Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 241.58 Кб (Скачать)

Чаще всего шагу предшествует demi plie на опорной ноге. При шаге нога ставится с вытянутого носка на пятку. Шаг можно сделать сразу на полупальцы.

Существует шаг-tombe (падающий). Переходя на другую ногу при помощи шага-tombe в demi plie, корпус следует оставлять прямым и подтянутым. С шага-tombe с высоты 45° и 90° исполняются прыжки, pirouettes с ногой sur le cou-de-pied и туры в больших позах en dehors и en dedans.

Flic-flac

Flic-flac - связующее движение, которое заключается в энергичном  захлестывающем броске работающей  ноги по V позиции впереди и  сзади или сзади и впереди  у опорной и возвращении ее в исходное положение.

Разучивание flic-flac начинается у палки и на середине зала из II позиции на 45° раздельно в два темпа, затем в один темп en dehors и en dedans. Позже flic-flac исполняется en tournant en dehors и en dedans у палки и на середине зала.

Законченная форма исполняется быстро, связно, в один темп, из различных поз и положений.* Акцент движения приходится на открывание работающей ноги в любом направлении и на любую высоту.

* (Не исполняется только  из положения sur le cou-de-pied, так как  для начала flic-flac необходимо отвести  ногу в каком-нибудь направлении. Заканчиваться может и в положении sur le cou-de-pied.)

Последовательность изучения

1. Размер 2/4. Preparation: правая  рука через I позицию проводится  на II, одновременно работающая нога  из V позиции поднимается на 45°  в сторону II позиции. За тактом  работающая нога быстро опускается  на пол в сторону II позиции  на вытянутый носок. Затем сгибается  в колене и скользящими полупальцами проходит через V позицию сзади, доходит до носка опорной ноги и отделяется от пола на небольшую высоту, пальцы вытягиваются. На первую восьмую первого такта та же нога на уровне sur le cou-de-pied сзади вытягивается и отбрасывается в сторону II позиции на 45°. На вторую и третью восьмые положение сохраняется. На четвертую восьмую нога опять быстро опускается к опорной, проходя на этот раз через V позицию спереди (правила броска те же, что и в первом случае). На первую восьмую второго такта нога на уровне sur le cou-de-pied спереди вытягивается и отбрасывается на II позицию. На вторую, третью и четвертую восьмые положение сохраняется.*

* (Так же исполняется  бросок ноги назад и вперед  и при flic-flac en dehors en tournant.)

En dedans упражнение повторяется  с обратным чередованием броска  ноги спереди опорной и сзади.

На нескольких занятих flic-flac изучается без подъема на полупальцы.

Затем на первом движении, при броске работающей ноги к опорной и отведении ее в сторону II позиции на 45°, опорная остается на всей ступне. На втором движении, после броска ноги к опорной, в момент отведения ее в сторону II позиции на 45°, надо подняться на полупальцы.

2. Размер 2/4. За тактом работающая  нога со II позиции с высоты 45°  резко опускается к опорной  сзади и отводится в сторону II позиции, при этом разгибается  не полностью, а на половину  расстояния до II позиции. Затем скользящими  полупальцами быстро проходит  впереди опорной. На первую восьмую  первого такта работающая нога  отбрасывается в сторону II позиции  на 45°, одновременно опорная поднимается  на полупальцы. На вторую и  третью восьмые положение сохраняется. На четвертую восьмую нога  резко опускается к опорной сзади, опорная ставится на всю ступню. Далее работающая нога отводится в сторону II позиции на половину расстояния и резко подводится к опорной спереди. На первую восьмую второго такта нога отбрасывается в сторону II позиции на 45°, опорная поднимается на полупальцы и т. д.

Таким образом, бросок работающей ноги к опорной сзади, отведение в сторону II позиции, бросок к опорной спереди и отбрасывание в сторону II позиции на 45° происходит на протяжении одной четверти, в один темп.

