Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций
Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".
То же можно сделать с предварительным маленьким sissonne tombee в IV позицию croise. Руки сохраняют положение, указанное выше.
Если это pas заканчивается soutenu en tournant en dedans, то следует делать soutenu между второй и третьей четвертью; на третью четверть остановиться на полупальцах в V позиции; на четвертую четверть опуститься на demi plie.
Grande sissonne a la seconde de vole en tournant en dedans с приема pas chasse. Размер 4/4. Исходное положение - V позиция epaulement croise, правая нога впереди. За тактом - demi plie и маленькое проходящее sissonne tombee croisee вперед, оканчивающееся на первую четверть в IV позицию. Между первой и второй четвертью - pas chasse. На вторую четверть центр тяжести корпуса передается на правую ногу на demi plie в маленькую IV позицию croise. Руки, как и в приеме шаг-соupe, правая в I, левая - на II позиции. Между второй и третьей четвертью - grande sissonne a la seconde de vole en tournant en dedans, как описано в предыдущем примере. На третью четверть - окончание прыжка на demi plie в точку 1.
Pas de bourree dessus en tournant en dedans заканчивается в V позицию на demi plie на четвертую четверть. Движение повторяется несколько раз с одной ноги, затем с другой.
Точно так же движение исполняется по диагонали: с правой ноги из точки 4 в точку 8, с левой - из точки 6 в точку 2.
Положения рук, как в предыдущем примере.
Правила исполнения grande sissonne a la seconde de vole en tournant en dedans. Во время прыжка корпус сохраняет строго вертикальное положение. Нога, выброшенная на 90° и закрепленная в бедре, не должна терять положения a la seconde и ни в коем случае не должна сдвигаться вперед, что может произойти, если ягодичные мышцы и мышцы бедра распущены.
Форс для поворота в воздухе в правую сторону дает левая рука, в левую - правая. Поднимая руки в III позицию энергичным движением, следует локоть руки, дающей форс, слегка выдвинуть вперед, не нарушая при этом правильного положения III позиции над центром корпуса.
Повороту помогает также движение головы: при повороте направо она остается повернутой к зеркалу (или в точку на диагонали) через левое плечо и в заключении поворота быстро возвращается en face; при повороте налево голова остается повернутой через правое плечо и возвращается en face.
Soubresaut
Soubresaut - большой прыжок с двух
ног на две из V позиции из demi
plie в V позицию, без перемены ног
и с сильным продвижением
Последовательность изучения
1. Исходное положение - V позиция epaulement croise, правая нога впереди, руки в подготовительном положении.
Размер 4/4. За тактом приоткрыть руки в сторону на полувысоту. На первую четверть demi plie поглубже; руки опустить в подготовительное положение; корпус с подтянутой спиной пригнуть вниз; взгляд на кисти рук. На вторую четверть положение сохраняется. Между второй и третьей четвертями, оттолкнувшись пятками от пола, сделать быстрый прыжок с пролетом вперед, во время которого ноги с вытянутыми пальцами соединены в ступнях в V позиции и слегка согнутые в коленях откидываются назад. Корпус непосредственно из наклонного положения устремляется вперед и сильно выгибается назад.
Одновременно руки, помогая устремлению корпуса, поднимаются в I позицию; голова поворачивается направо. Прыжок оканчивается на третью четверть на demi plie; на четвертую четверть колени вытягиваются, корпус выпрямляется, руки опускаются в подготовительное положение.
При первоначальном изучении soubresaut положение рук в I позиции во время прыжка не только помогает продвижению вперед, но и облегчает сложную координацию перегиба корпуса с откинутыми назад ногами.
2. Размер 4/4. Исходное положение - V позиция epaulement croise, правая нога впереди.
За тактом приоткрыть руки в сторону на полувысоту; наклоняя корпус вниз, опустить руки в подготовительное положение, взгляд на кисти рук; demi plie поглубже. Прыжок с пролетом вперед и с сильным перегибом корпуса (положение ног такое же, как в первом примере). Одновременно с прыжком руки поднимаются: левая на III позицию, правая - на I в положении arabesque. Голова поворачивается направо.
