Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций
Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".
Чаще всего шагу предшествует demi plie на опорной ноге. При шаге нога ставится с вытянутого носка на пятку. Шаг можно сделать сразу на полупальцы.
Существует шаг-tombe (падающий). Переходя на другую ногу при помощи шага-tombe в demi plie, корпус следует оставлять прямым и подтянутым. С шага-tombe с высоты 45° и 90° исполняются прыжки, pirouettes с ногой sur le cou-de-pied и туры в больших позах en dehors и en dedans.
Flic-flac
Flic-flac - связующее движение,
которое заключается в
Разучивание flic-flac начинается у палки и на середине зала из II позиции на 45° раздельно в два темпа, затем в один темп en dehors и en dedans. Позже flic-flac исполняется en tournant en dehors и en dedans у палки и на середине зала.
Законченная форма исполняется быстро, связно, в один темп, из различных поз и положений.* Акцент движения приходится на открывание работающей ноги в любом направлении и на любую высоту.
* (Не исполняется только
из положения sur le cou-de-pied, так как
для начала flic-flac необходимо отвести
ногу в каком-нибудь
Последовательность изучения
1. Размер 2/4. Preparation: правая
рука через I позицию проводится
на II, одновременно работающая нога
из V позиции поднимается на 45°
в сторону II позиции. За тактом
работающая нога быстро
* (Так же исполняется бросок ноги назад и вперед и при flic-flac en dehors en tournant.)
En dedans упражнение повторяется
с обратным чередованием
На нескольких занятих flic-flac изучается без подъема на полупальцы.
Затем на первом движении, при броске работающей ноги к опорной и отведении ее в сторону II позиции на 45°, опорная остается на всей ступне. На втором движении, после броска ноги к опорной, в момент отведения ее в сторону II позиции на 45°, надо подняться на полупальцы.
2. Размер 2/4. За тактом работающая
нога со II позиции с высоты 45°
резко опускается к опорной
сзади и отводится в сторону
II позиции, при этом разгибается
не полностью, а на половину
расстояния до II позиции. Затем скользящими
полупальцами быстро проходит
впереди опорной. На первую восьмую
первого такта работающая нога
отбрасывается в сторону II позиции
на 45°, одновременно опорная
Таким образом, бросок работающей ноги к опорной сзади, отведение в сторону II позиции, бросок к опорной спереди и отбрасывание в сторону II позиции на 45° происходит на протяжении одной четверти, в один темп.
По мере усвоения flic-flac упражнение дополняется движениями рук (при исполнении у палки - одной, на середине - обеих) как подготовка к flic-flac en tournant, где руки берут форс при повороте корпуса.
Вместе с броском работающей ноги к опорной правая рука (или обе) со II позиции опускается в подготовительное положение и в момент откидывания ноги в сторону II позиции на 45° через I позицию отводится на II (левая остается на палке).
Flic-flac en tournant (на полповорота). Изучение flic-flac en tournant у палки начинается с полуповорота. Ногой, вытянутой вперед на 45°, с поворотом en dedans, вытянутой сзади на 45° - с поворотом en dehors и в сторону II позиции на 45° - en dehors и en dedans.
En dedans. Работающая правая
нога из исходного положения
вперед на 45° резко опускается
к носку опорной ноги, проскальзывает
полупальцами на полу и
En dehors. Работающая правая нога из положения сзади на 45° резко опускается к носку опорной, проскальзывает полупальцами по полу и отделяется от пола на небольшую высоту (пальцы вытянуты). Затем корпус поворачивается на полповорота en dehors на полупальцах опорной ноги. Одновременно работающая в согнутом положении проскальзывает полупальцами по полу от носка опорной, переходит в условное sur le cou-de-pied впереди и отбрасывается вперед на 45°. Руки, как и в en dedans, соединяются внизу, затем правая рука переходит на палку, левая раскрывается на II позицию.
Из II позиции 45° flic-flac на полповорота en dehors исполняется следующим образом: правая нога резко опускается к опорной через V позицию сзади (носком к носку), проскальзывает полупальцами по полу и отделяется от пола. Затем корпус поворачивается на полповорота en dehors на полупальцах опорной ноги.
