Методы физического воспитания. Метод регламентированного упражнения. Игровой метод. Соревновательный метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:53, реферат

Краткое описание

Методические принципы - основополагающие методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию, организации учебно-тренировочного процесса.
Методы физического воспитания - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

Файлы: 1 файл

Методы физического воспитания. Реферат..doc

— 112.00 Кб (Скачать)

      Воспитание  выносливости. Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить так: выносливость — это способность противостоять утомлению. Различают два вида выносливости — общую и специальную.

      Общая выносливость — это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения.

      В этом определении свойство невысокой  интенсивности весьма условно (для  одного данная нагрузка может считаться  невысокой интенсивности, а для  другого — высокой). Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнений (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед).

      Общая выносливость — основа для воспитания специальной выносливости. Именно воспитанию общей выносливости, которая характеризуется Высокоэкономичной и эффективной работой сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма (включая и биохимические процессы), уделяется основное время при общей физической подготовке. Тренировке, направленной на повышение общей выносливости, уделяется время и в подготовке высококвалифицированных спортсменов.

      Методы  воспитания общей выносливости могут  варьироваться: непрерывный, повторный, переменный, интервальный и смешанные варианты выполнения упражнения.

      Специальная выносливость — это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.

      Различают виды специальной выносливости: скоростная, силовая, статическая.

      В циклических упражнениях (бег на 100—200 м) в некоторых спортивных играх скоростная выносливость связана с возникновением значительного кислородного долга, т.к. сердечно-сосудистая и дыхательная системы не успевают обеспечивать мышцы кислородом из-за кратковременности и высочайшей интенсивности упражнения.

      Силовая выносливость — это способность длительное время выполнять упражнения (действия), требующие значительного проявления силы.

      Выносливость  к статическим усилиям — способность в течение длительного времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы. Обычно в этом режиме работают лишь отдельные группы мышц. Здесь существует обратная зависимость между величиной статического усилия и его продолжительностью — чем больше усилие, тем меньше продолжительность.

      Воспитание  ловкости (координационные  способности)   Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой.

      Развитию  ловкости способствуют систематическое  разучивание новых усложненных  движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки  двигательной деятельности (единоборства, спортивные игры). Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач. Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятии чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.

      Воспитание  гибкости Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Различные виды спорта по-разному воздействуют на воспитание гибкости.

      Высокие требования к гибкости предъявляют  различные виды спорта (художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду и на батуте) и некоторые формы профессиональной деятельности. Но чаще гибкость выступает как вспомогательное качество, способствующее освоению новых высококоординированных двигательных действий или проявлению других двигательных качеств.

      Различают гибкость динамическую (проявленную  в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил).

      Гибкость  зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. При эмоциональном  подъеме уже в предстартовом  состоянии гибкость увеличивается, а при повышенной степени утомления растягиваемых мышц может уменьшиться. Чтобы увеличить гибкость, применяются предварительная разминка, массаж растягиваемых групп мышц или кратковременное их напряжение непосредственно перед выполнением движения. На гибкость влияют внешняя температура (низкая уменьшает гибкость), время суток (наивысшие показатели гибкости от 10 до 18 ч, в утренние и вечерние часы подвижность в суставах понижается). Как правило, физически более сильные люди менее гибки из-за высокого тонуса их мышц. Очень гибкие люди меньше способны к проявлению скоростно-силовых качеств.

      Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней помощью (дозированной и максимальной), с отягощениями и без них. Разработаны также ориентировочные рекомендации по количеству повторений, темпу движений или времени «выдержек». Для движений в плечевых и тазобедренных суставах до 30—45 повторений в серии; темп при активных упражнениях — в среднем одно повторение в секунду, при пассивных — одно повторение за 1—2 с; выдержка в статических положениях — 4— 6 с. Пассивные статические упражнения в растягивании целесообразно применять в основном тогда, когда с возрастом существенно возрастает масса мышц и связочный аппарат мало поддается деформации.

      Спортивные  и подвижные игры имеют большое оздоровительное значение. Их отличает разнообразная двигательная деятельность и положительные эмоции, они эффективно снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и физическую работоспособность. Коллективные действия в процессе игры воспитывают нравственные качества: общительность, чувство товарищества, способность жертвовать личными интересами ради интересов коллектива. Особенно полезны игры на открытом воздухе.

