Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций
Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".
Таким образом, в законченном виде одно assemble исполняется на протяжении четверти.
В комбинациях движений assemble очень часто служит связующим прыжком между другими прыжками. Оно выполняется как завершающий прыжок. Но для этого надо, чтобы одна нога находилась в воздухе. Например, после прыжка, заканчивающегося в какую-либо позу, где нога поднята на 45° или на 90° в любом направлении, надо оттолкнуться от пола опорной ногой и подтянуть поднятую ногу к опорной, после чего закончить прыжок на demi plie в V позиции.
Double assemble. Double assemble состоит из двух асsemble, исполняемых из V позиции с выбрасыванием ног в стороны на 45°: первое без перемены ног, второе с переменой. Правила исполнения те же, что и для простого assemble в сторону с броском ноги на 45°.
Правила исполнения petit assemble. Для правильного исполнения assemble очень важен единый темп, то есть одновременное выбрасывание работающей ноги на 45° и сильная отдача от пола опорной ноги.
При несовпадении отдачи от пола опорной ноги и броска работающей ("пересиживание" на demi plie) происходит "разбрасывание" ног в сторону, что препятствует своевременному их соединению в прыжке в V позицию и подтягиванию бедер.
Обычно в petit assemble нога выбрасывается в сторону на 45°,* но по мере ускорения темпа высота ноги, как и высота прыжка, невольно снижается. Опорная нога в любом случае должна успевать максимально вытянуться.
* (При исполнении всех видов
petit assemble следует помнить, что высота
45° является условной и не
должна превышать высоту
Работающая нога из V позиции энергично выбрасывается в любом направлении скользящим движением, пятка активно участвует в отдаче от пола (перед броском должен быть момент проскальзывания всей ступни по полу).
Положения ног, корпуса, головы и рук следующие.
При assemble в сторону нога должна выбрасываться точно на II позицию без отклонения от этой линии вперед или назад. Корпус держится прямо (недопустимо его раскачивание и отклонение в сторону).
При assemble croisee и effacee вперед и назад нога выбрасывается, сохраняя направление из V позиции (носок работающей ноги против пятки опорной).
При assemble ecartee нога выбрасывается во II позицию по диагонали и не заходит за линию II позиции вперед или назад.
При assemble в сторону, если нога, находящаяся в V позиции сзади, переходит вперед, голова поворачивается в сторону работающей ноги, если нога, стоящая впереди, переходит назад, голова поворачивается в сторону, противоположную работающей ноге. Поворот головы профильный.
При исполнении assemble в epaulement нога выбрасывается в сторону во II позицию en face. В момент соединения ног в V позиции происходит поворот корпуса правым или левым плечом (epaulement). При этом ни в коем случае нельзя специально выставлять плечо вперед: во время поворота плечо оттянуто и выдвигается лишь в соответствии с поворотом корпуса. Голова поворачивается в сторону работающей ноги.
При assemble назад голова поворачивается в сторону, противоположную работающей ноге.
Положения корпуса, рук и головы при assemble в позах croisee, effacee и ecartee вперед и назад соответствуют положениям данных поз.
Положения рук варьируются по I и II позициям, по I и II полупозициям.*
* (См. также общие правила
Grand assemble. Grand assemble исполняется с выбрасыванием ноги на 90° вперед или в сторону (grands assembles с выбрасыванием ноги назад в практике сценического и учебного танца самостоятельно не применяются. Встречаются лишь в качестве связующих между другими прыжками. См. "Petit assemble"). Может быть исполнено в положении en face, croise, efface и ecarte с различными вспомогательными движениями и прыжками (например, шаг-coupe, проходящий шаг, pas de bourree, glissade, pas failli, sissonne tombee и т. д.).
Grand assemble всегда исполняется с
продвижением в направлении
Разучивание большого assemble начинается с наиболее простых подходов, например, с шага, с glissade и т. д. Комбинации должны быть несложными, в сочетании с другими простыми прыжками, не отнимающими внимания и сил от главного - изучения grand assemble.
Усвоив assemble с разных приемов, его широко используют в более сложных комбинациях.
Большое assemble с усложненной заноской entrechat-six de vole (в полете) изучается после большого assemble без заноски, вначале также в простейших комбинациях (объяснение усложненной заноски entrechat-six de vole см. "Заноски").
Пример изучения grand assemble с шага. Размер 2/4. Встать в V позицию croise, левая нога впереди, руки в подготовительном положении, голова повернута налево.
