Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций
Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".
Jete renverse en dedans исполняется, как и en
dehors, но поворот корпуса и
Обычно после прыжка в сторону II позиции renverse начинается из позы croisee вперед. Существует еще усложненный вариант, когда прыжок заканчивается в позу ecartee вперед. (Оба варианта см. в разделе "Повороты в adagio"). Усвоенное из V позиции, jete renverse можно исполнять с предварительным glissade.
Jete entrelace. Jete entrelace (перекидное jete) - одно из основных и труднейших pas классического танца. Ученик, овладевший такими движениями, как jete entrelace, saut de basque и большой cabriole, может считаться овладевшим техникой классического танца. Перечисленные pas совершенствуются и усложняются в течение ряда лет не только в школе, но и на сцене.
Jete entrelace исполняется во всевозможных направлениях: по диагонали снизу вверх, сверху вниз, по прямой линии поперек зала и по прямой снизу наверх, а также по кругу в правую и в левую сторону. Сначала его изучают с широкого шага, затем с chasse (с pas couru в мужском танце оно не исполняется).
В прыжке руки обычно находятся в III позиции, в заключении могут принимать самые различные положения: I, II и III arabesque, III позицию, I и III позиции, II и III позиции и т. п.
Последовательность изучения
1. Jete entrelace с шага. Размер 4/4. Движение по диагонали из точки 2 в точку 6 плана класса. Встать на правую ногу лицом в точку 2, левая нога вытянута на effacee сзади, носком в пол; левая рука впереди, правая - на II позиции, голова повернута налево (поза II arabesque). За тактом - demi plie, левая нога поднимается на 45°, корпус наклоняется вперед. На первую четверть широким шагом перейти с носка на левую ногу на demi plie, раскрывая руки на II позицию, оттолкнуться от пола левой ногой для прыжка, выбросив правую по I позиции вперед на 90° в точку 6. В этот момент руки берут форс, опускаясь со II позиции вниз и быстро поднимаясь в III позицию. В прыжке к правой ноге выбрасывается и левая: ноги почти соединяются и как бы переплетаются, корпус сильно подтягивается наверх и поворачивается в воздухе. На вторую четверть закончить прыжок на правой ноге на demi plie, левая сзади на 90°, голова и руки в положении I arabesque лицом в точку 2. На третью и четвертую четверти поза сохраняется. Отсюда движение повторяется нужное количество раз.
Правила исполнения jete entrelace с шага. Бросок ноги вперед на 90° должен быть быстрый, сильный и точный в направлении вперед; ягодичная мышца и бедро выбрасываемой ноги подтянуты.
Нога выбрасывается по полу точно через I позицию. Несоблюдение этих двух правил приводит к разбросанности ног в прыжке.
Заканчивая прыжок, следует опускаться на то же место, с которого прыжок начинался, не допуская отклонения фигуры с намеченной вначале диагонали.
Строго следить, чтобы в воздухе ноги проходили близко одна возле другой. Если в прыжке выбрасывается вперед правая нога, то, опускаясь на пол, необходимо проводить левую ногу точно назад и не допускать отведения ее в сторону (что встречается довольно часто). Для этого следует держать бедро левой ноги и левый бок как бы "втянутыми", а плечи ровными.
Перед началом прыжка корпус, наклоненный вперед на demi plie, как можно дольше остается на опорной ноге и лишь в момент броска ноги вперед на 90° и прыжка выпрямляется, а затем поворачивается в воздухе. Если корпус поворачивается раньше времени, то вместо entrelace получается сначала поворот, а затем перепрыжка с одной ноги на другую. Заканчивая прыжок, следует держать корпус подтянутым и лишь в последний момент передать его вперед на опорную ногу на demi plie. В начале изучения полезно оканчивать jete entrelace на вторую четверть с руками в III позиции и только на третью и четвертую четверти передавать корпус вперед и опускать руки в I arabesque.
Голова во время шага назад (если движение идет из точки 2 в точку 6) поворачивается в точку 2 и при броске ноги вперед повернута через правое плечо, а затем вместе с поворотом корпуса снова поворачивается в точку 2.
