Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа
Цель исследования - концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания.
В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- изучить существующие в практике обучения виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;
- классифицировать игровые приемы обучения согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;
Введение
Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Игровая деятельность в процессе обучения
1.2 Теории происхождения игры
1.3 Определение и методическая структура ролевой игры
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент ; Контрольный эксперимент
Заключение
Литература
1) подготовки;
2) проведения игры;
3) контроля.
Непосредственная
подготовка к большой ролевой
игре начинается на первом же занятии
по новой разговорной теме. Если
ролевые игры проводятся регулярно
и учащиеся к ним привыкли, то
в начале новой темы они сами выясняют
у учителя перспективы
На следующем занятии по теме учителю предстоит оценить предлагаемые учащимися сюжеты ролевой игры и вместе с ребятами определить общую коммуникативную ситуацию ролевой игры.
Важно,
чтобы при определении места,
времени и других предлагаемых обстоятельств
ролевой игры, они соответствовали
реальной действительности и были значимы
для учащихся. Лучшей гарантией соблюдения
этих условий ролевой игры является
максимальный учет мнений и пожеланий
учащихся, вовлечение их в разработку
хода ролевой игры. Тут же определяется
необходимый набор ролей. Как
известно, отбор и распределение
ролей определяются целями и содержанием
игры, а также индивидуально-
Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и своеобразие темперамента. На начальном этапе ролевого общения целесообразно дать учащимся роли, наиболее полно соответствующие их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно лишь тогда, когда учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе. Важную роль при распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого учащегося на лидерские позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра). Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в коллективе. Такие ребята должны получить роли положительных, личностей, имеющих влияние и популярность по сюжету игры.
После того, как в самом общем виде определены:
а) сюжет игры;
б) общая коммуникация и
в) набор ролей, необходимо наметить ход игры.
Это очень ответственный момент периода коллективной подготовки ролевой игры, от которого во многом зависит эффективность индивидуальной подготовки каждого ученика к предстоящей ролевой игре, да и само проведение ролевой игры.
Учащиеся довольно быстро привыкают к тому, что для успешного участия в ролевой игре необходимо, во-первых, хорошо знать последовательность этапов ролевой игры и, во-вторых, разработать свою роль, определить свои собственные коммуникативные задачи и поэтапно реализовывать их в соответствии со своей ролью наличной коммуникативной ситуацией. При таком способе планирования и реализации предстоящей ролевой игры общий ход ее сохраняется и в том случае, если кто-то из участников игры оказывается не в состоянии решать свои коммуникативные задачи на одном или даже нескольких этапах. Конечно, исполнители центральных ролей несут повышенную ответственность за успешный ход игры на соответствующих этапах, а иногда за судьбу всей ролевой игры.
После того, как определен общий ход ролевой игры, начинается период индивидуальной работы каждого ученика над своей ролью. Следует отметить, что работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и внеклассную, учебную и воспитательную работу.
Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящее для своего класса в зависимости от учеников:
1. Для
неуверенных в себе учеников
можно использовать «
- представьте, что вы гуляете по очень глубокому снегу;
- покажите классу, как вы пытаетесь поднять тяжелые гири;
- покажите, как бы вы почистили зубы утром без зубной щетки.
2. Можно
предложить задания в форме
шарад с использованием
- покажите, что вы чувствуете, когда вы видите большую собаку, бегущую к вам;
- вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего учебника.
По завершении упражнений учитель может попросить учащихся подготовить небольшой рассказ, отражающий их чувства и реакцию в подобных ситуациях.
Можно усложнить ситуации, которые помогут развить спонтанность и выразительность в поведении. Учитель дает инструкцию поэтапно, по мере развития действия. Ученик должен выполнить их без остановки. Например: вы вешаете картину на стену. Вам нравится картина, вы нашли хорошее место, для того, чтобы ее повесить, и довольны тем, как она украсит комнату. Вы берете молоток и гвозди и начинаете заколачивать гвоздь. Вы поранили палец.
Кроме того, в ходе подготовки к ролевой игре учащиеся с удовольствием составляют и инсценируют короткие диалоги и разрешают проблемные ситуации.
Другими
словами, использование ролевой
игры как коммуникативного упражнения
стимулирует использование
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявит инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.
Ролевая игра дает учащимся возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Тем самым реализует компенсаторную функцию.
Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволяют учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.
Творческие
сюжетно-ролевые игры в обучении
- не просто развлекательный прием
или способ организации познавательного
материала. Игра обладает огромным эвристическим
и убеждающим потенциалом, она разводит
то, что по «видимости едино». Она является
своего рода индикатором успеха учащихся
в овладении учебной дисциплиной, представляя
собой одну из форм и средств отчета, контроля
и самоконтроля учащихся.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ
БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА)
2.1 Констатирующий эксперимент
Опытно-экспериментальная работа проводилось на базе Кигазинской средней школы Аскинского района, работа проводилась по предмету – башкирский язык язык в 5 классе у учителя Имамутдиновой Лиды, которая имеет первую категорию и стаж работы 10 лет.
Возрастной состав 5 класса - 11-12 лет. Количество учащихся - 7 человек;
Список учащихся класса, в которой проводилась опытно-экспериментальная работа:
Аслямова Гульнара
Аслямова Илюза
Гайнетдинов Азамат
Исхаков Шамиль
Нурмухаметова Эльвина
Сальманов Владислав
Сайфутдинова Алина
У учащихся данной подгруппы высокий социальный статус семьи. Новичков в классе нет, какие-либо физические недостатки отсутствуют.
В подгруппе наблюдается высокий уровень сплоченности: ребята все перемены проводят вместе, участвуют в совместных делах. В группе преобладает оптимистическое настроение и положительное отношение к предмету (хотя в подгруппе наблюдались ученики, которым необходимо уделять больше времени и усилий языку, т.е. индивидуальный подход)
В связи с этим выделились такие категории учащихся:
1. Одаренные дети (дети способные к языку)
2. Дети со средними способностями
Среди них одаренные: Аслямова Гульнара, Исхаков Шамиль
Учитель
при организации учебного процесса
большую часть уделяет
Анализ домашнего задания и работы учащихся на уроке показал, что познавательный уровень и развитие учащихся соответствует норме или высокому уровню (в зависимости от сложности материала). 5 классу присуще средний темп усвоения материала.
Для
определения степени
Для определения степени привлекательности предмета мы просмотрели уроки, из которых можно сделать вывод, что у детей есть желание научиться говорить на башкирском языке. Интерес к познанию нового (материала, сведений, информации), общение на башкирском языке во время урока. Их активность на уроке, желание узнавать, открывать для себя новые страницы в мир башкирского языка показали высокую степень привлекательности предмета.
Анализируя деятельность учителя можно сказать о его большой роли в поддержании интереса к предмету. Учитель правильно организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель совмещает и традиционные и активные методы обучения, что сохраняет высокую степень активности детей в усвоении материала.
Используются различные учебные пособия, которые предназначены для углубленного изучения башкирского языка. На каждом уроке используется звуковое пособие (кассеты с диалогами, песнями, стихотворениями, текстами, упражнениями на звуки). Обучение направлено на всестороннее развитие (аудирование, говорение, чтение, письмо).
Имеется все необходимое, что бы вовлечь учащихся в активную деятельность по изучению языка. Специфика учебного материала и учебного процесса включает в себя все необходимое для проведения уроков.
В этой главе ставятся следующие задачи: