Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций
Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".
* (См. "Glissade".)
На первую четверть, заканчивая glissade, оттолкнуться от пола, правая нога выбрасывается вперед на 90° в направлении точки 3, руки через проходящую I позицию открываются в позу I arabesque, взгляд направлен через правую кисть, корпус подтянут наверх. На вторую четверть, передав корпус вперед, опуститься на правую ногу на demi plie, сохраняя позу I arabesque. На третью четверть исполнить assemble, соединив ноги в воздухе в V позиции и опуститься на demi plie, левая нога впереди. На четвертую четверть выпрямиться из demi plie.* Отсюда повторить движение в том же направлении.
* (На четвертую четверть можно также исполнить entrechat-quatre или любое pas, оканчивающееся на две ноги.)
Правила исполнения grand jete с glissade. Скользящий glissade с прыжком, но без отрыва от пола должен оканчиваться в классе точно в V позицию (IV позиция, допустимая в сценическом танце, в классе не рекомендуется).
Заканчивая glissade, ни в коем случае не следует задерживаться на plie. Задержка превратит glissade из вспомогательного движения в самостоятельное pas и не поможет, а помешает при отдаче от пола, ослабит силу прыжка.
Толчок от пола для последующего прыжка делается в glissade двумя ногами, но главная нагрузка должна падать на ногу, которая заканчивает glissade (если glissade начинает правая нога, то сильнее оттолкнуться для прыжка следует левой ногой).
Открывая руки во время glissade и соединяя их затем внизу, чтобы во время прыжка jete раскрыть их в позу, нужно делать это активно, не вяло, то есть надо руками брать форс для прыжка.
Исполняя glissade в сторону II позиции в epaulement croise (левое плечо впереди, голова налево), в последний момент перед jete следует отвести назад правое плечо так, чтобы положение корпуса и плеч соответствовало последующей позе I arabesque, направленную в точку 3.
Как и во всех grands jetes, корпус одновременно с прыжком подтягивается наверх, а затем также направляется вперед.
Пример grand jete в I arabesque с glissade по диагонали. Исходное положение - V позиция epaulement croise, левая нога впереди. Движение из точки 6 в точку 2. Glissade, как и в предыдущем примере, исполняется без перемены ног и начинается с правой ноги вперед в направлении точки 2. Grand jete в I arabesque делается также в точку 2. Правая нога, скользящая в glissade вперед, определяет направление броска правой ноги вперед на 90° в момент jete. Левое плечо все время остается впереди*(правила исполнения см.: "Правила исполнения grand jete с glissade").
* (Если grand jete исполняется в attitude effacee из точки 6 в точку 2, то перед началом в V позиции может быть и правая нога. Тогда glissade исполняется в положении ecartee вперед, правым плечом в точку 2, и только в момент jete корпус поворачивается на efface.)
Пример grand jete во II arabesque с glissade по диагонали. Исходное положение - V позиция epaule-ment croise, левая нога впереди. Движение по диагонали из точки 6 в точку 2. Glissade, исполняемый без перемены ног, начинается правой ногой вперед в точку 2; grand jete во II arabesque также исполняется правой ногой в точку 2. Затем левая нога, находящаяся в позе II arabesque сзади на 90°, опускаясь, быстро проходит по полу возле правой опорной ноги и скользит вперед, делая второй glissade в направлении между точкой 1 и точкой 2, причем этот glissade заканчивается в V позицию правой ногой вперед; тотчас левая нога выбрасывается на 90° для jete в направлении второго glissade. Отсюда движение повторяется еще раз с правой и с левой ноги. Руки, как и в предыдущих примерах, на glissade раскрываются в сторону II позиции и перед прыжком-jete опускаются вниз. Первый glissade исполняется левым плечом вперед, голова налево. Заканчивая glissade, слегка опустить голову вниз; в прыжке-jete голова снова направлена через левое плечо, левая рука вытянута вперед, правая - в сторону. Исполняя второй glissade, следует опустить руки из позы II arabesque вниз и снова поднять их на втором jete. На втором glissade голову повернуть направо.
Правила исполнения glissade и grand jete те же, что и в предыдущих примерах.
В старших классах эти jetes можно исполнять по кругу. Круг может начинаться в правую сторону из точки 8 мимо точек 1, 2, 3 и заканчиваться движением по диагонали из точки 4 в точку 8 или диагональю из точки 6 в точку 2. В левую сторону движение начинается из точки 2 мимо точек 1, 8, 7 и т. д. Исполняя jetes по диагонали, можно продолжить их по кругу. В этом случае, проделав диагональ из точки 6 в точку 2, следует повернуть по кругу направо; после диагонали из точки 4 в точку 8 движение по кругу исполняется налево.
Jete fondu на 90°. Jete fondu (тающий, от франц. fondre - таять) - большой прыжок с двух ног на две, исполняемый в сторону и во все большие позы вперед и назад. Это jete можно сравнить с grand jete, исполняемым из V позиции, но в заключении прыжка нога не остается в воздухе, а мягко закрывается в V позицию.
