Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление особенностей эмоционально - волевой сферы у подростков в неполных семьях.
В ходе исследования, мы хотим ответить на вопрос - каковы особенности эмоционально-волевой сферы подростков в неполных семьях?
Предметом нашего исследования будет особенности эмоционально-волевой сферы подростков в неполных семьях.

Оглавление

Введение ………………………………..…………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы детей подросткового возраста в неполных семьях………………………………………………………………………………...…6
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе ………………………………………6
1.2.Эмоции и воля в структуре личности ………………………………..…….16
1.3 Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте……………...…21
1.4 Проблемы неполных семей и их влияние на индивидуально психологические особенности подростков………………………………….……………….27
Вывод по 1 главе…………………………………………….…….…………….34
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы в подростковом возрасте……………………………………..35
2.1. Организация и методы исследования …………………………………….35
2.2. Анализ результатов эксперимента ………………………………………..39
2.3 Вывод по 2 главе…………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………46
Список литературы ……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 96.13 Кб (Скачать)

Рассмотрели подробно развитие эмоций и воли в онтогенезе.

Выяснили для себя, что эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему сметным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность»

Узнали, что в подростковом возрасте в самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости - возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, но в социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.

  И, следовательно, в этот период особенно необходима поддержка со стороны родителей., т.е. роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка не только в раннем детстве, но и в подростковом возрасте. Очень важна поддержка со стороны обоих родителей. Однако, в нашем обществе растет число неполных семей, что приводит к лишению общения с одним из родителей и отрицательно сказывается на становлении личности подростка в целом. А именно в подростковом возрасте формируется эмоционально-волевая сфера. Таким образом, экспериментальное изучение эмоционально-волевой сферы подростков в неполных семьях актуально и в дальнейшем будет осуществляться в данных направлениях.

Глава 2

Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы в подростковом возрасте

 

2.1. Организация и методы исследования

Изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы личности подростка из неполной семьи было организовано на базе МОУ Калининской СОШ. Возрастные рамки обследуемых - 13 - 16 лет. В исследовании участвовало 16 подростков. Из них 8 девочек и 8 мальчиков.

 В данной группе  подростков было проведено обследование  эмоционально - волевой сферы.

Целью исследования было изучение особенностей эмоционально - волевой сферы подростков неполной семье.

 Задачей исследования было выявления склонности подростков к определенному типу агрессивного поведения, изучения обобщенной характеристики проявления силы воли, и оценки отдельных волевых качеств, таких как дисциплинированность, организованность, инициативность.

 Для осуществления  исследования были использованы  следующие методики:

Методика 1

 «Агрессивное  поведение» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев)[3]

 

Шкалы: склонность к вербальной агрессии: прямой и косвенной, склонность к физической агрессии: прямой и косвенной, уровень несдержанности

Назначение теста

Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.

Инструкция к тесту

 Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны  с каждым из них.

Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет». (вопросы теста смотрите в приложении 1)

Методика 2

Тест «Самооценка силы воли»[38]

Тест разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.

Тест предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция: На приведенные 15 вопросов можно ответить «Да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «Нет» - 0 баллов.

Инструкция.

На приведенные 15 вопросов можно ответить: «Да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «Нет». Если Вы ответили:

-        «Да», то за это присваивается – 2 балла;

-        «не  знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл;

-        «Нет» - 0 баллов.

При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы.

(вопросы опросника смотрите  в приложении 2)

Методика 3

Метод наблюдения для оценки волевых качеств.

Волевые качества оценивал школьный психолог при длительном наблюдении за учащимися. Оценка волевых качеств производиться по пятибалльной системе: 5 - волевое качество очень сильно развито, 4 - сильно развито, 3 - слабо развито, 2 - очень слабо развито, 1 - волевое качество не присуще данному субъекту.

Признаки волевых качеств школьников:

Признаки дисциплинированности:

· сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т.д.);

· добровольное выполнение правил, установленных коллективом;

· недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на субботник и т.д.);

· соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

· выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т.п.);

· умение самому найти себе занятие и организовать свое свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.д.);

· умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

· умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

· стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

· умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

· умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.д.).

Признаки выдержки:

· проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);

· умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);

· умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

· соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т.п.);

· планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Признаки решительности:

· быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

· выполнение принятого действия без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

· проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

· проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

· участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

· активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

· стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ  результатов эксперимента 

Изучение эмоциональной устойчивости детей проводилось с помощью следующих методик:

  1. «Агрессивное поведение» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев)
  2. Тест «Самооценка силы воли» (разработан Н.Н. Обозовым (1997) )
  3. Метод наблюдения для оценки волевых качеств.

Результаты исследования по «Диагностика показателей и форм агрессии»

Результат методики «Агрессивное поведение»

Таблица №1

 

Склонность к прямой вербальной агрессии:

Склонность к косвенной вербальной агрессии:

 

Склонность к косвенной физической агрессии:

 

Склонность к прямой физической агрессии:

М1

8

7

7

8

М1

7

7

6

8

М3

5

8

9

9

М4

8

5

6

6

М5

7

8

5

4

М6

4

8

8

8

М7

6

5

7

10

М8

3

5

6

6

Д1

6

3

5

4

Д2

5

5

8

7

Д3

8

9

7

7

Д4

5

6

7

7

Д5

4

5

7

5

Д6

7

5

3

4

Д7

7

4

4

7

Д8

8

6

4

8


Уровень несдержанности

Таблица №2

№ испытуемого

Уровень несдержанности

М1

23

М2

21

М3

23

М4

20

М5

16

М6

20

М7

23

М8

15

Д1

12

Д2

20

Д3

22

Д4

19

Д5

16

Д6

14

Д7

18

Д8

20


Нормой считается показатель несдержанности равный 20.

Вывод

По таблице № 2 мы видим, что у 10 испытуемых из 16 повышенный показатель несдержанности , что составляет 62,5 %  из 100%. Из таблицы № 1 видно, что у мальчиков высокие показатели по склонности к прямой физической агрессии, а у девочек к прямой вербальной агрессии.

Таким образом, можно сделать вывод, что у подростков в неполных семьях наблюдается склонность к агрессии, как физической, так и вербальной.

Результаты  наблюдения для оценки волевых качеств.

Таблица №  3

У мальчиков.

Показатели

Слабо развито

Очень слабо развито

Сильно развито

Дисциплинированность

62,5 %

37,5 %

0 %

Самостоятельность

62,5 %

25 %

12,5 %

Настойчивость

50%

37,5%

12,5%

Выдержка

75%

0%

25%

Организованность

37,5%

37,5%

25%

Решительность

12,5%

25%

62,5%

Инициативность

75%

25%

0%

Информация о работе Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы в подростковом возрасте