Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:22, курсовая работа
Анализ доступной литературы по физической подготовленности учащихся показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и разработки. Из всего выше изложенного видна актуальность избранной нами темы работы. : предполагалось, что организация и проведение подвижных игр будет способствовать развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста. Применение методики занятий подвижными играми различной направленности (по развитию физических качеств) на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся младших классов, позволит повысить уровень их физической подготовленности.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________ 2
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________________ 4
1.1. Роль и значение игрового метода для физического совершенствования школьников______________________________________________________ 4
1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов___5
1.3. Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов__________________________________________________________7
1.4. Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре___8
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ_____ 11
2.1. Цель и задачи исследования____________________________________ 11
2.2. Методы исследования__________________________________________11
2.2.1. Анализ научно-методической литературы________________________12
2.2.2. Тестирование физической подготовленности_____________________12
2.2.3. Педагогический эксперимент__________________________________ 12
2.2.4. Методы математической статистики____________________________ 13
2.3.Организация исследования______________________________________13
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ______________ 15
3.1. Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся опытных групп в начале исследования_______15
3.2. Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 5-х классов___________16
ВЫВОДЫ_________________________________________________________23
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ____________________________________ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК________________
Многочисленные исследования специалистов показывают то, что уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего совершенствования. Правильное решение задачи развития двигательных качеств дошкольников обуславливается использованием не только различных методических приемов и средств на занятиях подвижными играми мало времени уделяется занятиям физическими упражнениями.
Очень часто изменения в развитии двигательных качеств происходят уже в младшем школьном возрасте и поэтому целесообразно осуществлять целенаправленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост. Однако следует помнить о том, что нереализованные в определенном возрасте двигательные возможности организма в дальнейшем трудно поддаются значительным изменениям. Поэтому необходимо уже в данном возрасте уделять огромное внимание развитию двигательных качеств у детей. Всесторонняя физическая подготовка младшего школьника должна предполагать, достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости, ловкости.
Многие специалисты показывают,
что развитие двигательных качеств
- одна из центральных задач физического
воспитания в школе, и ее решение
должно осуществляться комплексно, начиная
с раннего возраста. При выполнении
двигательных действий всегда проявляется
не одно, а комплекс качеств. Часто
очень трудно определить, какое качество
является ведущим при выполнении
конкретного двигательного
7
Одним из основных путей
всестороннего воспитания двигательных
качеств в условиях школы является
применение специальных упражнений
и подвижных игр, с помощью
которых можно не только успешно
обучать детей различным
Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств . Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. В связи с этим на наш взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеучебных формах.
В современной методике физического
воспитания существуют различные мнения
по воспитанию двигательных качеств. Однако
единого мнения по вопросу какому
из качеств необходимо уделять преимущественное
внимание нет. Ряд авторов отдают
предпочтение воспитанию быстроты и
скоростно-силовых качеств, аргументируя
тем, что упражнения такого характера
наилучшим образом
Другие авторы считают, что
более высокий прирост
Проведенный нами анализ научно-методической литературы, подтверждает, что уровень развития всех двигательных качеств составляет в комплексе основу общей физической подготовки.
1.4. Классификация и содержание
подвижных игр применительно
к задачам воспитания Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств у школьников является одним из самых важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе.
8 Исходя из учета главных мотивов игровой деятельности и взаимоотношений играющих при достижении стоящих перед игрой целей мы разделили на три группы: Игры некомандные. Для данной группы игр характерно то, что в них отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определенным правилам, которые предусматривают личные интересы играющего и отражают интересы и других участников. Переходные к командным. Для них характерно то, что в них отсутствует постоянная общая цель для играющих и нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх играющий, по своему желанию, может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность. Командные игры. Прежде всего, данные игры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, полным подчинением личных интересов играющих устремлением своего коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятное влияние на развитие психофизических качеств. Анализ классификации игр по многочисленным литературным источникам, с точки зрения исторического развития, дает нам возможность выделить несколько направлений: I. Классификация, которая зависит от задач, решаемых в процессе проведения игр. II. Игры с особенностями взаимосвязи участников. III. Группы игр с особенностями организации и содержания. Игры, которые имеют общую мысль и ход, в отдельных группах идут параллельно. Придерживаясь такого принципа, авторы стремятся идти по дидактическому принципу: от простых форм к более сложным. Поэтому они выделяют следующие группы игр: музыкальные игры; беговые игры; игры с мячом; игры для воспитания силы и ловкости; игры для воспитания умственных способностей; игры на воде; зимние игры; игры на местности; игры в закрытых помещениях.
