Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 241.58 Кб (Скачать)

Связующее, трамплинное failli исполняется быстро, с коротким маленьким прыжком, лишь помогающим выделить следующий большой прыжок. Растянутое, замедленное failli принесет такой же вред, как чрезмерно широкий и замедленный glissade.

Pas emboite

Emboites - прыжки с выбрасыванием  ног поочередно вперед или  назад, с продвижением вперед  и назад. Применяются в женском танце, в мужском - только как гротесковое движение.

Исполняются вперед на 45° и на 90° (grand emboite), назад только на 45°.

Pas emboite вперед на 45°. Размер 2/4. Исходное  положение - V позиция epaulement croise, правая  нога впереди. За тактом demi plie, правая  нога сгибается в колене, стопа  с вытянутым подъемом и пальцами  находится на небольшом расстоянии  от пола и от опорной ноги. Правый носок находится на  линии носка опорной ноги - ноги  слегка перекрещиваются. Прыжок  наверх, во время которого правая  нога вытягивается вперед, а левая  в полусогнутом положении переносится  через правую вперед и в  заключение прыжка на первую  четверть сгибается на небольшом  расстоянии от пола и от  опорной ноги. Ноги слегка перекрещиваются. Переносить в прыжке левую ногу через правую следует между коленом и подъемом правой ноги (через середину голени). На вторую четверть исполняется следующий прыжок. Рекомендуется делать не менее восьми emboites подряд, тренируя прыжок только наверх. Затем emboites исполняются с продвижением по прямой линии вперед, из точки 5 в точку 1. Необходимо следить за тем, чтобы во время продвижения вперед опорная нога, отталкивающаяся от пола на прыжок, не отставала, а сразу переносилась через другую вытянутую ногу вперед именно в воздухе, создавая рисунок перекрещивающихся ног. В заключении каждого прыжка голова поворачивается в сторону ноги, согнутой впереди опорной; руки находятся в подготовительном положении.

Так же разучивается pas emboite назад, но в заключении каждого прыжка голова поворачивается в сторону опорной ноги, находящейся на demi plie.

В законченной форме pas emboite вперед могут исполняться по диагонали и по кругу.

Grand emboite вперед на 90°. Размер 2/4. Исходное  положение- V позиция epaulement croise. В отличие  от emboite на 45°, в emboite на 90° ноги выбрасываются  высоко и значительно меньше  перекрещиваются в воздухе. Корпус  слегка откидывается назад, руки  могут находиться: одна на II позиции, другая - в III и по заданию педагога  менять свое положение на протяжении  восьми, шестнадцати и более прыжков.

Основное требование исполнения pas emboite на 90° - это легкость прыжков, которая достигается сильно подтянутыми ягодичными мышцами и короткими demi plie. Соприкосновение с полом должно быть минимальным, прыжок с поочередным выбрасыванием ног - с баллоном.

В средних классах изучается сложная форма emboite en tournant с продвижением в сторону по прямой линии и по диагонали, в старших классах - по кругу. Каждое emboite исполняется с поворотом на полкруга; таким образом, полный поворот состоит из двух emboites.

Emboite en tournant на сцене обычно делается  только вперед; в классе, в тренировочном  порядке, рекомендуется разучивать emboite en tournant и назад.

Emboite en tournant вперед с продвижением  по прямой линии направо. Размер 2/4. Исходное положение - V позиция, правая  нога впереди. За тактом сделать demi plie, правая рука в I, левая на II позиции. Прыгнуть наверх, раскрывая  правую руку на II позицию, и, отлетая  направо, сделать в воздухе поворот  на полкруга (en dedans). Перенося левую  ногу вперед, согнуть ее возле  условного sur le cou-de-pied чуть глубже  обычного положения. На первую  четверть остановиться на demi plie на  правой ноге спиной к зрителю. Левая рука в I позиции, правая  на II; голова во время прыжка  повернута к зеркалу и в  заключении направлена через левое плечо в профиль.

Исполняя второе emboite, открыть левую руку на II позицию и, соединяя вытянутые ноги в прыжке наверх, отлететь налево, сделать в воздухе вторую половину поворота (en dehors), перенести правую ногу вперед в условное положение sur le cou-de-pied. На вторую четверть остановиться на левой ноге на demi plie лицом к зеркалу; правая рука в I, левая на II позиции, голова en face.

Отсюда движение повторяется. В первом прыжке корпус поворачивается левым плечом вперед, во втором - правым плечом назад. В заключении каждого emboite, заканчивающегося условным cou-de-pied, согнутая нога слегка заходит за опорную ногу. Следует равномерно отлетать в сторону на всех emboite (на четных и на нечетных).

При исполнении emboite по диагонали соблюдается продвижение, как по прямой линии; голова на каждом emboite имеет профильное положение (повернута через плечо).

Правила поворотов корпуса, головы и движения рук аналогичны правилам исполнения jete с продвижением в сторону по полтура (см. "Jete").

