Игровые методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания.
В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- изучить существующие в практике обучения виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;
- классифицировать игровые приемы обучения согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;

Оглавление

Введение
Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Игровая деятельность в процессе обучения
1.2 Теории происхождения игры
1.3 Определение и методическая структура ролевой игры
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент ; Контрольный эксперимент
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 68.63 Кб (Скачать)

6. Хотелось  бы вам, чтобы на уроках присутствовала  игра?

7. Вы  больше любите работать в группе  или поодиночке?

8. Как  бы вы изменили урок башкирского языка, включили бы игру в урок?

      Вывод: не смотря на то, что башкирский язык остался на том же месте, пассивные дети смогли проявить себя, раскрыть свои способности. Не малую роль сыграло сплочение коллектива при групповом взаимодействии.

      Беседа  с учителем

      При беседе с учителем был сделан вывод, что игровые элементы на уроках башкирского языка необходимо использовать более часто. Подтверждением были положительные результаты учащихся. Но возникла проблема с временными рамками урока, так как игра занимает много времени на объяснение правил и распределение ролей учащихся, что не позволяет в полной мере охватить весь объем пройденного материала.

      Беседа  с учащимися

      При разговоре с учащимися можно  было сделать вывод, что им понравилось  разнообразие в уроке. Увеличился темп восприятия материала, уроки проходили  динамичнее. Дети стали самостоятельно готовить отдельные элементы урока: «Я в роли учителя». Не малую роль сыграло сплочение коллектива при работе в группах. Дети стали более общительными, раскрепощенными.

        В ходе опытно-экспериментальной работы мной было проведено 3 эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе констатирующего эксперимента мной были использованы такие методики как ранжирование, тест-опросник, беседа и наблюдение.

      Использование данных методик было направлено на изучение состояния вопроса об игровых методах обучения в 5 классе, а так же на определение уровня мотивации к изучению башкирского языка. В результате было выявлено, что интерес на уроках башкирского языка находится на среднем уровне.

      На  основе результатов констатирующего  эксперимента я спроектировала 3 урока  с игровыми элементами.

      В ходе формирующего эксперимента были использованы уроки с игровыми элементами. Введение игр в урок было затруднено отсутствием мотивации, желания  учащихся включиться в работу, так  же неумением работать в группах. Но по ходу уроков учащиеся изменили свое отношение, те, что были уверены, что  у них ничего не получится, попробовали  свои силы и убедились в обратном. В результате можно сказать, что формирующий эксперимент прошел успешно.

      Основной  целью контрольного эксперимента являлось дублирование констатирующего эксперимента и сравнение результатов двух экспериментов, подтвердив или опровергнув  гипотезу, в которой утверждается, что формирование познавательного  интереса школьников к изучению башкирского языков будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий.

      Сравнение результатов двух экспериментов  позволило сделать следующий  вывод, подтверждающий гипотезу: в ходе уроков с игровыми элементами учащиеся были активны, возрос интерес к урокам башкирского языка, повысилась эффективность обучения, усвоение материала. В то же время судить об изменении уровня мотивации достаточно тяжело, т.к. за столь краткое время сложно что-либо изменить, но в свете наметившихся тенденций в поведении учащихся, в свете появившейся активности и заинтересованности можно считать гипотезу подтвержденной. 
 
 
 

Заключение

      Неоспоримо  игровая деятельность занимает не последнюю  роль в учебном процессе. Сочетание  элементов игры и учения во многом помогают учителю в процессе передачи необходимой информации детям. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все  зависит от конкретных условий работы учителя. Следует помнить, что при  всей привлекательности и эффективности  игр необходимо знать чувство  меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

      Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает  в классе. Важно, что бы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись  и стали вместе с учителем участниками  одного процесса.

      Конечно, урок башкирского языка - это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшего благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

      В школьную практику обучения башкирскому языку желательно внедрить следующие положения:

- Процесс  обучения башкирскому языку в школе должен включать в себя как традиционные, так и нетрадиционные приемы обучения, к которым относятся и обучающие игры;

- Обучающая  игра должна учитывать индивидуальные  психологические особенности каждого  обучаемого;

- Для  большей эффективности обучающую  игру следует вводить постепенно (от простого к сложному) на  всех периодах обучения башкирскому языку;

- Само обучение в целом должно быть преимущественно проблемным, активно-игровым, в котором каждый ученик решает интересные коммуникативно-познавательные учебные задачи, т.е. все фокусируется вокруг школьника как субъекта учебной деятельности.

      Следует учитывать тот факт, что игровой  намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная  игра неотделима от учения.

      Игра  как средство гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность, заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие  от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе.

