута sur le cou-de-pied. Между первой  и второй четвертью - assemble, заканчивающееся в V позицию на demi plie на вторую четверть.

3. Ballonne с отлетом в позу effacee. Законченная форма. Размер 4/4. Исходное  положение - V позиция epaulement croise, правая  нога впереди. Движение по диагонали  из точки 6 в точку 2 плана класса. За тактом сделать demi plie (в epaulement croise) и, оттолкнувшись от пола, сильно  прыгнуть наверх, повернув корпус  на effacee в точку 2. Правая нога, скользнув  по полу, выбрасывается на efface вперед  на высоту 45°, левая рука в I, правая  на II позиции, голова поворачивается  налево. В прыжке пролететь вперед  к носку правой ноги и на  первую четверть опуститься на demi plie на левую ногу, одновременно  согнув правую sur le cou-de-pied впереди. Из  этого положения исполнить на  вторую и третью четверти еще  два ballonne, каждый раз пролетая  в направлении выброшенной правой  ноги, причем правая нога в  прыжке вытягивается вперед непосредственно  из положения sur le cou-de-pied, не задевая  носком пола. Руки, корпус и голова  остаются в положении, принятом  в первом ballonne. На четвертую четверть, приоткрыв руки в сторону, исполнить assemble в сторону II позиции и закончить  его в V позицию на demi plie, epaulement croise, правая нога сзади; руки опустить  в подготовительное положение.

Повторить движение с другой ноги, затем исполнить в обратном направлении с отлетом по диагонали назад.

Ballonne в позы может исполняться  с предварительного coupe с epaulement croise. Поворачиваться в заданную позу (например, effacee или ecartee) следует в момент прыжка. Короткое coupe и прыжок делаются за тактом. Перед ballonne вперед нога, находящаяся в V позиции сзади, в момент plie сгибается sur le cou-de-pied сзади, затем коротким движением ставится на пол (в V позицию), акцентируя plie, и как бы сталкивает с места ногу, находящуюся впереди, и тотчас отрывается от пола. Перед ballonne назад coupe делается впереди. Цель данного coupe - увеличить толчок от пола наверх с отлетом в заданном направлении.

Правила исполнения pas ballonne. Ballonne является движением, развивающим прыжок на одной ноге с продвижением по воздуху.

Первое ballonne из V позиции начинают с толчка от пола двумя ногами, то есть делают его с двух ног на одну. Все последующие ballonne делают с одной ноги на одну. Перелет по воздуху происходит в сторону выбрасываемой ноги. При исполнении прыжка несколько раз подряд следует эластично опускаться на demi plie и, не теряя силы мышц, сразу отталкиваться для следующего прыжка.

Сгибание ноги sur le cou-de-pied должно совпадать с окончанием прыжка на опорную ногу на demi plie. Совершенно недопустимо сгибать ногу с опозданием.

При повторении прыжка на одной ноге нельзя снижать или повышать высоту ноги, открываемой на 45°, и задевать носком пол. При выбрасывании и сгибании ноги назад нужно особенно следить за подтянутостью ягодичных мышц.

В прыжке и на demi plie бедра и плечи держатся ровно, спина остается подтянутой. Для устойчивости остановки на plie рекомендуется удерживать корпус от наклона к опорной ноге и сильнее подтягивать бок со стороны ноги, сгибающейся sur le cou-de-pied.

Наклон корпуса к опорной ноге мешает отдаче от пола и нарушает правильность поз.

Пример комбинации с pas ballonne для младших классов. Размер 4/4, четыре такта.

Первый такт. Исходное положение - V позиция epaulernent croise, правая нога впереди. На первую четверть - ballonne с правой ноги с отлетом в сторону II позиции. В заключении прыжка - правая нога sur le cou-de-pied впереди; правая рука в I, левая на II позиции; корпус en face, голова повернута направо. На вторую четверть - второе ballonne в том же направлении, в заключении прыжка - правая нога sur le cou-de-pied сзади; левая рука в I, правая - на II позиции, голова поворачивается налево. На третью четверть третье ballonne, правая нога sur le cou-de-pied впереди; правая рука в I, левая - на II позиции, голову повернуть направо. На четвертую четверть - assemble правой ногой в сторону II позиции, заканчивающееся в V позицию epaulernent croise, правая нога сзади.

Второй такт. На первую четверть - с левой ноги ballonne с отлетом в позу croisee вперед; правая рука в I, левая на II позиции, голова повернута налево. На вторую и третью четверти исполнить еще два ballonne с отлетом, не меняя положения рук и головы. На четвертую четверть - assemble в сторону II позиции, заканчивающееся в V позицию, левая нога сзади.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"