Пример изучения jete fondu в позу III arabesque. Размер 4/4. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. На первую четверть - demi plie. Между первой и второй четвертью правая нога выбрасывается вперед на 90° в направлении croisee, левая рука через I позицию открывается вперед, правая на II позицию, прыжок. Пролетая за носком правой ноги вперед, открыть левую ногу на croise назад на 90°. На вторую четверть упасть на правую ногу на demi plie. Между второй и третьей четвертью левая нога носком по полу подводится в V позицию сзади на demi plie, в то же время руки мягко опускаются вниз в подготовительное положение. На третью четверть левая нога в V позиции как бы углубляет demi plie, что и создает характер fondu. На четвертую четверть подняться из demi plie.
2. Законченная форма. Размер 2/4. За тактом - demi plie и прыжок jete вперед. На первую четверть опуститься на правую, ногу на demi plie. На вторую - левую ногу подвести в V позицию сзади на demi plie, руки опустить в подготовительное положение. Отсюда движение повторяется нужное количество раз.
Характерной особенностью jete fondu на 90° является плавность, мягкость исполнения; ему присущ умеренный вальсовый темп. При исполнении в размере 3/4каждый такт будет равен одной четверти двухдольного размера. Эти jetes исполняются во все позы и во всех направлениях.
Jete passe. Jete passe имеет три основных вида: маленькое (на 45°), большое (на 90°), исполняемые вперед и назад, и большое в сторону II позиции со сгибом ноги на высоте 90° и с passe по I позиции. Исполняется с проходящего шага и с pas couru.
Petit jete passe назад с шага. Размер 2/4.
Preparation: правая нога на croisee сзади.
За тактом шаг вперед с правой
ноги на efface носком в пол. На
первую четверть - demi plie на правой
ноге, центр тяжести корпуса
Правила исполнения petit jete passe назад с шага. В прыжке должен быть момент, когда обе ноги находятся в воздухе: одна - в положении efface, другая - croise сзади. Ноги, меняясь в воздухе, проходят близко одна возле другой, но не соприкасаются.
При наклоне корпуса вперед перед прыжком плечи должны быть совершенно ровными. Для этого, делая шаг вперед и plie на правую ногу, следует в момент plie немного подать вперед левое плечо. Обычной ошибкой бывает "отставание" плеча, что придает кривизну корпусу в момент прыжка и нарушает линию перегиба в спине.
Слитный переход корпуса из наклонного положения вперед в небольшой перегиб назад происходит в прыжке (что очень важно) и сохраняется в заключительной позе на demi plie.
Эти правила распространяются и на jete passe на 90°.
Petit jete passe назад с pas couru. Pas couru (разбег) может состоять из трех или пяти шагов. Последний шаг должен быть с упором на plie.
Исходное положение - поза croisee назад носком в пол.
При pas couru, исполняемом за тактом, руки находятся в подготовительном положении и в jete passe принимают маленькие позы, описанные в первом примере. Исполняя движение несколько раз подряд, следует во время pas couru опускать руки в подготовительное положение. Правила исполнения jete passe назад с pas couru те же, что в jete passe назад с шага.
Jete passe назад на 90°. Размер 2/4. Preparation: правая нога на croise сзади. Как и в petit jete passe, шаг в efface вперед делается правой ногой, но положение на demi plie несколько шире, наклон корпуса вперед сильнее.
В момент прыжка левая нога выбрасывается на efface назад на 90°, правая на croise назад. Заканчивая прыжок на demi plie на левую ногу, правую удерживать в attitude croisee.
Перед началом прыжка правая рука находится в I, левая на II позиции. В прыжке правая рука поднимается в III позицию, кисть открывается, левая остается на II. В заключительной позе кисти могут остаться allonge или принять обычное положение III и II позиции. Перегиб корпуса в прыжке значительно сильнее, чем в маленьком jete passe.
Музыкально движение распределяется на четверти, как в первом примере. Это jete может исполняться и с pas couru.
Jete passe вперед на 90°. Размер 2/4. Preparation: левая нога на croise вперед носком в пол, руки в подготовительном положении, голова повернута налево.
За тактом левая нога делает шаг назад на efface, руки через проходящую I позицию отводятся на II позицию с открытыми кистями. На первую четверть сделать demi plie на левой ноге, корпус с ровными плечами слегка откинуть назад, прыгнуть, выбросив правую ногу вперед на 90°. На вторую четверть упасть на demi plie на правую ногу, левая нога во время прыжка делает developpe вперед на 90°. Движение заканчивается в большую позу croisee вперед. Руки со II позиции поворачиваются кистями внутрь; левая рука остается на II позиции, правая - со II закрывается в III. Можно также поднять наверх левую руку, оставив правую на II позиции, голова поворачивается по заданию направо или налево.
Эти jetes можно исполнять и с pas couru. Pas couru назад делается на невысоких полупальцах в противоположность pas couru вперед, где ноги ставятся с носка на пятку.
