Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и ребенка с нарушением зрения и слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

Широчайшую известность во всем мире получила слепоглухая Елена Келлер (1880–1986 гг.). Она была первым человеком, который, не имея зрения и слуха, не только овладела словесной речью во всех ее видах – дактильной, устной, письменной по системе Брайля и буквенной, но и получила высшее образование, говорила на нескольких языках, стала писательницей, ее книги переведены почти на все языки мира

Оглавление

Введение.
1. Понятие о сложной структуре дефекта. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями развития.
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения и слуха.
3. Основные причины недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей.
4. Специальная организация обучения слепоглухих детей.
5. Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и ребенка.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Готовый реферат по сложному дефекту (в печать).doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, учитывая причины сложных  нарушений и типы воспитания слепоглухих  детей, следует выделить такие особенности личности и эмоционально-волевой сферы:

     - слабость социальных связей;

     - эгоцентризм; 

     - несамостоятельность; 

     - низкая самооценка;

     - слабое развитие самовоспитания;

     - неосознанность своего нарушения;

     Особенности деятельности слепоглухих  детей. При сохранных познавательных возможностях и правильном поведении родителей слепоглухой ребенок способен к определенному спонтанному развитию. Показателем успешного развития является появление общения между ребенком и его близкими с помощью естественных жестов. Однако усвоение словесной речи возможно только при специальном обучении.

     В развитии слепоглухого ребенка дошкольного  возраста на ведущее место выступает  формирование первых средств общения – жестов. Благодаря взрослому, ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т.п.). Предмет или жест, изображающий действие с предметом, могут стать сигналом каждой такой значимой для ребенка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребенком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определенного отдельного предмета и действия с ним. Все это подготавливает замену естественного жеста условным знаком, дает возможность в дальнейшем заменить жест дактильным словом, а затем и письменной фразой (написанной большими буквами или рельефно-точечным шрифтом Брайля).

     Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение значения первых слов детей, когда одним названием можно обозначить реальный предмет и его изображение, реальный предмет и предмет, замещающий его в игре.

     Однако  слепоглухой ребенок с дополнительными  нарушениями часто ограничен  или даже лишен возможности самостоятельно наблюдать и подражать действиям взрослого. Его обучение идет через организацию совместных со взрослым действий (взрослый действует руками ребенка или руки ребенка «следят» за действиями взрослого), которые постепенно превращаются сначала в разделенные со взрослым (взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его) и, наконец, в полностью самостоятельные действия. Но, научив ребенка действовать самостоятельно, необходимо попытаться организовать его самостоятельные наблюдения за занятиями окружающих его людей. Для этого слепоглухого ребенка учат спокойно наблюдать руками за тем, как его близкие едят, пьют, одеваются и т.д. Благодаря этим наблюдениям ребенок получает первые представления о действиях других людей, формируются условия для подражания, что очень важно для полноценного социального развития человека. Расширяется и обобщается значение жестов и слов, обозначающих не только конкретную чашку для питья самого ребенка, но и других чашек, из которых пьют мама и папа, гости и т.д. Организуя наблюдение ребенка за повседневными действиями окружающих, мы расширяем его собственный опыт и представления о занятиях других людей. Например, прежде чем приступить к обучению слепоглухого ребенка чтению и письму, у него нужно формировать «установку на чтение» – его учат, не мешая действиям других людей, наблюдать их; прежде чем обучать ребенка действиям с сюжетными игрушками – куклами, надо научить его «видеть» реальные действия других людей.

     Наблюдения  за развитием игры у детей со сложными сенсорными нарушениями показывают, что сюжетные игрушки сначала выступают у них как реальные предметы. Слепоглухой или слепой ребенок пытается сам улечься в кукольную кроватку или попить из маленькой чашечки, после того как действия с этими игрушками были продемонстрированы взрослым с помощью куклы. Настоящая же сюжетно-ролевая игра развивается у таких детей значительно позднее, в школьном возрасте.

     Любой ребенок не может развиваться  как личность, не овладев предметным миром, не научившись самостоятельно ориентироваться  во времени и в окружающем пространстве, не владея навыками самообслуживания. В обучении детей со сложными нарушениями  этот период может занять и дошкольный и школьный возраст ребенка. Овладение письмом и чтением часто занимает весь школьный период развития такого ребенка.  

     3. Основные причины недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей 

     В результате ограниченности общения детей со взрослыми и между собой у слепоглухих возникает недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней.

     Негативное  влияние на социальное развитие слепоглухих  детей оказывает и пребывание в интернатных учреждениях, что обуславливает ограниченность социальных контактов, снижает социальную направленность коммуникативной деятельности, приводит к неумению наладить сотрудничество со взрослыми и детьми. Исследования показали, что дети из школ-интернатов более неуверенны при самооценке, имеют черты жесткой регламентации. Это структурированная коммуникационная среда, стабильная по составу сверстников, устойчивая по распределению социальных ролей, ограниченная по числу взрослых, с которыми может взаимодействовать слепоглухой ребенок. Общение взрослых и детей в этих условиях скорее строится по формальным принципам, а не по индивидуально варьирующимся эмоциональным. Дети, воспитывающиеся в семье, более эмоциональны.

     Следовательно, в социально-личностном развитии слепоглухих детей большое значение отводится взрослому и другим детям, окружающим слепоглухого. Мир людей отражается через сюжетно-ролевую игру, в которой объектом интереса становится их поведение и взаимоотношения. Охватывая сензитивные периоды жизни детей с аномалиями в развитии, игра повышает их абилитационные возможности, способствует коррекции и компенсации дефектов. Как зона ближайшего развития ребенка, игра рассматривается как средство всестороннего развития, способ познания окружающего мира. Однако глубокое нарушение зрительного и слухового анализаторов создает трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности: у детей отмечается бедность игрового сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий.

