Игровые методы в тренинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 23:56, доклад

Краткое описание

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения.

Файлы: 1 файл

игровые методы в тренинге.docx

— 42.09 Кб (Скачать)

    Игровые методы в тренинге.

    1. Сюжетно-ролевые  игры.

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к  сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения. Действительно, если посмотреть, например, "Программу обучения и воспитания в детском саду", то там речь идет в основном о сюжетно-ролевой игре. Это наиболее доступный и понятный нам, взрослым, вид игры. Вот девочки играют в магазин. Одна — продавец, она взвешивает товар, заворачивает его в бумагу, получает деньги. Другая — покупатель, она выбирает, что и сколько купить, оплачивает покупку, кладет ее в сумку, несет домой. Другими словами, берется какой-то сюжет — тема (в данном случае — магазин) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (продавец и покупатель). Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре — сюжетно-ролевая.

Этот вид игры стал центром многочисленных исследований взрослых, ему посвящают семинары, научные работы. Это самый понятный нам вид деятельности детей. Профессионалы  часто посещают детские садики, чтобы  посмотреть, как дети учатся в играх  различным социальным ролям. Но зачастую дети уже не играют. Они делают то, что хотят видеть взрослые, старательно  уча малышей "шаблонным играм".

В результате мы получаем уже не игру. Приведем пример из опыта Е.Е. Кравцовой, описанного ею в курсе лекций по дисциплине "Психологические основы дошкольного  воспитания".

"Несколько  лет назад мне с моими коллегами  довелось быть в одном детском  саду, где игра, по мнению специалистов, там работающих, была особенно  хорошо поставлена. Очень мне  захотелось посмотреть эту игру. И вот я в старшей группе. Дети играют "во врача". За  столом, уставленным бутылочками  от лекарств самой разной формы,  сидят мальчик и девочка в  белых халатах, шапочках с красным  крестом. Это врач и медсестра.  Перед их "кабинетом", совсем  как в жизни, сидят в очереди  дети с куклами и мишками  на коленях — это мамы с  детьми. По очереди, степенно дети  входят к врачу. Он у всех  подряд проверяет горло, потом  меряет температуру, затем сестра  выписывает "рецепт". Посмотрев  на эту процедуру, начинаю сильно  хромать и стонать и подхожу  к очереди. "А где ваша дочка?" — спрашивают дети. "А я без  дочки, у меня болит нога, я  не могу терпеть, я поранила  пятку. Ой, ой, ой! Как больно! Можно  мне без очереди?"

Описана как  раз не игра, а шаблонное действие, и, увы, видимо виной тому ошибка воспитателей. Часто взрослые хотят видеть в  детях серьезность, правильность со своей точки зрения, но ведь в  каждом возрасте свои задачи, и для  дошкольников очень важно развить  фантазию, воображение. Поэтому зачем заставлять ребенка учиться читать с трех-четырех лет? В какой-то мере это, может быть, правильно, но нельзя забывать о том, что нельзя упускать время. В школьном возрасте значение воображения и фантазии уже далеко не такое, как в дошкольном. Следовательно, раньше времени научив ребенка правильным, с нашей точки зрения, действиям, мы навсегда лишаем его возможности максимально использовать другие свои резервы.

В насыщенной, интересной игре, наполненной фантазиями и воображением, ребенок растет, развивается, а в  простом повторении заученных фраз? Скорее деградирует. Здесь нет развития. Но сухость и негибкость малыша находит  свою причину в том, что ребенок  когда-то не научился играть в две  более простые игры, которые вкупе  и складываются в сюжетно-ролевую. Что же это за игры?

Сюжетно-ролевая  игра имеет две  линии – сюжетную и ролевую. Рассмотрим сюжетную линию.

В два-три года ребенок вдруг начинает вести  себя странно. Он вдруг раскладывает разные предметы перед собой на стуле  или на столе, начинает по очереди  ими манипулировать, что-то бормотать  себе под нос. Ребенок может играть сервизом в шкафу, мамиными и папиными вещами, может даже начать озвучивать картинки в книжке. Родители обычно не обращают внимания на такую деятельность ребенка, что в ней может быть полезного? Однако это и есть игра. Первая составляющая сюжетно-ролевой  игры – режиссерская.

