Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:06, курсовая работа
В современных условиях культурной глобализации происходит переосмысление содержания языкового образования, обучения иностранным языкам. Наиболее актуальными становятся проблемы взаимосвязи языка, культуры и коммуникации. Язык отражает как реальный мир, окружающий человека, так и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, систему ценностей народа. Изучая иностранный язык, учащиеся познают культурный опыт другого народа.
Введение 3
Глава 1. Игра в младшем школьном возрасте 8
1.1. Диагностический признак младшего школьного возраста 8
1.2. Игра как средство обучения, и ее развивающий эффект 15
1.3. Сюжетно-ролевая игра как ведущий тип деятельности ребенка младшего школьного возраста (7 лет) 20
Глава 2. Анализ методик преподавания с использованием игровых методов на начальном этапе обучения иностранным языкам 26
2.1. Роль и место игры в жизни детей младшего школьного возраста и возможность использования игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения 26
2.2. Опыт использования игровых методов и игровых элементов на уроках английского языка 31
2.3. Разработка обобщающего урока по закреплению пройденного материала первого года обучения в виде сюжетно-ролевой игры «Весенний бал страны Хэппилэнд» 33
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение. Фотосессия 44
Каждому
возрастному периоду
Подобному анализу детской игры посвящена статья Д. Б. Эльконина «Психологические вопросы дошкольной игры», которая насыщена интересными фактами, тонкими наблюдениями и глубоким их теоретическим анализом. Игра понимается в рассматриваемой статье как особый вид деятельности, являющейся ведущей для дошкольного возраста. На основе осуществления этой деятельности у детей развиваются отдельные психические функции (например, воображение и мышление), а также их сознание и личность. Игра - это не «бесполезная» затея детей, которой они заняты, пока не могут делать что-нибудь более «серьезное», эта основная деятельность детей дошкольного возраста, при овладении и осуществлении которой происходит существенное изменение их психики. В этой деятельности дети осознают общественные правила поведения людей и способы их выполнения.
На протяжении дошкольного возраста взрослый может сравнительно легко управлять поведением ребенка посредством игры. Именно игра, - не единственный и не преобладающий, но ведущий вид деятельности дошкольников, - дает возможность взрослому эффективно регулировать их поведение.
Игра - «форма развития ребенка в дошкольном возрасте» [3, с. 57], и это именно игра с мнимой ситуацией и правилами, причем «всякая игра с мнимой ситуацией есть вместе с тем игра с правилами, и всякая игра с правилами есть игра с мнимой ситуацией» [3, с. 65].
Дошкольный возраст - «период в развитии ребенка, который по праву может быть назван периодом ролевых игр» [20, с. 72], неотделимых от роли и, следовательно, определяемых сюжетом (той «областью действительности», т. е. частью среды, «которая воспроизводится детьми в игре» [20, с. 34]. В сознании играющего ребенка сюжет представлен как мнимая ситуация (обобщенный образ этой части среды), которая «заключает в себе правила поведения» [3, с. 62]. В игре определяют поведение ребенка и при этом доступны восприятию (т. е. являются психологическими орудиями) игровые предметы (заместители), игровые действия и игровая речь, в совокупности составляющие (внешнюю) игровую ситуацию. Она, очевидно, и является характерным для данного «возраста» (сложным) психологическим орудием.
Игра является «особенностью дошкольного возраста» [3, с. 79], а значит, может служить для его психологической диагностики. Диагностическим признаком дошкольного возраста (на всем его протяжении) является, видимо, подчинение ребенка внешней регуляции его поведения посредством игры (точнее, игровой ситуации). Здесь регуляция внешняя и в том смысле, что она осуществляется другим человеком (принадлежащим к внешней среде), и в том, что правила и мнимая ситуация зависят от сюжета, т. е. от внешней среды.
С точки зрения диагностики окончания дошкольного возраста (с учетом сказанного выше) представляют интерес следующие результаты исследования поведения детей 6-7 лет. Из 166 детей, еще не посещавших школу, у 58% наблюдались кризисные симптомы, причем именно «такие дети часто спрашивают о школе и предпочитают учебные занятия игре» [17, с. 365]. У 42 % детей, еще не посещавших школу, кризисных явлений не наблюдалось; оказалось, что эти дети «много играют …, предпочитая игру … занятиям» [17, с. 366]. Очевидно, 58% этих детей уже отвергают игру, а 42 % - еще нет.