Одновременно с поворотом корпуса работающая нога, оставаясь в согнутом положении, проскальзывает полупальцами по полу от носка опорной и через условное sur le cou-de-pied спереди отбрасывается вперед на 45°. Положение рук соответствует предыдущим примерам.
Для исполнения en dedans из II позиции 45° на полповорота работающая нога резко опускается к носку опорной спереди, затем корпус поворачивается на полповорота en dedans на полупальцах опорной ноги, одновременно работающая нога проскальзывает полупальцами по полу от носка опорной и через sur le cou-de-pied сзади отбрасывается назад на 45°.
Из II позиции 45° движения можно скомбинировать следующим образом: сделать правой ногой flic-flac на полповорота en dedans, отбросив ногу назад на 45°, и этой же ногой исполнить flic-flac en dehors с откидыванием ее в сторону II позиции на 45°. Затем исполнить flic-flac на полповорота en dehors, откинув ногу вперед на 45°, и этой же ногой на полповорота en dedans с отбрасыванием ноги в сторону II позиции на 45° и т. д.
Для того чтобы расширить комбинационные возможности, состоящие из полуповоротов en dehors и en dedans, можно исполнить некоторые движения как промежуточные.
Например, coupe и battements fondus для переходов с одной ноги на другую через V позицию или отведение вытянутой работающей ноги на 1/4 и на 1/2 круга на высоте 45° и т. д.
Flic-flac на полповорота делается
связно в один темп на
Flic-flac en tournant (полный поворот). En dehors. Работающая нога из исходного положения (II позиция на 45°) резко опускается сзади опорной через V позицию (носок к носку), проскальзывает полупальцами по полу и отделяется от пола.
Затем корпус поворачивается на полный поворот en dehors на полупальцах опорной ноги. Одновременно с поворотом корпуса работающая нога, оставаясь согнутой, проскальзывает полупальцами по полу от носка опорной и через условное sur le cou-de-pied спереди отбрасывается в сторону II позиции на 45°. При повороте корпуса руки берут форс, проходя через подготовительное положение, и через I позицию открываются на II позицию.
При повороте en dehors особенно активно должна действовать рука, противоположная работающей ноге. Опорная нога, перед тем как подняться на полупальцы, отталкивается от пола пяткой и дает направление повороту. Голова в момент поворота остается повернутой в исходную точку и возвращается в ту же точку в конце поворота.
En dedans исполняется в обратном направлении.
Flic-flac с полным поворотом исполняется связно, в один темп, на протяжении одной четверти с затактовым началом.
Исполняя flic-flac en tournant, надо тщательно следить за развернутым бедром работающей ноги, особенно в момент второго броска, который делается с поворотом корпуса. Недопустимо после первого броска удерживать носок на полу и отталкиваться им для поворота. Недопустимо также на первом броске подниматься на полупальцы. После первого и второго броска нога поднимается не задерживаясь.*
* (При исполнении flic-flac en tournant
из позы в позу руки
В en dehors и en dedans "flic" всегда делается на всей ступне, "flac" - на полупальцах.
Passe
Passe - это проходящее движение,
которое является связующим
Passe может быть исполнено через I позицию на полу, а также на высоте 45° и 90° в любом направлении. Оно делается и в прыжке.
Приведем несколько примеров.
1. Сделать с правой ноги battement fondu вперед на 45°. Затем, переходя в demi plie, правую ногу провести через I позицию назад на 45°. (После прохождения I позиции ноги вытягиваются.)
2. Встать в I arabesque на правую ногу (по диагонали), левую, сгибая в колене, на высоте 90° провести носком близко к опорной ноге и вытянуть на croisee вперед на 90°. То же самое можно сделать, опустив из I arabesque левую ногу вниз, и, проведя ее по I позиции, поднять вперед на 90° в позу croisee.
3. Поднять правую ногу в сторону на 90° en face, затем опустить и провести по полу через I позицию в attitude croisee или III arabesque.
То же самое можно исполнить, согнув правую ногу в колене на 90° носком под колено опорной и отведя ее в attitude или arabesque.
4. Сделать большой sissonne ouverte в III arabesque на правую ногу, затем оттолкнуться от пола опорной ногой и в момент прыжка, согнув левую в колене (носок под колено), вытянуть ее в позу effacee вперед на 90°.
