Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление особенностей эмоционально - волевой сферы у подростков в неполных семьях.
В ходе исследования, мы хотим ответить на вопрос - каковы особенности эмоционально-волевой сферы подростков в неполных семьях?
Предметом нашего исследования будет особенности эмоционально-волевой сферы подростков в неполных семьях.

Оглавление

Введение ………………………………..…………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы детей подросткового возраста в неполных семьях………………………………………………………………………………...…6
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе ………………………………………6
1.2.Эмоции и воля в структуре личности ………………………………..…….16
1.3 Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте……………...…21
1.4 Проблемы неполных семей и их влияние на индивидуально психологические особенности подростков………………………………….……………….27
Вывод по 1 главе…………………………………………….…….…………….34
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы в подростковом возрасте……………………………………..35
2.1. Организация и методы исследования …………………………………….35
2.2. Анализ результатов эксперимента ………………………………………..39
2.3 Вывод по 2 главе…………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………46
Список литературы ……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 96.13 Кб (Скачать)

 

У девочек.

Таблица № 4

Показатели

Слабо развито

Очень слабо развито

Сильно развито

Дисциплинированность

12,5%

12,5%

75%

Самостоятельность

12,5%

0%

85,5%

Настойчивость

25%

12,5%

65,5%

Выдержка

37,5%

25,%

37,5%

Организованность

37,5%

12,5%

50%

Решительность

25%

50%

25%

Инициативность

37.5%

12,5%

50%


 

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ТАБЛИЦА № 5

Показатели

Слабо развито

Очень слабо развито

Сильно развито

Дисциплинированность

37,5%

25%

37,5%

Самостоятельность

37,5%

12,5%

50%

Настойчивость

37,5%

25%

37,5%

Выдержка

56,25%

12,5%

31,25%

Организованность

37,5%

25%

37,5%

Решительность

25%

37,5%

43,75%

Инициативность

5,25%

18,75%

6,25%


 

Результаты  наблюдения для оценки волевых качеств.

Гистограмма № 1

 

 

Вывод:

Наблюдение показало сильное различие в проявлении волевых качеств у мальчиков и девочек.

Среди изучаемых подростков не выявлено мальчиков с сильно развитой дисциплинированностью, самостоятельностью, настойчивостью и инициативностью. У девочек сформированность данных качеств составляет 75%, 85,5%,65,5%, 50% соответственно.

При изучении выдержки замечено, что у мальчиков в большей части она слабо развита (75%). У девочек эта характеристика отличается. Сильно развитую выдержку имеют 37,5% девочек.

Единственный фактор, по которому у мальчиков выше показатели, это решительность. С сильно развитой решительностью мальчиков почти вдвое больше чем девочек (мальчиков - 62,5%, девочек - 25%)

При подсчете общих показателей, мы выяснили, что такие качества как организованность(37,5%), инициативность (6,25%), выдержка (31,25%) и дисциплинированность(31,25%)  развиты слабо. Из этого, мы можем сделать вывод о том, что у подростков в неполных семьях слабо развиты  такие волевые качества как организованность, дисциплинированность, выдержка и инициативность.

Результат теста «Самооценка подростка силы воли»

Таблица №6

 

СЛАБАЯ СИЛА ВОЛИ

СРЕДНЯЯ СИЛА ВОЛИ

СИЛЬНАЯ СИЛА ВОЛИ

МАЛЬЧИКИ

50%

37,5%

12,5%

ДЕВОЧКИ

25%

62,5%

12,5%


 

 

Гистограмма № 2

 

Вывод:  из гистограммы №2 мы видим, что у большей части подростков из неполных семей слабо развита сила воли.

 

 

 

 

Вывод по 2 главе

Целью нашего эксперимента было выявление особенностей эмоционально-волевой сферы подростков в неполных семьях.

В результате, мы выяснили, во-первых, что у подростков в неполных семьях наблюдается склонность к физической и вербальной агрессии.

Во-вторых, что такие качества как организованность(37,5%), инициативность (6,25%), выдержка (31,25%) и дисциплинированность(31,25%) у подростков из неполных семей развиты слабо.

В-третьих, у большинства испытуемых слабо развита сила воли.

