Методика физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 01:55, реферат

Краткое описание

Одним из основных объектов, на котором сосредоточено внимание специалистов, работающих в рамках теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры, являются двигательные возможности человека.
В нашем понимании двигательные возможности - это комплекс свойств и особенностей состояния организма человека, позволяющий производить целенаправленные двигательные действия с заданными количественными и качественными характеристиками.

Оглавление

Введение
1. Методика формирования основных двигательных и профессионально важных двигательных качеств, умений и навыков.
2. Методика подбора и выполнения упражнений для предупреждения утомления, повышения работоспособности при разнообразных видах деятельности студента.
3. Оздоровительное и прикладное значение занятий физкультурой и спортом.

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

2 семестр.docx

— 28.98 Кб (Скачать)

    Экспериментальными  исследованиями доказано, что уроки  физкультуры в средних специальных  учебных заведениях и институтах не могут полностью решить проблему физического совершенствования молодежи (Минаев Б. Н., Виленский М. Я., 1973, 1975; Павлов С. П., 1976). Поэтому должны использоваться все общеизвестные формы физической культуры и спорта: утренняя гимнастика, гимнастика до уроков, физкультминутки, занятия в спортивных секциях, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия (туристские походы, дни здоровья и др.).

    3. Оздоровительное  и прикладное значение  занятий физкультурой  и спортом.

    Установлено, что организм, лишенный жизненно необходимых  влияний мышечной деятельности или  физических факторов внешней среды, — если дефицит их не привел еще  к глубоким нарушениям — воспринимает их влияние как срочную стимуляцию, которая сразу же улучшает состояние. Подобно тому, как моментально  улучшается состояние организма  при гипоксии, если ввести в организм кислород, или нормализуется обмен  веществ при гиповитаминозе после  поступления недостающих витаминов, обеспечение даже небольших "доз" двигательной активности, равно как  и недостающих влияний окружающей среды, сразу же приносит человеку облегчение. Установлено, что при ряде нарушений  даже небольшие нагрузки оказывают оздоровительный эффект независимо оттого, увеличивается при этом физическая работоспособность или нет.

    Организм, испытывающий дефицит двигательной активности или природных физических факторов окружающей среды, становится крайне чувствительным к воздействию "недостающих" факторов и при  этом приобретает способность сразу  же и существенно улучшать состояние  регуляции функций и самочувствия человека. Замечено, что даже незначительные "дозы" физических упражнений и  закаливающих воздействий, если организм был лишен их, оказывают значительный оздоровительный эффект. Особенно ярко это влияние выражено в детском  и старческом возрасте.

    Другим  элементарным оздоровительным действием  обладает эффект восполнения избыточности (И.В. Муравов, 1989). Этот эффект также  характеризуется стремительными, развивающимися непосредственно в процессе воздействия  средств физической культуры, оздоровительными изменениями. Пример его — снижение избыточной массы тела при ожирении: ограничение легочной вентиляции, приводящей к снижению в тканях необходимой  для полноценной регуляции функций  углекислоты (напомним, что этот эффект обеспечивает благоприятное влияние  на организм при ряде заболеваний  дыхания по методике К.П. Бутейко).

    Системные, связанные со взаимодействием нескольких воздействий эффекты, — это, прежде всего, давно известный эффект физической тренированности. Его оздоровительное  влияние обеспечивается развитием  двигательных качеств, а проявляется  он в значительном увеличении двигательных возможностей и в улучшении общего функционального состояния организма, в особенности, деятельности органов  кровообращения и дыхания, непосредственно  обеспечивающих адаптацию к физическим напряжениям.

    Хотя  и "эффект восполнения" и "эффект тренированности" связаны с оздоровительными влияниями, проявляющимися в увеличении работоспособности организма и улучшении функционального состояния систем кровообращения и дыхания, между этими эффектами имеются существенные различия. Реализация "эффекта восполнения" сопровождается наиболее общими изменениями функционального состояния организма, тогда как на этапе развития тренированности отмечаются, как правило, локальные сдвиги мышечной работоспособности, реакций кровообращения и дыхания. Причина этих различий в повышенной чувствительности организма в состоянии гипокинезии к влиянию мышечной деятельности и, кроме того, в склонности к генерализации рефлекторных влияний одних мышечных групп на другие при функциональной слабости мышечных групп. Эти особенности реактивности организма на этапе возмещения двигательной недостаточности, а также методика занятий, рассчитанная на достижение общего улучшения физической подготовленности, приводят к формированию весьма гармонического уровня двигательной подготовленности. На этапе развития состояния тренированности, когда используются более специализированные тренировочные воздействия, конечный результат характеризуется меньшей гармоничностью — одни мышцы и двигательные навыки поднимаются до высокого уровня развития, а другие остаются на сравнительно низком. При развитии "эффекта тренированности" часто имеет место и ухудшение отдельных показателей функционального состояния организма.

    Таким образом, конечный результат определенного  периода тренировочных воздействий  представляет собой своего рода сумму "приобретений" и "утрат" (И.В. Муравов, 1996). Необходимо иметь в  виду приспособительное значение как  одних, так и других изменений; "приобретения" в виде увеличения конкретных сторон жизнедеятельности организма являются результатом резко возросших  в результате тренировки запросов к  определенным функциям, а "утраты" представляют собой следствие ослабленных  запросов к другим, нетренируемым, сторонам жизнедеятельности организма. [2, § 12] 

    Заключение 

    Экспериментальные исследования показали, что использование  специальных упражнений в условиях временно созданного социума и в  благоприятной психологической  обстановке в сочетании с оздоровительными факторами природы, целительным питанием и специальным тренажером, позволяет даже за относительно непродолжительный период нормализовать артериальное давление, снять болевые ощущения, на 20-30% повысить подвижность в суставах, увеличить силу и выносливость, умственную и физическую работоспособность. Применение данного подхода несколько раз в году обеспечивает сохранение двигательных возможностей и замедляет проявления процессов старения организма человека.

    Таким образом, представляется, что возможности физической культуры и спортивной тренировки в плане развития, восстановления и сохранения двигательных способностей человека могут быть существенно расширены благодаря разработке методических приемов подбора и комбинирования естественных и искусственных условий выполнения физических упражнений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы: 

  1. Ратов И.П., Кряжев В.Д. Теория единства методологических подходов к проблеме раскрытия, развития, сохранения и восстановления двигательного  потенциала человека // Научные труды  ВНИИФК 1996 года. М., 1997, c. 304 - 311.
  2. Физическое воспитание: Учебник для студентов ВУЗов. М.:Высшая школа, 1983 год
  3. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с.
  4. А.К. Кузнецов. Физическая культура в жизни общества. М.:1995 г.

Информация о работе Методика физического воспитания