Игровые методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания.
В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- изучить существующие в практике обучения виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;
- классифицировать игровые приемы обучения согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;

Оглавление

Введение
Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Игровая деятельность в процессе обучения
1.2 Теории происхождения игры
1.3 Определение и методическая структура ролевой игры
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент ; Контрольный эксперимент
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 68.63 Кб (Скачать)

      Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. Технология игры основана и отработана на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил. Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего школьника. Это систематическое и  последовательное  воплощение  на  практике  концепций  инновационных  процессов в образовании, заранее спроектированных процессов в образовании. Заранее спроектированных на основе тех идей, которые признанны в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества. Необходимо отметить, что учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельность на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником. В процессе  игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре – соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является  комплексным носителем информации [17;98].

      Всякое  средство, даже самое совершенное, можно  использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения, использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы».[13;266] Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:

1. Игры  должны быть такого рода, чтобы  играющие привыкли смотреть на  них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь  дело.

2. Игра  должна способствовать здоровью  тела не менее, чем оживлению духа.

3. Игра  не должна грозить опасностью  для жизни, здоровья, приличия.

4. Игры  должны служить преддверием для  вещей серьезных.

5. Игра  должна оканчиваться раньше, чем  надоест.

6. Игры  должны проходить под наблюдением  воспитателей.

7. При  строгом соблюдении этих условий  игра становится серьезным делом,  т.е. развитием здоровья, или отдыхом  для ума, или подготовкой для  жизненной деятельности, или всем  этим одновременно.

1.2 Теории происхождения  игры

     Попытки разгадать тайну происхождения  игры предпринимались учеными на протяжении многих сотен лет.

     Проблема  игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей  в силу тенденций религиозно-социально-экономического и культурного развития общества.

     Начало  разработки общей теории игры следует  относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиарже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.

     В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие.

     А.Н. Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной игры» описывает  процесс возникновения детской  ролевой игры следующим образом: «в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти операции (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия… потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном - единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре…

     Только  в игровом действии требуемые  операции могут быть заменены другими  операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется».

     Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:

     Теория  избытка нервных сил, компенсаторности возникла в ХIХ веке, в то время, когда преобладала точка зрения. Что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер, который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.

       В начале века особую популярность  приобрела теория предупражнения швейцарского ученого К.Гросса, который считал игру первичной. Изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.

     Спенсер внес в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение  игр у животных, инстинктивные  формы которых недостаточны для  приспособления к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление - предупражнение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления.[19;270]

     Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения  в играх, критически относился к  теориям отдыха и избытка нервных  сил. Суть концепции Гросса сводится к отрицанию рефлекторной природы  и к признанию спонтанности развития за счет разряда внутренней энергии  в организме, то есть в игре упражняются  только инстинкты.

       Американский психолог, педагог  Г.С. Холл выдвинул идею рекапитуляции  (сокращенного повторения этапов  развития человечества) в играх.

     Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и  игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство  образа жизни, культовых церемоний  далеких предков.

     Теория  функционального удовольствия, реализации врожденных влечений фактически является теорией психоанализа. Авторы данной теории считают, что скрытые желания  бессознательной сферы в играх  имеют преимущественно эротическую  окраску и обнаруживаются чаще всего  в ролевых играх. А. Адлер - австрийский  психиатр и психолог, ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал источником мотивации стремления ребенка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности. Адлер объясняет появление игры и ее своеобразие как реализацию желаний, которые ребенок не может осуществить в действительности. [3;289]

     З. Фрейд - основоположник психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал ее с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний. [6;336]

     Игру, как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает  энергию. Такие исследователи, как  Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет извлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.

     Многие  ученые, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребенка.

     Теорию  игры в аспекте ее исторического  проявления, выяснение ее социальной природы, внутренней структуры и  ее значения для развития индивида в нашей стране разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.

     Один  и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления  феномена игры, рассматривая различные  функции или близкие ей явления  культуры.

           1.3 Определение и методическая структура ролевой игры

      К ролевой игре методика преподавания идет уже давно. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог»  занимают прочное место в арсенале методических приемов, так как в  процессе драматизации происходит более  полное осознание смысла текста и  одновременно происходит более полное осознание смысла текста и одновременно более глубокое восприятие языкового  материала. Однако в драматизации присутствуют лишь некоторые возможности ролевой  игры. В настоящее время идея использования  ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории, которая получила названия «теория ролей», разработанной  социологами и социопсихологами. Сторонники этой теории считают, что связь личности с окружающей средой проявляется в том, что личность исполняет несколько ролей: например, в семье - роль родителя, вне семьи - роль учителя, врача и так далее. Эти роли в обществе определяют речевоенеречевое поведение человека. От человека в роли родителя ожидают, что он будет принимать участие в воспитании детей, от него же в роли врача - что он будет заботиться о здоровье пациента и так далее.

            Ролевая игра - это  речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиций учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

      Ролевая игра строится на межличностных отношениях участников. Прежде всего, необходимо дать классифицированное определение данному типу игр. Лингвистической обучающей игрой мы называем вид учебной деятельности, предназначенный стимулировать и поддерживать интерес учащихся к предмету, что позволяет им практиковаться в слушании или говорении в целях обучения языку в атмосфере радости и оживления.

Обучающая игра имеет 3 главные характеристики:

1) цель (выигрыш);

2) набор  критериев для определения победителей  и проигравших (соревнование);

3) правила,  которые управляют действиями  игроков. Обучающие цели таких  игр заключаются в развитии  и закреплении навыков устной (письменной) речи, на основе повторения, тренировки моделей, подлежащих  овладению учащимися.

      Подобные  игры М.Ф. Стронин [20;112] определяет как «ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия».

      Отечественные и зарубежные специалисты рассматривают  лингвистическую обучающую игру как языковое, речевое упражнение с элементами занимательности и  эмоциональной заинтересованности. По форме - это соревнование с набором  правил для достижения успеха, что  составляет игровую, мотивационную  суть задания, отличающую игру от обычного упражнения.

      В учебной игре присутствует лингводидактическое  игровое задание. Это способ повышения  мотивации и создания занимательности  в целях обучения языку и речи, который в форме соревнования предполагает выполнение учащимися  комплекса речемыслительных действий на форме игровых. Ценность лингводидактической  игры определяется, не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

      Теперь  перейдем к краткому рассмотрению периодов подготовки, проведения и подведения итогов отдельной ролевой игры, ориентируясь при этом на традиционное распределение  учебного (языкового и речевого) материала по темам - тематическое планирование.

      Н.Д. Гальская и Н.И. Гез [6:336] отмечают, что ролевая игра предполагает наличие трех этапов:

Информация о работе Игровые методы