По мере усвоения flic-flac упражнение дополняется движениями рук (при исполнении у палки - одной, на середине - обеих) как подготовка к flic-flac en tournant, где руки берут форс при повороте корпуса.

Вместе с броском работающей ноги к опорной правая рука (или обе) со II позиции опускается в подготовительное положение и в момент откидывания ноги в сторону II позиции на 45° через I позицию отводится на II (левая остается на палке).

Flic-flac en tournant (на полповорота). Изучение flic-flac en tournant у палки начинается  с полуповорота. Ногой, вытянутой  вперед на 45°, с поворотом en dedans, вытянутой  сзади на 45° - с поворотом en dehors и  в сторону II позиции на 45° - en dehors и en dedans.

En dedans. Работающая правая  нога из исходного положения  вперед на 45° резко опускается  к носку опорной ноги, проскальзывает  полупальцами на полу и отделяется  от пола на небольшую высоту (пальцы вытягиваются). Затем корпус  поворачивается на полповорота en dedans на полупальцах опорной ноги. Одновременно работающая нога, оставаясь  согнутой, проскальзывает полупальцами  по полу от носка опорной  ноги, переходит на cou-de-pied назад и  вытягивается назад на 45°. Во время  поворота руки соединяются внизу. В заключении правая рука переходит  на палку, левая раскрывается  на II позицию.

En dehors. Работающая правая  нога из положения сзади на 45° резко опускается к носку  опорной, проскальзывает полупальцами по полу и отделяется от пола на небольшую высоту (пальцы вытянуты). Затем корпус поворачивается на полповорота en dehors на полупальцах опорной ноги. Одновременно работающая в согнутом положении проскальзывает полупальцами по полу от носка опорной, переходит в условное sur le cou-de-pied впереди и отбрасывается вперед на 45°. Руки, как и в en dedans, соединяются внизу, затем правая рука переходит на палку, левая раскрывается на II позицию.

Из II позиции 45° flic-flac на полповорота en dehors исполняется следующим образом: правая нога резко опускается к опорной через V позицию сзади (носком к носку), проскальзывает полупальцами по полу и отделяется от пола. Затем корпус поворачивается на полповорота en dehors на полупальцах опорной ноги.

Одновременно с поворотом корпуса работающая нога, оставаясь в согнутом положении, проскальзывает полупальцами по полу от носка опорной и через условное sur le cou-de-pied спереди отбрасывается вперед на 45°. Положение рук соответствует предыдущим примерам.

Для исполнения en dedans из II позиции 45° на полповорота работающая нога резко опускается к носку опорной спереди, затем корпус поворачивается на полповорота en dedans на полупальцах опорной ноги, одновременно работающая нога проскальзывает полупальцами по полу от носка опорной и через sur le cou-de-pied сзади отбрасывается назад на 45°.

Из II позиции 45° движения можно скомбинировать следующим образом: сделать правой ногой flic-flac на полповорота en dedans, отбросив ногу назад на 45°, и этой же ногой исполнить flic-flac en dehors с откидыванием ее в сторону II позиции на 45°. Затем исполнить flic-flac на полповорота en dehors, откинув ногу вперед на 45°, и этой же ногой на полповорота en dedans с отбрасыванием ноги в сторону II позиции на 45° и т. д.

Для того чтобы расширить комбинационные возможности, состоящие из полуповоротов en dehors и en dedans, можно исполнить некоторые движения как промежуточные.

Например, coupe и battements fondus для переходов с одной ноги на другую через V позицию или отведение вытянутой работающей ноги на 1/4 и на 1/2 круга на высоте 45° и т. д.

Flic-flac на полповорота делается  связно в один темп на протяжении  одной четверти и начинается  за тактом.

Flic-flac en tournant (полный поворот). En dehors. Работающая нога из исходного  положения (II позиция на 45°) резко  опускается сзади опорной через V позицию (носок к носку), проскальзывает полупальцами по полу и отделяется от пола.

