Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:06, курсовая работа
В современных условиях культурной глобализации происходит переосмысление содержания языкового образования, обучения иностранным языкам. Наиболее актуальными становятся проблемы взаимосвязи языка, культуры и коммуникации. Язык отражает как реальный мир, окружающий человека, так и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, систему ценностей народа. Изучая иностранный язык, учащиеся познают культурный опыт другого народа.
Введение 3
Глава 1. Игра в младшем школьном возрасте 8
1.1. Диагностический признак младшего школьного возраста 8
1.2. Игра как средство обучения, и ее развивающий эффект 15
1.3. Сюжетно-ролевая игра как ведущий тип деятельности ребенка младшего школьного возраста (7 лет) 20
Глава 2. Анализ методик преподавания с использованием игровых методов на начальном этапе обучения иностранным языкам 26
2.1. Роль и место игры в жизни детей младшего школьного возраста и возможность использования игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения 26
2.2. Опыт использования игровых методов и игровых элементов на уроках английского языка 31
2.3. Разработка обобщающего урока по закреплению пройденного материала первого года обучения в виде сюжетно-ролевой игры «Весенний бал страны Хэппилэнд» 33
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение. Фотосессия 44
Игровые
методы преподавания иностранного языка
на начальном этапе обучения
Содержание
В современных условиях культурной глобализации происходит переосмысление содержания языкового образования, обучения иностранным языкам. Наиболее актуальными становятся проблемы взаимосвязи языка, культуры и коммуникации. Язык отражает как реальный мир, окружающий человека, так и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, систему ценностей народа. Изучая иностранный язык, учащиеся познают культурный опыт другого народа.
Цель обучения иностранным языкам в школе является формирование у учащихся способности к межкультурному общению. Межкультурное обучение, как методический подход к организации учебно-познавательного процесса по иностранным языкам, способствует достижению этой цели.
Практической целью межкультурного обучения является формирование межкультурной компетентности, под которой понимается комплекс социальных навыков и способностей.
Однако
процесс обучения иностранному языку
на начальном этапе обучения (в
старших группах дошкольных учреждений,
в начальных классах
В
психологии и педагогике принято
описывать структуру
Поступление
ребенка в школу также
Психологические особенности дошкольников и школьников каждого года жизни исследуются учеными и учитываются при разработке педагогических программ и методов.
Введенные Л.С. Выготским понятия «социальная ситуация развития», «относительная трудновоспитуемость», «психологическое орудие» [1, с. 103] позволяет определить методы и приемы, которые возможно наиболее эффективно использовать при обучении ребенка иностранному языку в каждом возрастном периоде.
Социальная ситуация развития есть «специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной», которое «складывается» уже «к началу каждого возрастного периода», т. е. возраста.
Социальная ситуация развития «представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода», то есть вплоть до конца возраста, когда происходит «аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития» [1, с. 260].
В жизни наших детей семилетнего возраста происходит решительный перелом: они поступают в школу. Переход к школьному обучению означает для детей, прежде всего переход к систематическому накоплению знаний. Усвоение основ наук расширяет их кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов - восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми, и главное - формирует у ребенка основы мировоззрения. Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей личности ребенка.
Вместе с тем в разных возрастах роль, которую играют в психическом развитии ребенка различные виды его активности, - не одинакова. Так, если в развитии маленького дошкольника очень важную роль выполняет игра, то при переходе к школьному возрасту ведущей деятельностью становится учение.
На первый взгляд может показаться, что для всех детей школьного возраста, независимо от того, в каких конкретно-исторических условиях они живут и развиваются, учение выполняет ведущую роль.
Однако это не так. Для того чтобы та или иная деятельность стала ведущей в формирование психики, необходимо, чтобы она составила основное содержание жизни самих детей, являлась для них центром, вокруг которого сосредоточиваются их главные интересы и переживания. Игра является «особенностью дошкольного возраста» [3, с. 79].
Диагностический
признак начала дошкольного возраста
- сложившееся подчинение внешней
регуляции поведения
Диагностический признак окончания дошкольного возраста - отвержение ребенком игры (как средства внешней регуляции его поведения).
Эти дети еще нуждаются во внешней регуляции посредством игровой ситуации, а взрослые уже пытаются регулировать их поведение школьными методами, не включающими дошкольную игру.
Сопоставление этих результатов показывает: несовпадение момента отвержения игры и момента поступления в школу связано с возникновением негативного поведения (соответственно, с повышением трудности воспитания и обучения ребенка, со снижением их эффективности).
Очевидно,
диагностическим признаком
Если ребенок поступает в школу не в диагностированный таким образом момент, а раньше или позже, то применяемые взрослыми методы внешней регуляции оказываются неадекватными.
Содержание и методы обучения в школе не позволяют учащимся механически заучивать учебный материал, они требуют от ребенка подлинного сознательного усвоения основ наук, т.е. такого усвоения, при котором школьные знания, превращаясь в убеждения ребенка, формируют его мировоззрение [16,с. 24].