Эмоции и воля являются неотъемлемой частью в структуре личности, и следовательно, нарушение эмоционально-волевой сферы могут привести к дисгармонической личности подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в ходе исследования была проанализирована пихолого-педагогическая литература по проблеме, выявлены особенности эмоционально-волевой сферы подростков из неполных семей и сделаны выводы:

  1. Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.. Они включены во все психические процессы и состояния человека.
  2. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы.
  3. Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей.
  4. Для ребенка в подростковом возрасте очень важна поддержка со стороны и мамы и папы. И отсутствие одного из родителей отрицательно сказывается на развитии личности подросткаю
  5. У подростков в неполных семьях наблюдается склонность к физической и вербальной агрессию
  6. Такие качества как организованность(37,5%), инициативность (6,25%), выдержка (31,25%) и дисциплинированность(31,25%) у подростков из неполных семей  развиты слабо.
  7. В неполных семьях у подростков слабо развита сила воли.

Задачи исследования выполнены и цель достигнута

 

Библиографический список:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов./
  2. Г.С. Абрамова; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
  3. Альманах психологических тестов. - М.: КСП,1995.
  4. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие
  5. Воспитание детей в неполной семье / перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой. — М.: Прогресс, 1980. - с. 70-98
  6. Ваш психологический портрет: популярные тесты./ . - Киров: Литературно - художественное изд-во Кировского отделения СФК, 1990.
  7. Ермакова Е.Н., Санцевич Д.В., Юркевич Н.А. Подготовка студентов-психологов к работе с детьми из неполных семей.//Международная научная конференция
  8. Игнатьев Е. И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли
  9. Изард, К.Е. Психология эмоций./ К.Е. Изард; - СПб.: Питер 2000.
  10. Изард, К.Е. Эмоции человека./ К.Е. Изард; - М.: издательство МГУ, 1980.
  11. Ильин, Е.П. Психология воли./ Е.П Ильин; - СПб.: Питер, 2000.
  12. Ильина М. Н. Возрастные изменения выносливости и ее компонентов // Пси'
  13. Камышева В. И., Петров И. К. Развитие волевых качеств у школьников и учащих'
  14. Ковалев, А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев; - Просвещение, 1995.
  15. Ковалева, Л.Е. Формула эмоций.: Публицист. очерки / Л.Е. Ковалева; - М.: дет. лич. 1974.
  16. Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие./ Д.П. Колесов. - М.: МПСИ Флинта,.. 2003.
  17. Корнилов, К.Н. Воля и ее воспитание./ К.Н. Корнилов; - М.:Знание 1957.
  18. Крайг, Г. Психология развития./ Г.Крайг : перевод с английского; - Питер, 2001.
  19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет)[Текст]: Учебное пособие. -5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 1999.
  20. Личко А. Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. Л., 1983.
  21. Личность и прогнозирование: межвуз. сборник. научных трудов/ Л.: ЛГПИ, 1985
  22. Лун, А.Н. Эмоции и личность./ А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.
  23. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье //
  24. Миллер, С. Психология развития: методы исследования./ С.Миллер.; - СПб.: Питер.
  25. Немов, Р.С. Абщая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / Р.С. Немов; - М.: Владос, 2003.
  26. Немов, Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов / Р.С. Немов; М.: Владос, 2001.
  27. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики./ А.К. Осницкий; - М.: Нальчик. Изд. центр «Альфа».
  28. Первин, Л.А.Психология личности: теория и исследование/ Л.А. Первин, О.П. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2001.
  29. Петровский, А.В. О психологии личности./ А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.
  30. .  «Психология и жизнь: Психологические проблемы современной семьи» - Минск, 2011. - с. 592-595.
  31. Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер; - М.: Издательство МГУ, 1984.
  32. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./ Ф. Райс; - 8-е издание. - СПб.: Питер, 2000.
  33. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов. - Практикум по психодиагностике. / А.А. Реан;
  34. Рубинштейн, С. П. Основы общей психологии./ С.П. Рубинштейн; - СПб.: Питер 1999.
  35. Рувинский, Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли./ Л.И. Рувинский; - М.: Знание, 1983.
  36. Селиванов В. И. Личность и воля // Проблемы личности. М., 1969.
  37. Селиванов, В.И. Воля и ее воспитание./ В.И. Селиванов; - М.: Знание, 1976,
  38. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности./ Л.Н. Собчик; - СПб.: Речь, 2001.
  39. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебник для вузов / О.В. Хухлаева; - М.: Логос, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика «Агрессивное поведение» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев)

Варианты ответов:

-Да.