Затем корпус поворачивается на полный поворот en dehors на полупальцах опорной ноги. Одновременно с поворотом корпуса работающая нога, оставаясь согнутой, проскальзывает полупальцами по полу от носка опорной и через условное sur le cou-de-pied спереди отбрасывается в сторону II позиции на 45°. При повороте корпуса руки берут форс, проходя через подготовительное положение, и через I позицию открываются на II позицию.

При повороте en dehors особенно активно должна действовать рука, противоположная работающей ноге. Опорная нога, перед тем как подняться на полупальцы, отталкивается от пола пяткой и дает направление повороту. Голова в момент поворота остается повернутой в исходную точку и возвращается в ту же точку в конце поворота.

En dedans исполняется в обратном  направлении.

Flic-flac с полным поворотом  исполняется связно, в один темп, на протяжении одной четверти  с затактовым началом.

Исполняя flic-flac en tournant, надо тщательно следить за развернутым бедром работающей ноги, особенно в момент второго броска, который делается с поворотом корпуса. Недопустимо после первого броска удерживать носок на полу и отталкиваться им для поворота. Недопустимо также на первом броске подниматься на полупальцы. После первого и второго броска нога поднимается не задерживаясь.*

* (При исполнении flic-flac en tournant из позы в позу руки раскрываются  на II позицию, затем через подготовительную  и I позицию принимают требуемое  положение. Из arabesques руки опускаются сразу в подготовительное положение и через I позицию открываются в заданное положение.)

В en dehors и en dedans "flic" всегда делается на всей ступне, "flac" - на полупальцах.

Passe

Passe - это проходящее движение, которое является связующим при  переводе ноги из одного положения  в другое, из одной позы в  другую.

Passe может быть исполнено  через I позицию на полу, а также  на высоте 45° и 90° в любом  направлении. Оно делается и в  прыжке.

Приведем несколько примеров.

1. Сделать с правой ноги battement fondu вперед на 45°. Затем, переходя  в demi plie, правую ногу провести  через I позицию назад на 45°. (После  прохождения I позиции ноги вытягиваются.)

2. Встать в I arabesque на правую ногу (по диагонали), левую, сгибая в колене, на высоте 90° провести носком близко к опорной ноге и вытянуть на croisee вперед на 90°. То же самое можно сделать, опустив из I arabesque левую ногу вниз, и, проведя ее по I позиции, поднять вперед на 90° в позу croisee.

3. Поднять правую ногу  в сторону на 90° en face, затем опустить  и провести по полу через I позицию  в attitude croisee или III arabesque.

То же самое можно исполнить, согнув правую ногу в колене на 90° носком под колено опорной и отведя ее в attitude или arabesque.

4. Сделать большой sissonne ouverte в III arabesque на правую ногу, затем  оттолкнуться от пола опорной  ногой и в момент прыжка, согнув  левую в колене (носок под колено), вытянуть ее в позу effacee вперед  на 90°.

Как видно из примеров, passe - это всякий перевод работающей ноги из одного положения в другое по полу или по воздуху, в вытянутом или согнутом виде, на вытянутой опорной ноге или на demi plie.

Temps releve

Temps releve - вспомогательное  движение, связанное с подъемом  опорной ноги из demi plie и выпрямлением  работающей ноги из согнутого  положения. Служит как preparation к какому-либо  движению (например, к rond de jambe en l'air). Может  быть и сложным приемом для  исполнения маленького pirouette с ногой sur le cou-de-pied и туров в больших  позах.

Вначале изучается самостоятельно у палки и на середине зала, с ногой на 45° и на 90°, en dehors и en dedans. Затем включается в комбинации с другими движениями экзерсиса и adagio без туров и с турами.

Temps releve требует тщательного  изучения, так как правильное  его исполнение определяет и  качество туров temps releve.

Petit temps releve. Последовательность  изучения

1. У палки. Размер 4/4. Встать  в V позицию, правая нога впереди. Левая рука на палке, правая - в  подготовительном положении, голова  повернута направо.

