Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 241.58 Кб (Скачать)

На первую четверть второго такта исполнить assemble, соединив ноги в V позиции на demi plie, и опустить руки в подготовительное положение. На вторую четверть вытянуть колени. Движение повторяется несколько раз.

В дальнейшем после assemble может быть исполнен royale, entrechat-quatre, entrechat-six и ряд других прыжков, после которых следует повторение jete en tournant с правой или с левой ноги.

Правила исполнения grand jete en tournant в attitude croisee с приема sissonne tombee-cоupeе. В заключении sissonne tombee корпус должен иметь наклон вперед на опорную правую ногу. В coupe, передавая корпус на левую ногу, следует в положении efface слегка откинуть его налево. Эта сложная передача центра тяжести корпуса с одной ноги на другую, быстрый наклон корпуса вперед, а затем налево при сильной втянутости спины и ягодичных мышц дают необходимую предпосылку для поднятия корпуса в прыжке наверх и поворота его в воздухе. Основным моментом для прыжка является толчок от пола (coupe).

Прыжок jete en tournant должен исполняться: а) наверх, б) с поворотом в воздухе и в) с пролетом вперед.

Эти три требования необходимо предъявлять к прыжку в равной степени. (Ошибкой первоначального исполнения обычно бывает прыжок с поворотом в воздухе, но без продвижения вперед). Существенную помощь для правильного исполнения оказывают движения рук и головы, неразрывно связанные с движением корпуса. Руки, упруго соединенные на coupe в I позиции, в jete сильным движением раскрываются в III и II позицию, и именно в момент поворота корпуса левым плечом вперед следует левую руку, поднятую в III позицию, продвинуть вперед, помогая не только повороту корпуса, но и продвижению его вперед. Голова, повернутая на coupe налево, в прыжке jete быстро поворачивается направо, также содействуя повороту в правую сторону.

Оканчивая jete в attitude croisee, необходимо удержать корпус на demi plie в правильном положении. Форс руками, поворот головы и корпуса в правую сторону могут привести в заключении прыжка к нежелательному наклону корпуса в правую сторону и даже к потере равновесия. Опускаясь на demi plie, следует для удержания корпуса сильно подтянуть левый бок и бедро.

Grand jete en tournant в attitude effacee с приема sissonne tombee-соuрeе. Исходное положение - V позиция epaulement croise, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Сделать demi plie и sissonne tombee вперед в точку 2 в IV позицию efface. Корпус передается на правую ногу на demi plie и наклоняется вперед, плечи ровные; правая рука в I позиции, левая на II, голова и взгляд направлены к правой руке. Левая нога делает короткое coupe и опускается на plie сзади правой, правая нога отделяется от пола в полусогнутом положении вперед на 45°; корпус, оставаясь в положении efface, откидывается назад и влево; руки соединяются в I позиции, голова поворачивается налево. Прыжок, jete en tournant, правая нога выбрасывается вперед на 90°, левая рука раскрывается в III, правая - на II позицию, голова поворачивается направо. Повернуться в воздухе в правую сторону на полный круг и, пролетев вперед в направлении точки 2, остановиться на правой ноге в attitude effacee на demi plie.

Правила исполнения и распределение на музыкальные четверти те же, что и в grand jete en tournant в attitude croisee. Но поворот в воздухе в данном случае несколько больше, чем в прыжке в attitude croisee.

Grand jete en tournant в attitude croisee с приема sissonne-соupee. Размер 4/4. Встать на правую ногу  лицом в точку 1, вытянув левую  на croisee назад носком в пол; левая  рука вытянута вперед, правая - в  сторону, кисти в положении arabesque, взгляд направлен через левую  руку.

За тактом - demi plie и небольшой прыжок* (вытянутая левая нога слегка отделяется от пола); корпус наклоняется вперед, левая рука закругляется в I, правая - во II позицию; голова поворачивается направо. На первую четверть, углубив demi plie, широким шагом перейти с носка на левую ногу на demi plie; голова остается повернутой направо, руки свободным движением раскрываются на II позицию; корпус немного отводится левым плечом назад, оставаясь в ракурсе croise. Между первой и второй четвертью - coupe: правая нога подставляется на plie сзади левой и дает толчок от пола для прыжка, руки, опускаясь вниз, быстро переводятся в I позицию. Выбросив левую ногу вперед на 90°, сделать прыжок jete en tournant. Правая рука раскрывается в III, а левая - на II позицию, корпус поворачивается правым плечом вперед, а голова налево. На вторую четверть опуститься на левую ногу в attitude croisee на demi plie. На третью четверть сделать assemble, соединив ноги в V позиции на demi plie. На четвертую четверть можно сделать шаг правой ногой вперед в исходное положение, левая нога на croise сзади, и повторить движение еще раз или сделать шаг на левую ногу и исполнить jete с другой ноги. С этого приема исполняется и jete en tournant в III arabesque. (Правила исполнения см. в примере grand jete en tournant в attitude croisee с приема sissonne tombee-coupee).

* (По форме этот прыжок следует  отнести к группе sissonne.)

