Игровые методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания.
В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- изучить существующие в практике обучения виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;
- классифицировать игровые приемы обучения согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;

Оглавление

Введение
Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Игровая деятельность в процессе обучения
1.2 Теории происхождения игры
1.3 Определение и методическая структура ролевой игры
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент ; Контрольный эксперимент
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 68.63 Кб (Скачать)

· Выявить  уровень знаний детей

· Проследить работу детей в игровой форме на уроках башкирского языка

· Отследить  уровень знаний детей после внедрения  игр в работу урока

Для реализации данных задач была проведена опытно-экспериментальная  работа, которая состояла из следующих  этапов:

1. Констатирующий  эксперимент

2. Формирующий  эксперимент

3. Контрольный  эксперимент

             Констатирующий  эксперимент

Цели:

- Выяснить  какие обучающие игры использует педагог на уроках башкирского языка

- Определить, как влияет введение обучающих игр в урок башкирского языка

- Выявить  уровень знании, умении, навыков детей

Методы:

1. Ранжирование

2. Тест-опросник

3. Беседа

4. Метод  наблюдения

1. Ранжирование

      Испытуемым  было предложено определить место предмета в системе обучения, оценив по 6-балльной шкале. Были предложены следующие предметы:

ИЗО, История, Математика, Башкирский язык, Физкультура, Русский язык.

      В таком порядке дети оценивают  предметы:

1.ИЗО 

2.История 

3.Математика 

4.Башкирский  язык 

5.Физкультура 

6.Русский язык 

Аслямова Гульнара 

1 4 2 3 5 6 

Аслямова Илюза 

5 3 4 1 6 2 

Гайнетдинов Азамат 

1 4 5 2 6 3 

Исхаков Шамиль 

1 6 3 2 5 4  

Нурмухаметова Эльвина 

1 6 4 2 3 5 

Сальманов Владислав 

1 2 4 3 6 5 

Сайфутдинова Алина 

2 3 5 1 6 4 

На основании  полученных данных был составлен  рейтинг предметов:

1. ИЗО

2. Башкирский язык

3. Математика

4. Русский  язык

5. История

6. Физкультура

Вывод: В основном все учащиеся поставили башкирский язык на второе место. Это говорит о высоком положении предмета в системе обучения, но так как на уроках башкирского языка в малой степени используются игровые моменты, детям трудно воспринимать учебный материал. Поэтому задачей является изменение структуры уроков путем внедрения игровых технологий.

2. Тест-опросник

      Испытуемым  на уроке башкирского языка было предложено ответить на ряд вопросов.

      Были  предложены следующие вопросы:

1. Любите  ли вы игру?

2. Каким  играм вы отдаете предпочтение?

3. Где  чаще всего вы играете?

4. С  кем вы играете?

5. Часто  ли вы обмениваетесь мнениями  об игре?

6. Хотелось  бы вам, чтобы на уроках присутствовала  игра?

7. Вы  больше любите работать в группе  или поодиночке?

8. Как  бы вы изменили урок английского  языка, включили бы игру в  урок? 

      Вывод: ответы ребят показали, что уровень  знаний детей выше среднего, но обучение проходит традиционно, по одной и  той же схеме. В уроке нет разнообразия при внесении нового. Задача учителя - донести до ребенка материал, но форма преподнесения - традиционная. Дети хотели бы изменить ход урока, внести что-то новое и интересное, ребятам нравятся игры и они хотели бы видеть использовать их на уроках.

3. Беседа

Беседа  с учителем

      На  основе результатов теста-опросника было выявлено, что детям нравятся ролевые и групповые игры, но данные игровые технологии не часто используются на уроке башкирского языка. Поэтому мы решили провести беседу с учителем. Задавались следующие вопросы:

1. Используете  ли вы игры на уроке?

2. Какие  методы и методики вы используете?

3. Используете  ли вы игру как метод обучения башкирскому языку?

      Анализируя  ответы учителя можно сказать  о его большой роли в поддержании  интереса к предмету. Учитель правильно  организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому  ученику. Учитель совмещает и  традиционные и активные методы обучения, что сохраняет высокую степень  активности детей в усвоении материала.

      Вывод: Игра в большей степени позволяет  контролировать внимание детей, но требует  тщательной подготовки и соблюдения методики проведения. Нельзя часто  повторять одну и туже игру часто, так как дети быстро теряют к ней интерес.

      Беседа  с учащимися

      Ребятам уроки не кажутся скучными. Но они  внесли бы какое-нибудь разнообразие. Им интересно участвовать в играх, решать сложные задачи, искать ответы на интересующие их вопросы, решать проблемные ситуации. Дети готовы помогать учителю  в разработке игровых ситуаций на уроках, содействовать в любых преобразованиях урока. Им интересно узнавать что-то новое и раскрывать свои способности перед классом. Игровые моменты помогают детям раскрыть свои способности в области башкирского языка, вызывают заинтересованность ребенка, дают возможность самореализоваться, самоутвердиться в коллективе.

      4. Метод наблюдения

      Метод наблюдения дал возможность проследить уровень ЗУН учащихся, рассмотреть  их отношение к урокам башкирского языка, их заинтересованность предметом, активность на уроке, межличностное взаимодействие и взаимодействие с учителем. Это необходимо для того, чтобы выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и подобрать индивидуальные методы работы.

      Вывод: В ходе наблюдения испытуемые были разделены на следующие группы по нескольким критериям:

По способностям к изучению башкирского языка:

1. Одаренные дети – Аслямова Гульнара, Исхаков Шамиль

2. Дети со средними способностями – Аслямова Илюза, Гайнетдинов Азамат, Нурмухаметова Эльвина, Сальманов Владислав, Сайфутдинова Алина

По активности на уроке:

1. Активные – Аслямова Гульнара, Аслямова Илюза, Исхаков Шамиль

2. Пассивные – Гайнетдинов Азамат, Нурмухаметова Эльвина, Сальманов Владислав, Сайфутдинова Алина

Межличностные отношения:

1. «Звезды» - Исхаков Шамиль

2. Предпочитаемые – Аслямова Гульнара, Аслямова Илюза, Сайфутдинова Алина

3. Принятые – Гайнетдинов Азамат

4. Пренебрегаемые – Нурмухаметова Эльвина, Сальманов Владислав

5. Изгоев  в данной ученической группе  нет

2.2 Формирующий эксперимент; контрольный эксперимент.

Формирующий эксперимент:

1. Цели: разработать и провести серию экспериментальных уроков, задачей которых будет изучение эффективности игры на уроках башкирского языка.

      Описание: в ходе игры учащиеся, пользуясь  таблицей, вписывают буквы в клеточки. В результате получается пословица, которую нужно прочитать и  понять смысл.

Итоги: В результате выполнения задания  учащиеся узнали новые пословицы, расширив свой кругозор.

2. Цели: формирование лексических навыков

Описание: учащимся нужно найти и обвести  слова

Итоги: В результате выполнения данного  упражнения учащиеся усвоили лексические  единицы по теме.

3. Цели: повторение лексического состава

Описание: Учащимся нужно вставить пропущенные  буквы и прочитать слова.

Итоги: Выполнив данное упражнение, учащиеся вспомнили слова, необходимые для  дальнейшей работы на уроке.

      Вывод: игровая форма занятий создается  на уроках при помощи игровых приемов  и ситуаций, которые выступают  как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Все виды игр, которые были использованы в работе, помогли в разработке уроков. При проведении уроков у  детей сформировалась положительная  динамика, они энергично участвовали  в разных видах игровой деятельности, помогали учителю в ведении урока, были активны. Дети, которые раньше не проявляли особых признаков заинтересованности, начали постепенно включаться в работу. Были созданы проблемные ситуации, где дети пытались показать уровень  своих знаний. Учащиеся быстрее усваивали  новый материал, знакомились с  новыми темами. Дети после уроков делились впечатлениями.

     

Контрольный эксперимент:

Цели:

- выявить  насколько изменился уровень  ЗУН учащихся во время проведения  эксперимента

- выявить  насколько у испытуемых изменилось отношение к башкирскому языку

      Для того, что бы определить какое место стал занимать башкирский язык в системе обучения класса после проведения экспериментальных уроков, был проведено ранжирование предметов.

1.ИЗО 

2.Башкирский  язык 

3.Математика 

4.История 

5.Физкультура 

6.Русский язык 

Аслямова Гульнара 

1 4 2 3 5 6 

Аслямова Илюза 

5 3 4 1 6 2 

Гайнетдинов Азамат 

1 4 5 2 6 3 

Исхаков Шамиль 

1 6 3 2 5 4 

Нурмухаметова Эльвина 

1 6 4 2 3 5 

Сальманов Владислав 

1 2 4 3 6 5 

Сайфутдинова Алина 

2 3 5 1 6 4 

На основании  полученных данных был составлен  рейтинг предметов:

1. ИЗО

2. Башкирский язык

3. Математика

4. Русский  язык

5. История

6. Физкультура

      Исследование показало, что башкирский язык остался на прежнем месте.

      Что бы выявить, насколько изменился  уровень ЗУН учащихся, и как  повлияло введение игры в урок, детям  был предложен тест-опросник

1. Любите  ли вы игру?

2. Каким  играм вы отдаете предпочтение?

3. Где  чаще всего вы играете?

4. С  кем вы играете?

5. Часто  ли вы обмениваетесь мнениями  об игре?

Информация о работе Игровые методы