Игровые методы преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:06, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях культурной глобализации происходит переосмысление содержания языкового образования, обучения иностранным языкам. Наиболее актуальными становятся проблемы взаимосвязи языка, культуры и коммуникации. Язык отражает как реальный мир, окружающий человека, так и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, систему ценностей народа. Изучая иностранный язык, учащиеся познают культурный опыт другого народа.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Игра в младшем школьном возрасте 8
1.1. Диагностический признак младшего школьного возраста 8
1.2. Игра как средство обучения, и ее развивающий эффект 15
1.3. Сюжетно-ролевая игра как ведущий тип деятельности ребенка младшего школьного возраста (7 лет) 20
Глава 2. Анализ методик преподавания с использованием игровых методов на начальном этапе обучения иностранным языкам 26
2.1. Роль и место игры в жизни детей младшего школьного возраста и возможность использования игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения 26
2.2. Опыт использования игровых методов и игровых элементов на уроках английского языка 31
2.3. Разработка обобщающего урока по закреплению пройденного материала первого года обучения в виде сюжетно-ролевой игры «Весенний бал страны Хэппилэнд» 33
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение. Фотосессия 44

Файлы: 1 файл

Курсовая игровые методы.doc

— 206.00 Кб (Скачать)
 
 

Игровые методы преподавания иностранного языка  на начальном этапе обучения  
Содержание 

 

Введение

 
 

     В современных условиях культурной глобализации происходит переосмысление содержания языкового образования, обучения иностранным языкам. Наиболее актуальными становятся проблемы взаимосвязи языка, культуры и коммуникации. Язык отражает как реальный мир, окружающий человека, так и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, систему ценностей народа. Изучая иностранный язык, учащиеся познают культурный опыт  другого народа.

     Цель  обучения иностранным языкам в школе  является формирование у учащихся способности к межкультурному общению. Межкультурное обучение, как методический подход к организации учебно-познавательного процесса по иностранным языкам,   способствует достижению этой цели.

     Практической  целью межкультурного обучения является формирование межкультурной компетентности, под которой понимается комплекс социальных навыков и способностей.

     Однако  процесс обучения иностранному языку  на начальном этапе обучения (в  старших группах дошкольных учреждений, в начальных классах общеобразовательной  школы) имеет свои особенности, методы и приемы, которые обусловлены психологическими особенностями возраста ребенка.

     В психологии и педагогике принято  описывать структуру дошкольного  возраста в терминах педагогической периодизации, основанной на хронологическом  возрасте: младший дошкольный возраст (до 4 лет), средний (4-5 лет) и старший (с 5 лет).

     Поступление ребенка в школу также определяется хронологическим возрастом, установленным  в его стране. Подобным же образом  формулируются идеи, связанные с  имеющей место в настоящее время тенденцией к снижению хронологического  возраста, в котором дети начинают получать образование: по крайней мере «двадцать три государства уже имеют законопроекты об обеспечении образования для 4-летних детей» [7, с. 60-68]. 

     Психологические особенности дошкольников и школьников каждого года жизни исследуются учеными и учитываются при разработке педагогических программ и методов.

     Введенные Л.С. Выготским понятия «социальная  ситуация развития», «относительная трудновоспитуемость», «психологическое орудие» [1, с. 103]  позволяет определить методы и приемы, которые возможно наиболее эффективно  использовать при обучении ребенка иностранному языку в каждом возрастном периоде.

     Социальная  ситуация развития есть «специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной», которое «складывается» уже «к началу каждого возрастного периода», т. е. возраста.

     Социальная  ситуация развития «представляет собой  исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода», то есть вплоть до конца возраста, когда происходит «аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития» [1, с. 260]. 

     В жизни наших детей семилетнего  возраста происходит решительный перелом: они поступают в школу. Переход к школьному обучению означает для детей, прежде всего переход к систематическому накоплению знаний. Усвоение основ наук расширяет их кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов - восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми, и главное - формирует у ребенка основы мировоззрения. Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей личности ребенка.