En dehors. На первую четверть  сделать demi plie на опорной ноге, одновременно  работающая идет на условное sur le cou-de-pied впереди, правая рука поднимается в I позицию, голова слегка склоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть. На вторую четверть работающая нога с развернутым и закрепленным в тазобедренном суставе бедром отводится вперед на высоте cou-de-pied, оставаясь в полусогнутом положении. Затем, не останавливаясь, вытягивается и продолжает движение по дуге в сторону на высоте 45°. Одновременно правая рука открывается на II позицию, опорная нога вытягивается из demi plie и поднимается на полупальцы,* голова поворачивается направо. На третью четверть выдерживается II позиция на 45°. На четвертую четверть нога возвращается в V позицию.

* (В начале изучения temps releve исполняется без подъема на  полупальцы.)

En dedans. Встать в V позицию, правая нога сзади. Demi plie на левой  ноге, правая - sur le cou-de-pied сзади. Правая рука поднимается в I позицию. Затем нижняя часть ноги (при неподвижном и выворотном бедре) отводится назад, вытягивается и продолжает движение по дуге в сторону на 45°. Во время движения ноги по дуге подняться на полупальцы, правую руку отвести на II позицию. Детали исполнения те же, что и в en dehors.

2. Размер 2/4. Встать в V позицию, правая нога впереди.

En dehors. На первую восьмую  первого такта - demi plie на левой  ноге, правая - sur le cou-de-pied впереди, правая  рука поднимается в I позицию. На  вторую восьмую положение сохраняется. На третью восьмую правая нога  отводится вперед и по дуге  в сторону на 45°, одновременно  опорная поднимается из demi plie и  переходит на полупальцы; правая  рука открывается на II позицию. На  четвертую восьмую положение  сохраняется. На первую восьмую  второго такта для повторения  движения en dehors правая нога подводится sur le cou-de-pied впереди одновременно  с demi plie на опорной и т. д.

Точно так же исполняется temps releve en dedans.

Temps releve как preparation к турам  делается несколько иначе: во  время отведения работающей ноги  вперед и по дуге в сторону  на 45° опорная нога находится  на demi plie, затем следует тур en dehors. Одновременно работающая нога  подводится sur le cou-de-pied впереди, опорная  вытягивается и поднимается на  полупальцы.

Движение работающей ноги и подъем на полупальцы делается слитно и энергично. En dedans исполняется тем же приемом.

Grand temps releve. Grand temps releve исполняется  по принципу petit temps releve, разница лишь  в том, что работающая нога  поднимается носком к колену  опорной ноги спереди для исполнения en dehors и сзади под колено опорной  для исполнения en dedans. Дальше работающая  нога отводится вперед или  назад на той же высоте, вытягивается  и продолжает движение по дуге  в сторону II позиции на 90°.

Руки в таком же положении, как в petit temps releve. С grand temps releve делаются туры в больших позах.

ПРЫЖКИ

Прыжки

Прыжки - одно из основных движений классического танца. Они разнообразны по виду и исполняются в разных темпах.

Прыжки делятся на маленькие и большие, в высоту, длину и по траектории (где одинаково важна высота и длина).

Маленькие прыжки в свою очередь делятся на прыжки с минимальным отрывом от пола (маленькое changement de pieds, маленькое echappe, glissade) и с максимальным отрывом и броском ноги на высоту 22,5° и 45° (маленькое assemble, jete, ballonne и т. д.).

Большие прыжки исполняются с броском ноги на 90° и выше (в зависимости от индивидуальных возможностей исполнителя).

По характеру исполнения прыжки подразделяются на четыре вида: с двух ног на две, с двух ног на одну, с одной ноги на две, с одной ноги на другую. (С двух ног на две - changement, echappee, sissonne, fermee и т. д.; с двух на одну - все виды sissonnes, jete с V позиции и т. д.; с одной на две - cabriole fermee и т. д.) Все прыжки начинаются и заканчиваются demi plie.*

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"