Действительно, действия ребенка чрезвычайно похожи на действия режиссера. Во-первых, сам  ребенок уже сочиняет сюжет. Сначала  это простой, примитивный сценарий, но в будущем он обрастает множеством усложняющих деталей. Родители удивляются талантам малыша – такой маленький, а сам придумывает сюжет, но это  очень хороший признак, который  должен быть свойственен всем детям, – развитие самостоятельности. Все, что сейчас он делает – он делает сам, без помощи. Когда-нибудь каждый человек приходит к самостоятельности, пусть так рано начнутся первые ее проявления. Второй схожей чертой игры ребенка и режиссера в данном случае является то, что ребенок  сам решает, кто кем будет. Каждый предмет может стать домиком, человеком, животным и т.д. Ребенок  тем самым учится переносить свойства одного предмета на другой. Третьим  важным сходством является то, что  малыш сам сочиняет мизансцены. Он может долгое время возиться с  мелкими предметами только потому, что составляет из них фон для  будущего действия. Ну и, наконец, ребенок  в такой игре исполняет все  роли сам или, по крайней мере, становится диктором, повествующим о том, что  происходит. Значение такой игры огромно. Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка, и для развития игровой деятельности. Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество для дальнейшего развития игры —  он научается "видеть целое раньше частей". В данном случае это означает видеть игру не с какой-то одной, частной, пусть даже весьма значимой позиции, а с позиции общей, обеспечивающей ему с самого начала положение субъекта этой деятельности, которое лежит в основе взаимодействия отдельных персонажей, положение, дающее возможность не запоминать и слепо повторять сделанное другими, а придумывать ход событий самому.

Следующая составляющая сюжетно-ролевой  игры - образно-ролевая.

Следует отметить, что образно-ролевая игра играет важное значение для самостоятельной психологической реабилитации. Игра позволяет ребенку отвлечься, переключиться от проблем, например, в общении со сверстниками. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, как отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт — и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть "как мама" или "как папа" воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к "семейному быту". И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в "дочки-матери". Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.

    2. Имитационные игры.

Имитационные  игры - это разновидность деловых  игр, в которых поведение участников определяется моделью среды хозяйствования, представленной в виде игровой имитации.

Имитационные  игры отличаются от ролевых тем, что:

  • во-первых, в них не выделяются жестко роли конкретных руководителей и специалистов, моделируется лишь среда хозяйствования;
  • во-вторых, имитируются некоторые конструкции, технологии, принципы, определяющие поведение людей и их взаимодействие;
  • в-третьих, в некоторых играх отсутствуют альтернативы.

В качестве примеров имитационных игр могут быть предложены несколько игр.

Игра "Робинзон" - автор В.Ф.Комаров, г.Новосибирск.

Игровой сюжет  предполагает ситуацию, а которой  каждый из участников выступает в  роли Робинзона Крузо. Как и положено, Робинзон оказывается на необитаемом  острове и решает присущие ему  задачи житейского обустройства, питания  и судостроения. Условия игры таковы, что Робинзон должен по возможности  быстрей построить лодку за 100 дней. По условиям игры Робинзон может  очередной день посвятить строительству  лодки только в том случае, если на этот день у него есть еда, одежда, жилье. Исходя из этих условий участникам предлагаются различные варианты обеспечения этими необходимыми жизненными условиями.

В данной игре есть только одна роль - Робинзон, т.е. взаимодействие ролей отсутствует. Нет модели управляющей  системы и объекта управления. Есть только модель среды, в которой  обитает Робинзон и принимает  самостоятельные решения, либо имея полную информацию, либо в условиях неопределенности.

Имитационная  игра "У озера" . Игровое действие в которой разворачивается в некоторой хозяйственной системе, состоящей из 8-и предприятий, расположенных на берегу озера. Изготовление продукции требует много воды, которую предприятия берут из озера. Обработанная вода сбрасывается туда же. Каждое из предприятий ( в игре участвуют группы или персонажи в количестве 8 и каждая группа или персонаж исполняет роль Совета директоров или директора) ежемесячно принимая одно из пяти управленческих решений:

  • сброс неочищенных стоков;
  • очистка отработанной воды;
  • перепрофилирование предприятий;
  • применение штрафных санкций к загрязнениям;
  • премирование тех, кто очищает стоки.

Каждому решению  соответствует оценка в виде прибыли  или убытков, полученных в данном месяце. Задача участников игры - максимизировать  суммарный за все месяцы размер дохода. Решения принимаются анонимно, с  информированием только ведущего.

В игре имеется  возможность для осуществления  различных стратегий, участники  могут принимать решения самостоятельно или же заключать различные соглашения рекомендательного характера, которые  могут нарушаться ради личной выгоды.

Экономическое поведение участников определяется моделью среды хозяйствования. Цель игры в осмыслении и целесообразности коллективной деятельности. Есть взаимодействие через общение на совещании, есть многоальтернативность решений, есть одна роль, правда, транжированная.

   3.Творческие  игры.

   Первые  игры на творческое развитие – это, конечно, с погремушками. Карапуз  учится различать звуки, цвета, формы.  
Позже происходит развитие творческих способностей в игре на различных ковриках, теперь всё обязательно нужно еще и на зуб попробовать. 
Со временем, игрушки для детского творчества занимают основное место в квартире. Потому что детские творческие игры интересны в любом возрасте. Различные мозаики, пазлы, конструкторы – это и есть игры для детского творчества, которые мы сможете приобрести в нашем  магазине. Ассортимент обширный: и игры на развитие творчества  грудничков, и творческие игры для школьников. 
Виды творческих игр 
Так как малыши развиваются не по дням, а по часам, то  и на улице можно придумать различные творческие подвижные игры. Наверное, все помнят такие творческие игры для детей, как «Тише едешь, дальше будешь», «Съедобное - несъедобное», «Море волнуется раз» и много других. Достаточно «порыться» в памяти  и вспомнить коллективно творческие игры, в которые играли всем двором.  
На самом деле  виды творческих игр бывают разные: 
• игры на творческое мышление, 
• игры на развитие творческого воображения, 
• на развитие речи, 
• на развитие коммуникативных способностей крохи и так далее. 
Малыши ведь очень любят играть, а если ещё и с любимыми родителями, да и в  интеллектуальные творческие игры, то восторгу крохи не будет предела. 
Творческие игры в детском саду 
Творческие игры в детском саду  - неотъемлемая часть процесса воспитания. Ведь именно развивающие творческие игры помогают крохе адаптироваться в коллективе, быстрее найти контакт с «коллегами». Поэтому, творческие игры детей дошкольного возраста (в отличие от карапузов 1-2 лет)   уже более продуманные, а ролевые игры для творчества  - с довольно непростым сюжетом. Ведь цель детского сада - развить творческие способности дошкольников в игре, подготовить их морально и физически к школьному процессу. Творческие игры детей дошкольного возраста – это игры на развитие внимания, памяти (например, «найди лишний предмет»), это игры на развитие творческого мышления, это ролевые творческие игры дошкольников («дочки-матери», «войнушка»). Почти в каждом саду проходит конкурс под названием «Творческий проект мягкая игрушка». Хоть и многие мамы без удовольствия принимают участия, но малыши очень радуются, тем более что набор для творчества «мягкая игрушка»  приобрести совсем не проблема. 
Любые творческие игры – это не просто дань моде или современные тезисы воспитания. Это умение найти в обычной ситуации нестандартные решения. Это креативность мышления. Это превращение рутинной жизни в череду увлекательных событий. 
Таким образом, игрушки для творчества и игры, развивающие творческие способности, – это не только полезное и необходимое развитие ребёнка, но и приятные минуты семейного времяпровождения.

Информация о работе Игровые методы в тренинге