Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 10:13, курсовая работа
Целью данной работы является выявление особенностей эмоционально - волевой сферы у подростков в неполных семьях.
В ходе исследования, мы хотим ответить на вопрос - каковы особенности эмоционально-волевой сферы подростков в неполных семьях?
Предметом нашего исследования будет особенности эмоционально-волевой сферы подростков в неполных семьях.
Введение ………………………………..…………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы детей подросткового возраста в неполных семьях………………………………………………………………………………...…6
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе ………………………………………6
1.2.Эмоции и воля в структуре личности ………………………………..…….16
1.3 Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте……………...…21
1.4 Проблемы неполных семей и их влияние на индивидуально психологические особенности подростков………………………………….……………….27
Вывод по 1 главе…………………………………………….…….…………….34
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы в подростковом возрасте……………………………………..35
2.1. Организация и методы исследования …………………………………….35
2.2. Анализ результатов эксперимента ………………………………………..39
2.3 Вывод по 2 главе…………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………46
Список литературы ……………………………………
Рассмотрели подробно развитие эмоций и воли в онтогенезе.
Выяснили для себя, что эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему сметным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность»
Узнали, что в подростковом возрасте в самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости - возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, но в социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.
И, следовательно, в этот период особенно необходима поддержка со стороны родителей., т.е. роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка не только в раннем детстве, но и в подростковом возрасте. Очень важна поддержка со стороны обоих родителей. Однако, в нашем обществе растет число неполных семей, что приводит к лишению общения с одним из родителей и отрицательно сказывается на становлении личности подростка в целом. А именно в подростковом возрасте формируется эмоционально-волевая сфера. Таким образом, экспериментальное изучение эмоционально-волевой сферы подростков в неполных семьях актуально и в дальнейшем будет осуществляться в данных направлениях.
Глава 2
Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы в подростковом возрасте
2.1. Организация и методы исследования
Изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы личности подростка из неполной семьи было организовано на базе МОУ Калининской СОШ. Возрастные рамки обследуемых - 13 - 16 лет. В исследовании участвовало 16 подростков. Из них 8 девочек и 8 мальчиков.
В данной группе
подростков было проведено
Целью исследования было изучение особенностей эмоционально - волевой сферы подростков неполной семье.
Задачей исследования было выявления склонности подростков к определенному типу агрессивного поведения, изучения обобщенной характеристики проявления силы воли, и оценки отдельных волевых качеств, таких как дисциплинированность, организованность, инициативность.
Для осуществления
исследования были
Методика 1
«Агрессивное поведение» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев)[3]
Шкалы: склонность к вербальной агрессии: прямой и косвенной, склонность к физической агрессии: прямой и косвенной, уровень несдержанности
Назначение теста
Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.
Инструкция к тесту
Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны с каждым из них.
Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет». (вопросы теста смотрите в приложении 1)
Методика 2
Тест «Самооценка силы воли»[38]
Тест разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.
Тест предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли.
Инструкция: На приведенные 15 вопросов можно ответить «Да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «Нет» - 0 баллов.
Инструкция.
На приведенные 15 вопросов можно ответить: «Да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «Нет». Если Вы ответили:
- «Да», то за это присваивается – 2 балла;
- «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл;
- «Нет» - 0 баллов.
При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы.
(вопросы опросника смотрите в приложении 2)
Методика 3
Метод наблюдения для оценки волевых качеств.
Волевые качества оценивал школьный психолог при длительном наблюдении за учащимися. Оценка волевых качеств производиться по пятибалльной системе: 5 - волевое качество очень сильно развито, 4 - сильно развито, 3 - слабо развито, 2 - очень слабо развито, 1 - волевое качество не присуще данному субъекту.
Признаки волевых качеств школьников:
Признаки дисциплинированности:
· сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т.д.);
· добровольное выполнение правил, установленных коллективом;
· недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на субботник и т.д.);
· соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.
Признаки самостоятельности:
· выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т.п.);
· умение самому найти себе занятие и организовать свое свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.д.);
· умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;
· умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.
Признаки настойчивости:
· стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
· умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
· умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.д.).
Признаки выдержки:
· проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);
· умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);
· умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
Признаки организованности:
· соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т.п.);
· планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
Признаки решительности:
· быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
· выполнение принятого действия без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;
· проявление решительных действий в непривычной обстановке.
Признаки инициативности:
· проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;
· участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
· активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;
· стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.
2.2. Анализ результатов эксперимента
Изучение эмоциональной устойчивости детей проводилось с помощью следующих методик:
Результаты исследования по «Диагностика показателей и форм агрессии»
Результат методики «Агрессивное поведение»
Таблица №1
Склонность к прямой вербальной агрессии: |
Склонность к косвенной вербальной агрессии: |
Склонность к косвенной физической агрессии: |
Склонность к прямой физической агрессии: | |
М1 |
8 |
7 |
7 |
8 |
М1 |
7 |
7 |
6 |
8 |
М3 |
5 |
8 |
9 |
9 |
М4 |
8 |
5 |
6 |
6 |
М5 |
7 |
8 |
5 |
4 |
М6 |
4 |
8 |
8 |
8 |
М7 |
6 |
5 |
7 |
10 |
М8 |
3 |
5 |
6 |
6 |
Д1 |
6 |
3 |
5 |
4 |
Д2 |
5 |
5 |
8 |
7 |
Д3 |
8 |
9 |
7 |
7 |
Д4 |
5 |
6 |
7 |
7 |
Д5 |
4 |
5 |
7 |
5 |
Д6 |
7 |
5 |
3 |
4 |
Д7 |
7 |
4 |
4 |
7 |
Д8 |
8 |
6 |
4 |
8 |
Уровень несдержанности
Таблица №2
№ испытуемого |
Уровень несдержанности |
М1 |
23 |
М2 |
21 |
М3 |
23 |
М4 |
20 |
М5 |
16 |
М6 |
20 |
М7 |
23 |
М8 |
15 |
Д1 |
12 |
Д2 |
20 |
Д3 |
22 |
Д4 |
19 |
Д5 |
16 |
Д6 |
14 |
Д7 |
18 |
Д8 |
20 |
Нормой считается показатель несдержанности равный 20.
Вывод
По таблице № 2 мы видим, что у 10 испытуемых из 16 повышенный показатель несдержанности , что составляет 62,5 % из 100%. Из таблицы № 1 видно, что у мальчиков высокие показатели по склонности к прямой физической агрессии, а у девочек к прямой вербальной агрессии.
Таким образом, можно сделать вывод, что у подростков в неполных семьях наблюдается склонность к агрессии, как физической, так и вербальной.
Результаты наблюдения для оценки волевых качеств.
Таблица № 3
У мальчиков.
Показатели |
Слабо развито |
Очень слабо развито |
Сильно развито |
Дисциплинированность |
62,5 % |
37,5 % |
0 % |
Самостоятельность |
62,5 % |
25 % |
12,5 % |
Настойчивость |
50% |
37,5% |
12,5% |
Выдержка |
75% |
0% |
25% |
Организованность |
37,5% |
37,5% |
25% |
Решительность |
12,5% |
25% |
62,5% |
Инициативность |
75% |
25% |
0% |