Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 241.58 Кб (Скачать)

Третий такт. На первую и вторую четверти - grand echappe с переменой ног на II позицию; на третью и четвертую четверти- grand echappe в IV позицию croise.

Четвертый такт. С правой ноги три ballonne на croise назад; правая рука в I, левая - на II позиции, голова повернута налево. Закончить - assemble в сторону II позиции.

Пример комбинации для средних классов. Размер 2/4, восемь тактов. Исходное положение - V позиция epaulernent croise, правая нога впереди.

Первый и второй такты. С правой ноги два ballonnes effaces вперед на одну четверть каждое, два на одну восьмую каждое и на одну четверть - assemble в сторону II позиции; при окончании - правая нога в V позиции сзади.

Третий такт. Entrechat-trois назад (левой ногой) и assemble croisee назад.

Четвертый такт. На первую четверть - grand changement de pied en tournant (поворот в левую сторону), на вторую - еntrechat-quatre и royale (на одну восьмую каждый).

Пятый и шестой такты. С левой ноги два ballonnes effaces назад на одну четверть каждое, два на одну восьмую каждое и на одну четверть assemble в сторону II позиции; при окончании левая нога в V позиции впереди.

Седьмой такт. Entrechat-trois вперед (правой ногой) и assemble croisee вперед.

Восьмой такт. Grand changement de pied en tournant (поворот в левую сторону) и grande sissonne ouverte в attitude croisee. Остановка на левой ноге в позе attitude croisee на demi plie.

Pas chasse

Pas chasse (от франц. chasser - гнать) - прыжок  с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна  нога "догоняет" другую в высшей  точке прыжка.

Chasse существует как самостоятельное pas allegro, может комбинироваться с другими прыжками, а также включаться в большое adagio в средних и старших классах.

Кроме того, chasse имеет и вспомогательное значение как разбег перед большими прыжками.

В первом случае chasse делается с продвижением, с сильным отрывом от пола, в направлениях в сторону, на croise, на efface, на ecarte вперед и назад.

Во втором случае chasse исполняется скорее как партерный скользящий прыжок, в котором ноги соединяются в V позиции с вытянутыми пальцами почти без отрыва от пола в направлениях, предшествующих какому-нибудь большому прыжку по прямой линии, по диагонали и по кругу.

В младших и средних классах chasse, исполняемое как большой прыжок, начинается с маленького проходящего sissonne tombee или с developpe на полупальцах на 90°; заканчивается скользящим прыжком без отрыва от пола, аналогичным заключительному движению pas de basque. Между sissonne tombee и заключительным прыжком исполняются два, а иногда шесть chasses.

В adagio chasse может начинаться из любой большой позы с подъема на полупальцы, после чего делается широкое tombe, два chasses и скользящий прыжок в V позицию. Общепринято заканчивать chasse и в большой позе на plie, а также в большое preparation в IV позицию для туров в позах на 90° en dehors и en dedans.

Chasse исполняется и перед турами  в воздухе (туры en l'air); в этом случае  оно заканчивается в V позицию demi plie, в preparation для туров.

Pas chasse в сторону II позиции. Размер 4/4 или четыре такта по 3/4 (вальс). Исходное положение - V позиция epaulernent croise, правая нога впереди. Движение  по прямой линии направо.

За тактом приоткрыть руки в сторону, опустить их в подготовительное положение, пригнув корпус и голову вниз и слегка влево, одновременно опуститься на demi plie; проходящее sissonne tombee правой ногой в сторону II позиции, причем корпус не передается на правую ногу, а выпрямляется и отклоняется налево; руки раскрываются на II позицию, голова наклонена к левому плечу. На первую и вторую четверти - два chasses, исполняемых следующим образом: упасть (tombe) на правую ногу, сразу оттолкнуться на большой прыжок и присоединить в воздухе левую ногу к правой в V позиции сзади. Прыжок должен быть по возможности высок, с задержкой и продвижением в воздухе в сторону. Коснувшись пола и продвинув правую ногу в сторону II позиции, снова соединить ноги в воздухе в V позиции, продолжая пролет в сторону. На третью четверть, приоткрыв правую ногу в сторону, упасть на нее на derni plie и в партерном прыжке, не отрываясь от пола, также продвинуться в сторону. На четвертую четверть опуститься в V позицию на demi plie, в последний момент поставить левую ногу вперед.

Пригнув корпус направо, повторить все pas с другой ноги по прямой влево. При продвижении направо корпус будет немного отклонен налево; правая нога впереди и лишь в заключении pas в V позицию левая нога ставится вперед. При продвижении влево корпус отклоняется направо, впереди находится левая нога; в заключении движения - V позиция, правая нога впереди.

Chasse в направлении croise, efface и ecarte исполняется  так же. Руки по заданию могут  быть одна в I, другая на II позиции  или в III и II позициях.