За тактом левая вытянутая нога поднимается вперед на croisee на небольшую высоту (не ниже 22,5°), вместе с движением ноги руки из подготовительного положения поднимаются на II позицию. На первую четверть первого такта передать центр тяжести корпуса на левую ногу и опустить ее с вытянутого носка на пятку (шаг на demi plie). Сильно оттолкнуться от пола. Одновременно правую ногу энергично выбросить через I позицию большим battement на 90° в точку 2 плана класса (бросок ноги направлен точно в сторону II позиции). Для этого необходимо, продвинув корпус вслед за выброшенной ногой, развернуть его по диагонали правым плечом вперед (epaulement). На вторую четверть опорная нога после толчка моментально подтягивается к выброшенной в V позицию в воздухе сзади; правая рука через подготовительное положение и I проходящую позицию поднимается в III, левая - на II позицию; кисти поворачиваются ладонями вниз, голова - направо, взгляд направлен поверх пальцев правой руки. Прыжок заканчивается на demi plie, в V позиции croise, правая нога впереди. Поза на полу сохраняется та же, что и в воздухе. На первую четверть второго такта подняться из demi plie, руки опустить в подготовительное положение, голова остается повернутой направо. На вторую четверть вытянутая правая нога поднимается вперед на croisee на 22,5°, руки поднимаются на II позицию. Отсюда следует повторение прыжка с другой ноги.
Grand assemble en tournant (прыжок с поворотом корпуса). При grand assemble en tournant нога выбрасывается на 90° только в сторону, независимо от того, в каком направлении оно делается (вперед или назад по прямой, по прямой направо и налево, по диагонали вниз и наверх, по кругу и т. д.). Основные правила те же, что и в grand assemble без поворота.
Разучивание grand assemble en tournant начинается с простейшего подхода, с шага-tombe на 45°. В дальнейшем чаще всего применяют pas chasse и pas couru (разбег) как наиболее сильные подходы, способствующие осуществлению прыжка на большой высоте.
Пример изучения с шага-tombe на 45°. Встать в V позицию en face, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. За тактом demi plie на левой ноге, одновременно правая вынимается через условное cou-de-pied в сторону на 45°, руки через I позицию раскрываются на II. Затем упасть на правую ногу (tombe), левая проходит по полу через I позицию, вытягивается и энергично выбрасывается в сторону на 90°, одновременно с толчком от пола на опорной ноге и поворотом корпуса на полтура в сторону выбрасываемой ноги спиной к зрителю* руки со II позиции через подготовительное положение и I позицию поднимаются в III.** Опорная нога после толчка моментально подтягивается к выброшенной в V позицию сзади. Корпус передается также в сторону выброшенной ноги и завершает поворот с участием рук, дающих форс в помощь вращению корпуса. При этом ноги удерживают V позицию в воздухе, руки находятся в положении, принятом в первый момент прыжка. Прыжок заканчивается в V позицию, правая нога впереди на demi plie, en face. Голова во время прыжка повернута через левое плечо к зрителю, затем быстро поворачивается, следуя за вращением корпуса, и снова возвращается в исходное положение.
* (Если исполнитель стоит лицом к зрителю и выбрасывается левая нога, то поворот будет направо левым плечом вперед. Первый момент поворота на полтура придется спиной к зрителю, заключительный - лицом. С другой ноги все делается в противоположную сторону.)
** (В дальнейшем при
Нужно внимательно следить за тем, чтобы выбрасываемая нога проходила по полу возле опорной по I позиции, а не шла на расстоянии от опорной ноги вперед, делая дугообразный взмах, "загребая", как бы беря форс для поворота (тем более в первый момент прыжка, где достаточно поворота самого корпуса и форса рук). При неправильном движении выбрасываемой ноги нельзя достигнуть сильного и свободного броска а lа seconde на 90°. Выброшенная нога должна быть подтянута в тазобедренном суставе, ягодичные мышцы втянуты и напряжены, корпус в вертикальном положении, плечо направлено к носку выбрасываемой ноги. (Надо следить, чтобы корпус не наклонялся в сторону от выброшенной ноги, что, однако, нередко наблюдается у исполнителей).
В assemble en tournant поворот корпуса не представляет особой сложности; трудность заключается в предельной высоте и полетности прыжка с броском ноги на 90° и удерживании ее на этой высоте, чему способствует подтянутость бедер, ягодичных мышц и всего торса.
Полный поворот корпуса исполняется слитно, но, несмотря на это, необходимо ясно ощущать два момента в прыжке: первый - это бросок работающей ноги в сторону на 90° одновременно с поворотом корпуса на полтура, второй - быстрое подтягивание опорной ноги к выброшенной с поворотом корпуса на вторые полтура.
Следующим по степени трудности изучается grand assemble en tournant с усложненной заноской (entrechat-six de vole) и grand assemble en tournant с двойным поворотом корпуса. Все вышеизложенные правила и положения полностью относятся и к этим усложненным видам assembles, но для двойного поворота потребуется более сильный форс рук, корпуса и ног, дающих посыл в направлении вращения.
