Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 241.58 Кб (Скачать)

Устойчивость - один из основных элементов классического танца. Положение фигуры в позах и упражнениях на всей ступне, на полупальцах и пальцах, на двух и на одной ноге должно быть уверенное, устойчивое, без смещения опорной ноги и подскоков на ней.

Сохранить длительную устойчивость на полупальцах и пальцах на одной ноге в зафиксированной позе трудно. Еще труднее не потерять устойчивость позы после большого прыжка и приземления на одну ногу, после прыжка с вращением в воздухе, а также в турах и пируэтах.

Развитие устойчивости начинается с первого класса, когда вырабатываются постановка ног и корпуса в экзерсисе у палки и умение распределять центр тяжести корпуса равномерно на одну или на две ноги. Положение фигуры при этом должно быть вертикальное, без наклона вперед или назад и прогиба в пояснице; спина прямая, ягодичные мышцы подтянуты. Поясница укрепляется напряжением спинных мышц. Ни в коем случае нельзя держать спину с напряженно соединенными лопатками, это неизбежно ослабляет подтянутость поясницы.

Основа устойчивости заключается в сохранении вертикальной оси, которая проходит посередине головы и корпуса и заканчивается на подушечке опорной ноги, когда стоишь на полупальцах, и на пятке, когда стоишь на всей ступне.

В тех случаях, когда требуется перегиб корпуса в сторону, назад или наклон его вперед, для устойчивости центр тяжести корпуса должен быть на опорной ноге, через которую проходит вертикальная ось тела. Равновесие удерживается благодаря правильному распределению центра тяжести корпуса на опорной ноге в сочетании с подтянутой спиной и бедрами. Сохранению устойчивости способствует также закрепленное в выворотном положении бедро работающей ноги и выворотность опорной.

 

ГРУППА БАТМАН

Battements

Отведение работающей ноги в каком-либо направлении и возвращение ее к опорной в хореографической терминологии называется battement. Отведение ноги может быть из вытянутого положения и из согнутого в вытянутое; приведение ноги . Каждый вид battement имеет свою форму и носит самостоятельное название.

В группу батман входят: Battement tendu simple, Battement tendu jete, Battement frappe, Petit battement sur le cou-de-pied, Battement fondu, Battement soutenu

Battements tendus simples (простые) исполняются из I и V позиций вперед, в сторону и назад, музыкальный размер 4/4 и 2/4. Вначале изучение идет в медленном темпе. Открывание и закрывание вытянутой ноги происходит равномерно. В законченной форме battements tendus акцент движения падает на момент возвращения ноги в I или V позицию. Во время движения бедро работающей ноги должно быть выворотным и подтянутым в тазобедренном суставе. Бедра держатся ровно. Сначала battements tendus изучаются лицом к палке в I позиции с отведением правой ноги в сторону Затем вперед и назад. Затем так же из 5 поз. Battement tendu demi plie состоит из battement tendu simple и demi plie. Исходное положение - I или V позиция. Работающая нога отводится в заданном направлении по правилам battement tendu, затем возвращается в исходное положение. В заключении - demi plie на обеих ногах. Движение ног: вытягивание и сгибание (demi plie) работающей и опорной ноги происходит одновременно. Battement tendu en tournant. Все виды battements tendus на середине зала могут исполняться с поворотом (en tournant) на 1/8 и 1/4 часть круга с отведением ноги вперед (en dehors), назад (en dedans), в сторону- en dehors и en dedans.

Battement tendu jete - движение ноги вперед, в сторону и назад из I и из V позиций с броском на высоту 45.(При ускорении темпа, при исполнении battements tendus jetes восьмыми и шестнадцатыми долями высота броска ноги снижается с 45° до 22,5° и ниже.) Бросок и возвращение вытянутой ноги происходят равномерно, без акцента. В заключении движения акцент приходится на момент возвращения работающей ноги к опорной после энергичного и резкого броска. Battements tendus jetes могут заканчиваться на demi plie в I или V позиции. Battements tendus jetes en tournant делаются по правилам battements tendus simples en tournant. .Battement tendu jete pointe Это бросковые battements, но после броска на 45° нога не сразу возвращается в I или V позицию (как в battement tendu jete), а опускается на вытянутый носок. Исполняются, как и все battements, вперед, в сторону и назад из I или V позиции. Можно изменить направление движения ноги и на высоте 45°, после чего продолжать jetes pointes в другом направлении.

Battement tendu pour batteries  Battements tendus pour batteries являются вспомогательными движениями при изучении заносок. Исполняются только у палки в виде самостоятельной комбинации, состоящей из переносов ноги, число которых определяется тем или иным видом заноски. Постоянного места в экзерсисе не имеют, чаще исполняются в конце экзерсиса. Изучение этих battements следует начать несколько раньше изучения заносок и систематически продолжать в период разучивания заносок.

Grand battement jete  Это большие battements, исполняемые из I и V позиций в направлении вперед, в сторону и назад с броском ноги на 90° и выше. Движение исполняется из I или V позиции. Работающая нога энергично выбрасывается в нужном направлении на высоту 90°, но прежде чем подняться на воздух, проскальзывает носком по полу, как на battement tendu и tendu jete. Grand battement jete pointe. Grand battement jete (мягкое. Grand battement jete balance Battements balances (качающиеся). Grand battement jete passe.*

Battements frappes (ударяющие battements) исполняются в направлении вперед, в сторону и назад из II позиции, сначала носком в пол, затем на высоте 22,5°. Начать изучение следует в направлении в сторону, затем вперед и назад. При разучивании движение исполняется в медленном темпе, с остановками, сгибание и вытягивание работающей ноги должно быть равномерным. В законченной форме акцент движения падает на вытягивание работающей ноги в нужном направлении. Исполняются резко, энергично. Battement double frappe Это движение является однородным с battement frappe, но имеет двойной (double) перенос работающей ноги sur le cou-de-pied вперед и назад, после чего нога вытягивается. Petit battement sur le cou-de-pied

Battement fondu (тающий, текучий) - сложное движение, состоящее из сгибания работающей ноги в условное положение sur le cou-de-pied* при одновременном demi plie на опорной и открывания работающей ноги в любом направлении при одновременном выпрямлении опорной из demi plie. Doubles battements fondus (двойные battements fondus). Battement fondu en tournant

Battement releve lent

Battements soutenus (непрерывные, неослабевающие) исполняются из V позиции в направлении вперед, в сторону и назад как носком в пол, так и на 45° и на 90°. Работающая нога через проходящее положение sur le cou-de-pied* вытягивается в заданном направлении; одновременно опорная нога опускается на demi plie; затем работающая нога, скользя по полу вытянутым носком, подводится к опорной в V позицию. Заканчивается движение подъемом на полупальцы.

Battement developpe

Battements developpes исполняются  в направлении вперед, в сторону  и назад на 90° и выше (в зависимости  от индивидуальных возможностей учащихся). Из исходного положения (V позиция) работающая нога, сгибаясь и скользя вытянутым носком по опорной, поднимается до колена опорной ноги, после чего вытягивается в любом направлении на 90° и опускается в V позицию.

 

ГРУППА РОНД

Ronds de jambe

Ponds de jambe par terre - круговые движения  ноги по полу в направлениях en dehors и en dedans.

En dehors. Из I позиции работающая нога отводится вперед и движется по дуге через II позицию назад до положения против I позиции. Подъем и пальцы вытягиваются. Носок не отрывается от пола. Продолжая движение, нога с опущенной на пол пяткой проводится через I позицию вперед. Отсюда движение повторяется в том же направлении (en dehors). En dedans. Из I позиции работающая нога отводится назад в положение против точки I позиции и через II позицию по дуге продолжает движение вперед. Затем снова через I позицию проводится назад. В ronds de jambe par terre сохраняется предельная выворотность и натянутость всей ноги.