     Нарушения эмоционально-волевой сферы также  являются причиной недостатка социально-личностного  развития слепоглухих детей. Так как для слепоглухих детей характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла поступков взрослых и детей, у них возникают затруднения при понимании чувств людей, овладении нормами поведения, формировании нравственных представлений и чувств. В развитии эмоций и чувств у таких детей большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепоглухой ребенок более зависим от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни.

     Из-за неумелого руководства родителей, допустивших множество неудачно окончившихся попыток в удовлетворении ребенком своей потребности в  движении и освоении пространства, у детей возникает страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами.

     Распространено  мнение о том, что слепоглухие менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем нормально развивающиеся люди. Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах. Исследования понимания слепоглухими эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным признакам речи свидетельствуют о том, что слепоглухие обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего. Оценивая эмоциональные состояния, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность, тревожность.

     Таким образом, основными причинами недостатков  социально-личностного развития слепоглухих  детей являются:

  • ограничение общения детей со взрослыми и сверстниками и, как результат этого, недоразвитие речи как средства общения;
  • пребывание детей в учреждениях интернатного типа;
  • недостатки игровой деятельности;
  • нарушения эмоционально-волевой сферы;
  • типы семейного воспитания ребенка.
 

       4. Специальная организация обучения слепоглухих детей

     Такое отклонение, как нарушение зрения и слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, они сталкиваются с многочисленными трудностями в их социальной реабилитации.

     Ребенок, родившийся слепоглухим, – особый ребенок. Эти особенности – результат воздействия определенных факторов, делающих слепоглухоту специфическим типом инвалидности. Поскольку зрение и слух являются важнейшими средствами развития, также как и важнейшими каналами для общения, у слепоглухого ребенка возникают огромные проблемы в осознании мира, в отношении, как к самому себе, так и к другим людям.

     Социально-личностное развитие слепоглухих детей имеет  некоторые особенности, которые  зависят от ряда факторов: времени  поражения и степени потери зрения и слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений. Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов слепоглухих детей. Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий.

     Слепоглухие дети менее социально зрелы (адаптированы в обществе), чем их нормально  развивающиеся сверстники. Из-за того, что окружающие иначе относятся  к слепоглухому, у него возникают и закрепляются специфические черты личности: с одной стороны он чувствует по отношению к себе любовь, жалость, сострадание (в результате чего нередко возникают эгоцентрические черты), с другой – испытывает исключительность своего положения и у него порой начинает складываться мнение, что он является обузой для близких.

     Специальная организация обучения детей, при  котором происходят познание окружающей социальной действительности, формирование отношений между детьми и взрослыми, осознание ребенком своего положения, сама по себе является фактором социального воздействия на детей, приобщения их к культурным и нравственным ценностям, способствующим развитию личности.

     Социально-личностное развитие слепоглухого ребенка в  процессе воспитания и обучения носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жизни ребенка, систему взаимоотношений со взрослыми и своими сверстниками, а также отношение к самому себе.

     Таким образом, в процессе организации  специальных условий, обеспечивающих социально-личностное развитие слепоглухого ребенка, необходимо решить ряд задач:

  • формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослыми;
  • развитие общения ребенка со сверстниками и формирование межличностных отношений;
  • развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя.

     Эти линии социально-личностного развития непосредственно обеспечивают формирование нравственных представлений и этических чувств ребенка, овладение нормами поведения, обогащение его эмоциональной сферы, развитие и складывание личностных качеств. 

  1. Коррекционно-развивающая  работа по формированию взаимодействия взрослого  и ребенка
 

     Формирование  взаимодействия и общения ребенка  со взрослым является важнейшим источником его психического развития. Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения зрения и слуха, должно способствовать осознанию ребенком себя среди детей и взрослых, формировать интерес и обогащать представления о социальных и природных явлениях, способствовать формированию таких свойств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, возникновению «Я – сознания».

     Поскольку коммуникативная деятельность у  слепоглухих детей нарушена в  силу недоразвития речи, взрослый остается главным инициатором общения  значительно дольше, и его роль более ответственна, чем в процессе общения со здоровыми детьми. Характер взаимодействия взрослого с ребенком определяется ведущей деятельностью и потребностями возраста. Организованное взрослыми взаимодействие со слепоглухими детьми должно ориентироваться на этапы развития общения в норме, способствовать его обогащению и переходу ребенка к более высокой форме.

     Очень важное значение для организации  взаимодействия со слепоглухими детьми имеет использование различных  средств общения. Это применение взрослыми и детьми мимики, пантомимики и естественных жестов.

     В младенческом возрасте мимика слепоглухого ребенка ничем не отличается от мимики нормального. Но с возрастом разница  в мимике начинает сказываться все  больше и больше, и, если слепоглухой  ребенок находится в неблагоприятных  условиях, мимика у него начинает «застывать», «консервироваться» даже на стадии младенческого возраста, т.е. условные выразительные возможности лица не реализуются; лицо слепоглухого становится неподвижным, маскообразным. В таких случаях выражения лица бывают часто извращенными, неадекватными душевному состоянию слепоглухого: слепоглухой находится в хорошем настроении, а лицо выражает грусть, и наоборот. Но при помощи взрослого особыми методическими приемами можно «оживить» лицо слепоглухого, сделать мимику адекватной его душевному состоянию (демаскация).

Информация о работе Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и ребенка с нарушением зрения и слуха