9 Исходя из специфических
условий проведения соревнований по
комплексам подвижных игр среди
школьников Е.М. Геллер предлагает своеобразную
классификацию. Она создана на основании
следующих характерных 1. Двигательной активности участников. 2. Организации играющих. 3. Преимущественно проявления двигательных качеств. 4. Преимущественного вида движений. Исходя из выше изложенного видно, что существующие классификации разнообразны и отличаются друг от друга. Поэтому игры очень трудно систематизировать так, чтобы игры одной группы были строго ограничены от игр другой группы. Одновременно группы должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому нельзя говорить о преимуществе одной группы над другой. Следует отметить, что из рассмотренных нами классификаций в большей степени привлекло наше внимание классификации В.Г. Яковлева, Е.М. Геллера. Существующий анализ классификаций
игр в процессе воспитания двигательных
качеств в процессе занятий по
физической культуре у школьников,
позволил разработать группировку
игр в соответствии с поставленными
задачами. В основу группировки был
положен принцип На основе современных
представлений о путях и 10
Анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств, но не показана методика формирования у учащихся умения и навыков по самостоятельному проведению подвижных игр за пределами школы. ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Цель и задачи исследования Цель исследования - обоснование
эффективности влияния Задачи исследования: – с помощью анализа литературных источников создать представление о целесообразности формирования физических способностей проведения подвижных игр учащимися младших классов. – разработать экспериментальную методику занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся 5-х классов. – экспериментально обосновать эффективность проведения подвижных игр у учащихся младших классов на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности. 2.2. Методы исследования При проведении эксперимента применялись следующие методы: Анализ научно-методической литературы; Тестирование физической подготовленности; Педагогический эксперимент; Методы математической статистики.
11 2.2.1. Анализ научно-методической литературы В процессе работы над темой
исследования была проанализирована и
обобщена литература по вопросу эффективности
применения занятий подвижными играми
на уроках физической культуры у учащихся
младших классов. Анализ литературы
представил влияние подвижных игр
на комплексное развитие двигательных
качеств и уровня физической подготовленности
учащихся младших классов. Рассматривались
вопросы о необходимости Проведенный анализ научно-методической литературы подтвердил актуальность нашей темы, позволил сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования. 2.2.2. Тестирование физической подготовленности Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование физической подготовленности: Общая выносливость (бег 6 минут, м); Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек); Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см); Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м); Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз); Активная гибкость (наклон вперед, см); Силовые способности (поднимание туловища за 1 минуту, кол-во раз); Скоростные способности (бег 100 м, сек) . 2.2.3. Педагогический эксперимент Педагогический эксперимент был проведен на базе СК «ОЛИМПИЕЦ» с 01.10.2010 г. по 01.04.2011 г. В нем приняли участие ученики 5-х классов общеобразовательных школ Октябрьского района. Сущность педагогического эксперимента заключалась в экспериментально обосновать эффективность 12 проведения подвижных игр у учащихся младших классов на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности. Было сформировано две экспериментальные группы (ЭГ-1 (занятия подвижными играми на тренировках по футболу) и ЭГ-2 (занятия подвижными играми во внеурочное время)) и КГ. В эксперименте доказывалась эффективность занятий подвижными играми у учащихся младших классов. 2.2.4. Методы математической статистики. Для определения достоверности полученных результатов исследования и определения эффективности использованной методики рассчитывались: среднее арифметическое значение (М); стандартную ошибку среднего арифметического значения (m); достоверность по t- критерию Стьюдента . 2.3.Организация исследования Исследование проводилось на базе СК «ОЛИМПИЕЦ». В нем приняли участие учащиеся младшего школьного возраста (5 класс). Организация эксперимента проходила по следующей схеме: предварительное тестирование - проведение экспериментальных уроков и внеурочных занятий - контрольное тестирование. На первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза. На втором этапе исследования - проводился педагогический эксперимент, цель которого - проверка эффективности проведения подвижных игр у учащихся младших классов, подтверждение рабочей гипотезы исследования. Были сформированы 3 опытные группы: из них 2 экспериментальные (ЭГ-1 и ЭГ-2) и 1 контрольная (КГ) группы. Проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям, предусмотренным программой физического воспитания в школе для учащихся 5-х классов. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана экспериментальная программа занятий подвижными играми различной направленности в тренировочном процессе для учащихся 5-х классов (Приложение 1). Разработанная экспериментальная методика занятий подвижными играми различной направленности была применена в тренировочном процессе 13 учащихся экспериментальных групп (ЭГ-1 и ЭГ-2). В контрольной группе данная методика не проводилась с целью определения эффективности разработанной нами экспериментальной программы занятий подвижными играми различной направленности у учащихся, а также ее экспериментального обоснования. Подвижные игры, используемые в тренировочном процессе в экспериментальной группе подбирались с учетом функциональных возможностей, уровня физической подготовленности учащихся. Разработанная экспериментальная методика включалась в тренировочный процесс два раза в неделю (понедельник, среда). В конце педагогического эксперимента учащимся экспериментальной и контрольной группы были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение полученных результатов исследования с цель обоснования экспериментальной программы занятий подвижными играми различной направленности у учащихся младших классов. Подбирая подвижные игры и упражнения к ним, с целью использования их для воспитания двигательных качеств, мы исходили из того, что основной компонент действия рассматривался с позиции двигательной установки, где качественные характеристики избираемых игр и упражнений находятся в изолированном соответствии с характером двигательных качеств. Поэтому нами была избрана специфика качественной направленности подвижных игр в виде некоторых правил, которые позволили более точно определить соответствие игр, направленных на воспитание двигательных качеств. На основании педагогических наблюдений нами были отобраны и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества. Отбирая игры, мы стремились не использовать модели игр, описанные в различной литературе,а творчески их переработать в соответствии с поставленными задачами. |
14
Информация о работе Игровой метод в физическом воспитании детей младшего щкольного возраста