Jete passe на 90° в сторону II позиции с окончанием на III arabesque. Это jete исполняется из V позиции на одну ногу и может заканчиваться assemble или pas de bourree с переменой ног. Ему обычно предшествует какое-нибудь pas, например, grande sissonne ouverte в attitude croisee, assemble в V позицию и jete passe в сторону с окончанием на III arabesque. Можно в конце комбинации allegro сделать glissade, jete passe в III arabesque с остановкой в позе на plie.
Разберем этот пример. Исходное положение - V позиция epaulement croise, левая нога впереди, руки в подготовительном положении, голова налево. За тактом - demi plie, glissade правой ногой в сторону II позиции без перемены ног, руки слегка приоткрыть в сторону. На первую четверть закончить glissade, руки опустить вниз. Между первой и второй четвертью, оттолкнувшись от пола, прыгнуть, выбросить правую ногу на 90° в сторону, руки снизу раскрываются на II позицию, положение головы и корпуса en face. Пролетев возможно дальше за носком правой ноги, на вторую четверть упасть на правую ногу на demi plie, левая нога, находящаяся в момент прыжка под прямым углом к полу, быстро проводится через I позицию на demi plie в croise назад на 90° (то есть в III arabesque). Правая рука остается на II позиции, левая в момент passe по I позиции опускается вниз и поднимается вперед, взгляд, скользнув за движением левой руки, направляется за ее кистью.
Jete passe на 90° в сторону II позиции (с окончанием в позу effacee вперед). В этом примере объединим jete passe с pas de bourree с переменой ног.
Размер 2/4. Исходное положение - V позиция epaulement croise, левая нога впереди. За тактом - demi plie, прыжок с броском правой ноги на 90° в сторону II позиции, руки из подготовительного положения раскрываются на II позицию, кисти повернуты вниз, корпус и голова en face. Пролетев за кончиком носка, упасть на первую четверть на правую ногу на demi plie. В момент падения корпус с ровными плечами поворачивается в точку 8 плана класса (efface), левая нога делает developpe в effacee вперед, правая рука поднимается в III позицию, левая остается на II, голова поворачивается направо. Между первой и второй четвертью, не задерживаясь в позе, упасть (tombe) на левую ногу на demi plie (пошире) в направлении точки 8 плана класса, подтянуть правую ногу к левой сзади, на полупальцах исполнить pas de bourree вперед*с переменой ног. В это время правая рука открывается на II позицию и вместе с левой опускается вниз. Закончив движение на вторую четверть в V позицию (правая нога впереди), тотчас выбросить в прыжке левую на 90° в сторону II позиции и продолжить, все pas с другой ноги.
* (En dehors en face.)
Правила исполнения jete passe на 90° в сторону II позиции. Это jete должно носить свободный танцевальный характер и исполняться с широким продвижением из стороны в сторону.
Отталкиваясь для прыжка с demi plie, следует выбрасывать ногу на 90° сильным скользящим движением по полу, ни в коем случае не освобождая ее в demi plie.
В сочетании с этим видом jete passe, pas de bourree исполняется как движение проходящее, не требующее чеканной фиксации подъема на полупальцы и положения sur le cou-de-pied.
Jete renverse. Jete renverse (опрокинутое, от франц. renverser - опрокидывать) исполняется en dehors и en dedans с большим прыжком в сторону II позиции. Прежде чем приступать к его изучению, следует хорошо усвоить renverse в экзерсисе и adagio на середине зала.
Jete renverse en dehors принято начинать ногой, находящейся в V позиции сзади; en dedans - ногой, стоящей впереди.
Jete renverse en dehors. Размер 2/4. Исходное положение
- V позиция epaulement croise, левая нога
впереди, руки в подготовительном
положении. За тактом - demi plie и прыжок
с броском правой ноги в
сторону II позиции на 90°. Руки раскрываются
на II позицию, ладони вниз, положение
корпуса и головы en face. На первую
четверть, пролетев в сторону
за кончиком носка, упасть на plie,
проведя левую ногу в attitude croisee.*
Левая рука в III позиции, правая -
на II, голова поворачивается направо.
Между первой и второй
* (Левая нога выбрасывается на 90° непосредственно с пола, попадая в attitude croisee.)
Правила исполнения jete renverse en dehors. Заканчивая прыжок jete в attitude croisee, следует соблюдать точное положение epaulement и ни в коем случае раньше времени не поворачиваться спиной к зрителю.
Переходя на полупальцы, следует возможно дольше удерживать корпус в перегибе, а голову повернутой к зрителю, и лишь в последний момент завершить renverse поворотом корпуса.
Несмотря на необходимость фиксировать первое положение (attitude croisee) и второе (переход с перегибом корпуса на полупальцы), renverse должно носить слитный характер.
В заключении renverse корпус выпрямляется не рывком, а мягко, сдержанно на demi plie в V позиции.
Соблюдая общность исполнения renverse в прыжках и в adagio, надо строго различать разницу первоначального момента renverse, а именно: в adagio подъем на полупальцы в attitude croisee происходит на опорной ноге; в прыжках - при переходе на ту ногу, которая находится в attitude сзади, то есть в момент pas de bourree, которым заканчивается renverse. Это правило относится и к jete renverse en dedans.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"