Игровые методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания.
В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- изучить существующие в практике обучения виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;
- классифицировать игровые приемы обучения согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;

Оглавление

Введение
Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Игровая деятельность в процессе обучения
1.2 Теории происхождения игры
1.3 Определение и методическая структура ролевой игры
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент ; Контрольный эксперимент
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 68.63 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

Глава 1. ИГРА КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1 Игровая деятельность  в процессе обучения

1.2 Теории  происхождения игры

1.3 Определение и методическая структура ролевой игры

Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)

2.1 Констатирующий эксперимент

 2.2 Формирующий эксперимент ; Контрольный эксперимент

Заключение

Литература 
 
 
 

Введение

     Актуальность  исследования. В современной жизни, знание языков имеет исключительное значение. Но изучение языков снижается у учащихся еще и школе. Это повлекло за собой слабые знания абитуриентов по предмету и низкую мотивацию к его изучению в школе.

      В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов  обучения, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают  их познавательную активность.

      В решении данных проблем могут  найти свое место игровые формы  организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения. Атмосфера игры создает условия, при которых  ребята незаметно для себя вовлекаются  и активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас  знаний. Кроме того, игровая форма  проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются  уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость. Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда  он в сотрудничестве с другими  ребятами полностью использует свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.

      Несмотря  на большое количество работ в  области игр, отсутствует достаточная  информация об их обучающих возможностях, продуктивных сферах учебного использования  и принципах их применения в практике обучения. Поэтому задача определения  возможностей игровых форм обучения на базе современных научно-педагогических средств, представляется актуальной как  в теоретическом, так и в практическом плане.

           Игра, являясь простым  и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным  путем к овладению теми или  иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в  рациональном построении, организации  и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного  и детального ее изучения.

     Игра - это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как  в игре. Именно поэтому она взята  на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь  в ранее непредсказуемые сферы  человеческой жизни.

     При изучении игры исследователи сталкиваются с ее богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности.

     Игра  как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.

     Учитывая  тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребенка посредством  игровой деятельности в процессе обучения языку.

     Изучением данного вопроса занимались лингвисты  Н.В. Имедадзе, Н. Павлович, Н.В. Агурова и др. Эти авторы видят основу усиленного обучения школьников именно в специфике психофизиологических возможностей детей.

     Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.

     Цель  исследования - концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания.

Объект  исследования - игровые технологии в процессе преподавания.

Предмет исследования - игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении.

Гипотеза  исследования - формирование познавательного интереса школьников будет более эффективным, если:

- построить  обучение на основе игровых форм.

 В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

- изучить  существующие в практике обучения виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;

- классифицировать  игровые приемы обучения согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;

- экспериментально  проверить эффективность применения  игровых технологий в процессе преподавания;

Для решения  поставленных задач использован  комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

      Теоретические: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической, философской, исторической, культурологической и методической литературы; социально-педагогический анализ.

      Эмпирические: методы опроса (беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся); метод  самооценки, педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс.

      Методологической  основой исследования являются основные положения работ отечественных  ученых в области:

- психологии (Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной);

- психолингвистики (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, И.А.Зимней);

- педагогики (лингводидактики (Н.Д. Гальсковой, А.А. Деркача)

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методическая  система обучения, построенная с использованием игровых технологий, обеспечивает эффективное формирование знаний, умений и навыков школьников;

2. Ролевые  игры в процессе преподавания.

3.Практическое  использование ролевых игр на занятиях.

      В заключительной части  сделаны выводы, и подведены итоги по данной курсовой работе.

      Список  литературы содержит 23 первоисточников, в том числе 4 статей из журналов, 9 монографий  

      В приложении включены таблицы, схемы,  по исследуемой проблеме.

      В целом структура курсовой работы содержит: Введение, главу 1 с тремя  параграфами, главу 2 с двумя параграфами, заключение, список литературы, приложения. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1 Игровая деятельность  в процессе обучения

      Игра  наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего  мира впечатлений. В игре ярко проявляются  особенности мышления и воображения  ученика, его эмоциональность, активность, развивающая  потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проходить только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться  своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.

      Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

      Игре  приписывают самые разные разнообразные  функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому  возникает необходимость более  точно определить влияние игры на развитие ученика и найти ее место  в системе образования и воспитания. Наиболее точно определить те стороны  психического развития и формирования личности ученика, которые  по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.[2;42]

      Исследование  значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый  эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития. Главнейшим является значение игры для мотивационно – потребностной сферы ребенка. Согласно работам Д.Б.Эльконина проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый план. Указание на мотивы является недостаточным, необходимо найти тот психический механизм, через который мотивы могут оказывать воздействие [23;350].

      Игра  имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Все эти воспитательные эффекты  опираются на то влияние, которое  оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Процесс игры позволяет формировать  качества активного участника игрового процесса, учится находить и принимать  решения., развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться  сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся  условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а так же использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Несмотря на общее признание положительного влияния игр на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках преподавания предметов.

      Технология  игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся  осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Формировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной  обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты [7;224].

      Можно выделить четыре организационные формы  игровой  деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую.

* К  индивидуальным формам  можно  отнести  игру  одного  человека  с  самим собой или с различными предметами и знаками.

* Одиночная  форма – это деятельность одного  игрока в системе имитационных  моделей с прямой и обратной  связью от результатов достижения  поставленной ими искомой целью. 

* Парная  форма – это игра одного  человека с другим человеком,  как правило в обстановке соревнования  или соперничества. 

* Групповая  форма – это игра трех или  более соперников, преследующих  в обстановке соревнования одну  и ту же цель.

* Коллективная  форма – это групповая игра, в которой соревнование между  отдельными игроками заменяют  команды соперников.

* Массовая  форма игры есть тиражированная  одиночная игра с прямой и  обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют  много людей 

Информация о работе Игровые методы