Grand jete en tournant no кругу. Обычно эти jetes, исполняемые в attitude effacee, включаются  в конце вариаций и чаще  всего в coda.

Прежде чем перейти к исполнению grands jetes en tournant по кругу, рекомендуется изучить их по диагонали сверху вниз с приема, применяемого и при исполнении вокруг зала.

Изучая jetes с поворотом в правую сторону, встать на диагональ из точки 6 в точку 2. Первое jete сделать с приема sissonne tombee-coupee на efface, описанное в grand jete en tournant в attitude effacee. Затем после остановки на правой ноге в attitude efface надо сделать короткое coupe левой ногой, подставив ее сзади правой и, не задерживаясь, повторить jete en tournant. В этом coupe центр тяжести корпуса быстро передается на левую ногу, как при исполнении coupe после sissonne tombee. Руки, раскрываясь с attitude через II позицию, быстро переводятся на coupe снизу в I позицию и упругим движением, оказывая помощь прыжку, раскрываются в воздухе в позу. Второе jete закончить assemble.

Усложняя движение, исполнить первое jete с sissonne tombee-coupee и два последующих с coupe. Постепенно увеличивая количество jetes, следует довести их до восьми подряд и только после этого перейти к исполнению по кругу.

Правила исполнения grand jete en tournant. Каждое coupe должно быть предельно коротким по времени и с сильным толчком от пола, подчеркивающим jete с задержкой (с баллоном) в воздухе. Собранные мышцы ног, спины, владение руками и повороты головы крайне важны для этих jetes.

Необходимо следить за корпусом в момент поворота в воздухе и приземления в attitude effacee. При исполнении большого количества jetes с coupe подряд корпус невольно начинает отклоняться в правую сторону (если jetes делаются с поворотом направо). Часто приходится наблюдать, как танцующий, исполняя jetes en tournant по кругу, летит в воздухе с наклоном всей фигуры к центру зала под углом 80-90°, тем самым приближая свое исполнение к замысловатому, но отнюдь не художественному акробатическому трюку. И если в некоторых случаях такое исполнение допускается на сцене и даже является индивидуальной особенностью танцовщика, оно не может быть общим правилом и примером для изучения этого pas. Чтобы избежать нежелательного наклона корпуса, прежде всего необходимо правильно держать ногу, согнутую сзади в attitude. Малейшее отведение верхней части ноги в сторону (распущенность бедра) сразу отражается на положении корпуса. Левая рука также не должна оттягиваться в сторону и назад. Подобранное бедро и бок левой ноги, небольшая подтянутость всей правой стороны корпуса наверх придадут этим jetes должную форму.

Исполнение jetes по кругу в правую сторону начинается из точки 8, в левую из точки 2.

Характер jetes экспрессивный, динамичный.*

* (Grand jete en tournant no кругу встречаются  в балетах "Щелкунчик" (coda), "Лауренсия" (вариация, 3-я часть), "Дои Кихот" (последний акт, coda).)

Пример комбинации с grand jete en tournant. Четыре такта по 4/4. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди.

Первый такт: sissonne tombe вперед в IV позицию на croise, coupe и grand jete en tournant в attitude croisee. Закончить assemble, entrechat-six.

Второй такт: повторить то же с левой ноги.

Третий такт: с правой ноги в точку 2 sissonne tombe в IV позицию на efface, coupe, grand jete en tournant в attitude effacee, coupe и второе jete en tournant в attitude effacee. Закончить assemble в V позицию, левая нога впереди.

Четвертый такт: с левой ноги по прямой линии налево sissonne tombee, pas de bourree. Закончить в V позицию, правая нога впереди, releve в V позицию на полупальцы, demi plie и два тура в воздухе в правую сторону.

Jete par terre en tournant. Само название jete par terre говорит о том, что оно не относится к большим воздушным прыжкам. Устремленный в длину прыжок, распластанный над полом корпус, динамичное стремление вперед, направленное к преодолению большого пространства - все это является характерной особенностью jete par terre.

Состоит оно из двух элементов: скользящего партерного прыжка без отрыва от пола и невысокого воздушного прыжка en tournant.

Исполняемое по прямой линии, по диагонали и по кругу в правую и в левую сторону jete par terre часто встречается в конце вариаций и coda.

