Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа
Цель исследования - концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания.
В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- изучить существующие в практике обучения виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;
- классифицировать игровые приемы обучения согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;
Введение
Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Игровая деятельность в процессе обучения
1.2 Теории происхождения игры
1.3 Определение и методическая структура ролевой игры
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент ; Контрольный эксперимент
Заключение
Литература
· Выявить уровень знаний детей
· Проследить работу детей в игровой форме на уроках башкирского языка
· Отследить уровень знаний детей после внедрения игр в работу урока
Для реализации
данных задач была проведена опытно-
1. Констатирующий эксперимент
2. Формирующий эксперимент
3. Контрольный эксперимент
Констатирующий эксперимент
Цели:
- Выяснить
какие обучающие игры
- Определить, как влияет введение обучающих игр в урок башкирского языка
- Выявить уровень знании, умении, навыков детей
Методы:
1. Ранжирование
2. Тест-опросник
3. Беседа
4. Метод наблюдения
1. Ранжирование
Испытуемым было предложено определить место предмета в системе обучения, оценив по 6-балльной шкале. Были предложены следующие предметы:
ИЗО, История, Математика, Башкирский язык, Физкультура, Русский язык.
В таком порядке дети оценивают предметы:
1.ИЗО
2.История
3.Математика
4.Башкирский язык
5.Физкультура
6.Русский язык
Аслямова Гульнара
1 4 2 3 5 6
Аслямова Илюза
5 3 4 1 6 2
Гайнетдинов Азамат
1 4 5 2 6 3
Исхаков Шамиль
1 6 3 2 5 4
Нурмухаметова Эльвина
1 6 4 2 3 5
Сальманов Владислав
1 2 4 3 6 5
Сайфутдинова Алина
2 3 5 1 6 4
На основании полученных данных был составлен рейтинг предметов:
1. ИЗО
2. Башкирский язык
3. Математика
4. Русский язык
5. История
6. Физкультура
Вывод: В основном все учащиеся поставили башкирский язык на второе место. Это говорит о высоком положении предмета в системе обучения, но так как на уроках башкирского языка в малой степени используются игровые моменты, детям трудно воспринимать учебный материал. Поэтому задачей является изменение структуры уроков путем внедрения игровых технологий.
2. Тест-опросник
Испытуемым на уроке башкирского языка было предложено ответить на ряд вопросов.
Были предложены следующие вопросы:
1. Любите ли вы игру?
2. Каким играм вы отдаете предпочтение?
3. Где чаще всего вы играете?
4. С кем вы играете?
5. Часто ли вы обмениваетесь мнениями об игре?
6. Хотелось
бы вам, чтобы на уроках
7. Вы
больше любите работать в
8. Как
бы вы изменили урок
Вывод: ответы ребят показали, что уровень знаний детей выше среднего, но обучение проходит традиционно, по одной и той же схеме. В уроке нет разнообразия при внесении нового. Задача учителя - донести до ребенка материал, но форма преподнесения - традиционная. Дети хотели бы изменить ход урока, внести что-то новое и интересное, ребятам нравятся игры и они хотели бы видеть использовать их на уроках.
3. Беседа
Беседа с учителем
На основе результатов теста-опросника было выявлено, что детям нравятся ролевые и групповые игры, но данные игровые технологии не часто используются на уроке башкирского языка. Поэтому мы решили провести беседу с учителем. Задавались следующие вопросы:
1. Используете ли вы игры на уроке?
2. Какие
методы и методики вы
3. Используете ли вы игру как метод обучения башкирскому языку?
Анализируя ответы учителя можно сказать о его большой роли в поддержании интереса к предмету. Учитель правильно организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель совмещает и традиционные и активные методы обучения, что сохраняет высокую степень активности детей в усвоении материала.
Вывод: Игра в большей степени позволяет контролировать внимание детей, но требует тщательной подготовки и соблюдения методики проведения. Нельзя часто повторять одну и туже игру часто, так как дети быстро теряют к ней интерес.