На первую четверть опуститься в V позицию на demi plie. На вторую четверть положение сохраняется. На третью четверть корпус плавно выпрямляется, руки опускаются в подготовительное положение, колени вытягиваются. На четвертую четверть - пауза.
3. Законченная форма. Размер 2/4. Исполняется так же, как во втором примере.
Прыжок заканчивается на первую четверть. На вторую четверть, оставаясь на demi plie, плавно выпрямить корпус и слегка "вздохнуть" руками, сохраняя их в положении III и I позиции; голову повернуть к левому плечу и наклонить ее немного вниз.
Из этого положения исполнить следующее soubresaut.
Рекомендуется разучивать таким образом не менее четырех soubresaut подряд и только на последнем прыжке опускать руки в подготовительное положение.* По мере усвоения, soubresaut может исполняться на 1/4 каждое.
* (В сценической практике
Правила исполнения. Воздушное, легкое исполнение soubresaut требует сильного толчка пятками от пола на прыжок и одновременно быстрого, почти резкого перегиба корпуса назад, в воздухе. После прыжка корпус выпрямляется легатированно, мышцы спины должны сдерживать корпус от резкого перехода в прямое положение.
Руки, принимая заданную позу, держатся свободно, без напряжения и придают soubresaut прозрачный, легкий узор.
Rond de jambe en l'air saute
Rond de jambe en l'air saute исполняется на 45° и 90° en dehors и en dedans.
При первоначальном изучении делается один rond de jambe, затем двойной.
Существует два приема исполнения rond de jambe en l'air saute: 1) сделав sissonne ouverte на 45° в сторону II позиции, оттолкнуться пяткой опорной ноги от пола, прыгнуть (temps leve), во время прыжка нога, открытая в сторону, исполняет один или два ronds de jambe en l'air; 2) из V позиции с demi plie оттолкнуться для прыжка двумя ногами, причем одна нога находится в воздухе в вертикальном положении, вторая отбрасывается в сторону на 45°, исполняя один или два ronds de jambe en l'air.
En dehors делается ногой, находящейся предварительно в V позиции впереди, en dedans - ногой, находящейся сзади.
В маленьком rond de jambe en l'air saute руки раскрываются на II полупозицию; в большом, исполняемом на 90°, demi plie делается глубже, прыжок - выше, руки раскрываются на полную II позицию; корпус немного отклоняется в сторону опорной ноги, тем самым давая другой ноге возможность свободнее исполнить rond de jambe.
Основным правилом этого pas является исполнение rond de jambe в момент прыжка. Нога должна быть хорошо и четко подготовлена в экзерсисе.
Пример комбинации с rond de jambe en Vair saute на 45°. Размер 4/4, четыре такта. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди.
Первый такт. На первую четверть - с правой ноги sissonne ouverte на 45° в сторону II позиции: на вторую четверть - rond de jambe en l'air saute en dehors, на третью - повторить rond de jambe; на четвертую - assemble (закончить в V позицию, правая нога сзади).
Второй такт. На первую четверть сделать с правой ноги маленькое jete battu, отлетев в сторону II позиции; закончив его, левая нога занимает положение sur le cou-de-pied впереди; на вторую четверть - с левой ноги маленькое jete croise вперед; на-третью четверть - coupe правой ногой и повторение с левой ноги jete croise вперед; на четвертую четверть - assemble.
Третий такт. На первую четверть - с левой ноги rond de jambe en l'air saute en dehors из V позиции; на вторую - assemble (закончить в V позицию назад); на третью и четвертую четверти повторить rond de jambe и assemble с правой ноги.
Четвертый такт. Исполнить два echappees battus en tournant в левую сторону, по половине поворота каждое.
Повторить комбинацию с другой ноги, затем исполнить в обратном направлении.
То же можно сделать с двойным rond de jambe.
Pas de basque
Pas de basque (шаг басков) - прыжок с одной ноги на другую. Pas de basque бывает двух видов: партерный и воздушный. Партерный (без отрыва от пола) исполняется вперед и назад en face, с поворотом на 1/4, 1/2 часть круга и - в старших классах- с полным поворотом (en tournant).
