Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и ребенка с нарушением зрения и слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

Широчайшую известность во всем мире получила слепоглухая Елена Келлер (1880–1986 гг.). Она была первым человеком, который, не имея зрения и слуха, не только овладела словесной речью во всех ее видах – дактильной, устной, письменной по системе Брайля и буквенной, но и получила высшее образование, говорила на нескольких языках, стала писательницей, ее книги переведены почти на все языки мира

Оглавление

Введение.
1. Понятие о сложной структуре дефекта. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями развития.
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения и слуха.
3. Основные причины недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей.
4. Специальная организация обучения слепоглухих детей.
5. Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и ребенка.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Готовый реферат по сложному дефекту (в печать).doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     У слепоглухого ребенка при благоприятных  условиях мимика обогащается более  сложными средствами выражения –  пантомимикой. В раннем возрасте пантомимика  слепоглухого ребенка (как и его  мимика) существенно ничем не отличается от пантомимики нормального, зрячеслышащего ребенка, у которого словесная речь еще не начала развиваться.

     На  основе пантомимических выразительных  средств у слепоглухого ребенка  формируются и все больше дифференцируются жесты.

     Жесты возникают, формируются и приобретают адекватную выразительную функцию только под влиянием направленного воздействия окружающих ребенка взрослых.

     Жест  слепоглухого, следовательно, есть явление  условное, неврожденное. Сам, своими собственными усилиями («спонтанно») слепоглухой ребенок никогда не «додумается» выразить свои потребности адекватными жестами.

     Жестикуляция  слепоглухого ребенка есть аналог словесной  речи, она возникает и формируется  только в процессе постоянного воздействия  на ребенка при удовлетворении его  органических потребностей.

     Если  взрослые не будут дополнять свою речь естественными жестами и  поддерживать их использование детьми, жесты могут исчезнуть из общения  и тем самым ограничить его.

     В различных бытовых и игровых  ситуациях взрослые выражают свои эмоции и чувства, как положительные – по поводу успехов ребенка, так и отрицательные, связанные с его действиями и поведением. Важно использовать положительную оценку действий ребенка в присутствии других детей, выражая ее с помощью мимики, жестов и речи в устной и письменной форме («хорошо», «верно», «молодец», «умница»). Положительной оценки заслуживают действия детей по отношению друг к другу, их старание на занятиях. Неудовольствие педагоги выражают по поводу того, что нельзя делать: драться, обижать других детей, разбрасывать еду и т.п. Нельзя негативно оценивать неумение ребенка выполнить какие-либо задания, особенно связанные с речью. Поддержка инициативы ребенка, признание его достижений развивают личностные качества детей, способствуют формированию активности, самостоятельности, познавательных интересов.

     Единственно верный метод выявить у слепоглухого ребенка наличие, богатство и  разнообразие образов непосредственно  окружающей его среды – это  как можно раньше научить его  лепке, т.е. научить лепить все, что он в состоянии «осмотреть» руками.

     Данный  объемно-изобразительный метод обладает значительной объективностью. Этим методом  экспериментально обнаружено у слепоглухих  детей такое наличие живых, ярких  образов окружающего, которое до сих пор никому не было известно.

     При помощи лепки ребенок может с  исключительной, почти фотографической  точностью выразить то, что отражает его мозг. Наиболее прочные представления  у слепоглухого ребенка возникают  от тех предметов и их отношений, которые воспринимаются ребенком в действии, движении.

     Осязательно-двигательные (пространственно-объемные) образы предметов  и их связи с другими предметами достаточно ярки, прочны и сильны, чтобы  ребенок мог выразить их в объемно-изобразительной  форме средствами лепки. Лепка для  слепоглухого ребенка – наиболее верное доказательство нормальной деятельности коры его головного мозга.

     Немаловажное  значение для познания внутреннего  мира взрослого имеет игра. В игре проявляются различные типы социального  поведения детей и взрослых. Возникновение в процессе игры конфликтных ситуаций в значительной мере связано с трудностями организации совместной игры, контроля за действиями своих партнеров, понимания функциональных отношений при реализации, взятой на себя роли, с отсутствием специальных аксессуаров, способствующих пониманию игровой ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Проблема  социально-личностного развития слепоглухих детей является одной из ведущих в области психологии лиц с нарушениями развития, и ее решение имеет большое значение.

     Актуальность социально-личностного развития данных детей определяется их трудностью, вследствие нарушения зрения и слуха, взаимодействия с окружающим миром, проблемой социальной адаптации, становления ребенка как личности, осознания своего места в обществе.

     Таким образом, комплексная коррекционно-развивающая работа, направленная на социально-личностное развитие слепоглухих детей, помогает им уточнять и создавать новые впечатления об окружающем мире, совершенствует их коммуникативную деятельность, способствует сплочению детского коллектива и налаживанию взаимоотношений со взрослыми, вследствие чего у ребенка происходит адекватное осознание самого себя.

     В результате использования коррекционных  игр с социальной направленностью, дети знакомятся с профессиями, различными учреждениями, с такими понятиями, как любовь, дружба, жалость, сопереживание, семейные отношения, ответственность, что имеет немаловажное значение для социального и личностного развития слепоглухого ребенка.

     Эти и другие успехи специальной психологии и коррекционной педагогики показывают большие возможности детей со сложными дефектами в развитии и овладении общечеловеческими ценностями, делая тем самым возможной и необходимой коррекционно-развивающую и реабилитационную работу с ними. 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Басилова Т.А. Использование игровой и изобразительной деятельности в развитии социально-бытовой ориентировки слепоглухих школьников. // Дефектология. – 1995. – №6.
  2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. – (Коррекционная педагогика)
  4. Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха. // Дефектология. – 1995. – №4.
  5. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии. Адрес в интернете – http://almanah.ikprao.ru/1/pst2.htm.
  6. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Жигорева. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
  7. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
  8. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Если малыш не слышит. – М.: Просвещение, 1995.
  9. Слепоглухота // Специальная психология/ под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003.
  10. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей. // Дефектология. – 1989. – №2.

Информация о работе Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и ребенка с нарушением зрения и слуха