Беседа с учащимися
Ребятам уроки не кажутся скучными. Но они внесли бы какое-нибудь разнообразие. Им интересно участвовать в играх, решать сложные задачи, искать ответы на интересующие их вопросы, решать проблемные ситуации. Дети готовы помогать учителю в разработке игровых ситуаций на уроках, содействовать в любых преобразованиях урока. Им интересно узнавать что-то новое и раскрывать свои способности перед классом. Игровые моменты помогают детям раскрыть свои способности в области башкирского языка, вызывают заинтересованность ребенка, дают возможность самореализоваться, самоутвердиться в коллективе.
4. Метод наблюдения
Метод наблюдения дал возможность проследить уровень ЗУН учащихся, рассмотреть их отношение к урокам башкирского языка, их заинтересованность предметом, активность на уроке, межличностное взаимодействие и взаимодействие с учителем. Это необходимо для того, чтобы выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и подобрать индивидуальные методы работы.
Вывод: В ходе наблюдения испытуемые были разделены на следующие группы по нескольким критериям:
По способностям к изучению башкирского языка:
1. Одаренные дети – Аслямова Гульнара, Исхаков Шамиль
2. Дети со средними способностями – Аслямова Илюза, Гайнетдинов Азамат, Нурмухаметова Эльвина, Сальманов Владислав, Сайфутдинова Алина
По активности на уроке:
1. Активные – Аслямова Гульнара, Аслямова Илюза, Исхаков Шамиль
2. Пассивные – Гайнетдинов Азамат, Нурмухаметова Эльвина, Сальманов Владислав, Сайфутдинова Алина
Межличностные отношения:
1. «Звезды» - Исхаков Шамиль
2. Предпочитаемые – Аслямова Гульнара, Аслямова Илюза, Сайфутдинова Алина
3. Принятые – Гайнетдинов Азамат
4. Пренебрегаемые – Нурмухаметова Эльвина, Сальманов Владислав
5. Изгоев в данной ученической группе нет
2.2 Формирующий эксперимент; контрольный эксперимент.
Формирующий эксперимент:
1. Цели: разработать и провести серию экспериментальных уроков, задачей которых будет изучение эффективности игры на уроках башкирского языка.
Описание: в ходе игры учащиеся, пользуясь таблицей, вписывают буквы в клеточки. В результате получается пословица, которую нужно прочитать и понять смысл.
Итоги: В результате выполнения задания учащиеся узнали новые пословицы, расширив свой кругозор.
2. Цели: формирование лексических навыков
Описание: учащимся нужно найти и обвести слова
Итоги: В результате выполнения данного упражнения учащиеся усвоили лексические единицы по теме.
3. Цели: повторение лексического состава
Описание: Учащимся нужно вставить пропущенные буквы и прочитать слова.
Итоги: Выполнив данное упражнение, учащиеся вспомнили слова, необходимые для дальнейшей работы на уроке.
Вывод:
игровая форма занятий
Контрольный эксперимент:
Цели:
- выявить
насколько изменился уровень
ЗУН учащихся во время
- выявить
насколько у испытуемых
Для того, что бы определить какое место стал занимать башкирский язык в системе обучения класса после проведения экспериментальных уроков, был проведено ранжирование предметов.
1.ИЗО
2.Башкирский язык
3.Математика
4.История
5.Физкультура
6.Русский язык
Аслямова Гульнара
1 4 2 3 5 6
Аслямова Илюза
5 3 4 1 6 2
Гайнетдинов Азамат
1 4 5 2 6 3
Исхаков Шамиль
1 6 3 2 5 4
Нурмухаметова Эльвина
1 6 4 2 3 5
Сальманов Владислав
1 2 4 3 6 5
Сайфутдинова Алина
2 3 5 1 6 4
На основании полученных данных был составлен рейтинг предметов:
1. ИЗО
2. Башкирский язык
3. Математика
4. Русский язык
5. История
6. Физкультура
Исследование показало, что башкирский язык остался на прежнем месте.
Что бы выявить, насколько изменился уровень ЗУН учащихся, и как повлияло введение игры в урок, детям был предложен тест-опросник
1. Любите ли вы игру?
2. Каким играм вы отдаете предпочтение?
3. Где чаще всего вы играете?
4. С кем вы играете?
5. Часто ли вы обмениваетесь мнениями об игре?