Руки, опускаясь со II позиции вниз и поднимаясь в прыжке наверх, должны быть упругими, сильными и активно помогать прыжку.
2. Jete entrelace с шага по прямой снизу наверх. Размер 2/4. Встать в точку I на левую ногу, правая нога вытянута на croise сзади носком в пол, правая рука вытянута вперед, левая - на II позиции, кисти в положении arabesque, голова и взгляд устремлены за правой рукой. За тактом - demi plie на левой ноге, правая поднимается на 45°, корпус наклоняется вперед к опорной ноге, руки, закругляя кисти, раскрываются на II позицию, голова поворачивается к левому плечу. На первую четверть широким шагом перейти с носка на правую ногу на demi plie и, оттолкнувшись для прыжка, выбросить левую ногу по I позиции вперед на 90° в точку 5. Одновременно с passe по I позиции руки опускаются вниз и поднимаются в III позицию (берут форс для прыжка), корпус подтягивается наверх. В прыжке к левой ноге выбрасывается правая и как бы переплетается с ней в воздухе, корпус поворачивается в прыжке, голова повернута к зрителю и только в последний момент следует за поворотом корпуса. На вторую четверть прыжок заканчивается в точку 1 на левой ноге на demi plie, правая вытянута сзади на 90°; руки остаются в III позиции, голова повернута налево, фигура слегка повернута в epaulement croise.
Для повторения движения корпус слегка наклоняется вперед на опорную ногу, руки из III позиции раскрываются на II, затем опускаются вниз и берут форс для следующего прыжка.
3. Jete entrelace с chasse. Законченная форма.
Pas chasse (см. ниже) принадлежит к прыжковым
движениям с сильным отрывом
от пола. Однако в данном случае
pas chasse является проходящим движением,
подходом к большому прыжку
и делается с минимальным
Размер 2/4. Движение по диагонали из точки 2 в точку 6. Встать на правую ногу в точку 2, левая вытянута на efface сзади, носком в пол; руки в положении II или I arabesque. За тактом - demi plie, левая нога поднимается на 45°, корпус наклоняется вперед к опорной ноге. Затем широким шагом перейти на левую ногу, подтянуть в прыжке правую в V позицию вперед, продвигаясь по диагонали (делая chasse) наверх.* Корпус выпрямляется и следует за продвижением ног, развернувшись по диагонали правым плечом в точку 2, левым - в точку 6. Руки из arabesque отводятся на II позицию, голова и взгляд направлены через правое плечо в точку 2. Проскользнуть как можно дальше (это дает хороший разбег для jete), раскрыть кисти, повернуть их ладонями вниз, сделать шаг на левую ногу и на первую четверть выбросить правую ногу вперед на 90° в точку 6, прыгнуть, выбросив к правой и левую ногу. Руки опускаются вниз перед прыжком и берут форс, быстро поднимаясь в III позицию в момент прыжка. Повернув в воздухе корпус, на вторую четверть опуститься на правую ногу на demi plie в I arabesque в точку 2. Отсюда движение повторяется. (Подробное описание исполнения jete entrelace см. в первом примере "Jete entrelace с шага").
* (Соединяя ноги в V позиции, нельзя заводить правую ногу за левую, как бы перешагивая за нее, что встречается при небрежном исполнении chasse.)
Jete entrelace no кругу. Исполняется так же, как и jete entrelace с chasse, но по кругу. Если движение идет в правую сторону, его начинают из точки 8 мимо точек 1, 2, 3, 4, 5 и т. д. до точки 8 или, пройдя по кругу до точки 6, поворачиваются спиной в точку 2, продолжая движение вниз по диагонали.
Правила исполнения jete entrelace no кругу. При разбеге chasse и шаге корпус с ровными плечами обращен к наружной части круга, то есть к стенам зала, мимо которых идет продвижение; руки открыты на II позицию; голова и взгляд направлены к левому плечу (если движение идет в правую сторону).
После каждого jete entrelace положение всей фигуры в arabesque профильное по отношению к стенам зала.
После прыжка позу arabesque не следует смазывать, остановка фиксируется.
Соблюдая квадратность музыкальной фразы, при трехдольном вальсовом размере надо исполнить восемь jete entrelace на шестнадцать тактов.
Поворот на диагональ из точки 6 в точку 2 происходит после пятого jete entrelace, во время разбега, и шестого jete. Седьмым и восьмым jete диагональ заканчивается. При исполнении последних трех jete фигура повернута спиной в точку 2.
Jete entrelace двойное. Это труднейшее
виртуозное pas доступно особо одаренным
танцовщикам с сильной
Исполняется с предварительного разбега-chasse с двойным поворотом в воздухе во время прыжка. Начинается из точки 2 по диагонали наверх в точку 6. Когда после chasse, отталкиваясь для прыжка от пола, правая нога выбрасывается вперед на 90° в точку 6, левая нога быстро присоединяется в воздухе к правой. Корпус откидывается назад настолько, что вся фигура от головы до вытянутых ступней принимает в воздухе ровное горизонтальное положение. Руки поднимаются в III позицию, форс и управление поворотом принимает на себя правая рука. Корпус, не теряя горизонтального положения, делает двойной поворот в воздухе. При этом следует поворачивать плечи: отвести назад левое плечо и выдвинуть вперед правое. Спина и бедра предельно подтянуты. Остановка после прыжка на правой ноге на demi plie в точку 2 в позу I arabesque.
Правила исполнения chasse и начала jete остаются те же, что и в простом jete entrelace.
Jete entrelace сложное, комбинированное. Встать в точку 8 на правую ногу, левая вытянута на croise сзади носком в пол; левая рука вытянута вперед, правая - в сторону. Demi plie на правой ноге, левая поднимается на 45°, исполнить chasse по диагонали наверх к точке 4, правое плечо повернуто к точке 8, левое - к точке 4, голова тоже повернута в точку 8. Подтягиваясь на chasse в V позицию, правую ногу следует держать впереди. Шаг на левую ногу, правая, как и в простом jete entrelace, выбрасывается вперед на 90° в точку 4; руки, взяв форс со II позиции, быстро поднимаются в I позицию. В это время левая нога быстро выбрасывается к правой, присоединяясь к ней в воздухе сзади. Корпус делает двойной поворот в воздухе, при этом левое плечо отводится назад.
Остановиться лицом в точку 2 на правой ноге на demi plie, вытянутую левую ногу выбросить на croisee вперед на 90°, правую руку из I позиции раскрыть в III, левую - на II.
Правила исполнения сложного jete entrelace. Разучивая это pas, необходимо следить за двойным поворотом в воздухе, хотя мы видим, что остановка в позе croisee вперед в точку 2 как бы прерывает вторую часть поворота. Определяя его детально, следует помнить, что происходит только полтора поворота. Уловить силу форса на полтора поворота чрезвычайно трудно. Беря форс на один поворот, мы рискуем не "довернуться". Поэтому надо брать форс на двойной поворот и умело "затормозить" себя в нужный момент. Корпус из горизонтального положения на повороте в воздухе выпрямляется на demi plie в позе croisee вперед. Руки, упругие и сильные в I позиции, раскрываясь в позу croisee, не теряют упругости и дают устойчивость остановке.
Форс дает правая рука. Голова, перед прыжком повернутая к зрителю в точку 8, при повороте в воздухе держится прямо и в заключительной позе croisee отчетливо поворачивается к левому плечу.
Jete entrelace battu (с заноской). Исполняется по всем правилам простого jete entrelace с предварительным разбегом chasse. Если движение идет по диагонали из точки 2 в точку 6 и на большом прыжке выбрасывается вперед (в точку 6) правая нога, то левая, соединяясь с ней на высоте 90°, ударяет правую сзади, переносится вперед, затем назад и после поворота корпуса отбрасывается назад в позу arabesque.
Усложняя заноску, следует делать двойной перенос: вперед, назад, вперед, назад. Как и все заноски, эти переносы исполняются с двумя вытянутыми ногами.
Grand jete-pas de chat. Это большое комбинированное
pas появилось на сцене
В некоторых вариациях jete-pas de chat как более эффектное заменило сейчас большое pas de chat назад. Заменило, но не вытеснило - оба эти движения изучаются и применяются в танце.*
* (Jete-pas de chat используется во многих советских балетах: "Ромео и Джульетта", "Лауренсия", "Бахчисарайский фонтан" и др.)
