Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 23:56, доклад
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения.
4. Деловые игры.
Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)
История возникновения.
Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М. М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).
Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.
Психолого-педагогические принципы организации деловой игры
Цели использования
Признаки деловой игры
Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем(Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989):
Структура деловой игры
В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тому подобное. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.
Действующими лицами в ДИ являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.
Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Вся игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.
Деловые игры и стратагемы в тренинге
То, что ныне названо «играми», ещё за несколько столетий до начала нашей эры было разработано и внедрено в повседневную жизнь в системе ценностей стратагемного мышления людей и имплицировано в пласты культуры многих цивилизации. «Рассмотрим две модели обучения, различные по своему основному принципу: классическую дедуктивно — номологическую и индуктивную модели. Дедуктивно — номологическая модель обучения реализуется посредством следующего сценария, в начале рассматривается общая тема, затем осуществляется переход к конкретным примерам. Индуктивная модель, крайне распространена в стратагемной форме обучения и реализуется посредством другого сценария, в начале рассматривается пример, в дальнейшем из него формируется общая тема. Например: притчи. Исходя из конкретной притчи, можно получить более общий, целостный смысл. В связи с этим они получили широкое распространение в обучении, так, например, ещё Будда говорил притчами. Однако притча не содержит в себе стратегии, что ориентирует мысль в большей степени не к конкретной практике, а к общему жизненному смыслу. Стратагема же в отличие от неё, способна направлять движение мысли в конкретное заданное русло целостного смысла, а также создавать элемент общего видения центрального ядра ситуации и путей её эффективного решения»
5.
Поступочные игры.
Поступочная игра выходит за рамки деловых отношений. В ней «репетируются» такие действия, которые могут быть оценены как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем отношении к другому человеку, себе самому, к группе, к миру в целом. Фактически идет работа с будущими событиями очень широкого диапазона.
В то же время функция поступочной игры заключается в возможности пережить будущее событие и найти путем перебора и анализа оптимальный (во всяком случае — приемлемый) поведенческий паттерн, позволяющий справиться с ситуацией как в условиях игрового моделирования, так и в реальных жизненных условиях.
Таким образом, можно сказать, что метод
операционализации — это система способов
тренинговой работы, нацеленная на освоение,
осмысление и решение так называемых инструментальных
задач, связанных с построением реальной
деятельности, достижением конкретных
целей, структурированием будущих событий
жизни участников.
Одной из ярких форм реализации этого
метода являются операциональные игры,
которые принципиально отличаются от
игр диспозиционного толка. Последние
нацелены на организацию активности, проявляющейся
в происходящих событиях и ведущей к изменениям
в области отношений через
взаимодействие с другими (то есть являются
методом формирования диспозиционных
умений). А операциональные игры направлены
на инструментальные изменения, определяющие
разворачивание будущих событий, — хотя
опять же через взаимодействие с другими
(иными словами, являются методом формирования
технологических умений).
К операциональным играм могут быть отнесены
два типа игр: деловые и «поступочные».
Деловая игра характеризуется моделированием
предметного и социального содержания
профессиональной деятельности, включая
систему отношений в этой профессиональной
области. В ней отрабатываются новые технологические
умения, необходимые в будущем в конкретной
профессии, скажем, умение продавать тот
или иной товар.
6. Организационно-деятельностные игры.
Цель организационно-
С другой стороны, важный принцип любой игры – создание организаторами и фиксация игроками различных «разрывов», интеллектуальных и личностных. Иными словами, происходит осознание учащимися дефицита собственных мыслительных средств и средств самоорганизации относительно тех новых горизонтов своего развития, которые построены на игре.
Каждая игра требует от ее участников определенной мужественности, поскольку любое значительное изменение становится возможным лишь при условии предварительной проблематизации имеющихся мыслительных представлений и деятельностных средств. Платой за развитие является отказ от накопленного багажа и потеря на некоторое время образа «успешного ученика». Именно поэтому эти игры – «не для всех», а решение о вхождении в игру остается всегда за самим учащимся.
Организационно-обучающие игры – «смягченный» вариант организационно-деятельностных, обычно не предполагают проблематизацию. Их целью является освоение предметного содержания (например, игра «Суд») или определенных мыслительных средств, чаще – рефлексивных (игра «Сборка»).
Организация пространства этих игр полностью подчинена целям развития.
Игра – это место, где развитие может произойти, причем не благодаря случаю, а благодаря совместным усилиям организаторов игры и игроков. В этом смысле игра противостоит классно-урочной форме организации, существующей до сих пор в школе. Игровые группы формируются из учащихся разных классов и разных возрастов, а работа длится практически целый день.
Наш десятилетний опыт организации игр показывает, что, отмечая в своих размышлениях об образовании особую роль различных внеклассных и внеурочных мероприятий, именно игры большинство учащихся считает главным фактором своего развития.
7. Дидактические игры.
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.