Emboite разучивается в медленном  темпе; в законченной форме исполняется  с коротким отрывом от пола (стаккато) в быстром темпе на 1/4 или на 1/8 каждое.

Emboite назад с продвижением по  прямой линии направо. Исходное  положение - V позиция, левая нога  впереди. Правая рука в I, левая  на II позиции. Движение из точки 7 в точку 3 плана класса. Сделать demi plie, затем прыгнуть наверх, раскрывая  правую руку на II позицию, и, поворачиваясь  левым плечом налево (en dehors), отлететь  в сторону (в направлении точки 3); перенеся левую ногу в положение sur le cou-de-pied сзади, остановиться на demi plie на правой ноге спиной к  зрителю. Левая рука в I, правая  на II позиции; голова повернута через  левое плечо. Раскрыть левую руку  на II позицию, соединить в прыжке  ноги и, отлетая влево (в направлении  точки 3), повернуться правым плечом  вперед (en dedans); правая нога переводится  назад. Остановка лицом к зеркалу  на левой ноге на demi plie; правая  согнута sur le cou-de-pied сзади; правая рука  в I, левая на II позиции, голова en face.

Emboite по диагонали сверху вниз  исполняется вперед; emboite назад можно  исполнить снизу наверх.

При исполнении emboite по кругу все нечетные прыжки с полуповоротом будут заканчиваться к центру зала; все четные - к стенам зала.

Пример комбинации с pas embоite. Размер 2/4, восемь тактов. Движение по диагонали из точки 6 в точку 2. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди.

Первый и второй такты. Четыре emboites en tournant на 1/4 каждое.

Третий такт. Четыре emboites en tournant на 1/8 каждое.

Четвертый такт. Сделать шаг на правую ногу в точку 2 и grand assemble en tournant, закончив его в V позицию, левая нога впереди.

Пятый и шестой такты. Семь entrechat-quatre на 1/8 каждый с продвижением по диагонали назад (из точки 2 в точку 6).

Седьмой такт. По прямой линии налево с левой ноги четыре emboites en tournant на 1/8 каждое.

Восьмой такт. Маленькое assemble левой ногой, заканчивающееся в V позицию сзади и grande sissonne ouverte в IV arabesque на левую ногу с поворотом в левую сторону. Комбинация заканчивается в позе IV arabesque на 90°.

Pas balance

Balance - это маленькое легкое pas (покачивание), которое разучивается с первых  классов и постоянно встречается  в сценическом танце.

Исполняется из стороны в сторону по прямой линии, по диагонали и en tournant no 1/4 и 1/2 части круга.

Balance из стороны в сторону. Размер 3/4. Исходное положение- V позиция, правая  нога впереди. За тактом сделать demi plie и, приоткрыв руки в сторону, сделать правой ногой легкое  скользящее движение (типа jete) в сторону II позиции. На первую четверть, упав  на правую ногу на demi plie, подвести  левую сзади правой sur le cou-de-pied; корпус нагибается сторону к правой ноге, левая рука подводится в невысокую позицию, правая остается на II, голова склоняется направо, а вторую четверть переступить на левую ногу на полупальцы, одняв невысоко от пола правую с вытянутыми подъемом и альцами к положению условного cou-de-pied впереди на небольшом расстоянии от левой ноги; корпус и голова выпрямляется; руки свободным движением соединяются в подготовитель-ом положении. На третью четверть снова опуститься на правую ногу на demi plie, подняв левую sur le cou-de-pied сзади; орпус и голова склоняются направо, правая рука открывается сторону, левая - в невысокой I позиции.

Из этого положения исполняется следующее balance налево и т. д.

Во всех трех этапах движения принимают участие корпус, голова и руки.

В balance руки могут быть подняты поочередно в III позицию. В этом случае рука в III позицию поднимается через II сверху.

При исполнении balance в среднем и быстром темпе корпус, голова и руки могут не менять три раза своего положения, а остаются до конца в положении, принятом на первом движении, и лишь на следующем balance наклоняются в другую сторону.

Balance en tournant на 1/4 круга. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. На первом balance сделать скользящее jete с правой ноги, поворачиваясь к точке 3; на втором balance, исполняемом с левой ноги, повернуться в точку 5, на третьем - в точку 7 и на четвертом к зеркалу, в точку 1. То же исполняется в левую сторону.

Pas de chat

Pas de chat - прыжковое движение, имитирующее  прыжок кошки (от франц. chat - кошка). Применяется только в женском  танце.

Существует два вида pas de chat: одно с выбрасыванием ног назад, другое - pas de chat вперед.

В младших классах разучиваются маленькие pas de chat на 45°, в средних - большие на 90°.