Jete-pas de chat может исполняться как
цепь непрерывных больших
Grand jete-pas de chat no диагонали. Встать в V позицию epaulement croise, левая нога впереди. Движение из точки 6 в точку 2 плана класса. Сделать короткий glissade без перемены ног правой ногой вперед по диагонали, слегка приоткрыв и опустив руки вниз.
Оттолкнуться с demi plie двумя ногами для прыжка. В момент прыжка правая нога с сильно вытянутыми пальцами подтягивается в невыворотном положении носком к колену левой ноги, не задерживается и вытянутой выбрасывается вперед на 90°. Именно в этот момент левая нога должна быть уже вытянута в воздухе назад на 90°.
Одновременное раскрывание ног в воздухе и предельная задержка их на высоте 90° являются кульминацией этого прыжка вместе с сильным продвижением вперед за носком правой ноги. Правая рука через первую позицию раскрывается в III, левая на II позицию в форме, присущей arabesques.
Прыжок заканчивается на demi plie, причем первой опускается на пол правая нога, а левая, с едва заметной задержкой, приходит в V позицию вперед. (Это определяет только точное положение ног на полу, но оно не фиксируется, так как едва левая нога соприкасается с полом, как сразу же отталкивается как от трамплина (coupe) для следующего jete pas de chat.)
Правила исполнения jete-pas de chat. Первый glissade является как бы разбегом для большого jete-pas de chat, последующие jetes делаются с коротким толчком от пола (coupe). Coupe должно быть настолько быстрым и собранным, что момент соприкосновения с полом почти неуловим для глаза. Танцующий как бы летит над полом, устремляясь по воздуху вперед, что достигается предельным раскрыванием ног с напряженными мышцами и задержкой ног в воздухе, по форме напоминающей шпагат.
Сила инерции в jetes настолько велика, что исполнение их идет с нарастанием: второе jete сильнее первого, третье сильнее второго и т. д.
К моменту изучения этих jetes (8 класс) владение корпусом и спиной настолько подготовлено, что в прыжках следует указывать ученикам только на сильную передачу корпуса вперед. Прямой или откинутый назад корпус будет препятствовать в прыжке продвижению вперед.
При исполнении jetes-pas de chat подряд руки не опускаются вниз, а остаются в положении, которое они приняли на первом прыжке, и делают в воздухе лишь едва заметный взмах.
Grand jete en tournant. Эти jetes исполняются в позы attitude croisee, attitude effacee, III и I arabesques. Как и все большие jetes, они делаются в направлении croise вперед, в направлении effacee вперед, по диагонали и по кругу.
Вспомогательные подходы к прыжку - sissonne tombee-cou-рёе, sissonne-coupee, coupe.
Grand jete en tournant в attitude croisee с приема sissonne tombее-coupее. Размер 2/4. Исходное положение - V позиция epaulement croise, правая нога впереди, руки в подготовительном положении.
За тактом - demi plie и прыжок sissonne tombee вперед в IV позицию croise, оканчивающийся на первую четверть.* Центр тяжести корпуса передается вперед на правую ногу на demi plie, левая нога, вытянутая сзади, находится на всей ступне. Правая рука на I позиции, левая - на II, голова поворачивается направо. Между первой и второй четвертью - coupe и grand jete en tournant, оканчивающееся на вторую четверть.
* (Подробное описание sissonne tombee см. в разделе "Sissonne".)
Исполняя coupe, следует быстро подтянуть левую ногу к правой сзади в положение sur le cou-de-pied и подставить на demi plie, как бы "сталкивая" правую, которая, полусогнутая, отделяется от пола на 45° вперед. Одновременно корпус поворачивается на efface в точку 2, руки упруго соединяются в I позиции, голова поворачивается налево. В прыжке jete правая нога, вытягиваясь, выбрасывается вперед на 90° и, описывая в воздухе дугу в правую сторону, опускается на demi plie. В прыжке левая рука раскрывается в III, правая - на II позицию. Остановка в attitude croisee.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"