В позе croisee, если движение начинается с правой ноги, можно поднять в III позицию левую руку, правая - на II; можно открыть на II позицию левую руку и наклонить голову под правую руку, поднятую в III позицию, или поднять обе руки в III позицию. В позах effacee и ecartee также допустимы варианты положений рук.

Правила исполнения pas chasse. Chasse как самостоятельное прыжковое pas должно исполняться широко, через весь зал во всех направлениях по прямой линии, на croisee и по диагонали. Сомкнутость и задержка ног в V позиции в воздухе напоминают большое changement de pied с той только разницей, что в данном случае нет перемены ног (changement), но есть продвижение по воздуху.

Demi plie в промежутках между прыжками  не фиксируются, отрыв от пола  короткий, быстрый, задержка в воздухе  по возможности длительная.

Не следует "подбивать" одной ногой другую, в равной мере нельзя допускать отставания ноги, находящейся сзади при движении вперед и впереди при движении назад, и скольжения ею по полу. Надо помнить, что chasse в классическом танце не имеет ничего общего с chasse исторического и бытового танца.

В позах croisee и effacee в последнем скользящем прыжке корпус немного перегибается назад, руки, раскрываясь на II позицию, постепенно опускаются вниз. Если chasse исполняется назад с предварительным developpe на полупальцах, то есть с attitude croisee или с attitude effacee, то в момент tombe нога из attitude вытягивается.

Chasse - движение динамичное, исполняется  в среднем и преимущественно  быстром темпе.

Pas glissade

Glissade (скользящий, от франц. glisser - скользить) - прыжок с двух ног на две. Как и pas chasse, glissade может исполняться  как самостоятельное движение  и как вспомогательное pas, предшествующее  маленьким и большим прыжкам.

Glissade относится к партерным прыжкам  без отрыва от пола; делается  в сторону и во всех направлениях  в маленькие позы. Изучение начинается  в младших классах.

Последовательность изучения

1. Glissade в сторону. Размер 4/4. Исходное  положение - V позиция en face, правая нога  впереди. На первую четверть сделать demi plie, правая нога, скользя по  полу, достигает II позиции с вытянутым  подъемом и пальцами, левая остается  на plie. На вторую четверть положение  сохраняется. Между второй и третьей четвертью, оттолкнувшись пяткой левой ноги, сделать прыжок без отрыва от пола, в котором есть момент, когда обе ноги находятся в положении II позиции с вытянутыми коленями и касаются пола только вытянутыми пальцами; тотчас центр тяжести корпуса передается на правую ногу, левая, скользя по полу, подтягивается к правой. На третью четверть обе ноги соединяются в V позиции на demi plie, левая нога сзади. На четвертую четверть колени вытягиваются.

Glissade можно сделать и с переменой  ног.

2. Размер 4/4. На первую и вторую  четверти - demi plie в V позиции. Между второй  и третьей четвертью правая  нога проскальзывает в сторону II позиции, прыжок, левая нога с  вытянутым коленом и пальцами  быстро подводится к правой. На третью четверть ноги соединяются в V позиции на demi plie. На четвертую четверть колени вытягиваются.

Так же разучивается glissade в маленькие позы.

3. Законченная форма. Размер 4/4. Исходное  положение - V позиция epaulement croise, правая  нога впереди, движение по прямой направо. За тактом - demi plie, правая нога быстро скользит носком по полу до II позиции, прыжок, центр тяжести корпуса пеоедается на правую ногу, левая с вытянутым в прыжке коленом и пальцами подводится к правой в V позицию на demi plie впереди на первую четверть. Руки во время glissade приоткрываются в сторону на полувысоту; в заключении glissade они остаются открытыми, голова поворачивается налево (epaulement croise). На следующие три четверти повторяются три glissades с правой ноги в правую сторону с переменой ног. Голова каждый раз меняет положение и поворачивается в заключении glissade в сторону ноги, находящейся в V позиции впереди. Руки остаются в первоначальной маленькой II позиции и только на последнем glissade опускаются в подготовительное положение.

При исполнении glissade несколько раз подряд в одну и ту же позу (croisee, effacee и т. д.) руки принимают положение, заданное на первом прыжке и так же, как в glissade на II позицию, опускаются вниз на последнем движении.

Правила исполнения pas glissade. Первоначальное изучение glissade имеет целью подготовить ноги для правильного исполнения прыжка в законченной форме, то есть слитно с двух ног на две. Для этого необходимо следить за работой ноги, заканчивающей движение. В прыжке без отрыва от пола должны быть до конца вытянуты подъем, пальцы, колено этой ноги. Заканчивается glissade в V позицию на demi plie одновременно обеими ногами. Особенно приходится следить за ногой, вытягивающейся сзади при glissade вперед, а также за ногой, вытягивающейся вперед при glissade назад.

Glissade как вспомогательное pas для маленьких и больших прыжков исполняется за тактом коротким, собранным и быстрым движением; заканчивается на четверть и на эту же четверть начинается прыжок, для которого glissade служит вспомогательным движением. Разбросанный, широкий glissade недопустим: он уменьшает, а не увеличивает последующий прыжок (например, glissade в сочетании с grand jete).

Во всех glissades корпус передается в направлении ноги, начинающей движение.

В законченном виде glissade исполняется на 1/4 и на 1/2.

Пример комбинации с pas glissade в младших классах. Размер 4/4, четыре такта. Исходное положение- V позиция epaulement croise, правая нога впереди.

Первый такт. На первую и вторую четверти - два glissades с переменой ног в сторону II позиции (направо), на одну четверть каждый; на третью и четвертую четверти - три glissades с переменой ног в сторону II позиции (направо), на одну восьмую каждый.

Второй такт. На первую четверть - с левой ноги glissade croisee вперед; на вторую четверть - с правой ноги glissade croisee назад. На третью и четвертую четверти - маленькое echappee с переменой ног на II позицию.

Третий такт. На первую и вторую четверти - с левой ноги glissade без перемены ног и маленькое assemble в сторону, заканчивающееся в V позицию, левая нога впереди; на третью и четвертую четверти - с правой ноги glissade в сторону без перемены ног и assemble с переменой ног.

Четвертый такт. На первую и вторую четверти - два glissades с правой ноги без перемены ног, на одну четверть каждый, в позе ecartee назад с продвижением по диагонали к точке 2. На третью и четвертую четверти - два glissades с левой ноги без перемены ног, на одну четверть каждый, в позе ecartee вперед с продвижением по диагонали к точке 6.

Комбинация повторяется с другой ноги и затем исполняется в обратном направлении.

Pas failli

Failli (ослабевающий, от франц. faillir - слабеть) исполняется как самостоятельное прыжковое pas и как связующее движение перед большими прыжками (например, grand assemble, grand jete; failli-coupe - grand jete в attitude croisee или в III arabesque и т. п.).

Failli широко используется и в adagio, где оно может закончиться  с остановкой на одной ноге, другая - на croise сзади носком в  пол, в позе croisee, в позе IV arabesque или  в IV позицию на croise в preparation для туров.

Failli как самостоятельное pas allegro. Размер 2/4. Исходное положение - V позиция epaulement croise, правая нога впереди. За тактом  сделать demi plie, слегка приоткрыть  руки в сторону и опустить их вниз, пригнув корпус налево; прыгнуть наверх, сильно вытянув пальцы (прыжок типа soubresaut). В прыжке корпус поворачивается на efface к точке 2 плана класса; руки поднимаются в I позицию, голова повернута en face. Затем опуститься на demi plie на правую ногу, левая, вытянутая, открывается на efface назад на 45°; руки отводятся на II позицию, голова поворачивается налево. На первую четверть, не задерживаясь, провести левую ногу через I позицию на demi plie на croise вперед носком в пол (правая остается на demi plie). В момент passe по I позиции сильно закрепляется поясница, корпус слегка выгибается назад, плечи остаются ровными; в то же время левая рука опускается вниз и мягко, непроизвольно, со свободным локтем проводится вперед в положение II или IV arabesque (для IV arabesque сильно отводится назад правое плечо). Голова следует за направлением движения руки, опускается вниз и снова поворачивается налево. Сохраняя позу, проскользнуть вперед за носком левой ноги и на вторую четверть, соединив ноги в партерном прыжке без отрыва от пола, опуститься в V позицию на demi plie, левая нога впереди.

Failli с остановкой в позе croisee. Исполняется, как в предыдущем  примере, но после passe по I позиции  на demi plie перейти на левую вытянутую  ногу, проведя руки через подготовительную  и I позицию в позу croisee; правая  рука в III позиции, левая - на II; правая  нога на croisee сзади носком в  пол.

Failli как трамплинное движение  перед большим прыжком. Исполняется  за тактом. На первую четверть  приходится окончание failli и большой  прыжок следующего pas. Начало такое  же, как в обычном failli, корпус можно наклонить налево или направо (в зависимости от позы следующего прыжка).

Failli заканчивается (после passe по I позиции) в неширокую IV позицию на croise, руки  в позе II arabesque, плечи ровные; центр  тяжести корпуса передается на  левую ногу вперед на demi plie, вытянутая  правая нога находится сзади  на всей ступне.

Трамплинная отдача от пола типа coupe для последующего большого прыжка делается левой ногой, хотя правая одновременно проскальзывает по полу и выбрасывается на 90° (например, в комбинации failli с большим assemble по диагонали).

Правила исполнения pas failli. Failli как самостоятельное pas - одно из самых мягких, пластичных pas классического танца. Все движения, из которых состоит pas failli, должны сливаться в единое координированное целое, - это и является единственным правилом его исполнения.

Легкий неторопливый взлет наверх, свободное движение раскрытых рук, рука, непроизвольно опустившаяся вниз, затем ее арабесковое движение вперед, увлекающее за собою в скользящем прыжке корпус, - все это напоминает длиннокрылую птицу, случайно в полете коснувшуюся крылом земли.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"