Принимая во внимание все вышесказанное, темой курсовой работы выбраны игровые методов преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения.
Объектом курсового исследования является психолого-педагогическое обоснование применения игровых методов преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения.
Предметом курсового исследования игровые методы в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения.
Цель курсового исследования - применение сюжетно-ролевых игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: Существует проблема психологической структуры дошкольного возраста, поскольку педагогическая периодизация «не имеет должных теоретических оснований», «не в состоянии ответить на ряд существенных практических вопросов» например, «когда надо начинать обучение иностранному языку в школе»), не связана «с решением вопроса о движущих силах развития ребенка» [21, с. 6-20]., поэтому психологические особенности школьников 1 класса еще позволяют использовать игровые методы в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Дети разного возраста, как известно, очень сильно отличаются между собой по своему общему психологическому облику. Это и дает основание говорить о психологических особенностях, типичных, например, для детей дошкольного возраста, для младших школьников или подростков.
Действительно, какими бы яркими индивидуальными психологическими чертами ни обладали дети одного и того же возраста, они, как правило, имеют нечто общее между собой. Чем же определяются возрастные психологические особенности ребенка?
Развитие организмов происходит под определяющим влиянием внешних условий их жизни. Ребенок развивается в условиях сложной социальной среды, в условиях воспитания и обучения. Условия, в которых живет ребенок, воздействуя на него, создают постепенное усложнение его связей с этими условиями, постепенное усложнение его жизненных процессов. У него формируются и те высшие процессы, которые называются психическими и которые обеспечивают «бесконечно сложное взаимоотношение организма с окружающим миром» [9, с. 55].
Исследования великих русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова показали, что основу психических процессов составляет высшая нервная деятельность коры головного мозга. Кора головного мозга и является органом психики.
Таким образом, физиологическую основу развития психики ребенка составляет развитие высшей нервной деятельности его мозга. Оно совершается в процессе усложнения жизненных связей ребенка, прежде всего, с общественной средой, с обществом. При этом психическое развитие ребенка происходит не стихийно, а управляется воспитанием и обучением, которые являются самыми важными факторами психического развития. Каждый этап развития психики ребенка характеризуется не только разным уровнем развития его нервно-психических процессов, но и тем, воздействие каких общественных условий они отражают и под влиянием какого воспитания они формируются.
Возрастные особенности психики детей зависят, следовательно, прежде всего от того, в каких конкретно-исторических условиях протекает развитие детей, какое воспитание они получают. В психологии и педагогике принято описывать структуру дошкольного возраста в терминах педагогической периодизации, основанной на хронологическом возрасте: младший дошкольный возраст (до 4 лет), средний (4-5 лет) и старший (с 5 лет) [20, с. 6-20].
Поступление
ребенка в школу также
Психологические особенности дошкольников каждого года жизни исследуются учеными и учитываются при разработке педагогических программ и методов.
Тем не менее, существует проблема психологической структуры дошкольного возраста, поскольку педагогическая периодизация «не имеет должных теоретических оснований», «не в состоянии ответить на ряд существенных практических вопросов» (например, «когда надо начинать обучение в школе»), не связана «с решением вопроса о движущих силах развития ребенка» [20, с.6].
Хронологический, «паспортный возраст ребенка не может служить надежным критерием для установления реального уровня его развития»: этот уровень определяется стадией развития («возрастом») и «фазой внутри данного возраста, которую сейчас переживает ребенок» [2, с. 260].
Внешние границы дошкольного возраста (с кризисами 3 и 7 лет) и его внутренние границы (между фазами) в совокупности определяют психологическую структуру данного возраста. В различных детских возрастах соответствующие ведущие типы деятельности ребенка направлены на то, чтобы он присвоил себе те или иные содержания общественного опыта. Процесс такого присвоения состоит в том, что ребенок в собственной деятельности воспроизводит исторически сложившиеся человеческие способности. При этом, как отметил А. Н. Леонтьев, ребенок должен осуществить «такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя, разумеется, и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности» [14, с. 113].
Д.Б. Эльконин (1904-1984) [20,21,22] в течение нескольких десятилетий проводил со своими сотрудниками экспериментальные и теоретические исследования по детской и педагогической психологии в русле основных идей Л. С. Выготского. В его трудах рассматриваются вопросы природы детства и его периодизации, психологических особенностей отдельных детских возрастов (от младенчества до подросткового возраста), развития устной и письменной речи, психологии игры, связи психического развития детей с их обучением. Д.Б. Эльконин обосновал ту точку зрения, что детство имеет конкретно-исторический характер и общие психологические особенности отдельных возрастов также исторически изменчивы. Он предложил периодизацию развития (применительно к условиям социалистического общества), построенную в основе понятия ведущей деятельности [21, с. 19-20].
Информация о работе Игровые методы преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения