Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 23:56, доклад
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения.
Игровые методы в тренинге.
1. Сюжетно-ролевые игры.
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения. Действительно, если посмотреть, например, "Программу обучения и воспитания в детском саду", то там речь идет в основном о сюжетно-ролевой игре. Это наиболее доступный и понятный нам, взрослым, вид игры. Вот девочки играют в магазин. Одна — продавец, она взвешивает товар, заворачивает его в бумагу, получает деньги. Другая — покупатель, она выбирает, что и сколько купить, оплачивает покупку, кладет ее в сумку, несет домой. Другими словами, берется какой-то сюжет — тема (в данном случае — магазин) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (продавец и покупатель). Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре — сюжетно-ролевая.
Этот вид игры стал центром многочисленных исследований взрослых, ему посвящают семинары, научные работы. Это самый понятный нам вид деятельности детей. Профессионалы часто посещают детские садики, чтобы посмотреть, как дети учатся в играх различным социальным ролям. Но зачастую дети уже не играют. Они делают то, что хотят видеть взрослые, старательно уча малышей "шаблонным играм".
В результате мы получаем уже не игру. Приведем пример из опыта Е.Е. Кравцовой, описанного ею в курсе лекций по дисциплине "Психологические основы дошкольного воспитания".
"Несколько
лет назад мне с моими
Описана как раз не игра, а шаблонное действие, и, увы, видимо виной тому ошибка воспитателей. Часто взрослые хотят видеть в детях серьезность, правильность со своей точки зрения, но ведь в каждом возрасте свои задачи, и для дошкольников очень важно развить фантазию, воображение. Поэтому зачем заставлять ребенка учиться читать с трех-четырех лет? В какой-то мере это, может быть, правильно, но нельзя забывать о том, что нельзя упускать время. В школьном возрасте значение воображения и фантазии уже далеко не такое, как в дошкольном. Следовательно, раньше времени научив ребенка правильным, с нашей точки зрения, действиям, мы навсегда лишаем его возможности максимально использовать другие свои резервы.
В насыщенной, интересной игре, наполненной фантазиями и воображением, ребенок растет, развивается, а в простом повторении заученных фраз? Скорее деградирует. Здесь нет развития. Но сухость и негибкость малыша находит свою причину в том, что ребенок когда-то не научился играть в две более простые игры, которые вкупе и складываются в сюжетно-ролевую. Что же это за игры?
Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. Рассмотрим сюжетную линию.
В два-три года ребенок вдруг начинает вести себя странно. Он вдруг раскладывает разные предметы перед собой на стуле или на столе, начинает по очереди ими манипулировать, что-то бормотать себе под нос. Ребенок может играть сервизом в шкафу, мамиными и папиными вещами, может даже начать озвучивать картинки в книжке. Родители обычно не обращают внимания на такую деятельность ребенка, что в ней может быть полезного? Однако это и есть игра. Первая составляющая сюжетно-ролевой игры – режиссерская.
Действительно,
действия ребенка чрезвычайно похожи
на действия режиссера. Во-первых, сам
ребенок уже сочиняет сюжет. Сначала
это простой, примитивный сценарий,
но в будущем он обрастает множеством
усложняющих деталей. Родители удивляются
талантам малыша – такой маленький,
а сам придумывает сюжет, но это
очень хороший признак, который
должен быть свойственен всем детям,
– развитие самостоятельности. Все,
что сейчас он делает – он делает
сам, без помощи. Когда-нибудь каждый
человек приходит к самостоятельности,
пусть так рано начнутся первые ее
проявления. Второй схожей чертой игры
ребенка и режиссера в данном
случае является то, что ребенок
сам решает, кто кем будет. Каждый
предмет может стать домиком,
человеком, животным и т.д. Ребенок
тем самым учится переносить свойства
одного предмета на другой. Третьим
важным сходством является то, что
малыш сам сочиняет мизансцены. Он
может долгое время возиться с
мелкими предметами только потому,
что составляет из них фон для
будущего действия. Ну и, наконец, ребенок
в такой игре исполняет все
роли сам или, по крайней мере, становится
диктором, повествующим о том, что
происходит. Значение такой игры огромно.
Все эти моменты имеют огромное
значение и для общего психического
развития ребенка, и для развития
игровой деятельности. Ребенок-режиссер
приобретает необходимое
Следующая составляющая сюжетно-ролевой игры - образно-ролевая.
Следует отметить, что образно-ролевая игра играет важное значение для самостоятельной психологической реабилитации. Игра позволяет ребенку отвлечься, переключиться от проблем, например, в общении со сверстниками. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, как отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт — и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть "как мама" или "как папа" воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к "семейному быту". И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в "дочки-матери". Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.
2. Имитационные игры.
Имитационные игры - это разновидность деловых игр, в которых поведение участников определяется моделью среды хозяйствования, представленной в виде игровой имитации.
Имитационные игры отличаются от ролевых тем, что:
В качестве примеров имитационных игр могут быть предложены несколько игр.
Игра "Робинзон" - автор В.Ф.Комаров, г.Новосибирск.
Игровой сюжет предполагает ситуацию, а которой каждый из участников выступает в роли Робинзона Крузо. Как и положено, Робинзон оказывается на необитаемом острове и решает присущие ему задачи житейского обустройства, питания и судостроения. Условия игры таковы, что Робинзон должен по возможности быстрей построить лодку за 100 дней. По условиям игры Робинзон может очередной день посвятить строительству лодки только в том случае, если на этот день у него есть еда, одежда, жилье. Исходя из этих условий участникам предлагаются различные варианты обеспечения этими необходимыми жизненными условиями.
В данной игре есть только одна роль - Робинзон, т.е. взаимодействие ролей отсутствует. Нет модели управляющей системы и объекта управления. Есть только модель среды, в которой обитает Робинзон и принимает самостоятельные решения, либо имея полную информацию, либо в условиях неопределенности.
Имитационная игра "У озера" . Игровое действие в которой разворачивается в некоторой хозяйственной системе, состоящей из 8-и предприятий, расположенных на берегу озера. Изготовление продукции требует много воды, которую предприятия берут из озера. Обработанная вода сбрасывается туда же. Каждое из предприятий ( в игре участвуют группы или персонажи в количестве 8 и каждая группа или персонаж исполняет роль Совета директоров или директора) ежемесячно принимая одно из пяти управленческих решений:
Каждому решению соответствует оценка в виде прибыли или убытков, полученных в данном месяце. Задача участников игры - максимизировать суммарный за все месяцы размер дохода. Решения принимаются анонимно, с информированием только ведущего.
В игре имеется
возможность для осуществления
различных стратегий, участники
могут принимать решения
Экономическое поведение участников определяется моделью среды хозяйствования. Цель игры в осмыслении и целесообразности коллективной деятельности. Есть взаимодействие через общение на совещании, есть многоальтернативность решений, есть одна роль, правда, транжированная.
3.Творческие игры.
Первые
игры на творческое развитие – это,
конечно, с погремушками. Карапуз
учится различать звуки, цвета, формы.
Позже происходит развитие творческих
способностей в игре на различных ковриках,
теперь всё обязательно нужно еще и на
зуб попробовать.
Со временем, игрушки для детского творчества
занимают основное место в квартире. Потому
что детские творческие игры интересны
в любом возрасте. Различные мозаики, пазлы,
конструкторы – это и есть игры для детского
творчества, которые мы сможете приобрести
в нашем магазине. Ассортимент обширный:
и игры на развитие творчества грудничков,
и творческие игры для школьников.
Виды творческих игр
Так как малыши развиваются не по дням,
а по часам, то и на улице можно придумать
различные творческие подвижные игры.
Наверное, все помнят такие творческие
игры для детей, как «Тише едешь, дальше
будешь», «Съедобное - несъедобное», «Море
волнуется раз» и много других. Достаточно
«порыться» в памяти и вспомнить коллективно
творческие игры, в которые играли всем
двором.
На самом деле виды творческих игр бывают
разные:
• игры на творческое мышление,
• игры на развитие творческого воображения,
• на развитие речи,
• на развитие коммуникативных способностей
крохи и так далее.
Малыши ведь очень любят играть, а если
ещё и с любимыми родителями, да и в интеллектуальные
творческие игры, то восторгу крохи не
будет предела.
Творческие игры в детском саду
Творческие игры в детском саду - неотъемлемая
часть процесса воспитания. Ведь именно
развивающие творческие игры помогают
крохе адаптироваться в коллективе, быстрее
найти контакт с «коллегами». Поэтому,
творческие игры детей дошкольного возраста
(в отличие от карапузов 1-2 лет) уже более
продуманные, а ролевые игры для творчества
- с довольно непростым сюжетом. Ведь цель
детского сада - развить творческие способности
дошкольников в игре, подготовить их морально
и физически к школьному процессу. Творческие
игры детей дошкольного возраста – это
игры на развитие внимания, памяти (например,
«найди лишний предмет»), это игры на развитие
творческого мышления, это ролевые творческие
игры дошкольников («дочки-матери», «войнушка»).
Почти в каждом саду проходит конкурс
под названием «Творческий проект мягкая
игрушка». Хоть и многие мамы без удовольствия
принимают участия, но малыши очень радуются,
тем более что набор для творчества «мягкая
игрушка» приобрести совсем не проблема.
Любые творческие игры – это не просто
дань моде или современные тезисы воспитания.
Это умение найти в обычной ситуации нестандартные
решения. Это креативность мышления. Это
превращение рутинной жизни в череду увлекательных
событий.
Таким образом, игрушки для творчества
и игры, развивающие творческие способности,
– это не только полезное и необходимое
развитие ребёнка, но и приятные минуты
семейного времяпровождения.