      Подвижные игры отличаются несложными правилами, и команды для их проведения могут  комплектоваться произвольно. Можно  рекомендовать следующие подвижные игры: «Третий лишний», «Мяч по кругу», «Мяч в корзину», «Пионербол», «Диск на льду».

      Спортивные  игры по сравнению с подвижными требуют  более высокого владения приемами техники  конкретного вида игры и знания правил судейства, определяющих взаимоотношения  и поведение играющих.

      Наиболее  распространенными спортивными играми в вузах являются: волейбол, баскетбол, ручной мяч, футбол, хоккей, теннис, настольный теннис, городки и др. Спортивные игры требуют специально оборудованных стандартных спортивных площадок или спортивных залов.

      В большинстве своем для оздоровительных целей и активного отдыха игры проводятся по упрощенным правилам.

Игры  и соревновательные формы упражнений

1. «Солнышко».        

 Играющих  может быть любое число, но  не меньше трех. Все занятые  в игре двигаются вокруг стола,  поочередно отбивая мяч.       

 Допустим, игроков  пятеро. В таком случае мяч  вводят в игру с той стороны,  где расположено больше играющих. Отбив мяч, вы должны перейти  на другую сторону стола, дождаться  своей очереди, снова отбить  мяч и снова перейти на другую  сторону стола. Игру проводят, как правило, с выбыванием: если игрок ошибся, то выбывает из игры. Но можно играть и до трех, пяти и т. д. ошибок. Чем меньше остается играющих, тем быстрее необходимо двигаться. Когда у стола остается двое, то они, стоя, как обычно, разыгрывают очко или несколько очков и даже партию — по договоренности и выигрывший считается победителем в этой игре.

Играть можно, двигаясь по часовой стрелке или  против нее, отбивая мяч одним  ударом в определенном направлении, например, срезка по правой диагонали  или накат по левой прямой либо произвольно. Можно также оговорить способ передвижения: приставными  шагами,  прыжками  на обеих   ногах,   прыжками   на одной ноге и т. п.        

 Игру эту можно усложнить: играющие будут отбивать мяч лишь двумя ракетками, лежащими на столе, — игрок должен взять ракетку, отбить мяч и снова положить на середину задней линии стола, чтобы следующему игроку было удобно взять ее.   

2. «Два против пяти».       

 На одной  стороне двое игроков отбивают  мяч поочередно, как в парной  игре, а на другой стороне команда из пяти игроков (можно больше или меньше) также поочередно отражает мяч и передвигается в конец колонны, уступая площадку следующему игроку. Задания могут быть различные — от простого (одноходовой) до сложного (двух-трехходовой комбинации). Игра ведется на счет до заранее определенного времени. Победителя определяют как в паре, так и в команде. Ими считают тех игроков, которые к окончанию игры совершили меньше ошибок, т. е. набрали меньше очков. Они образуют новую пару, и игру начинают снова.

3. «Один против четырех».        

 Эта игра  очень полезна для закрепления  техники передвижения. Один игрок  отбивает мяч по диагонали  вправо, на другой стороне партнеры  отбивают мяч, двигаясь вправо  по кругу, обегая мячи или  стулья. Когда мяч отбивают по диагонали влево, направление бега меняется. Игру ведут на счет до заранее определенного времени. Игрок команды, набравший меньше очков, занимает место на противоположной стороне стола.

Список использованной литературы: 

1.Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

2.Виленский М. Я., Зайцев А. И., Ильинич В. И. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов. – М.: Гардарики,2001.

3.Физическая  культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

4.Студенческий  спорт и жизнь. В.И. Ильинич.  М. 1995.

5.Физическое воспитание. Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова. М., Высшая школа. 1983.

6.Гигиена физического  воспитания. Я.С. Вайнбаум. М., Просвещение. 1986.

7.Физическая  культура в жизни студента. В.М.  Рейзин, А.С. Ищенко, Минск, Высшая  школа. 1986.

Информация о работе Методы физического воспитания. Метод регламентированного упражнения. Игровой метод. Соревновательный метод