Grand pas de basque воздушный с большим прыжком и выбрасыванием ног на 90° также может быть сделан en tournant.
Изучение партерного pas de basque начинается в младших классах.
Последовательность изучения
1. Pas de basque вперед. Первоначальное изучение. Размер 3/4, два такта. Исходное положение - V позиция, epaulement croise, правая нога впереди.
За тактом сделать demi plie, приоткрыть руки в сторону и опустить их в подготовительное положение; на первую четверть правая нога вытягивается носком в пол на croise вперед, руки поднимаются в I позицию, взгляд направлен на кисти рук. На вторую четверть, оставаясь на demi plie, провести правую ногу носком по полу в сторону II позиции (demi rond de jambe par terre en dehors), руки открываются на II позицию, голова поворачивается налево. На третью четверть положение сохраняется. На первую четверть второго такта - прыжок на правую ногу без отрыва от пола, левая нога быстро вытягивает пальцы в положение II позиции и сразу же (между первой и второй четвертью) проходит скользящим движением через I позицию (passe) на demi plie на croise вперед носком в пол. В момент passe по I позиции руки опускаются вниз и вместе с ногой, скользящей на croise, поднимаются в I позицию; голова и взгляд сопровождают кисти рук. На вторую четверть, скользя вперед носком левой ноги, проходящим движением перейти на нее на demi plie и, соединив обе ноги в прыжке в V позиции, с вытянутыми пальцами, продвинуться вперед без отрыва от пола. На третью четверть закончить прыжок в V позицию на demi plie, приоткрыв кисти рук и повернув голову налево. Отсюда повторить движение с другой ноги.
Pas de basque назад исполняется так же. Исходное положение- V позиция, правая нога впереди. Сделать demi plie, левая нога вытягивается носком в пол на croise назад и вместе с руками выводится в сторону II позиции (demi rond de jambe en dedans); прыжок без отрыва от пола на левую ногу; правая через I позицию demi plie проводится на croisee назад носком в пол, затем левая нога соединяется с правой в партерном прыжке без отрыва от пола и с продвижением назад. Голова и руки сопровождают движение так же, как в pas de basque вперед.
2. Pas de basque вперед. Законченная форма. Размер 3/4. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. За тактом - demi plie в V позиции и demi rond de jambe par terre en dehors правой ногой. Остальное исполняется, как в № 1.
3. Размер 2/4. Demi plie и rond de jambe par terre делаются
за тактом. На первую четверть
- прыжок без отрыва от пола.
Между первой и второй
Правила исполнения pas de basque par terre. В pas de basque должен четко присутствовать элемент прыжка (особенно в первой его части), но этот прыжок не должен носить характер jete. Недопустимо отрываться от пола, в равной мере недопустимо "ползать", что часто встречается при исполнении этого pas.
Делая pas de basque назад, необходимо следить, чтобы нога после первого прыжка, проводимая через I позицию на croise назад, была до конца вытянута в колене, подъеме и пальцах. После этого обе ноги соединяются во втором скользящем прыжке. Нога, не вытянутая до конца, не доведенная до точки на croisee назад, придает pas de basque характер реверанса.
В законченной форме в средних классах в pas de basque вводится усложненное положение корпуса: если pas de basque исполняется вперед с правой ноги, то во время demi rond de jambe корпус и голова отклоняются влево к опорной ноге. В прыжке на правую ногу корпус и голова отклоняются направо. В заключении pas de basque корпус и голова подаются налево.
Исполняя pas de basque назад (правая нога впереди), на demi rond de jambe корпус отклоняется направо, во время pas de basque остается в том же положении и лишь в заключении прыжка подается налево.
Таким образом, в pas de basque вперед имеется три различных положения корпуса и головы; в pas de basque назад - два.
При любом музыкальном размере и темпе demi rond de jambe par terre должен исполняться за тактом и без малейшего опоздания. Разучивается pas de basque на 3/4, в комбинации с другими pas исполняется в большинстве случаев на 2/4.
