Методика физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 01:55, реферат

Краткое описание

Одним из основных объектов, на котором сосредоточено внимание специалистов, работающих в рамках теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры, являются двигательные возможности человека.
В нашем понимании двигательные возможности - это комплекс свойств и особенностей состояния организма человека, позволяющий производить целенаправленные двигательные действия с заданными количественными и качественными характеристиками.

Оглавление

Введение
1. Методика формирования основных двигательных и профессионально важных двигательных качеств, умений и навыков.
2. Методика подбора и выполнения упражнений для предупреждения утомления, повышения работоспособности при разнообразных видах деятельности студента.
3. Оздоровительное и прикладное значение занятий физкультурой и спортом.

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

2 семестр.docx

— 28.98 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и  науки Украины

    Таврический национальный университет  им. В.И. Вернадского 

    Факультет математики и информатики

    Кафедра прикладной математики 

    Подаревская Ксения Михайловна

    студентка 1-го курса, гр. 101 – П 
     

    Реферат

    по  физическому воспитанию

    за 2 семестр 2009-2010 уч. год. 
     
     
     
     
     

    Симферополь - 2010

    Содержание: 

    Введение 

    1. Методика  формирования основных двигательных и  профессионально важных двигательных качеств, умений и навыков.
    2. Методика подбора и выполнения упражнений для предупреждения утомления, повышения работоспособности при разнообразных видах деятельности студента.
    3. Оздоровительное и прикладное значение занятий физкультурой и спортом.
 

    Заключение 

    Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Физическая  культура - неотъемлемая часть жизни  человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

    Одним из основных объектов, на котором сосредоточено  внимание специалистов, работающих в  рамках теории и методики физического  воспитания, спортивной тренировки и  оздоровительной физической культуры, являются двигательные возможности  человека [1].

    В нашем понимании двигательные возможности - это комплекс свойств и особенностей состояния организма человека, позволяющий  производить целенаправленные двигательные действия с заданными количественными  и качественными характеристиками.

    В этот комплекс входят морфофункциональные  характеристики, уровень развития физических качеств, двигательные навыки и умения, а также состояние здоровья.  
 
 
 
 
 

    1. Методика формирования основных двигательных и профессионально важных двигательных качеств, умений и навыков.

    Помимо  последовательности прохождения этапов обучения и воспитания в методике занятий физкультурными упражнениями важное значение имеют способы обучения и упражнениям. Способы обучения - это пути и методы, при помощи которых преподаватель передает студентам знания, формирует у  них соответствующие двигательные навыки и специальные физические качества. Способы обучения упражнениям  основаны на использовании слова, чувственного восприятия, взаимоконтакта преподавателя  с обучаемым в процессе учебно-воспитательной деятельности. В практике обучения и воспитания имеют место различные словесные, наглядные и практические методы, которые применяются в взаимосвязи на всех этапах обучения. Хотя их можно использовать дифференцировано на определенных этапах. Выбор того или иного способа будет зависеть от содержания учебного материала, от задач обучения, практической подготовленности руководителя и его методического мастерства.

    Словесные способы основаны на использовании слова как средства воздействия на занимающихся и включает объяснение, рассказ, беседу, подачу команд, указаний, замечание.  Наглядные способы обучения - это показ, демонстрация видеофильмов, килограмм, фотографий, плакатов, схем, которые создают у студентов образные представления об изучаемых упражнениях. Их показ должен быть четким, образцовым, иначе он отрицательно воздействует на психику обучаемого, ведет к неправильному выполнению приемов и действий. Он важен на первоначальном этапе обучения, когда объяснение не дает полного представления об упражнении. В случае необходимости применяется "зеркальный" способ показа. Одна из форм использования этого способа обучения - показные занятия.

    Практические  способы играют решающую роль в формировании двигательных навыков, развития и совершенствования физических и специальных качеств у студентов. Это, как правило, повторение упражнений целеустремленно и многократно с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.

    Важным  в обучении и такие методические приемы, как опробование, выполнение упражнений по командам преподавателя, самостоятельное выполнение упражнений, оценка и поощрение, оказание помощи и страховка, игры, эстафеты, соревнования, подготовительные упражнения. Все это применяют в тесной взаимосвязи чтобы добиться высокой эффективности от каждого учебного занятия.

    Перечислив  различные способы обучения физическим упражнениям, перейдем к освещению  принципов, лежащих в основе методики занятий физкультурными упражнениями.

    Обучение  осуществляется в соответствии с  основными педагогическими принципами: активности, сознательности, систематичности, наглядности, постепенности и доступности, прочности овладения занятий.

    Принцип активности означает целеустремленное участие занимающихся в учебном  процессе, что достигается следующими условиями:

      а) четкостью процесса обучения, живым и интересным проведением занятий, повышением внимания студентов, заинтересованности в успешном выполнении упражнений;

      б) применением состязательности и приданию обучению увлекательности, эмоционального подъема, проявлению значительных волевых усилий.

    Состязательность  вызывает у студентов стремление к максимальному эффективному выполнению упражнений. Однако надо учитывать, что  в начальном периоде обучения состязательный метод применять  не целесообразно, так как при  слабой подготовленности могут возникать  ошибки, которые затем будет сложно исправлять. Объективная оценка и  поощрение стимулируют студентов к активности уверенности в своих силах. Нельзя необоснованно снижать оценки или наоборот преувеличивать.