Ronds de jambe par terre вначале исполняются  раздельно, в законченном виде - слитно.

Ronds de jambe par terre en tournant (с поворотом) на Vs или 1/8 круга в направлении en dehors и en dedans. Отведение работающей ноги по дуге через II позицию назад и вперед (en dehors и en dedans) происходит одновременно с поворотом корпуса на опорной ноге, пятка которой едва отделяется от пола для перемещения.

Ronds de jambe en l'air - круговые движения  ноги в воздухе на высоте 45° и 90°.

Grand rond de jambe jete Это движение заключается в большом броске ноги по кругу на 90° в направлении en dehors и en dedans.

Grand rond de jambe jete en dehors. Работающая  нога из I позиции отводится назад  в IV позицию на вытянутый носок (для en dedans вперед в IV позицию).* Через I позицию нога выбрасывается  вперед на 45° в полусогнутом  положении, вытягивается в направлении efface и продолжает движение по  кругу на высоте 90° через II позицию  назад. Замыкая круг, нога опускается  и через I позицию опять выбрасывается вперед на 45°. Grand rond de jambe jete en dedans. Через I позицию нога выбрасывается назад на 45° в полусогнутом положении, вытягивается в направлении efface и продолжает движение по кругу на высоте 90° через II позицию вперед. Нога опускается, замыкает круг и через I позицию снова

 

ГРУППА ПОЗЫ

С позами классического танца учащиеся знакомятся уже в первом классе. Сначала изучают каждую позу отдельно, на полу, без поднимания ноги. Дальнейшее изучение идет с подниманием ноги .

Croisee

Поза croisee вперед. Как и в понятии croise, в позах croisee подчеркивается положение фигуры со скрещенными линиями (поворот головы как бы перекрещивает направление поворота корпуса, ноги тоже скрещены). Больщие и малые позы. Поза attitude croisee

Effacee. Поза effacee вперед. В позе effacee, как и в понятии efface, подчеркивается развернутое положение фигуры. Большие и малые позы. Поза attitude effacee.

Ecartee

Arabesques

I Arabesque.

II Arabesque.

III Arabesque.

IV Arabesque. Подготовительное  положение, как и в предыдущей  позе. Из V позиции левая нога вынимается  на croise назад на 90°; одновременно  руки поднимаются в I позицию, голова  поворачивается прямо. Затем правая  рука вытягивается вперед, левая  через II позицию отводится вместе  с плечом назад, корпус сильно  разворачивается спиной к зрителю (больше, чем во II arabesque). В завершении  поворота корпуса сильно подтягивается  левое бедро и бок. Руки на  одной прямой с плечами, ладони  повернуты вниз, пальцы вытянуты. Голова поворачивается направо  и слегка отклоняется назад  в соответствии с поворотом  плеч и корпуса. Взгляд направлен  к зрителю.

ГРУППА СВЯЗУЮЩИХ ДВИЖЕНИЙ

Связующие и вспомогательные движения

Pas de bourree

Все pas de bourree являются различного вида танцевальными шагами, которые применяются в экзерсисе на середине зала, в adagio и прыжках как связующие и вспомогательные движения для передвижения в любом направлении.

Pas de bourree бывают с переменой  ног и без перемены, исполняются  без поворота и с поворотом, с открыванием ноги на высоту 45° и без открывания и т. д.

Разучивание pas de bourree начинается у палки, затем продолжается на середине зала.

Сначала исполняется в медленном темпе, позже темп ускоряется. В дальнейшем pas de bourree, включенные в комбинации, исполняются в темпе данной комбинации.

В младших классах pas de bourree делают четко. В средних и старших такие pas de bourree остаются только в экзерсисе на середине и в adagio; в прыжках они уже исполняются иначе: ноги не поднимаются четко sur le cou-de-pied, а переступание с ноги на ногу идет мягкими, свободными шагами, с небольшим отделением носков от пола, с подъемом на невысокие полупальцы, что дает слитный легкий переход от одного прыжка к другому. Pas de bourree с энергичным подниманием ног нарушило бы слитность переходов в прыжках (тем более в быстром темпе).

