Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:22, курсовая работа
Анализ доступной литературы по физической подготовленности учащихся показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и разработки. Из всего выше изложенного видна актуальность избранной нами темы работы. : предполагалось, что организация и проведение подвижных игр будет способствовать развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста. Применение методики занятий подвижными играми различной направленности (по развитию физических качеств) на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся младших классов, позволит повысить уровень их физической подготовленности.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________ 2
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________________ 4
1.1. Роль и значение игрового метода для физического совершенствования школьников______________________________________________________ 4
1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов___5
1.3. Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов__________________________________________________________7
1.4. Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре___8
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ_____ 11
2.1. Цель и задачи исследования____________________________________ 11
2.2. Методы исследования__________________________________________11
2.2.1. Анализ научно-методической литературы________________________12
2.2.2. Тестирование физической подготовленности_____________________12
2.2.3. Педагогический эксперимент__________________________________ 12
2.2.4. Методы математической статистики____________________________ 13
2.3.Организация исследования______________________________________13
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ______________ 15
3.1. Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся опытных групп в начале исследования_______15
3.2. Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 5-х классов___________16
ВЫВОДЫ_________________________________________________________23
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ____________________________________ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ______________
1.1. Роль и значение игрового
метода для физического совершенствования
школьников____________________
1.2. Анатомо-физиологические
1.3. Особенности воспитания
1.4. Классификация и содержание
подвижных игр применительно
к задачам воспитания
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ_____ 11
2.1. Цель и задачи исследования____
2.2. Методы исследования___________
2.2.1. Анализ научно-методической
литературы____________________
2.2.2. Тестирование физической
2.2.3. Педагогический эксперимент____
2.2.4. Методы математической
2.3.Организация исследования__
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ______________ 15
3.1. Сравнительный анализ развития
физических качеств и
3.2. Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 5-х классов___________16
ВЫВОДЫ________________________
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ_____
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ____________________
1
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - это не только
отсутствие болезней, определенный уровень
физической тренированности, подготовленности,
функционального состояния
является физиологической
основой физического и
любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функций. По B.И. Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом .
Возрастающий объем информации,
постоянная модернизация учебных программ,
широкое использование
Для большинства учащихся
занимающихся умственным трудом, характерны
нервно-эмоциональные
Сложившаяся в стране за последние годы экологическая ситуация, привела к увеличению заболеваемости в два раза, поэтому одной из важнейших проблем становится поиск средств, способствующих повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем.
Поэтому результатом
физического воспитания
Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми .
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие школьника. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Cреда в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной.
Анализ доступной литературы
по физической подготовленности учащихся
показал, что этот вопрос достаточно
освещен, однако требует дальнейшего
совершенствования и
Предмет исследования: организация и проведение подвижных игр на уроках физической культуры, как фактор повышения физических качеств учащихся младших классов.
Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.
Практическая значимость: разработана методика занятий подвижными играми на уроках физической культуры с учащимися младших классов,
способствующая развитию их физических качеств. Результаты проведенного исследования могут быть использованы на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах.
Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. Работа выполнена на 25 листах машинописного текста. Содержит в себе 4 таблицы. Список литературы включает 23 источника.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников
Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности .
Анализ научно-методической литературы , многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.
Уровень развития двигательных
качеств в настоящее время
находится на невысоком уровне, который
не может быть удовлетворен современным
требованиям, предъявляемым к физическому
воспитанию в школе. Поэтому, проблема
воспитания двигательных качеств весьма
актуальна и требует
Подвижные игры различной
направленности являются очень эффективным
средством комплексного совершенствования
двигательных качеств. Они же в наибольшей
степени позволяют
4
воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.
За последние годы подвижные все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Можно полагать, что использование учащимися старших классов подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры в школе значительно повысят уровень и темп развития учащихся.
1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов
Одно из основных условий высокой эффективности системы физической подготовки учащихся заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.Основным критерием биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается поясничный, а медленнее - шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки.
5
К 12-14 годам срастаются нижние
сегменты тела грудины. В 11-14 лет увеличивается
преимущественно подвижность
Окостенение костей предплюсны весьма длительный процесс, начинающейся на 4-8 месяце эмбриогенеза, т.е. значительно раньше костей запястья, и заканчивающийся только на 12-19 году. В развитии костей предплюсны отражаются половые особенности. У девочек точки окостенения появляются раньше, чем у мальчиков. Синостозы эпифизов с диафизами в костях плюсны наступают в период 14-18 лет, а в фалангах пальцев от 9 до 18 .
У школьников младших классов рост тела в длину не замедляется. Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у младших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены.
К 11-14 годам уже сформирована высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что поперечник двуглавой мышцы плеча к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 годам в 6-8 раз. Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течение первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 14 до 17-18 лет на 12%. Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей. Ярко выражены половые различия по мышечному и жировому компонентам: масса мышц (по отношению к массе тела) у девушек приблизительно на 13% меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани примерно на 10% больше. Различие в мышечной силе с возрастом увеличивается: в 12 лет разница составляет 4-6 кг, в 18 лет - 15-20 кг. Увеличение веса тела у девочек происходит более интенсивно, чем рост мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движений .
Опорно-двигательный аппарат
у младших школьников способен выдерживать
значительные статические напряжения
и выполнять длительную работу, что
обусловлено нервной
Значительно меняются в процессе
онтогенеза функциональные свойства мышц.
Увеличиваются возбудимость и лабильность
мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус.
У новорожденных плохо выражена
способность мышц к расслаблению,
которая с возрастом
6
1.3. Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов
Информация о работе Игровой метод в физическом воспитании детей младшего щкольного возраста