Методы физического воспитания. Метод регламентированного упражнения. Игровой метод. Соревновательный метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:53, реферат

Краткое описание

Методические принципы - основополагающие методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию, организации учебно-тренировочного процесса.
Методы физического воспитания - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

Файлы: 1 файл

Методы физического воспитания. Реферат..doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

БРЯНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  АКАДЕМИКА

И.Г. ПЕТРОВСКОГО 
 
 
 

Реферат

На тему:  Методы физического воспитания. Метод регламентированного упражнения. Игровой метод. Соревновательный метод. 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студентка  1 курса

                  6 группы Ермакова Алёна

                  Проверил: заведующий кафедрой

                  Физического воспитания к.п.н., доцент,О.Н. Шкитырь 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Брянск 2010.

       Методические  принципы физического  воспитания

 

Методические принципы - основополагающие методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию, организации учебно-тренировочного процесса.

Методы физического  воспитания - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Под методами физического  воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся: 
1) методы строго регламентированного упражнения; 
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме); 
3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя: 
1) словесные методы; 
2) методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в  методике физического воспитания как  наилучшим. Только оптимальное сочетание  названных методов в соответствии с методическими принципами может  обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Методические  принципы физического воспитания совпадают  с общедидактическими, и это оправданно, т.к. физическое воспитание — один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:

      • сознательность и активность,

      • наглядность,

      • доступность,

      • систематичность,

      • динамичность.

      Однако  в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса. 

      Принцип сознательности и активности. Этот принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним. Однако необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу. Здесь потребуется индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.

      Преподаватель должен уметь раскрыть суть любого задания на учебном занятии или тренировке. Он может пояснить, почему предлагается такое, а не иное упражнение, почему необходимо соблюдать именно этот алгоритм выполнения.

      Принцип наглядности. Наглядность — необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное — создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

      Непосредственная  наглядность — это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными выражениями.

      Тренировочное задание может восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность» включает и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.

      Принцип доступности. Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся.

      Доступность не означает отсутствие трудностей в  учебно-тренировочном процессе, а  предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены.

      Конкретные данные о возможностях занимающихся преподаватель или тренер получает путем тестирования и систематического врачебного контроля. Вот почему в начале каждого учебного года в высшем учебном заведении программой по физической культуре предусмотрено тестирование студентов в основных упражнениях, характеризующих их физическую подготовленность: в скоростно-силовых упражнениях, в упражнениях «на выносливость» и силу основных мышечных групп. Определяя меру соответствия между возможностями и трудностями освоения учебного материала, специалист ориентируется на утвержденные программные и нормативные требования для студентов высших учебных заведений, разработанные на основе научных данных и обобщения практического опыта.

      В практике работы с учебными группами приходится сталкиваться с разным уровнем общей физической подготовленности. Поэтому чаще всего всей группе даются задания усредненной сложности, доступные «средней части» студентов (фронтальный подход). Отрицательная сторона этого подхода в том, что сильнейшая часть группы работает в облегченных условиях, а слабейшая — в усложненных.

      По  мере более глубокого знакомства с учебной группой преподаватель  все чаще применяет так называемый групповой подход, когда внутри учебной группы определяются микрогруппы по степени их подготовленности к определенному заданию. Каждая из микрогрупп получает оптимальное задание. Микрогруппы не постоянны, так как у каждого студента своя «степень доступности» при выполнении разных упражнений. Групповой подход более эффективен, чем фронтальный, он требует от преподавателя-тренера хорошего знания занимающихся учебно-тренировочной группы.

      Индивидуальный  подход учитывает возможности каждого  занимающегося при определении учебно-тренировочного задания. Его чаще применяют в спортивной подготовке, где тренер встречается с учеником на учебно-тренировочных занятиях почти ежедневно в течение ряда лет, а количество одновременно занимающихся на одном занятии — 1—8 чел. (за исключением некоторых спортивных игр), В практике работы по физической культуре преподаватель использует индивидуальный подход, чтобы определить дополнительные доступные задания студенту, отстающему по какому-либо разделу, для самостоятельных занятий во внеурочное время.

      Принцип систематичности. Принцип систематичности — это прежде, всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

      Регулярность  занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд.

      Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала. Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередований-нагрузок и отдыха.

      Принцип динамичности. Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок.

      Ответные  реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ею биологические сдвиги. Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

      Динамика  нагрузок характеризуется постепенностью, проявляющейся в различных формах (рис. 5.2).

      Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.

      Ступенчатая же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.

      Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годовом циклах являются своеобразным фоном, на который накладываются прямолинейная и ступенчатая динамика.

      В заключение еще раз важно подчеркнуть  тесную взаимосвязь рассмотренных методических принципов, поскольку, в конце концов, они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса физического воспитания.  

      

        

      Рис. 5.2. Основные формы динамики нагрузки

      Отсюда  следует, что ни один из указанных  принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.

       Средства  и методы физического  воспитания

       Средства  физического воспитания

К средствам  физического воспитания относятся  физические упражнения, оздоровительные  силы природной среды и гигиенические  факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

      Физические  упражнения — это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам , физического воспитания. Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это естественное двигательное действие приобретает рациональные формы. То же самое можно сказать о любых других двигательных действиях, которые' возникли первоначально в сфере труда и быта, а затем, видоизменяясь, становились физическими упражнениями — средствами физического воспитания. Взаимосвязь физических упражнений с физическим трудом заключается в том, что, возникнув на основе трудовых действий, упражнения стали средством физкультурно-спортивной практики, подготовки к труду. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений чрезвычайно велико. Они существенно отличаются друг от друга по форме, по содержанию и по целевой направленности.

      Оздоровительные силы природной среды  и гигиенические  факторы также  являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат, средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

      Оздоровительные силы природы используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:

      • как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;

      • при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).

      Физические  упражнения в сочетании с естественными  факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.

Информация о работе Методы физического воспитания. Метод регламентированного упражнения. Игровой метод. Соревновательный метод