    Самостоятельное выполнение упражнений закрепляет успех  в заинтересованности обучения и  воспитания студентов.

      Принцип сознательности означает, что занимающийся ясно понимает  необходимость разучивания упражнений  и сознательно относиться к  их овладению.

      Реализация данного принципа  зависит от разъяснения студентам  следующих условий:

      а) значения физической культуры в повышении и улучшении качества учебы и физического состояния;

      б) целей, задач и программы  обучения, конкретные требования, необходимые  для выполнения каждого упражнения;

      в) сущности изучаемых упражнений  и их влияние на организм, ясное  понимание техники выполнения  упражнений;

      г) необходимости формирования  навыков анализа и обобщения  своих успехов и неудач.

      Принцип систематичности означает  последовательное и регулярное  прохождение учебной программы  с таким расчетом, чтобы предыдущие  простые упражнения были подводящими  для более сложных, с закреплением  и развитием достигнутых результатов,  Регулярность обучения обеспечивается  использованием всех форм физической  культуры.

      Систематичность при разучивании упражнений достигается методически правильном распределении материала в процессе обучения. Регулярность использования всех форм физической культуры обеспечивается многократным повторением упражнений. Перерывы между занятиями и тренировками не должны превышать 2-3 дней. Иначе занятия не дадут эффекта и снизят уровень физической подготовленности студентов.

      Принцип наглядности предполагает  образцовый показ преподавателем  изучаемых упражнений в сочетании  с доходчивым и образцовым  объяснением. Целостное, ясное и правильное представление у студентов о разучиваемых приемах и действиях при их образцовом показе позволяет быстрее освоить технику выполнения упражнений.

    Для этого необходимо умело использовать наглядные пособия, видеофильмы, плакаты, схемы, макеты.  Принцип постепенности и доступности означает непрерывное усложнение упражнений и их возможность выполнения каждым студентом. Надо соблюдать последовательность в переходе от легких упражнений к более сложным и трудным. Сначала разучивают их по элементам с простой обстановке, затем совершенствование в более сложных условиях.

      Постепенное повышение нагрузки  в процессе обучения достигается  ее соответствием уровню функционального  состояния организма и доступности  для занимающихся. В противном случае это может привести к различным травмам. При хорошей подготовленности можно применять и повышенные нагрузки.

      Принцип прочности означает закрепление  сформированных двигательных навыков,  сохранение высокого уровня развития физических и специальных качеств в течении длительного времени. Условиями обеспечения прочности достигается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразной обстановке, а также систематической проверкой и оценкой достигнутых результатов.[2]

    2. Методика подбора  и выполнения упражнений  для предупреждения  утомления, повышения  работоспособности  при разнообразных  видах деятельности  студента.

    Период  обучения в подростковом и юношеском  возрасте совпадает с активным формированием  духовных и физических качеств молодого человека, с подготовкой к выполнению социальных функций в условиях капиталистического общества. Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и не может рассматриваться как второстепенный его компонент. Проблема формирования двигательной активности учащихся имеет важное гигиеническое значение, так как в последнее время замечается прогрессирующая гиподинамия у молодежи, что обусловлено большим объемом учебных занятий не только в аудиториях, но и дома.

    В результате среди студентов велик  процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушением осанки и опорно-двигательного аппарата, дефектами зрения и нервно-психическими отклонениями.

    Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств студенту необходим  двигательный режим с затратой энергии как минимум 2,5 тыс. моторных к/кал в большинстве случаев этот показатель составляет примерно 600 моторных к/кал.

    Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на многих функциях растущего  организма, что является патологическим фактором в возникновении и развитии разных заболеваний (Сердюковская Г. Н. Минх А. А. 1970г.). С выраженной гипокинезией связывают распространенные функциональные отклонения сердечнососудистой и нервной систем. Отрицательное влияние дефицита в двигательном режиме подростков усугубляется явлением акселерации, свойственным этому возрасту.

    Возникают «ножницы» между физическим развитием  и физической подготовленностью  подростков, что выявляется, в частности, при призыве на военную службу.

    Неадекватность  норм физического воспитания на рост и развитие организма (Сухарев А. Г., 1972; Силла Р. В., 1975, и др.) сказывается  либо в стимуляции этих процессов, либо в их угнетении в зависимости  от величины нагрузки.

    При разработке гигиенических норм для  физической культуры и спорта, прежде всего, должна быть поставлена цель укрепления здоровья и гармоничного развития всего  организма, а затем достижения спортивного  результата.

    Гигиенические принцип нормирования двигательной активности учащихся общеобразовательных школ разработаны проф. А. Г. Сухаревым (1972). Им определено, что произвольная двигательная активность не столько биологическая потребность в движении (кинезофилия), сколько зависимость от организации учебных занятий, системы физического воспитания, а также от местных климатических условий. А. Г. Сухарев указывает на необходимость профилактики гиподинамии и организации двигательного режима учащихся, особенно в зимний период, обусловливающий резкое снижение среднесуточного объема локомоций. Эта проблема очень актуальна для учащихся Крайнего Севера и приравненных к нему районов.

Информация о работе Методика физического воспитания