Игровые методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания.
В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- изучить существующие в практике обучения виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;
- классифицировать игровые приемы обучения согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;

Оглавление

Введение
Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Игровая деятельность в процессе обучения
1.2 Теории происхождения игры
1.3 Определение и методическая структура ролевой игры
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент ; Контрольный эксперимент
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 68.63 Кб (Скачать)

1) подготовки;

2) проведения  игры;

3) контроля.

      Непосредственная  подготовка к большой ролевой  игре начинается на первом же занятии  по новой разговорной теме. Если ролевые игры проводятся регулярно  и учащиеся к ним привыкли, то в начале новой темы они сами выясняют у учителя перспективы проведения новой ролевой игры («А мы будем  играть дальше?»). Если инициативу в  этом случае проявляет учитель, то ученики, как правило, живо откликаются на его предложение «играть дальше». При этом учителю на первом же занятии  целесообразно раскрыть содержание новой учебной темы, чтобы показать учащимся саму возможность проведения ролевой игры по теме. Тем самым  учитель создает ориентировочную основу для возможных сюжетов ролевой игры. Но при этом следует давать учащимся возможность самим проявить инициативу и творческие способности в разработке сюжета игры, определении набора ролей, выявлении необходимого реквизита.

      На  следующем занятии по теме учителю  предстоит оценить предлагаемые учащимися сюжеты ролевой игры и  вместе с ребятами определить общую  коммуникативную ситуацию ролевой  игры.

      Важно, чтобы при определении места, времени и других предлагаемых обстоятельств  ролевой игры, они соответствовали  реальной действительности и были значимы  для учащихся. Лучшей гарантией соблюдения этих условий ролевой игры является максимальный учет мнений и пожеланий  учащихся, вовлечение их в разработку хода ролевой игры. Тут же определяется необходимый набор ролей. Как  известно, отбор и распределение  ролей определяются целями и содержанием  игры, а также индивидуально-психологическими особенностями учащихся и уровнем  их языковой подготовки.

      Именно  поэтому распределение ролей  является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю  предложить им те роли, которые в  наибольшей степени соответствуют  особенностям их личности. При подборе  ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и своеобразие  темперамента. На начальном этапе ролевого общения целесообразно дать учащимся роли, наиболее полно соответствующие их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно лишь тогда, когда учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе. Важную роль при распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого учащегося на лидерские позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра). Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в коллективе. Такие ребята должны получить роли положительных, личностей, имеющих влияние и популярность по сюжету игры.

После того, как в самом общем виде определены:

а) сюжет  игры;

б) общая  коммуникация и

в) набор  ролей, необходимо наметить ход игры.

      Это очень ответственный момент периода  коллективной подготовки ролевой игры, от которого во многом зависит эффективность  индивидуальной подготовки каждого ученика к предстоящей ролевой игре, да и само проведение ролевой игры.

      Учащиеся  довольно быстро привыкают к тому, что для успешного участия  в ролевой игре необходимо, во-первых, хорошо знать последовательность этапов ролевой игры и, во-вторых, разработать  свою роль, определить свои собственные  коммуникативные задачи и поэтапно реализовывать их в соответствии со своей ролью наличной коммуникативной  ситуацией. При таком способе  планирования и реализации предстоящей  ролевой игры общий ход ее сохраняется  и в том случае, если кто-то из участников игры оказывается не в  состоянии решать свои коммуникативные  задачи на одном или даже нескольких этапах. Конечно, исполнители центральных  ролей несут повышенную ответственность  за успешный ход игры на соответствующих  этапах, а иногда за судьбу всей ролевой  игры.

      После того, как определен общий ход  ролевой игры, начинается период индивидуальной работы каждого ученика над своей  ролью. Следует отметить, что работа над ролью у разных учащихся протекает  по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную  дидактическую ценность, позволяют  связать воедино классную и внеклассную, учебную и воспитательную работу.

      Существует  множество типов упражнений для  подготовки ролевой игры. Учитель  может выбрать наиболее подходящее для своего класса в зависимости от учеников:

1. Для  неуверенных в себе учеников  можно использовать «разогревающие»  упражнения пантомимического характера  для того, чтобы ученики могли  чувствовать себя уверенно в  кругу своих сверстников. Это  могут быть упражнения типа:

- представьте,  что вы гуляете по очень  глубокому снегу;

- покажите  классу, как вы пытаетесь поднять  тяжелые гири;

- покажите, как бы вы почистили зубы  утром без зубной щетки.

2. Можно  предложить задания в форме  шарад с использованием пантомимы,  мимики:

- покажите, что вы чувствуете, когда вы  видите большую собаку, бегущую  к вам;

- вы  обнаружили, что кто-то вырвал  несколько листов из вашего  учебника.

      По  завершении упражнений учитель может  попросить учащихся подготовить  небольшой рассказ, отражающий их чувства  и реакцию в подобных ситуациях.

      Можно усложнить ситуации, которые помогут  развить спонтанность и выразительность  в поведении. Учитель дает инструкцию поэтапно, по мере развития действия. Ученик должен выполнить их без остановки. Например: вы вешаете картину на стену. Вам нравится картина, вы нашли  хорошее место, для того, чтобы  ее повесить, и довольны тем, как  она украсит комнату. Вы берете молоток  и гвозди и начинаете заколачивать гвоздь. Вы поранили палец.

      Кроме того, в ходе подготовки к ролевой  игре учащиеся с удовольствием составляют и инсценируют короткие диалоги  и разрешают проблемные ситуации.

      Другими словами, использование ролевой  игры как коммуникативного упражнения стимулирует использование других коммуникативно-направленных упражнений, особенно игрового плана.

      Ролевую игру можно отнести к обучающим  играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявит инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.

      Ролевая игра формирует у школьников способность  сыграть роль другого человека, увидеть  себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и  поведения собеседника, развивает  умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам  других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую  функцию.

      Ролевая игра дает учащимся возможность выйти  за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Тем самым  реализует компенсаторную функцию.

      Ролевая игра обладает большими возможностями  в практическом, образовательном  и воспитательном отношениях. Она  способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное  усвоение языкового материала в  тренировочных упражнениях и  развитие соответствующих навыков, которые позволяют учащимся сосредоточиться  на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует  отводить достойное место на всех этапах работы над темой.

      Творческие  сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием  или способ организации познавательного  материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино». Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИГРЫ НА УРОКАХ

БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

РАБОТА)

      2.1 Констатирующий эксперимент

  Опытно-экспериментальная работа проводилось на базе Кигазинской средней школы Аскинского района, работа проводилась по предмету – башкирский язык язык в 5 классе у учителя Имамутдиновой Лиды, которая имеет первую категорию и стаж работы 10 лет.

Возрастной  состав 5 класса - 11-12 лет. Количество учащихся - 7 человек;

Список  учащихся класса, в которой проводилась опытно-экспериментальная работа:

Аслямова Гульнара

Аслямова Илюза

Гайнетдинов Азамат

Исхаков Шамиль

Нурмухаметова Эльвина

Сальманов Владислав

Сайфутдинова Алина

      У учащихся данной подгруппы высокий  социальный статус семьи. Новичков в  классе нет, какие-либо физические недостатки отсутствуют.

      В подгруппе наблюдается высокий  уровень сплоченности: ребята все  перемены проводят вместе, участвуют  в совместных делах. В группе преобладает  оптимистическое настроение и положительное  отношение к предмету (хотя в подгруппе  наблюдались ученики, которым необходимо уделять больше времени и усилий языку, т.е. индивидуальный подход)

В связи  с этим выделились такие категории  учащихся:

1. Одаренные  дети (дети способные к языку)

2. Дети  со средними способностями

Среди них одаренные: Аслямова Гульнара, Исхаков Шамиль

      Учитель при организации учебного процесса большую часть уделяет индивидуальному  подходу, поэтому отстающих в классе нет.

      Анализ  домашнего задания и работы учащихся на уроке показал, что познавательный уровень и развитие учащихся соответствует норме или высокому уровню (в зависимости от сложности материала). 5  классу присуще средний темп усвоения материала.

      Для определения степени сплоченности группы для каждого из ее членов было проведено наблюдение (на переменах, уроках, в играх), откуда стало ясно, что сплоченность коллектива определяется практически во всем: друзья, которыми можно играть, общаться, совместные дела.

      Для определения степени привлекательности предмета мы просмотрели уроки, из которых можно сделать вывод, что у детей есть желание научиться говорить на башкирском языке. Интерес к познанию нового (материала, сведений, информации), общение на башкирском языке во время урока. Их активность на уроке, желание узнавать, открывать для себя новые страницы в мир башкирского языка показали высокую степень привлекательности предмета.

      Анализируя  деятельность учителя можно сказать  о его большой роли в поддержании  интереса к предмету. Учитель правильно  организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому  ученику. Учитель совмещает и  традиционные и активные методы обучения, что сохраняет высокую степень  активности детей в усвоении материала.

      Используются  различные учебные пособия, которые предназначены для углубленного изучения башкирского языка. На каждом уроке используется звуковое пособие (кассеты с диалогами, песнями, стихотворениями, текстами, упражнениями на звуки). Обучение направлено на всестороннее развитие (аудирование, говорение, чтение, письмо).

        Имеется все необходимое, что бы вовлечь учащихся в активную деятельность по изучению языка. Специфика учебного материала и учебного процесса включает в себя все необходимое для проведения уроков.

В этой главе ставятся следующие задачи:

Информация о работе Игровые методы