Последовательность изучения

1. Размер 2/4. Движение по диагонали  из точки 6 в точку 2. Исходное положение - V позиция epaulement efface, правая нога  впереди, руки в подготовительном  положении. За тактом сделать demi plie и, оттолкнувшись левой ногой от пола, выбросить правую скользящим широким движением без отрыва от пола вперед в точку 2. На первую четверть упасть на правую ногу на plie; левая нога поднимается сзади не выше 10-15°; корпус резко наклоняется вперед, как бы распластываясь низко над полом; правая рука, проходя через I позицию, вытягивается вперед, левая - в сторону (I arabesque), взгляд следует за правой кистью. Между первой и второй четвертью - воздушный прыжок, заканчивающийся на вторую четверть и исполняемый из положения arabesque над полом. Для этого левую ногу следует подтянуть сзади к правой, соединяя ноги в прыжке в V позиции. Этот прыжок делается с полным поворотом в воздухе и заканчивается на левой ноге на demi plie, правая sur le cou-de-pied впереди. Корпус принимает в прыжке вертикальное положение и в заключении поворота обращен в точку 2 в положении efface; руки, помогая повороту корпуса, быстро переходят, "подхватываются" снизу в невысокую I позицию; голова при начале поворота в воздухе повернута через левое плечо в точку 2, в конце поворота находится в прямом положении к точке 2 и в заключительный момент на demi plie поворачивается налево. Движение делается несколько раз подряд, причем скользящий партерный прыжок исполняется правой ногой из положения sur le cou-de-pied впереди.

2. Законченная форма. Размер 2/4. Исполняется  так же, как и в предыдущем  примере, но на одну четверть  приходится каждое jete par terre.* Скользящий  прыжок начинается за тактом  и оканчивается на первую четверть; воздушный прыжок с поворотом  исполняется между первой и  второй четвертью и тотчас  продолжается следующее jete. Таким  образом, акцент движения падает  на первую половину jete на раз, что и необходимо подчеркивать. Если берется фраза из четырех тактов по 2/4, то на нее исполняется восемь jetes, причем допустимо на восьмом jete остановиться в позе распластанного arabesque без поворота в воздухе. Такую же или двойную музыкальную фразу можно закончить после седьмого или пятнадцатого jete переходом в любую позу на правую ногу (если движение идет в правую сторону).

* (Скользящий прыжок начинается  без предварительного epatilement effacce, прямо с epaulement croiscc.)

Общепринято заканчивать jetes par terre стремительными chaines, а также комбинировать их с grands jetes en tournant.

Правила исполнения jete pas terre en tournant. В этом jete особенно необходимо владеть мышцами спины в момент, когда корпус в скользящем прыжке передается на опорную ногу и вся фигура (поза) принимает горизонтальное положение. Поясница, мышцы живота и желудок сильно подтянуты.

Плечи должны быть совершенно ровными. Недопустимо отставание левого плеча, если скользящее jete делается на правую ногу, и правого плеча, если jete делается на левую ногу.

При втором воздушном прыжке корпус активно выпрямляется и поворачивается с подтянутыми бедрами в строго вертикальном положении.

Руки и голова энергично помогают повороту в воздухе. Если поворот делается в правую сторону и форс берет левая рука, то в заключении поворота следует отвести назад правое плечо; если в левую сторону (форс берет правая рука),- назад отводится левое плечо.

Jete par terre воздушное. Это jete является  разновидностью партерного jete. К его изучению значительно легче перейти после того, как усвоены правила исполнения jete par terre. Оно также состоит из двух элементов: воздушного jete и coupe en tournant. Исполняется во всех направлениях и по кругу.

Музыкальный размер и акцент движения аналогичны jete par terre. Начиная движение из V позиции с правой ноги по диагонали из точки 6 в точку 2, сделать невысокое легкое jete в I arabesque, сначала скользнув носком по полу, и, пролетев по воздуху вперед, на секунду задержаться на plie. Корпус распластан над полом, левая нога поднята в пределах 45°. Затем, закрывая руки в подготовительное положение, выпрямляя и поворачивая направо корпус, подставить в повороте левую ногу на plie сзади правой (coupe en tournant); правая нога принимает положение sur le cou-de-pied впереди; корпус поворачивается в момент coupe и в заключении находится в epaule-ment efface к точке 2. Отсюда сразу же исполняется следующее jete и т. д.*

* (Эти jetes можно исполнять и п маленький attitude effacce.)

Правила исполнения jete par terre воздушного. Воздушный прыжок, начинающийся за тактом, всегда акцентируется на музыкальную четверть на plie. Coupe en tournant и начало следующего прыжка происходят на восьмую между четвертями.

Coupe, дающее толчок от пола  и исполняемое во время поворота, должно носить быстрый и непринужденный  характер и подчеркивать исполнение  воздушного jete.

Руки, упруго соединяясь внизу и активно помогая повороту, раскрываются в позу на jete через проходящую I позицию.

Голова и взгляд во время coupe направлены через левое плечо (если движение исполняется с правой ноги в точку 2 или по кругу). При исполнении в левую сторону - через правое.

Бросок ноги при исполнении jete необходимо каждый раз делать в строго намеченном направлении по диагонали, по прямой линии или по кругу.

Sissonne

Sissonnes - прыжки с двух ног на  одну, подразделяющиеся на маленькие  и большие.* К маленьким относятся sissonne simple, sissonne ouverte, sissonne fermee, sissonne tombee; к большим - sissonne ouverte на 90°, sissonne fondue, sissonne tombee на 90°, sissonne renversee, sissonne soubresaut. Ряд перечисленных sissonnes может исполняться en tournant и с battu (с заноской).

* (Исключениями являются sissonne fermee, sissonne tombee и sissonne fondue, когда прыжок  заканчивается на две ноги.)

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"