Последовательность изучения

1. Pas de chat назад на 45°. Размер 4/4. Исходное  положение- V позиция epaulement croise, левая  нога впереди. На первую четверть  сделать demi plie, выбросив полусогнутую  правую ногу по полу на croise назад на 45°. Корпус с подтянутой  спиной немного наклоняется вперед; руки в подготовительной позиции, голова en face, взгляд направлен на  кисти рук. На вторую четверть  положение сохраняется. Между второй  и третьей четвертью оттолкнуться  пяткой опорной ноги от пола  и прыгнуть вперед по диагонали. В прыжке левая нога выбрасывается  полусогнутая на efface назад на 45°. Ноги, выворотные в верхней части, должны встретиться в воздухе, при этом не следует раскрывать  их слишком широко. Корпус выгибается  назад; кисти рук мягко вскидываются, руки поднимаются в невысокие  позиции: левая в I, правая на II, голова  поворачивается налево. На третью четверть опуститься в V позицию на demi plie, левая нога впереди (при этом правая нога приходит в demi plie первой, левая слегка отстает. Следует стремиться, чтобы это отставание было минимальным). Левая нога должна ставиться на пол с подчеркнутым акцентом. На четвертую четверть колени вытягиваются.

2. Законченная форма. Размер 2/4. Demi plie и прыжок делаются за тактом. Толчок от пола для прыжка  делается двумя ногами из V позиции  без предварительного выбрасывания  правой ноги, как это делается  при первоначальном изучении. Окончание  прыжка на demi plie на первую четверть. На вторую четверть - пауза.

Затем pas de chat исполняется на 1/4 каждое. Большое pas de chat назад отличается от маленького более высоким прыжком с выбрасыванием ног на 90°. Руки и корпус могут принимать различные положения по заданию педагога. Исполняя несколько pas de chat подряд с продвижением по диагонали вперед, можно начать с маленького pas de chat, постепенно увеличивая прыжок до большого.

Pas de chat вперед на 45°. Исходное положение - V позиция epaulement croise, левая нога  впереди. Сделать demi plie и прыжок, поднимая  полусогнутую правую ногу в  сторону на 45° и перенося ее  вперед; почти одновременно то  же самое делает левая нога, которая в заключении прыжка с акцентом ставится вперед в V или IV позицию. Положения рук и корпуса, как и в pas de chat назад, варьируются по заданию педагога. Прыжок делается с продвижением вперед по диагонали.

Большое pas de chat вперед исполняется по диагонали с выбрасыванием ног вперед на 90°.

Толчок от пола для большого прыжка делается двумя ногами. Если в V позиции левая нога впереди, то первой в прыжке поднимается правая нога, левая следует за нею и поднимается так же.

Корпус перед прыжком наклоняется вперед и в воздухе сильно откидывается назад. Руки могут подниматься в III позицию или одна в III, другая в I позицию и т. п.

Gargouillade (rond de jambe double)

Это маленькое pas allegro существует только в женском танце. Исполняется en dehors и en dedans.

Последовательность изучения

1. Gargouillade en dehors. Размер 4/4. Исходное  положение - V позиция epaulement croise, правая  нога впереди.

За тактом - demi plie, правая нога скользит по полу, отводится в сторону II позиции на 45°, делает rond de jambe en l'air en dehors и заканчивает его на первую четверть. Одновременно с отведением ноги в сторону руки снизу приоткрываются на II позицию на полувысоту; корпус и голова отклоняются налево. Между первой и второй четвертью - прыжок наверх с переходом на правую ногу и наклоном на нее корпуса и головы направо, руки открыты в сторону. Левая нога отрывается от пола, сгибается к середине икры правой ноги, затем вытягивается в сторону на 45°, снова подводится к икре, как бы исполняя вторую половину rond de jambe en Fair en dehors, и заканчивает ее на вторую четверть. Руки в этот момент опускаются в подготовительное положение. Между второй и третьей четвертью левая нога, опускаясь вниз, прикасается носком к полу впереди опорной и на третью четверть скользит носком по полу на croise вперед; руки поднимаются в невысокую I позицию. Затем обе ноги соединяются в скользящем вперед прыжке без отрыва от пола. На четвертую четверть движение заканчивается в V позиции на demi plie, левая нога впереди; корпус в epaulement croise, руки приоткрываются в I позиции на полувысоте, голова повернута влево.

Gargouillade можно закончить без скользящего  прыжка вперед, просто в V позицию. В этом случае его делают, ставя  левую ногу после второй половины rond de jambe в V позицию вперед на demi plie на вторую четверть; руки закрываются  в подготовительное положение.

При исполнении gargouillade en dedans следует начинать его ногой, находящейся в V позиции сзади, делая первый и второй rond de jambe en l'air en dedans так же, как и gargouillade en dehors.

2. Gargouillade en dehors. Размер 2/4. Исходное  положение - V позиция, epaulement croise, правая  нога впереди. Demi plie, rond de jambe en Fair правой  ногой, прыжок на правую ногу  и начало rond de jambe левой ногой от  икры опорной делаются за тактом. На первую четверть левая нога  заканчивает rond de jambe и сгибается  к икре правой ноги. Между первой  и второй четвертью левая нога  скользит носком по полу на croise вперед, затем ноги соединяются  в скользящем вперед прыжке  без отрыва от пола. На вторую  четверть движение заканчивается  в V позицию на demi plie, левая нога  впереди.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"