Сфера услуг в России: особенности развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:58, реферат

Краткое описание

В развитых странах уже в 19 в. начали понимать, что сфера услуг хотя и не производит непосредственно материальных благ, однако создает основополагающие условия для этого производства. Поэтому в современной статистике сфера услуг рассматривается как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор).

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………….3 стр.
1. Малый бизнес в сфере бытовых услуг……………………….………..4-5 стр.
2. Услуга и ее роль в современной экономике………………….………..6-8 стр.
3. Особенности рынка услуг в России………………………..………....9-10 стр.
4. Особенности развития сферы услуг России………………..……....11-13 стр.
5. Формирование законодательной базы регулирования
сферы услуг……………………………………………………………...14-15 стр.
Заключение………………………………………………………………16-17 стр.
Литература…………………………………………………………………..18 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат Международные экономические отношения.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Нижегородский Институт

Менеджмента и Бизнеса

          Кафедра экономики

Реферат

по  дисциплине «Международные экономические отношения»

Тема «Сфера услуг в России: особенности развития»

                  Выполнила: Казакова А.Н.

                     ФЭФ, 26 поток 5курс

                     Автозаводский филиал

                     Проверил: Топорков Д.С.

Нижний  Новгород

2011 год

Содержание

Введение…………………………………………………………..………….3 стр.

1. Малый бизнес в сфере бытовых услуг……………………….………..4-5 стр.

2. Услуга и ее роль в современной экономике………………….………..6-8 стр.

3. Особенности рынка услуг в России………………………..………....9-10 стр.

4. Особенности развития сферы услуг России………………..……....11-13 стр.

5. Формирование законодательной базы регулирования

сферы услуг……………………………………………………………...14-15 стр.

Заключение………………………………………………………………16-17 стр.

Литература…………………………………………………………………..18 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Жизнь современного человека трудно представить  без телефона, транспорта, магазинов, школ, больниц - иными словами, без  сферы обслуживания. Иногда её называют просто "сервис" или "услуги". Здесь трудятся люди самых разных профессий - своеобразная сборная команда, в которой играют преподаватели, милиционеры, банкиры, уборщицы, врачи, почтальоны, продавцы, парикмахеры, дорожные рабочие, программисты, водопроводчики, транспортники и т. д.

     Сфера услуг (service) – сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания.

     Производство  экономических (ограниченных) благ делится  на две сферы – сферу материального  производства и сферу услуг. В  первой сфере потребление созданного блага отделено от его производства, во второй – совмещено.

     Вплоть  до 20 в. сфера услуг вообще исключалась  из сферы производства. Так, знаменитый английский экономист Адам Смит прямо  указывал, что богатство общества зависит лишь от производительного труда – работы по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям, когда ничего не производится, а лишь потребляется ранее созданное общественное богатство, он относил услуги таких профессий, как «священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.» Эта точка зрения о непроизводительности сферы услуг была воспринята марксистской политэкономией, а затем и советской статистикой.

     В развитых странах уже в 19 в. начали понимать, что сфера услуг хотя и не производит непосредственно материальных благ, однако создает основополагающие условия для этого производства. Поэтому в современной статистике сфера услуг рассматривается как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор).

     1. Малый бизнес в  сфере бытовых  услуг

     В настоящее время российский рынок  услуг по праву считается одним из самых перспективных направлений бизнеса.  Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту  и обслуживанию автотранспортных средств и многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно. Отрасль формирует пятую часть валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами тысячи граждан и является одной из основных бюджетообразующих отраслей.

     Интенсивному  развитию организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов - банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. По мнению экспертов маркетингового агентства Bauman Innovation, спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25-30 % ежегодно и обусловлен, стремлением состоятельных людей, улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах.

     В то же время эксперты отмечают, что  российский рынок бытового обслуживания во многом своеобразен по отношению к европейскому рынку. Так, в России в сфере бытового обслуживания населения получило распространение не малое частное предпринимательство, не семейный бизнес, как на Западе, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы быта являются: трудовые коллективы – 63 %, юридические лица – 23 % и физические лица – 13 %. Другая специфичная черта российского рынка бытового обслуживания связана с диверсификацией профильных предприятий, к которой побуждает необходимость выживания в современных условиях. В ряде случаев предприятия бытового обслуживания наряду с основной деятельностью активно развивают другие непрофильные виды деятельности, приносящие дополнительный доход.

     Сфера услуг, являющаяся составной частью малого бизнеса, сталкивается с проблемами, характерными для большинства предпринимателей:

  • отсутствие производственных площадей соответствующих санитарным нормам и правилам для размещения предприятий бытового обслуживания;
  • трудности в получении кредитных ресурсов и привлечении инвестиций;
  • нехватка квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий (портные, закройщики, сапожники, специалисты по ремонту сложной техники);
  • несовершенство правового регулирования отрасли на федеральном и региональном уровнях;
  • необходимость повышения уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг;
  • ценовые барьеры в получении бытовых услуг гражданами со средним и низким достатком;
  • недостаточная информированность населения о предприятиях бытового обслуживания и оказываемых ими услугах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Услуга и ее  роль в современной  экономике

     Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся  отраслей экономики. Сегодня уже  практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени  не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними.

     Услуга  – это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами – это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности. Т.е. само оказание услуг создает желаемый результат.

     Один  из классиков в области маркетинга Ф. Котлер, дает следующее определение  услуги:

     «Услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом».

     Услуга  по своей сути является неосязаемой  и не приводит к передаче собственности. Посещение парикмахерских, визиты к врачам и адвокатам, ремонт квартиры, автомобиля и бытовой техники – все это относят к услугам.

     Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда  предприятий непроизводственной сферы.

     Исторической предпосылкой возникновения рынка услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему товарному рынку, и долгое время эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после бурного роста промышленности. К тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними – для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.

     К числу наиболее древних услуг  относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а  также отдельные виды бытовых  услуг (пошив одежды, обуви, головных уборов), услуги связи, питания и торговли.

     Рынок услуг абсолютно не похож на другие рынки. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, сама услуга не существует до момента ее предоставления. Поэтому  оценить услугу, а тем более  дать ей какую-либо оценку до ее получения – невозможно. Сравнению здесь могут подлежать только ожидаемые и полученные выгоды. Во-вторых, услугам свойственна высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.

     Спрос на услуги, особенно бытовые, по мере насыщения  рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве  развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых  видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.

     Рост  значения роли услуги в национальной экономике многих стран мира не могло  не пройти бесследно: свыше 40 % размещенных  в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг (в основном торговлю, банковские услуги и страхование); превышение доли услуг в ВВП развитых стран 70 % при одновременном увеличении доли занятых в сфере услуг; 80 – 90 % прироста новых рабочих мест приходится на сферу услуг.

     Особенностью  экспорта и импорта услуг является то, что результаты их предоставления, даже материальные, не пересекают таможенную границу страны, поэтому при мировой торговле услугами отсутствуют таможенные пошлины. Экспорт и импорт услуг осуществляются путем открытия филиалов предприятий – исполнителей услуг в других странах.

     В мировой торговле услугами доминирующее положение занимают промышленно  развитые страны Северной Америки, Европы, а также Япония и Южная Корея, предоставляющие преимущественно  финансовые, телекоммуникационные, информационные, образовательные и медицинские услуги. На долю этих стран приходится более 50 % мировой торговли услугами. Удельный вес развивающихся стран в мировой торговле услугами значительно меньше, при этом они предоставляют в основном транспортные, туристские и финансовые (оффшорные) услуги.

     Россия  является импортером и экспортером  услуг. Она входит в состав 30 стран  – участниц международной торговли услугами. Доля России в мировом  экспорте и импорте услуг пока невысока, вместе с тем возрос удельный вес туристских услуг, особенно их экспорта. К тому же Россия представляет интерес для зарубежных инвесторов в области оказания таких услуг, как посреднические, аудиторские, консалтинговые, туристские, общественного питания, торговли, гостиничной индустрии, рекламы и образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Особенности рынка  услуг в России

     По  своей сути, рынок услуг, развивающийся  по законам рыночной экономики, является разновидностью товарного рынка  и вместе с этим, имеет ряд специфических  черт, что обуславливает особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.

     Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:

     • в высокой динамичности рыночных процессов (предоставление услуг имеет  целью непосредственное удовлетворение потребностей человека);

     • в территориальной сегментации (формы  предоставления услуг, спрос и условия  функционирования предприятий услуг  зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);

     • в высокой скорости оборота капитала (одно из основных пре имуществ бизнеса  в сфере услуг, являющееся следствием более короткого производственного  цикла);

Информация о работе Сфера услуг в России: особенности развития