     Вместе  с тем в разных возрастах роль, которую играют в психическом  развитии ребенка различные виды его активности, - не одинакова. Так, если в развитии маленького дошкольника очень важную роль выполняет игра, то при переходе к школьному возрасту ведущей деятельностью становится учение.

     На  первый взгляд может показаться, что  для всех детей школьного возраста, независимо от того, в каких конкретно-исторических условиях они живут и развиваются, учение выполняет ведущую роль.

     Однако  это не так. Для того чтобы та или иная деятельность стала ведущей в формирование психики, необходимо, чтобы она составила основное содержание жизни самих детей, являлась для них центром, вокруг которого сосредоточиваются их главные интересы и переживания. Игра является «особенностью дошкольного возраста» [3, с. 79].

     Диагностический признак начала дошкольного возраста - сложившееся подчинение внешней  регуляции поведения посредством  игровой ситуации, выражающееся в  отказе ребенка нарушать заданные сюжетом правила (включая последовательность действий).

     Диагностический признак окончания дошкольного  возраста - отвержение ребенком игры (как  средства внешней регуляции его  поведения).

     Эти дети еще нуждаются во внешней  регуляции посредством игровой ситуации, а взрослые уже пытаются регулировать их поведение школьными методами, не включающими дошкольную игру.

     Сопоставление этих результатов показывает: несовпадение момента отвержения игры и момента  поступления в школу связано  с возникновением негативного поведения (соответственно, с повышением трудности воспитания и обучения ребенка, со снижением их эффективности).

     Очевидно, диагностическим признаком окончания  дошкольного возраста и является отвержение ребенком игры, неподчинение внешней регуляции поведения посредством игровой ситуации.

     Если  ребенок поступает в школу  не в диагностированный таким  образом момент, а раньше или позже, то применяемые взрослыми методы внешней регуляции оказываются  неадекватными.

     Содержание  и методы обучения в школе не позволяют учащимся механически заучивать учебный материал, они требуют от ребенка подлинного сознательного усвоения основ наук, т.е. такого усвоения, при котором школьные знания, превращаясь в убеждения ребенка, формируют его мировоззрение [16,с. 24].

     Принимая  во внимание все вышесказанное, темой  курсовой работы выбраны игровые методов преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения.

     Объектом  курсового исследования является психолого-педагогическое обоснование применения игровых методов преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения.

     Предметом курсового исследования игровые методы в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения.

     Цель  курсового исследования - применение сюжетно-ролевых игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения.

     Задачи исследования:

  1. изучить методическую литературу по проблеме исследования;
  2. определить условия, при которых возможно использование игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе;
  3. проанализировать методики, позволяющие успешно использовать игровые методы в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения.

     Гипотеза  исследования: Существует проблема психологической структуры дошкольного возраста, поскольку педагогическая периодизация «не имеет должных теоретических оснований», «не в состоянии ответить на ряд существенных практических вопросов» например, «когда надо начинать обучение иностранному языку в школе»), не связана «с решением вопроса о движущих силах развития ребенка» [21, с. 6-20]., поэтому психологические особенности школьников 1 класса еще позволяют использовать игровые методы в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

 

Глава 1. Игра в младшем школьном возрасте

1.1. Диагностический  признак младшего  школьного возраста

 

     Дети  разного возраста, как известно, очень сильно отличаются между собой по своему общему психологическому облику. Это и дает основание говорить о психологических особенностях, типичных, например, для детей дошкольного возраста, для младших школьников или подростков.

     Действительно, какими бы яркими индивидуальными психологическими чертами ни обладали дети одного и того же возраста, они, как правило, имеют нечто общее между собой. Чем же определяются возрастные психологические особенности ребенка?

     Развитие  организмов происходит под определяющим влиянием внешних условий их жизни. Ребенок развивается в условиях сложной социальной среды, в условиях воспитания и обучения. Условия, в которых живет ребенок, воздействуя на него, создают постепенное усложнение его связей с этими условиями, постепенное усложнение его жизненных процессов. У него формируются и те высшие процессы, которые называются психическими и которые обеспечивают «бесконечно сложное взаимоотношение организма с окружающим миром» [9, с. 55].

     Исследования  великих русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова показали, что основу психических процессов составляет высшая нервная деятельность коры головного мозга. Кора головного мозга и является органом психики.

     Таким образом, физиологическую основу развития психики ребенка составляет развитие высшей нервной деятельности его мозга. Оно совершается в процессе усложнения жизненных связей ребенка, прежде всего, с общественной средой, с обществом. При этом психическое развитие ребенка происходит не стихийно, а управляется воспитанием и обучением, которые являются самыми важными факторами психического развития. Каждый этап развития психики ребенка характеризуется не только разным уровнем развития его нервно-психических процессов, но и тем, воздействие каких общественных условий они отражают и под влиянием какого воспитания они формируются.

     Возрастные  особенности психики детей зависят, следовательно, прежде всего от того, в каких конкретно-исторических условиях протекает развитие детей, какое воспитание они получают. В психологии и педагогике принято описывать структуру дошкольного возраста в терминах педагогической периодизации, основанной на хронологическом возрасте: младший дошкольный возраст (до 4 лет), средний (4-5 лет) и старший (с 5 лет) [20, с. 6-20].

     Поступление ребенка в школу также определяется хронологическим возрастом, установленным  в его стране. Подобным же образом формулируются идеи, связанные с имеющей место в настоящее время тенденцией к снижению хронологического  возраста, в котором дети начинают получать образование: по крайней мере «двадцать три государства уже имеют законопроекты об обеспечении образования для 4-летних детей» [7, 60-68]. 

     Психологические особенности дошкольников каждого  года жизни исследуются учеными  и учитываются при разработке педагогических программ и методов.

     Тем не менее, существует проблема психологической  структуры дошкольного возраста, поскольку педагогическая периодизация «не имеет должных теоретических оснований», «не в состоянии ответить на ряд существенных практических вопросов» (например, «когда надо начинать обучение в школе»), не связана «с решением вопроса о движущих силах развития ребенка» [20, с.6].

     Хронологический, «паспортный возраст ребенка  не может служить надежным критерием  для установления реального уровня его развития»: этот уровень определяется стадией развития («возрастом») и  «фазой внутри данного возраста, которую сейчас переживает ребенок» [2, с. 260].

     Внешние границы дошкольного возраста (с  кризисами 3 и 7 лет) и его внутренние границы (между фазами) в совокупности определяют психологическую структуру  данного возраста. В различных детских возрастах соответствующие ведущие типы деятельности ребенка направлены на то, чтобы он присвоил себе те или иные содержания общественного опыта. Процесс такого присвоения состоит в том, что ребенок в собственной деятельности воспроизводит исторически сложившиеся человеческие способности. При этом, как отметил А. Н. Леонтьев, ребенок должен осуществить «такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя, разумеется, и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности» [14, с. 113]. 

     Д.Б. Эльконин (1904-1984) [20,21,22] в течение нескольких десятилетий проводил со своими сотрудниками экспериментальные и теоретические исследования по детской и педагогической психологии в русле основных идей Л. С. Выготского. В его трудах рассматриваются вопросы природы детства и его периодизации, психологических особенностей отдельных детских возрастов (от младенчества до подросткового возраста), развития устной и письменной речи, психологии игры, связи психического развития детей с их обучением. Д.Б. Эльконин обосновал ту точку зрения, что детство имеет конкретно-исторический характер и общие психологические особенности отдельных возрастов также исторически изменчивы. Он предложил периодизацию развития (применительно к условиям социалистического общества), построенную в основе понятия ведущей деятельности [21, с. 19-20].

Информация о работе Игровые методы преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения