Сфера услуг в России: особенности развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:58, реферат

Краткое описание

В развитых странах уже в 19 в. начали понимать, что сфера услуг хотя и не производит непосредственно материальных благ, однако создает основополагающие условия для этого производства. Поэтому в современной статистике сфера услуг рассматривается как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор).

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………….3 стр.
1. Малый бизнес в сфере бытовых услуг……………………….………..4-5 стр.
2. Услуга и ее роль в современной экономике………………….………..6-8 стр.
3. Особенности рынка услуг в России………………………..………....9-10 стр.
4. Особенности развития сферы услуг России………………..……....11-13 стр.
5. Формирование законодательной базы регулирования
сферы услуг……………………………………………………………...14-15 стр.
Заключение………………………………………………………………16-17 стр.
Литература…………………………………………………………………..18 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат Международные экономические отношения.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

     • в высокой чувствительности к  изменению рыночной конъюнктуры (свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);

     • в специфике организации производства услуг (обладая большей мобильностью малые и средние предприятия, являющиеся продуцентами услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);

     • в специфике процесса оказания услуг (личный контакт производителя и  потребителя, с одной стороны, создает  условия для расширения коммуникативных  связей, а с другой – увеличивает требования к профессионально-квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя);

     • в высокой степени дифференциации услуг (связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией  спроса на услуги, рассматривается  как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг, так как сложная структура спроса обуславливает появление новых, нестандартных услуг, поиск услуги новинки становится перманентным процессом, получающим все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса);

     • в неопределенности результата деятельности по оказанию услуг (результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию различных качеств  производителя не может быть заранее  определен с достаточной точностью; окончательная оценка результата возможна только после потребления услуги). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Особенности развития  сферы услуг России

     С начала 90-х годов до настоящего времени  отечественный рынок услуг находится  в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. В 2000г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 55%, в то время как в 1990г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения  достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а  в США достигла 77%.

     Структура и основные качественные параметры  российского рынка услуг существенно  отличаются от западных прежде всего  преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2000 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: "торговля, общественное питание и заготовки" (54%), "транспорт" (17%), а также "связь" (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости. 

     В то же время экономические реформы  в Российской Федерации привели  не только к активизации развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала,  частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся – infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков, а с другой стороны,  создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка.

     Важное  значение имеет дальнейшее совершенствование транспортных, телекоммуникационных, финансовых услуг, которые являются основой инфраструктуры всей экономики. Многие из секторов услуг (например, туристические, юридические, консультационные), не требуя больших капиталовложений, являются фактором социальной стабильности, обеспечивая создание рабочих мест в стране. Другие сектора, такие как строительство, не только создают рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга секторов промышленности. Важное социальное значение имеют такие сектора услуг, как здравоохранение, образование, социальное страхование, услуги по организации досуга. Ряд секторов услуг связаны с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями, например, компьютерные услуги, услуги космических запусков и т.д.

     Важным  фактором, влияющим на развитие российской сферы услуг, является характеристика трудовых ресурсов. В этом отношении  третичный сектор экономики обладает неплохими потенциальными возможностями: сравнительно низкая стоимость рабочей силы, что особенно важно для трудоемких услуг; в целом высокий образовательный уровень рабочей силы; способность оперативно приспосабливаться к требованиям экономической среды, проявлять инициативу и творческий подход.

     В настоящий момент в России имеются  пробелы в отношении статистического  учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней  торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных  потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Формирование законодательной  базы регулирования  сферы услуг

     Экономическое развитие секторов услуг сопровождалось созданием соответствующей законодательной базы. Было принято значительное число законов и других нормативных правовых актов, необходимых для установления регулирующих мер, затрагивающих как общий режим деятельности в сфере услуг (Гражданский кодекс Российской Федерации или закон об иностранных инвестициях), так и его специфические аспекты в отдельных секторах услуг (закон о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела, о туристской деятельности, законодательство в отношении ряда профессиональных услуг и т.д.).  

     Однако  динамика развития секторов услуг все  еще неадекватно отражена в существующей законодательной системе. «Запаздывание» законодательства, регулирующего рыночные взаимодействия, в значительной степени  является следствием того, что до 1991г. большинство секторов услуг было полной монополией государства.

     В настоящее время процесс совершенствования  законодательной базы и механизмов для выполнения законодательных  норм идет в секторах связи, страхования, транспорта, здравоохранения, образования, туризма, в банковской сфере,  в области аудиторских услуг и др.

     Кроме того, формирование систем регулирования  в некоторых секторах услуг зависит  от окончательного установления регулирующих норм в определяющих общий экономический климат законодательных актах, таких как Земельный кодекс, закон о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, закон о валютном регулировании. Ведется работа по внедрению международных стандартов бухгалтерского учета и аудита.

     Потребность в дальнейшем формировании режима регулирования  сферы услуг, который обеспечит  оптимальное сочетание государственных  контролирующих мер и конкурентных условий для деятельности отечественных  и иностранных поставщиков услуг, становится для России все более явной в свете задачи присоединения к ВТО.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Анализируя  нынешнее положение предприятий  сферы бытовых услуг можно  отметить, что в последние годы российский рынок услуг активно развивается. Объем рынка оценивается в 400-500 млн. долларов.

     В настоящее время сфера услуг  является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры относятся к сфере услуг. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги. Интенсивному развитию организаций сервиса способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов - банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. Спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25-30 % ежегодно. Одними из наиболее перспективных форм ведения бизнеса, связанного с организацией бытового обслуживания населения, являются сопутствующая и сетевая формы. Сетевая модель бизнеса позволяет игрокам не только выдержать конкуренцию, но и создавать новые сегменты рынка бытовых услуг. Именно сетевые компании в значительной мере формируют современный рынок бытовых услуг в России, в будущем роль этих компаний еще более усилится.

     В настоящее время в России целевой аудиторией для предоставления качественных бытовых услуг выступают лишь 10-15 % наиболее обеспеченного населения. В этой связи уже в ближайшие один-два года тенденция бурного роста может приостановиться, поскольку рынок бытовых услуг столкнется с ограничениями спроса. Одной из наиболее актуальных проблем для современного российского рынка услуг выступает невысокая рентабельность, величина которой находится в пределах 5-10%. Повышение рентабельности и быстрый рост для компаний, предоставляющих бытовые услуги населению, в современных условиях обеспечивают, в частности, постоянная диверсификация бизнеса и экспансия в регионы. 

     В целом для поднятия и развития сферы услуг в России важна  социально ориентированная государственная  политика, в рамках которой предусмотрены значительные расходы на социальную сферу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература

     1. Дралин А.И., Михнева С.Г. Международные экономические отношения: учебное пособие. Изд. 2-e, пeрeрaб. и дoп. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006.

     2. Кудров В.М. Мировая экономика. УчебникМ: Юстицинформ, 2009.

     3. Мировая экономика и международные  экономические отношения. Батманова Е.С, Томилов П.С. Екатеринбург: УГТУ, 2005.

     4. Сахаровская Е.Ц., Желаева С.Э.  Международные экономические отношения: Учебно-методический комплекс. - Улан-Удэ: Изд-вo ВСГТУ, 2007.

     5. www.rami.ru

Информация о работе Сфера услуг в России: особенности развития