Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:13, курс лекций
Работа содержит лекции по дисциплине "Теория и методика классического танца".
Это fouette можно исполнить с cabriole по правилам, изложенным в описании cabriole. Перед первым fouette можно сделать glissade; остальные продолжать с coupe.
Fouette saute effacee вперед en dehors. Размер 2/4. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. За тактом - demi plie и маленький sissonne simple, заканчивающийся на первую четверть demi plie на левой ноге, правая полусогнутая отведена на efface вперед на небольшое расстояние от cou-de-pied. Корпус во время sissonne также поворачивается efface и наклоняется вперед к носку правой ноги. Левая рука в I, правая на II позиции, голова наклонена направо, взгляд направлен на кончик носка правой ноги. Между первой и второй четвертью - прыжок на левой ноге, правая, вытягиваясь и поднимаясь на 90°, проходит II позицию и сгибается на efface назад. Одновременно корпус выпрямляется, проходит через положение en face и поворачивается в воздухе efface назад; левая рука через III позицию раскрывается на II, правая из II позиции поднимается в III. Прыжок заканчивается в позу effacee назад на вторую четверть, demi plie на левой ноге.
Аналогично исполняется fouette effacee en dedans.*
* (Подробное описание положения корпуса см. в разделе "Повороты в adagio".)
Grand fouette saute en tournant en dedans в III arabesque. Размер
2/4. Preparation: правой ногой на croise вперед
носком в пол. За тактом, приоткрыв
руки и опустив их в
При исполнении fouette с этой же ноги в attitude croisee и IV arabesque левая нога в прыжке выбрасывается вперед в точку 4; в attitude effacee - в точку 6; в I и II arabesque нога выбрасывается вперед в точку 6, в прыжке вместе с поворотом корпуса проходит положение II позиции на 90° в точку 1, после чего вся фигура поворачивается в arabesque в точку 3.*
* (Fouette en tournant en dehors см. в "Grand fouette en tournant en dehors в adagio".)
Fouette enjtournant en dedans с приема chasse. Размер 2/4. Движение по диагонали из точки 2 в точку 6. Preparation на правой ноге, левая на efface сзади носком в пол; положение корпуса и рук - I или II arabesque в точку 2. За тактом сделать demi plie на правой ноге и, раскрывая руки на II позицию,- chasse с продвижением наверх.*Корпус расположен по диагонали правым плечом к точке 2, левым - к точке 6; голова повернута направо. На первую четверть сделать шаг на левую ногу на demi plie и прыжок, выбросив правую ногу через I позицию вперед на 90° в точку 6, одновременно корпус поворачивается в ту же точку; руки берут форс снизу, поднимаются в I или III позицию (по заданию педагога). Повернуться в воздухе (en dedans) в IV arabesque и на вторую четверть, сохраняя позу, опуститься на левую ногу на demi plie. На следующие две четверти сделать chasse, продвигаясь наверх по той же диагонали, но левым плечом к точке 2, правым к точке 6, шаг на правую ногу. В прыжке повернуть корпус, выбросить левую ногу вперед на 90° в точку 6 и повернуться в воздухе (en dedans) в I arabesque в точку 2, закончив прыжок на demi plie на правой ноге. Это fouette исполняется также с cabriole.
* (Форму этого chasse см. в "Pas chasse".)
Grand cabriole fouette. C preparation croisee вперед делается шаг-coupe или glissade в сторону II позиции, затем исполняется cabriole на 90° на II позицию en face, руки в III позиции; после удара опорной ногой (на II позиции) корпус поворачивается в воздухе в I arabesque в точку 7 по прямой линии, затем опорная нога опускается на demi plie. В arabesque спина сильно подтянута. При повторении движения снова сделать шаг-соupe вперед в IV ПОЗИЦИЮ на croise. Исполнять от четырех до восьми движений подряд.
Правила исполнения fouette saute. Во всех видах fouette saute движения рук координируются с поворотами корпуса, руки помогают прыжку и берут форс при поворотах в воздухе; при поворотах направо активнее действует левая рука, налево - правая.
