Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:58, реферат
В развитых странах уже в 19 в. начали понимать, что сфера услуг хотя и не производит непосредственно материальных благ, однако создает основополагающие условия для этого производства. Поэтому в современной статистике сфера услуг рассматривается как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор).
Введение…………………………………………………………..………….3 стр.
1. Малый бизнес в сфере бытовых услуг……………………….………..4-5 стр.
2. Услуга и ее роль в современной экономике………………….………..6-8 стр.
3. Особенности рынка услуг в России………………………..………....9-10 стр.
4. Особенности развития сферы услуг России………………..……....11-13 стр.
5. Формирование законодательной базы регулирования
сферы услуг……………………………………………………………...14-15 стр.
Заключение………………………………………………………………16-17 стр.
Литература…………………………………………………………………..18 стр.
Нижегородский Институт
Менеджмента и Бизнеса
Кафедра экономики
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Малый бизнес в сфере бытовых услуг……………………….………..4-5 стр.
2. Услуга и ее роль в современной экономике………………….………..6-8 стр.
3. Особенности рынка услуг в России………………………..………....9-10 стр.
4. Особенности развития сферы услуг России………………..……....11-13 стр.
5. Формирование законодательной базы регулирования
сферы
услуг……………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Жизнь современного человека трудно представить без телефона, транспорта, магазинов, школ, больниц - иными словами, без сферы обслуживания. Иногда её называют просто "сервис" или "услуги". Здесь трудятся люди самых разных профессий - своеобразная сборная команда, в которой играют преподаватели, милиционеры, банкиры, уборщицы, врачи, почтальоны, продавцы, парикмахеры, дорожные рабочие, программисты, водопроводчики, транспортники и т. д.
Сфера услуг (service) – сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания.
Производство
экономических (ограниченных) благ делится
на две сферы – сферу
Вплоть до 20 в. сфера услуг вообще исключалась из сферы производства. Так, знаменитый английский экономист Адам Смит прямо указывал, что богатство общества зависит лишь от производительного труда – работы по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям, когда ничего не производится, а лишь потребляется ранее созданное общественное богатство, он относил услуги таких профессий, как «священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.» Эта точка зрения о непроизводительности сферы услуг была воспринята марксистской политэкономией, а затем и советской статистикой.
В развитых странах уже в 19 в. начали понимать, что сфера услуг хотя и не производит непосредственно материальных благ, однако создает основополагающие условия для этого производства. Поэтому в современной статистике сфера услуг рассматривается как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор).
1. Малый бизнес в сфере бытовых услуг
В настоящее время российский рынок услуг по праву считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно. Отрасль формирует пятую часть валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами тысячи граждан и является одной из основных бюджетообразующих отраслей.
Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов - банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. По мнению экспертов маркетингового агентства Bauman Innovation, спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25-30 % ежегодно и обусловлен, стремлением состоятельных людей, улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах.
В то же время эксперты отмечают, что российский рынок бытового обслуживания во многом своеобразен по отношению к европейскому рынку. Так, в России в сфере бытового обслуживания населения получило распространение не малое частное предпринимательство, не семейный бизнес, как на Западе, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы быта являются: трудовые коллективы – 63 %, юридические лица – 23 % и физические лица – 13 %. Другая специфичная черта российского рынка бытового обслуживания связана с диверсификацией профильных предприятий, к которой побуждает необходимость выживания в современных условиях. В ряде случаев предприятия бытового обслуживания наряду с основной деятельностью активно развивают другие непрофильные виды деятельности, приносящие дополнительный доход.
Сфера услуг, являющаяся составной частью малого бизнеса, сталкивается с проблемами, характерными для большинства предпринимателей:
2. Услуга и ее роль в современной экономике
Сфера
услуг является одной из наиболее
перспективных и
Услуга – это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами – это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности. Т.е. само оказание услуг создает желаемый результат.
Один из классиков в области маркетинга Ф. Котлер, дает следующее определение услуги:
«Услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом».
Услуга по своей сути является неосязаемой и не приводит к передаче собственности. Посещение парикмахерских, визиты к врачам и адвокатам, ремонт квартиры, автомобиля и бытовой техники – все это относят к услугам.
Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы.
Исторической предпосылкой возникновения рынка услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему товарному рынку, и долгое время эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после бурного роста промышленности. К тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними – для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.
К числу наиболее древних услуг относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а также отдельные виды бытовых услуг (пошив одежды, обуви, головных уборов), услуги связи, питания и торговли.
Рынок услуг абсолютно не похож на другие рынки. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, сама услуга не существует до момента ее предоставления. Поэтому оценить услугу, а тем более дать ей какую-либо оценку до ее получения – невозможно. Сравнению здесь могут подлежать только ожидаемые и полученные выгоды. Во-вторых, услугам свойственна высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
Спрос на услуги, особенно бытовые, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.
Рост значения роли услуги в национальной экономике многих стран мира не могло не пройти бесследно: свыше 40 % размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг (в основном торговлю, банковские услуги и страхование); превышение доли услуг в ВВП развитых стран 70 % при одновременном увеличении доли занятых в сфере услуг; 80 – 90 % прироста новых рабочих мест приходится на сферу услуг.
Особенностью экспорта и импорта услуг является то, что результаты их предоставления, даже материальные, не пересекают таможенную границу страны, поэтому при мировой торговле услугами отсутствуют таможенные пошлины. Экспорт и импорт услуг осуществляются путем открытия филиалов предприятий – исполнителей услуг в других странах.
В
мировой торговле услугами доминирующее
положение занимают промышленно
развитые страны Северной Америки, Европы,
а также Япония и Южная Корея,
предоставляющие
Россия
является импортером и экспортером
услуг. Она входит в состав 30 стран
– участниц международной торговли
услугами. Доля России в мировом
экспорте и импорте услуг пока
невысока, вместе с тем возрос удельный
вес туристских услуг, особенно их экспорта.
К тому же Россия представляет интерес
для зарубежных инвесторов в области оказания
таких услуг, как посреднические, аудиторские,
консалтинговые, туристские, общественного
питания, торговли, гостиничной индустрии,
рекламы и образования.
3. Особенности рынка услуг в России
По своей сути, рынок услуг, развивающийся по законам рыночной экономики, является разновидностью товарного рынка и вместе с этим, имеет ряд специфических черт, что обуславливает особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.
Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:
• в высокой динамичности рыночных процессов (предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека);
• в территориальной сегментации (формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);
•
в высокой скорости оборота капитала
(одно из основных пре имуществ бизнеса
в сфере услуг, являющееся следствием
более короткого
Информация о работе Сфера услуг в России: особенности развития