      В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности  занятие и ребенок чувствует  развивающее и воспитывающее  значение игры

      Таким образом, гипотеза, поставленная в начале работы: формирование познавательного  интереса школьников к изучению башкирского языка будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий подтвердилась. С помощью игры нам удалось доказать, что игра действительно является методом обучения и воспитания в школе. Все показатели были зафиксированы и проанализированы в экспериментальной части данной курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2006. - 50 с.
  2. Азаров ЮЛ. Игра и труд. – М.: Просвещение, 1973. - 42с.
  3. Адлер, А. Постижение человеческой природы / А. Адлер. - М.: Знание, 1985. - 289 с.
  4. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик. - М.: Флинта, 1998. - 232 с.
  5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1997. - №6. - С. 61-64.
  6. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез - М.: Академия, 2005. - 336 с.
  7. Деркач, А.А., Щербак, С.Ф. Педагогическая эвристика./ А.А. Деркач, С.Ф. Щербак. - М: Педагогика, 1991. - 224 с.
  8. Занько, С.Т., Тюников, Ю.С., Тюнникова, С.М. Игра и учение. / С.Т. Занько, Ю.С. Тюников, С.М. Тюнникова. - М.: Логос, 1992. - Ч. 1. – С.125.
  9. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения: пособие для учителей средней школы / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1978. - 159 с.
  10. Имедадзе, Н.В. Психологические основы обучения  / Н.В. Имедадзе. - М.: Юристъ, 1997. - 217 с.    
  11. Исаев С.Д. Об использовании дидактических игр // Русский язык в школе. 2002. № 6. С. 50       
  12. Корнеева И.А. Активизация познавательных интересов через ролевую игру. – М. Просвещение, 1995. – 54 с.
  13. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы / Я.А. Коменский. - М.: Академия, 1984. - 266 с.
  14. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. - М.: Флинта, 1986. - 218 с.
  15. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1989. - 320 с.
  16. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 250 с.
  17. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. –  М.: Просвещение, 1996.-98с.
  18. 15. Соловова, Е.В. Методика обучения  языкам: базовый курс лекций / Е.В. Соловова. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
  19. Спенсер, А. Образование умственное, моральное и физическое / А. Спенсер. - СПБ.: ВЕИП, 1999. - 270 с.
  20. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроках / М.Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с..
  21. Филатов, В.М., Лившиц, О.Л. Ролевые игры на уроках / В.М. Филатов, О.Л. Лившиц // Русский язык в школе. - 1981. - №1. - С. 38-41.
  22. Филатов, В.М. Ролевые игры на занятиях  в начальных классах школы / В.М. Филатов // Класс, 1995. - №4. - С. 12-15.
  23. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987. - 350 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1  

Анкета для  учащихся. 

1. Нравится ли  тебе, когда учитель использует  на уроке игру? 

2. Как часто  ты бы хотел, чтобы игра использовалась  на уроке? 

3. Какую форму  игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную? 

4. На каких  уроках тебе нравится играть (перечисли)? 

5. Бывают ли  случаи, когда тебе не нравится  игра и почему? 

6. Зависит ли  твое желание от учителя, использующего  игры? 

7. Что тебе  больше всего нравится в игре? 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по результатам анкетирования  

1. Игры  на уроках нравятся всем учащимся  без исключений. 

2. Большинство  учащихся хотели бы играть  на каждом уроке, но если  только эта игра им интересна. 

3. Дети  больше всего любят групповую  форму игр. По-видимому, это объясняется  стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними  своими мыслями, фантазиями, а  также утвердить свой авторитет  среди товарищей. 

4. Первое  место по играм занимает урок  истории, где учитель позволяет  детям делать инсценировки различных  исторических событий, предлагает  придумать свой ход событий  и т. д.  

5. Учащимся  может не нравиться игра, в  случае, если при организации  игры не учитываются интересы  учащихся, содержание игры не  соответствует теме урока или  увлечениям учеников. 

6. Желание  учеников участвовать в игре  очень часто зависит от их  взаимоотношений с учителем, вследствие  чего учителю необходимо четко  продумывать свои действия, прослеживать  реакцию учеников на эти действия  и делать выводы. 

7. Большинству  учеников нравится в игре побеждать.  По-моему мнению, это стремление  к победе обеспечивает обучение  и развитие учащихся в игровой  деятельности.     

Технологическая схема  игры

Этап подготовки Разработка  игры -            разработка сценария

-            план  игры .

-            общее описание игры

-            содержание инструктажа

-            подготовка материального обеспечения

Ввод  в игру -            постановка проблемы, целей

-            условия, инструктаж

-            регламент, правила

-            распределение ролей

-            формирование групп

-            консультация

     
Этап  проведения Групповая работа над заданием -            работа с источниками

-            тренинг

-            мозговой штурм

-            работа с игротехником

 
Межгрупповая  дискуссия -            выступления трупп

-            защита результатов

-            правила дискуссии

-            работа экспертов

 
 
Этап  анализа и обобщения -            вывод из игры

-            анализ, рефлексия

-            оценка и самооценка работы

-            выводы и обобщения

-            рекомендации

 

Методологические  позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Информация о работе Игровые методы