Как видно из примеров, passe - это всякий перевод работающей ноги из одного положения в другое по полу или по воздуху, в вытянутом или согнутом виде, на вытянутой опорной ноге или на demi plie.
Temps releve
Temps releve - вспомогательное движение, связанное с подъемом опорной ноги из demi plie и выпрямлением работающей ноги из согнутого положения. Служит как preparation к какому-либо движению (например, к rond de jambe en l'air). Может быть и сложным приемом для исполнения маленького pirouette с ногой sur le cou-de-pied и туров в больших позах.
Вначале изучается самостоятельно у палки и на середине зала, с ногой на 45° и на 90°, en dehors и en dedans. Затем включается в комбинации с другими движениями экзерсиса и adagio без туров и с турами.
Temps releve требует тщательного изучения, так как правильное его исполнение определяет и качество туров temps releve.
Petit temps releve. Последовательность изучения
1. У палки. Размер 4/4. Встать в V позицию, правая нога впереди. Левая рука на палке, правая - в подготовительном положении, голова повернута направо.
En dehors. На первую четверть сделать demi plie на опорной ноге, одновременно работающая идет на условное sur le cou-de-pied впереди, правая рука поднимается в I позицию, голова слегка склоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть. На вторую четверть работающая нога с развернутым и закрепленным в тазобедренном суставе бедром отводится вперед на высоте cou-de-pied, оставаясь в полусогнутом положении. Затем, не останавливаясь, вытягивается и продолжает движение по дуге в сторону на высоте 45°. Одновременно правая рука открывается на II позицию, опорная нога вытягивается из demi plie и поднимается на полупальцы,* голова поворачивается направо. На третью четверть выдерживается II позиция на 45°. На четвертую четверть нога возвращается в V позицию.
* (В начале изучения temps releve исполняется без подъема на полупальцы.)
En dedans. Встать в V позицию, правая нога сзади. Demi plie на левой ноге, правая - sur le cou-de-pied сзади. Правая рука поднимается в I позицию. Затем нижняя часть ноги (при неподвижном и выворотном бедре) отводится назад, вытягивается и продолжает движение по дуге в сторону на 45°. Во время движения ноги по дуге подняться на полупальцы, правую руку отвести на II позицию. Детали исполнения те же, что и в en dehors.
2. Размер 2/4. Встать в V позицию, правая нога впереди.
En dehors. На первую восьмую
первого такта - demi plie на левой
ноге, правая - sur le cou-de-pied впереди, правая
рука поднимается в I позицию. На
вторую восьмую положение
Точно так же исполняется temps releve en dedans.
Temps releve как preparation к турам
делается несколько иначе: во
время отведения работающей
Движение работающей ноги и подъем на полупальцы делается слитно и энергично. En dedans исполняется тем же приемом.
Grand temps releve. Grand temps releve исполняется
по принципу petit temps releve, разница лишь
в том, что работающая нога
поднимается носком к колену
опорной ноги спереди для
Руки в таком же положении, как в petit temps releve. С grand temps releve делаются туры в больших позах.
ПРЫЖКИ
Прыжки
Прыжки - одно из основных движений классического танца. Они разнообразны по виду и исполняются в разных темпах.
Прыжки делятся на маленькие и большие, в высоту, длину и по траектории (где одинаково важна высота и длина).
Маленькие прыжки в свою очередь делятся на прыжки с минимальным отрывом от пола (маленькое changement de pieds, маленькое echappe, glissade) и с максимальным отрывом и броском ноги на высоту 22,5° и 45° (маленькое assemble, jete, ballonne и т. д.).
Большие прыжки исполняются с броском ноги на 90° и выше (в зависимости от индивидуальных возможностей исполнителя).
По характеру исполнения прыжки подразделяются на четыре вида: с двух ног на две, с двух ног на одну, с одной ноги на две, с одной ноги на другую. (С двух ног на две - changement, echappee, sissonne, fermee и т. д.; с двух на одну - все виды sissonnes, jete с V позиции и т. д.; с одной на две - cabriole fermee и т. д.) Все прыжки начинаются и заканчиваются demi plie.*
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"