Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление особенностей эмоционально - волевой сферы у подростков в неполных семьях.
В ходе исследования, мы хотим ответить на вопрос - каковы особенности эмоционально-волевой сферы подростков в неполных семьях?
Предметом нашего исследования будет особенности эмоционально-волевой сферы подростков в неполных семьях.

Оглавление

Введение ………………………………..…………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы детей подросткового возраста в неполных семьях………………………………………………………………………………...…6
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе ………………………………………6
1.2.Эмоции и воля в структуре личности ………………………………..…….16
1.3 Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте……………...…21
1.4 Проблемы неполных семей и их влияние на индивидуально психологические особенности подростков………………………………….……………….27
Вывод по 1 главе…………………………………………….…….…………….34
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы в подростковом возрасте……………………………………..35
2.1. Организация и методы исследования …………………………………….35
2.2. Анализ результатов эксперимента ………………………………………..39
2.3 Вывод по 2 главе…………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………46
Список литературы ……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 96.13 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение ………………………………..…………………………………………3

Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы детей  подросткового возраста в неполных семьях………………………………………………………………………………...…6

1.1. Развитие эмоций и  воли в онтогенезе ………………………………………6

1.2.Эмоции и воля в  структуре личности ………………………………..…….16

1.3 Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте……………...…21

1.4 Проблемы неполных семей  и их влияние на индивидуально  психологические особенности подростков………………………………….……………….27

Вывод по 1 главе…………………………………………….…….…………….34

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы в подростковом возрасте……………………………………..35

2.1. Организация и методы исследования …………………………………….35

2.2. Анализ результатов  эксперимента ………………………………………..39

2.3 Вывод по 2 главе…………………………………………………………….45

Заключение………………………………………………………………………46

Список литературы ……………………………………………………………..47

Приложение ……………………………………………………………………..50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблемами росткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления. Это трудный период психологического взросления ребёнка. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости - возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, но в социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.

Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Поэтому, в этот трудный для подростка период важна поддержка и понимание со стороны взрослых. Однако число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводности и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству. По данным Росстат 30% детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек.

 Изучение особенностей  развития эмоционально - волевой  сферы играет важную роль в  воспитании подростка в неполных  семьях. Это определило актуальность  темы.

Целью данной работы является выявление особенностей эмоционально - волевой сферы у подростков в неполных семьях.

В ходе исследования, мы хотим ответить на вопрос - каковы особенности эмоционально-волевой сферы подростков в неполных семьях?

Предметом  нашего исследования будет особенности эмоционально-волевой сферы подростков в неполных семьях.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Подобрать диагностические методики для изучения эмоциональной сферы подростков  в неполных семьях.
  3. Выявить особенности эмоционально-волевой сферы подростков в неполных семьях.
  4. Экспериментально изучить особенности эмоциональной сферы подростков в неполных семьях.

Методы:

  1. Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, классификация, обобщение, сравнение.

2. Эмпирические методы: методика  диагностики эмоционально-волевой  сферы сферы у подростков.

3. Методы обработки данных: количественный и качественный  анализ полученных результатов.

Мы считаем нужным освятить эту  проблему, так как в последние десятилетия XX века и, особенно в начале нового тысячелетия она стала восприниматься обществом как само собой разумеющееся. В конце концов, неминуемо произойдет распад семьи как социальной системы, и мы считаем, что надо уже сейчас начинать делать все возможное, чтобы этого не произошло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально - волевой сферы в подростковом возрасте.

 

1.1. Развитие эмоций  и воли в онтогенезе.

 

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. [36, 7]

В.И.Селиванов определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий.[36,15]

С.Л.Рубинштейн определял волю как сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений. [34]

 У человека главная  функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше  понимаем друг друга, можем, не  пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.[36]

 Данный факт не только  убедительно доказывает врожденный  характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ.

 Однако врожденными  являются далеко на все эмоционально-экспрессивные  выражения. Некоторые из них, как  было установлено, приобретаются  прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относиться к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему - либо.

 Жизнь без эмоций  так же невозможна, как и без  ощущений. Эмоции, как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально - выразительных движений. Не поддаваться эмоциям и контролировать их, человеку помогает воля.[22,31]

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Одним из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. Еще один признак волевого действия - это наличие продуманного плана его осуществления. Волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального удовлетворения, но с успешным завершением волевого акта обычно связано моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. [17]

 Нередко усилия воли  направляются человеком не столько  на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходиться действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.[14,24]

В младенчестве [19,44] проявление эмоций заключается в комплексе оживления. На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов, его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2-3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Это и называется комплексом оживления. Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это - замирание, сосредоточение, улыбка, причем все ни вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым.

 К трем - четырехмесячному  возрасту дети своим поведением  отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент рядом с ним находиться родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха достигает примерно к 14 - 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается.

Первое проявление воли связано с кризисом одного года. В этот период у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, в которых не дифференцируется воля и аффект (Л.С.Выготский) [ 25], которые особенно выявляются, когда ребенку в чем - то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.). Как указывает В.И. Слободчиков [25], в младенческом возрасте ребенок обособляется от взрослых (прежде всего от матери как эмоционального центра) настаивает на своей самости.

Ранний возраст:

Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может -- он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально - потребностной сферы зависит от характера общения ребенка с взрослыми и сверстниками. В соответствии с новым уровнем сознания общение с взрослыми изменяется - начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам - внеситуативно-познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. [19,56]

На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство. К третьему году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве.

Информация о работе Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы в подростковом возрасте