Когда четкие pas de bourree црименяются в adagio и в экзерсисе на середине зала в спокойном темпе, они не нарушают слитность переходов от позы к позе, от движения к движению.

Музыкальный размер 4/4, 2/4 и 3/4.

Pas de bourree с переменой ног (лицом к палке). Встать в V позицию, правая нога впереди, руки положить  на палку (кисти против плеч), локти  свободно опустить вниз, голова  и корпус прямо.

Размер 4/4. За тактом - demi plie на правой ноге, левую одновременно поднять sur le cou-de-pied сзади. На первую четверть первого такта встать на левую ногу на полупальцы, правую поднять sur le cou-de-pied впереди.* На вторую четверть переступить на правую ногу на полупальцы, слегка отведя ее в сторону на расстояние маленького шага (совсем незначительного, переступив почти на месте).** Левая нога поднимается sur le cou-de-pied впереди. Центр тяжести корпуса передается на правую ногу. При переходе с ноги на ногу руки в соответствии с перемещением корпуса передвигаются по палке, не отделяясь от нее, кисти снова устанавливаются против плеч. На третью четверть опуститься на левую ногу на demi plie, правую поднять sur le cou-de-pied сзади. На четвертую положение сохраняется. На первую четверть второго такта встать на правую ногу на полупальцы, левую поднять sur le cou-de-pied впереди. На вторую четверть переступить на левую ногу на полупальцы, отведя ее чуть в сторону, правая нога идет sur le cou-de-pied впереди. На третью четверть опуститься на правой ноге на demi plie, левая sur le cou-de-pied сзади. На четвертую положение сохраняется и т. д.

* (В pas de bourree применяется условное  положение sur le cou-de-pied впереди.)

** (Такой шаг сохраняется  во всех видах pas de bourree с переменой  и без перемены ног, за исключением pas de bourree en tournant.)

После необходимого количества повторений pas de bourree заканчивают в V позицию на demi plie.

Это pas de bourree исполняется и в обратном направлении. Встать в V позицию, правая нога впереди. За тактом сделать demi plie на левой ноге, правую поднять sur le cou-de-pied впереди. Встать на правую ногу на полупальцы, подняв левую sur le cou-de-pied сзади. Переступить на левую ногу на полупальцы, слегка отведя ее в сторону, правая sur le cou-de-pied сзади. Опуститься на правой ноге на demi plie, левую поднять sur le cou-de-pied впереди.

Pas de bourree с переменой ног (на середине зала). Встать в V позицию, правая нога впереди, руки в  подготовительном положении, голова  повернута направо.*

* (Pas de bourree с переменой  ног можно начать и из позы croisee назад: встать на правую ногу, левая сзади на вытянутом носке, руки в подготовительном положении, голова повернута направо. За тактом - demi plie на правой ноге, левая подводится sur le cou-de-pied сзади, руки раскрыты на II полупозицию. Затем встать на левую ногу на полупальцы, повернуть фигуру en face и т. д. В обратном направлении pas de bourree исполняется из позы croisee вперед.)

Размер 3/4. За тактом - demi plie на правой ноге, одновременно левую поднять sur le cou-de-pied сзади, руки раскрыть на II полупозицию, корпус прямой, подтянутый. На первую четверть первого такта встать на левую ногу на полупальцы, фигуру повернуть en face, голову прямо, руки опустить в подготовительное положение. На вторую четверть переступить на правую ногу на полупальцы, слегка отведя ногу в сторону, левая sur le cou-de-pied впереди. На третью четверть опуститься на левую ногу на demi plie на croise (левое плечо впереди), правая sur le cou-de-pied сзади, голову повернуть налево, руки раскрыть на II полупозицию. Отсюда pas de bourree продолжается в другую сторону.*

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"