Pas de basque вперед с поворотом на 1/4 круга (en tournant). Размер 2/4. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. За тактом - demi plie и правой ногой demi rond de jambe par terre en dehors с поворотом на 1/4 часть круга. Корпус отклоняется влево к опорной ноге, находящейся на demi plie. Руки, открываясь через I позицию на II одновременно с правой ногой, помогают повороту, причем правая рука и плечо дают легкий толчок, способствующий повороту на опорной ноге. Развернув корпус в точку 3 плана класса, исполнить pas de basque, закончив его в V позицию на croise, между точками 3 и 4. Второй pas de basque исполняется с левой ноги, с поворотом обратно к зеркалу во время demi rond de jambe par terre en dehors левой ногой.
Усложняя движение, можно сделать по кругу в одном направлении четыре pas de basque вперед или назад.
Начав pas de basque вперед с правой ноги на 1/4 часть поворота и закончив его в точку 3, второй pas de basque вперед с левой ноги сделать с поворотом в точку 5. Исполняя левой ногой demi rond de jambe pas terre en dehors, повернуться на опорной ноге в правую сторону (как бы en dedans). Этому поможет пятка опорной ноги, поворачивающаяся вперед на demi plie, и небольшой форс правой рукой в момент открывания рук на II позицию. Третий pas de basque аналогичен первому и заканчивается в точку 7; четвертый аналогичен второму и заканчивается к зеркалу в точку 1.
Так же исполняется pas de basque назад.
Эта форма pas de basque развивает сообразительность и приучает ученика к несколько неожиданным поворотам всей фигуры. Продолжая усложнять pas de basque, его разучивают с поворотом на 1/2 часть круга.
Pas de basque назад с поворотом на 1/2 часть круга. Размер 2/4. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. За тактом сделать demi plie в V позиции, левая нога вытягивается на croise назад носком в пол, руки в I позиции, корпус отклонен направо к опорной ноге, голова повернута направо, спина сильно подтянута в пояснице. Повернуться en dedans (направо) на опорной ноге, оставаясь на demi plie и поворачивая вперед пятку опорной ноги. Одновременно левая нога выводится в сторону, руки раскрываются на II позицию, голова остается повернутой направо. Поворот, исполняемый за тактом, оканчивается в точку 5 плана класса. На первую четверть - прыжок на левую ногу без отрыва от пола. Между первой и второй четвертью сделать passe по I позиции на demi plie, проводя правую ногу на croisee назад носком в пол, затем скользящий прыжок с продвижением назад, ноги соединяются в V позиции. На вторую четверть закончить прыжок в V позицию на demi plie, epaulement croise между точкой 5 и 6, левая нога впереди. Руки и голова в тех же положениях, что и в предыдущем примере.
Второй pas de basque также исполняется с поворотом в правую сторону: за тактом - demi plie, правая нога вытягивается на croise назад, руки в I позиции, голова повернута налево, корпус отклонен к опорной ноге. Проводя правую ногу в сторону и открывая руки на II позицию, развернуть корпус к зеркалу в точку 1, оставляя голову повернутой в сторону опорной ноги. На первую четверть - прыжок на правую ногу без отрыва от пола. Между первой и второй четвертью - passe по I позиции на demi plie (левая нога проводится на croisee назад носком в пол) и скользящий прыжок с продвижением назад, оканчивающийся в V позицию на demi plie, правая нога впереди, epaulement croise между точками 8 и 1 плана класса.
Pas de basque вперед с поворотом на полный круг. Размер 2/4. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. За тактом - demi plie в V позиции, правая нога вытягивается на croisee вперед носком в пол; руки в I позиции, взгляд направлен на кисти рук. Затем корпус сильно отклоняется налево к опорной ноге, остающейся на demi plie, голова поворачивается налево. Не задерживаясь, исполнить полный поворот en dehors (в правую сторону). Начиная поворот, сразу раскрыть руки на II позицию, причем правая рука и плечо активно содействуют повороту корпуса. Одновременно правая нога проводится носком по полу на II позицию легко, без упора в пол, так как акцентированное прикосновение носка к полу неизбежно затормозит поворот.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"