Поворачиваясь в воздухе и опускаясь на demi plie, необходимо сохранять подтянутость бедра ноги, выброшенной на 90°. Опорная нога после прыжка опускается на plie с носка, пятка сильно выдвигается вперед.
Как в прыжке, так и в заключении fouette saute, спина подтянута.
Пример комбинации с fouette saute. Размер 3/4 (вальс), шестнадцать тактов.
Первый и второй такты. С правой ноги в точку 2 исполнить pas couru и grand jete на левую ногу в attitude croisee.
Третий и четвертый такты. Из позы attitude сделать sissonne на 90° правой ногой на II позицию и grand fouette saute en tour-nant en dedans в attitude effacee.
Пятый и шестой такты. В точку 8 с правой ноги исполнить failli, левой coupe (сзади) и grand jete на правую ногу в attitude croisee.
Седьмой и восьмой такты. С attitude сделать sissonne на 90° левой ногой на II позицию и grand fouette en tournant en dedans в III arabesque.
Девятый и десятый такты. С левой ноги glissade в сторону II позиции и grand cabriole fouette в I arabesque на правую ногу.
Одиннадцатый и двенадцатый такты. Coupe и cabriole fouette в I arabesque на левую ногу.
Тринадцатый и четырнадцатый такты. Coupe и cabriole fouette в I arabesque на правую ногу.
Пятнадцатый и шестнадцатый такты. С левой ноги исполнить failli в точку 2, правой - coupe и, забросив левую ногу вперед на 90°, grand assemble croisee вперед.
ЗАНОСКИ
Заноски
Заноски (batterie, от франц. battre - бить) - это удар одной ногой о другую в воздухе, причем перед ударом и после удара обе ноги из V позиции в прыжке слегка приоткрываются в сторону II позиции, после чего прыжок заканчивается на demi plie на две или на одну ногу. При исполнении сложной заноски с несколькими переносами (ударами) ноги каждый раз приоткрываются в сторону.
Заноски делятся на pas battu (то есть прыжковые pas, исполняемые с заноской) и на различного вида entrechat и brise.
Royal, entrechat-quatre, entrechat-six, entrechat-huit, brise исполняются с двух ног на две; entrechat-trois, entrechat-cinq, entrechat-sept - с двух ног на одну; brise dessus-dessous исполняется в первой части (brise dessus) с двух ног на одну, затем с одной на одну.
Все pas battus и заноски исполняются предельно вытянутыми и выворотными ногами. Переносы ног в прыжке необходимо осуществлять в глубокую V позицию. В женском танце удар производится преимущественно икрами ног, в мужском - верхней частью, бедрами и икрами, причем выворотность ноги и ступни исключает соприкосновение в воздухе пяток.
Малейшее нарушение этих правил лишит заноски необходимой чистоты формы и сделает их исполнение бессмысленным, так как назначение заносок-показать техническую виртуозность и элевацию исполнителя (в entrechat-six, entrechat-huit и entrechat-six de vole).
В начале изучения (в 3-4 классах) заноски делают в умеренном темпе и на высоте прыжка, которой достаточно для чистого и выворотного исполнения. По мере усвоения (в средних и старших классах) высота прыжка уменьшается. В законченной форме заноски типа entrechat-trois, quatre, cinq и маленькие pas, исполняемые с battu (echappee, assemble, jete, sissonne fermee, sissonne ouverte и т. п.), делаются в быстром темпе и на небольшой высоте.
Начинать изучение заносок рекомендуется с маленького echappee, после чего можно перейти к royale, entrechat-quatre, assemble battu и jete.
Следующей, более сложной ступенью в средних классах будут entrechat-cinq, entrechat-trois, ballonne battu, brise, brise dessus-dessous, sissonne ouverte, sissonne fermee battu и т. п. В старших классах проходят entrechat-six, grande sissonne ouverte battu, entrechat-six de vole (в мужских и женских классах) и, наконец, специфические мужские pas: entrechat-sept, entrechat-huit, saut de basque battu, jete entrelace battu и т. п.*
* (Порядок изучения заносок
Маленькое echappe battu
Первоначальное изучение. Размер 4/4. Исходное положение - V позиция en face, правая нога впереди.
На первую четверть - demi plie. Между первой и второй четвертью - прыжок на II позицию, заканчивающийся на вторую четверть на demi plie. Между второй и третьей четвертью - прыжок, ноги ударяются в воздухе, правая впереди, затем приоткрываются. На третью четверть ноги закрываются в V позицию на demi plie, правая нога сзади. На четвертую четверть колени вытягиваются.
По мере усвоения echappe battu делается на 2/4, то есть начинается за тактом и заканчивается на вторую четверть на demi plie, epaulement croise.
В дальнейшем echappe battu усложняется: с V позиции ноги, раскрываясь в прыжке, ударяют одна о другую, делая заноску, и опускаются на II позицию. Со II позиции делается вторая заноска.
Число переносов можно постепенно увеличивать как на первом, так и на втором прыжке. В этом случае делается большое echappe.
Echappe battu можно заканчивать также и на одну ногу, сгибая вторую sur le cou-de-pied сзади или впереди в маленькие позы croisee.
Подготовка к заноскам, royale и entrechat-quatre
Размер 4/4. На первую и вторую четверти - demi plie в V позиции, правая цэга впереди. Между второй и третьей четвертью прыгнуть, быстро приоткрывая в сторону вытянутые ноги. На третью четверть так же быстро закрыть ноги в V позицию на demi plie, правая нога сзади. На четвертую четверть вытянуть колени.
Быстрое открывание ног - хорошая практика для заносок с переменой ног (если подготовка делается для royale) и без перемены (для entrechat-quatre).
Затем на 4/4 разучивается royal с правой ноги: в прыжке, после открывания, правая нога ударяет о левую впереди, ноги снова приоткрываются и опускаются в V позицию на demi plie, правая нога сзади.
Entrechat-quatre с правой ноги: приоткрыть ноги в сторону, перенести правую назад, ударяя ею о левую, снова приоткрыть ноги и закончить движение в V позицию, правая нога впереди.
В законченной форме эти заноски начинаются за тактом с epaulement и заканчиваются на одну четверть также в epaulement.
Entrechat-trois и entrechat-cinq
Entrechat-trois можно сравнить с royale, так как оно делается с переменой ног, но заканчивается на одной ноге, другая sur le cou-de-pied сзади или впереди.
Entrechat-trois назад. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. Прыгнуть, приоткрыв ноги в сторону; правая нога ударяется о левую впереди; затем обе вытянутые ноги снова приоткрываются и в заключении, на demi plie, правая нога сгибается sur le cou-de-pied сзади.
Entrechat-trois вперед. Исходное положение - V позиция, левая нога впереди. В прыжке правая нога ударяется о левую сзади и в заключении сгибается sur le cou-de-pied впереди.
Entrechat-cinq можно сравнить с entrechat-quatre: оно делается без перемены ног. Из V позиции, правая нога впереди, приоткрыть в прыжке ноги в сторону, перенести правую ногу назад, ударить сзади о левую, приоткрыть и закончить demi plie на левой ноге, правая согнута sur le cou-de-pied впереди.
Исполняя entrechat-cinq назад, следует после заноски согнуть sur le cou-de-pied сзади левую ногу.
Entrechat-trois и cinq заканчиваются в маленькие позы croisee: одна рука в I позиции, другая - на II.
Entrechat-six
Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. Исполнить demi plie и большой прыжок наверх. Ноги приоткрываются, правая переносится назад и ударяет левую сзади; снова приоткрывается, переносится вперед и ударяет левую впереди, затем ноги снова приоткрываются. Прыжок заканчивается в V позицию на demi plie, правая нога сзади.
