Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:07, реферат
Широчайшую известность во всем мире получила слепоглухая Елена Келлер (1880–1986 гг.). Она была первым человеком, который, не имея зрения и слуха, не только овладела словесной речью во всех ее видах – дактильной, устной, письменной по системе Брайля и буквенной, но и получила высшее образование, говорила на нескольких языках, стала писательницей, ее книги переведены почти на все языки мира
Введение.
1. Понятие о сложной структуре дефекта. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями развития.
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения и слуха.
3. Основные причины недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей.
4. Специальная организация обучения слепоглухих детей.
5. Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и ребенка.
Заключение.
Список литературы.
Содержание:
Введение.
1. Понятие о сложной структуре дефекта. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями развития.
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения и слуха.
3. Основные причины недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей.
4. Специальная организация обучения слепоглухих детей.
5. Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и ребенка.
Заключение.
Список
литературы.
Введение.
Органическое поражение центральной нервной системы иногда приводит к возникновению сложных дефектов, представляющих собой сочетание двух и более нарушений развития. К данной категории относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (умственно отсталые незрячие или слабовидящие, умственно отсталые неслышащие или слабослышащие), а также дети, у которых сочетаются различные сенсорные нарушения (глухие слабовидящие, слепые слабослышащие, слепоглухие), или имеется сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными расстройствами.
При этом сложный дефект представляет собой не просто механическое сочетание различных дефектов, а качественно особое состояние человеческого организма. Комбинированный дефект искажает психическое развитие в наибольшей степени. Например, при слепоглухоте речь идет об искусственном формировании человеческой психики, так как у ребенка практически отсутствуют возможности взаимодействия с внешним миром.
Профессор
И.А. Соколянский, основоположник теории
и практики обучения слепоглухих
детей в нашей стране, писал: «Слепоглухонемой
ребенок обладает нормальным мозгом
и имеет потенциальную
Широчайшую
известность во всем мире получила слепоглухая
Елена Келлер (1880–1986 гг.). Она была первым
человеком, который, не имея зрения и слуха,
не только овладела словесной речью во
всех ее видах – дактильной, устной, письменной
по системе Брайля и буквенной, но и получила
высшее образование, говорила на нескольких
языках, стала писательницей, ее книги
переведены почти на все языки мира
1. Понятие о сложной структуре дефекта. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями развития
Для ранней диагностики сложного нарушения очень важны знания о причинах, которые могут привести к поражению сразу нескольких функций организма. Когда у ребенка имеется один первичный дефект развития, рассматривается вероятность либо наследственного, либо экзогенного происхождения. Сложное нарушение развития может быть вызвано одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению.
Можно
рассматривать несколько
Слепоглухота представляет собой наиболее изученный сложный дефект. А.В. Ярмоленко относила к слепоглухоте только людей, лишенных от рождения слуха и зрения или потерявших их в раннем возрасте – до овладения и закрепления словесной речи как средства общения и мышления.
И.А. Соколянский относил к истинной слепоглухоте только детей с врожденным или приобретенным полным или частичным нарушением функции периферической части зрительного и слухового анализаторов, без грубых нарушений центральных отделов мозга. Умственно отсталых детей с выраженными нарушениями зрения и слуха он относил к «церебрально недостаточным».
А.И. Мещеряков считал, что в школу для слепоглухих должны приниматься дети без грубых органических поражений мозга, степень потери слуха и зрения которых не позволяет им учиться в школах для слепых или в школах для глухих. [19]
Таким образом, учитывая точки зрения ученых, слепоглухота – врождённые или приобретённые в раннем возрасте (до овладения речью) нарушения зрения и слуха.
Первая классификация слепоглухих была сделана в 1940-е гг. А.В. Ярмоленко на основании анализа 220 историй жизни слепоглухих детей, как в нашей стране, так и за рубежом. В основу классификации было положено время наступления дефекта и наличие сочетания сенсорных нарушений с интеллектуальными:
Современный уровень науки и практики оказания помощи детям со сложными недостатками развития позволяет выделить следующие варианты разных сочетанных нарушений.
По
сочетанности нарушений можно выделить
более 20 видов сложных и множественных
нарушений. Это могут быть различные
сочетания сенсорных, двигательных,
речевых и эмоциональных
По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей с этим видом сложного нарушения можно разделить на:
Детей
с сочетанными нарушениями
Детей с нарушениями зрения и движений можно разделить на:
Сочетание нарушений слуха и движений можно разделить на:
Возможно
множество сочетаний, разных по выраженности
сенсорных и двигательных нарушений, с
разной по глубине умственной отсталостью.
2.
Психолого-педагогическая
характеристика детей
с нарушениями зрения
и слуха
Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями зрения и слуха. Психическое развитие детей со сложным сенсорным нарушением опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные (обоняние, вибрационная и кинестетическая чувствительность) возможности и их совершенствование. Наблюдения за развитием маленьких детей с врожденной слепоглухотой и сохранными возможностями познавательного развития показывают большие возможности осязания и обоняния. Если не препятствовать развитию сохранной активности такого ребенка и способствовать его своевременному хватанию, сидению, прямохождению и самостоятельности в бытовых действиях, можно добиться совершенно свободной ориентировки в помещении и развития полноценных предметных действий. Такой ребенок способен уже в раннем детстве совершенно свободно передвигаться по знакомому помещению, узнавать близких ему людей по запаху, характерным движениям и по ощупыванию ног и обуви, доставать понравившиеся ему предметы и игрушки и действовать с ним в соответствии с их назначением.
Ощущение и восприятие у детей со сложными сенсорными нарушениями имеет ряд особенностей.
Кожная чувствительность и двигательная память становятся у слепоглухих особым способом познания окружающего. И.А. Соколянский описывал, как легко слепоглухие дети находят окна и двери даже в незнакомом помещении благодаря восприятию кожей лица изменений воздушной волны и температуры, излучаемой окном.
Тактильная чувствительность позволяет воспринимать предметы только касанием и действием с ними в непосредственном контакте. Однако человек, лишенный зрения и слуха, может получать информацию от окружающего и на расстоянии, дистантно. У слепоглухих людей отмечается необыкновенная тонкость обоняния. Обоняние позволяет почти всем слепоглухим отыскивать на расстоянии знакомого или незнакомого человека, узнавать погоду на улице по запахам из открытого окна, определять особенности помещений и отыскивать в них нужные предметы.
Благодаря тактильно-вибрационной чувствительности к звукам, производимым при передвижении предметов и людей, ребенок может ощущать происходящее вокруг него также на определенном удалении. С возрастом слепоглухие способны определять на расстоянии приближающихся людей по походке, узнавать, что кто-то вошел в комнату, слушать рукой звуки музыки, определять ногами направление громких звуков, производимых в доме и на улице и т.д. Вибрационные ощущения могут стать основой для восприятия и формирования устной речи у слепоглухого ребенка.
Наряду с этими полностью сохранными возможностями обонятельной, вкусовой, осязательной, тактильно-вибрационной чувствительности слепоглухие должны по возможности пользоваться остаточными зрением и слухом.
Особенности личности и эмоционально-волевой сферы слепоглухих детей. Не следует заботу о развитии ребенка направлять только на решение познавательных задач. В случаях сложного сенсорного нарушения особенно велика вероятность ущербного, иждивенческого, эгоистического развития личности ребенка. Возможность такого развития личности объясняется рядом причин (Соколянский И.А., Басилова Т.А., Благосклонова Н.К.).