Grand assemble en tournant можно исполнять
без перемены ног и с
Музыкальное оформление для первоначального изучения такое же, как и для grand assemble en face.
Правила исполнения grand assemble. Работающая нога большим battement выбрасывается на 90° одновременно с сильным толчком от пола опорной ноги и движением рук, которые оказывают значительную помощь прыжку. До прыжка руки обязательно должны раскрыться на II позицию и только в момент отдачи от пола и броска ноги они проходят через подготовительное положение и I позицию, раскрываясь по заданию, то есть принимая в воздухе ту или иную позу.
Движение рук свободное, не напряженное. В руках, от плеча до локтя, должна ощущаться легкая упругость мускулов, удерживающих локти от провисания. Одновременное действие работающей и опорной ноги и движение рук дают необходимый единый темп, благодаря которому увеличивается возможность прыжка и задержки в воздухе.
Независимо от того, с какого подхода делается assemble, надо перед отдачей от пола, углубляя demi plie, передать центр тяжести корпуса на опорную ногу, тем самым освобождая другую ногу для броска, и передать корпус вслед за выброшенной ногой. Опорная нога после толчка моментально подтягивается к выброшенной ноге в V позицию в воздухе.
Отталкиваясь опорной ногой, силу толчка следует направлять не только на прыжок в длину, но и на прыжок наверх, то есть прыжок должен быть с полетом.
Выброшенную ногу следует удерживать как можно выше, и к этой высшей точке быстро подтягивать опорную. Немалую помощь в этом окажут втянутые ягодичные мышцы, подтянутый корпус и бедра, которые подготавливаются ("собираются") перед прыжком на demi plie. Распущенное тело и осевший на ноги корпус препятствуют осуществлению полноценного прыжка. При возвращении на пол после прыжка корпус, ноги, голова и руки остаются подтянутыми, как в прыжке, сохраняя форму и выразительность данной позы.
Jete
Jete - прыжок с одной ноги на
другую.* Во время прыжка одна
нога резко забрасывается
* (Исключением является jete ferme, в котором сразу после прыжка вторая нога закрывается в V позицию и прыжок происходит как бы с двух ног на две.)
Jetes чрезвычайно разнообразны по форме.
Petit jete. Правила исполнения petit jete в
основном соответствуют
Встать в V позицию, сделать demi plie. Работающая нога, вытягиваясь, выбрасывается вперед, в сторону или назад на 45° одновременно с прыжком на опорной. Затем работающая нога подтягивается к опорной спереди или сзади, опорная сгибается и принимает положение stir le cou-de-pied впереди или сзади.*
* (Положение sur le cou-de-pied впереди применяется условное.)
Во всех видах petits jetes, заканчивающихся в положении sur le cou-de-pied, бросок работающей ноги из положения sur le cou-de-pied происходит через проходящую V позицию. Этот прием координирует бросок работающей ноги, отдачу опорной от пола и способствует подтягиванию бедер. Его необходимо соблюдать особенно в младших классах (в первом, втором, третьем), когда бедра и мышцы еще недостаточно закреплены. В дальнейшем нога выбрасывается из положения sur le cou-de-pied и задевает пол только носком.
Petit jete можно исполнять в положении en face, на croise, efface и ecarte.
Разучивается jete сначала у палки, затем на середине зала, раздельно, в медленном темпе. Законченная форма исполняется слитно.
Начиная изучение jete на середине зала, следует держать руки в подготовительном положении. Затем одновременно с броском работающей ноги руки из подготовительного положения свободно вскидываются на II позицию ладонями вниз и вытягиваются; при возвращении на пол после прыжка одна рука переводится в I позицию, другая остается на II.* Руки закругляются. Голова поворачивается в сторону работающей ноги.
* (I позицию занимает рука, противоположная работающей ноге (правая рука занимает I позицию, если левая нога принимает положение sur le cou-de-pied сзади, и наоборот: левая рука - в I позиции, правая нога sur le cou-de-pied сзади).)
При исполнении jete в обратном направлении положение рук по отношению к ногам такое же. Голова тоже поворачивается в сторону работающей ноги. (Эти основные для petit jete положения рук и головы могут быть изменены по требованию педагога.)
Jete можно исполнять на месте и с продвижением (отскоком).
Petit jete в сторону. Исполнить несколько jetes подряд с броском в сторону попеременно с обеих ног: правая (работающая) нога, стоящая сзади, в прыжке подменяет опорную ногу спереди, а опорная после прыжка сгибается в положение sur le cou-de-pied сзади. Затем левая (работающая) из положения sur le cou-de-pied выбрасывается в сторону на 45° и подменяет опорную спереди, правая после прыжка переходит в положение sur le cou-de-pied сзади и т. д. Получается естественное продвижение вперед.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"