-Нет.

    1. Я не могу  удержаться от грубых слов, если  кто-то не согласен со мной.

2. Иногда я сплетничаю  о людях, которых не люблю.

3. Я никогда не раздражаюсь  настолько, чтобы кидаться предметами.

4. Я редко даю сдачи, если меня ударят.

5. Подчас я требую в  резкой форме, чтобы уважали мои  права.

6. От злости я часто  про себя посылаю проклятия  моему обидчику.

7. Я могу вспомнить  случаи, когда я был настолько  зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

8. Если я разозлюсь, я  могу ударить человека.

9. Если кто-нибудь раздражает  меня, я готов сказать все, что  о нем думаю.

10. При возникновении  конфликта на работе я чаще  всего «разряжаюсь» в разговорах с друзьями и близкими.

11. Иногда я выражаю  свой гнев тем, что стучу по  столу кулаком.

12. Если я должен для  защиты своих прав применить  физическую силу, то я так и делаю.

13. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

14. Я часто рассказываю  дома о недостатках сослуживцев, которые критикуют меня.

15. С досады я могу  пнуть ногой все, что подвернется.

16. В детстве мне нравилось  драться.

17. Я часто просто угрожаю  людям, хотя и не собираюсь  приводить угрозу в исполнение.

18. Я часто про себя  обдумываю, что мне надо высказать  начальнику, но так и не делаю  этого.

19. Я считаю неприличным  стучать по столу, даже если  человек очень сердит.

20. Если тот, кто взял  мою вещь, не отдает ее, я могу  применить силу.

21. В споре я часто  начинаю сердиться и кричать.

22. Я считаю, что осуждать  человека «за глаза» не очень  этично.

23. Не было случая, чтобы  я со злости что-нибудь сломал.

24. Я никогда не применяю  физическую силу для решения  спорных вопросов.

25. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным  выражениям.

26. Я не сплетничаю  о людях, даже если они мне  очень не нравятся.

27. Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.

28. Я не способен ударить  человека.

29. Я не умею «поставить  человека на место», даже если  он этого заслуживает.

30. Иногда я про себя  обзываю начальника, если остаюсь  недоволен его решением.

31. Мне не нравятся  люди, которые вымещают зло на  своих детях, раздавая им подзатыльники.

32. Люди, которые постоянно  изводят вас, стоят того, чтобы  их ударили.

33. Как бы я ни был  зол, я стараюсь не оскорблять  других.

34. После неприятностей  на работе я часто скандалю  дома.

35. Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.

36. Я никогда не любил  драться.

37. Я бываю грубоват с людьми, которые мне не нравятся.

38. Если в транспорте  мне отдавили ногу, я про себя  ругаюсь всякими словами.

39. Я всегда осуждаю  родителей, бьющих своих детей  только потому, что у них плохое  настроение.

40. Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Склонность к прямой вербальной агрессии:

 • Ответы «Да» на  вопросы: 1,5,9,13,17,21,37.

 • Ответы «Нет»: 25, 29, 33.

Склонность к косвенной вербальной агрессии:

 • Ответы «Да» на  вопросы: 2,6,10,14,18,30,34,38.

 • Ответы «Нет»: 22, 26.

Склонность к косвенной физической агрессии:

 • Ответы «Да» на  вопросы: 7,11,15,27,35.

 • Ответы «Нет»: 3,19,23,31,39.

 

Склонность к прямой физической агрессии:

 • Ответы «Да» на  вопросы: 8, 12, 16, 20, 32.

 • Ответы «Нет»: 4, 24, 28, 36,40.

 За каждое совпадение  с ключом начисляется 1 балл.

 Уровень несдержанности  респондента = косвенная физическая  агрессия + прямая физическая агрессия + прямая вербальная агрессия.

Несдержанность диагностируется, если набрано более 20 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методика 2

Тест «Самооценка силы воли»

Текст опросника

1.В состоянии ли вы  завершить начатую работу, которая  вам неинтересна, независимо от  того, что время и обстоятельства  позволяют оторваться от нее  и потом снова вернуться к  ней?

2. Преодолевали ли вы  без особых усилий внутреннее  сопротивление, когда нужно было  сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство  в выходной день)?

3. Когда попадаете в  конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии  ли вы взять себя в руки  настолько, чтобы взглянуть на  нее с максимальной объективностью?

Информация о работе Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы в подростковом возрасте