Руки на entrechat-six могут оставаться внизу; при многократном повторении движения руки могут постепенно подниматься в III позицию и через II опускаться вниз или подниматься в сторону и на последнем движении закрываться в подготовительное положение.
Прыжок начинается и кончается в epaulement croise.
Entrechat-huit
Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. Исполнить demi plie и большой прыжок наверх. Ноги приоткрываются, правая переносится назад, ударяет левую сзади; приоткрывается, переносится вперед, ударяет левую впереди; снова приоткрывается, переносится назад и ударяет левую сзади.
После третьего удара ноги снова приоткрываются и заканчивают прыжок в V позицию на demi plie, правая нога впереди.*
* (Для более понятного и
Entrechat-sept
Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. Исполнить demi plie, прыжок, ноги приоткрываются, ударяются (правая сзади левой), снова приоткрываются, правая нога ударяется о левую спереди, опять приоткрываются, затем левая опускается на demi plie, правая сгибается sur le cou-de-pied сзади.
В мужском классе entrechat-sept можно закончить в любую маленькую и большую позу: на II позицию, attitude, ecarte и т. п., то есть сделать sissonne ouverte с усложненной заноской.
Entrechat-six de vole
Это pas по существу является соединением grand assemble с entrechat-six.
Исполняется на 90° в сторону II позиции и в позу ecartee вперед с приемов шаг-coupe, glissade и с pas failli.
Entrechat-six de vole делается и en tournant по прямой и по диагонали, с шага-coupe и с chasse, с приема, описанного в "Grand assemble en tournant".
Entrechat-six de vole в сторону. С шага-coupe или с glissade (если левая нога впереди) в большом прыжке выбросить правую ногу в сторону II позиции на 90°. Перенести в воздухе корпус и левую ногу к правой, сделать entrechat-six, ударив правой ногой о левую впереди, приоткрыть и ударить сзади, снова приоткрыть, затем соединить ноги в воздухе и опуститься в V позицию на demi plie, правая нога впереди.
Руки, как и в grand assemble, помогают полету, поднимаются в прыжке в III, II-III или I-III позиции и сохраняют позу в epaulement croise на demi plie.
Brise
Brise исполняется с продвижением по диагонали вперед и назад и может быть исполнено в направлении вперед, назад, с поворотом.
Последовательность изучения
1. Brise вперед. Размер 4/4. Исходное положение - V позиция epaulement croise, левая нога впереди. Движение по диагонали в точку 2. На первую четверть - demi plie, правая нога, находящаяся сзади, выдвигается через I позицию вперед носком по полу в направлении между 2 и 3 точками плана класса таким образом, чтобы пятка работающей правой ноги находилась на одной линии с пяткой опорной ноги. Это положение сохраняется и в законченной форме, когда brise делается с выбрасыванием ноги на 45°, что дает чистую заноску двумя ногами и не мешает продвижению вперед по диагонали. На вторую четверть положение выдерживается. Между второй и третьей четвертью, оттолкнувшись пяткой левой ноги от пола, сделать прыжок с пролетом к точке, на которой находится носок правой ноги; левая отделяется от пола, ударяет правую сзади, правая ударяет по левой впереди. Ноги приоткрываются, опускаются на demi plie в V позицию, правая нога сзади. На четвертую четверть колени вытягиваются. В прыжке правая рука поднимается в невысокую I позицию, левая на II, корпус с ровными плечами на effacee, голова поворачивается налево.
2. Brise назад. Исходное положение - V позиция epaulement croise, левая нога впереди. Demi plie, левая нога через I позицию отодвигается назад носком в пол между точками 6 и 7. Прыжок с продвижением к носку левой ноги; правая нога ударяет по левой впереди, левая ударяет по правой сзади. Приоткрываясь, ноги опускаются в V позицию на demi plie, левая нога впереди. Корпус на efface, левая рука в I, правая на II позиции, голова повернута налево.
3. Brise вперед. Законченная форма. Движение делается на 1/4, demi plie и прыжок - за тактом.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Теория и методика классического танца"