Из 141 первоклассника 6-7 лет у 58 % трудности в воспитании с началом обучения в школе прекратились [17, с. 366]: взрослые, переведя ребенка в категорию школьников, перестали пытаться регулировать его поведение посредством игры. У 42 % первоклассников 6-7 лет «негативное поведение … наблюдалось только с поступлением в школу», причем это, в основном, дети, которые «играют под партами», «носят в школу игрушки», «совсем не интересуются учебой» (для школы они «неуспевающие», «недисциплинированные») [17, с. 366]. Эти дети еще нуждаются во внешней регуляции посредством игровой ситуации, а взрослые уже пытаются регулировать их поведение школьными методами, не включающими дошкольную игру. Сопоставление этих результатов показывает: несовпадение момента отвержения игры и момента поступления в школу связано с возникновением негативного поведения (соответственно, с повышением трудности воспитания и обучения ребенка, со снижением их эффективности).
Очевидно,
диагностическим признаком
Диагностированное по данному признаку окончание дошкольного возраста является существенным условием готовности ребенка к школе: дети, которые «совсем не интересуются учебой» и «играют под партами», не достигнут успеха в обучении. Школьное образование следует, видимо, начинать в момент диагностированного окончания дошкольного возраста, а не с 6 лет (или иного «паспортного возраста»). На 7-м году жизни дошкольником является не тот, кто еще не ходит в школу, а тот, кто еще психологически (согласно диагностическому признаку) не вышел из дошкольного возраста.
Конец дошкольного возраста совпадает с началом кризиса 7 лет. Поэтому диагностический признак окончания дошкольного возраста является одновременно признаком начала кризиса 7 лет. Это дает возможность проверить адекватность принятого диагностического признака окончания дошкольного возраста путем соотнесения его с известными симптомами кризиса 7 лет: в поведении ребенка «появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное» [2, с. 376]; он «строит из себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех», что «производит впечатление немотивированного поведения» [2, с. 377]; вступая в кризис 7 лет, он «становится не таким понятным» [2, с. 376] для окружающих.
«К концу дошкольного возраста происходит выделение условных правил, никак не связанных с сюжетом» [20, с.315], дети становятся «способны принять такое условие, которое противоречит» окружающей действительности, в частности, «реальным общественным отношениям» [20, с. 258].
К 7 годам дети уже могут самостоятельно сформулировать правила (в том числе «чисто условные правила, независимые от сюжета») до начала игры [20, с. 309-315]. («Появление … отношения к правилу как к условному есть один из симптомов готовности ребенка к школе» [20, с. 315].)
«Ребенок строит из себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех» [2, с. 377], и, несмотря на осуждение окружающих, продолжает вести себя так; это, разумеется, «производит впечатление немотивированного поведения» [2, с. 377].
Но фактически оно мотивировано: осуждение окружающих эмпирически подтверждает ребенку, что установленные им для себя правила действительно условны, т. е. он перешел к саморегуляции, стал субъектом установления правил поведения для самого себя правила, отсутствующие в окружающей среде, он «становится не таким понятным» [2, с. 376] для окружающих. Этому способствует и то, что ребенку 7 лет для осуществления действий достаточно зрительной ориентировки, без предварительного выполнения внешних «пробовательных действий» [15, с. 340].
У
старших дошкольников постепенно снижается
потребность в использовании
игровых предметов для «
Диагностический
признак конца дошкольного
Сформулированная в работе Касвинова С.Г. [8, с. 139-135] гипотеза о диагностических признаках дошкольного возраста и начала младшего школьного возраста представляется достаточно обоснованной. Очевидно, эти признаки могут применяться для установления реального уровня развития ребенка, когда необходимо выяснить, является он психологически дошкольником или нет. Диагностический признак окончания дошкольного возраста является весьма существенным симптомом готовности ребенка к школе.
Огромная
роль в развитии и воспитании
ребенка принадлежит игре – важнейшему
виду детской деятельности. Она является
эффективным средством
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей.
Большинство характеристик игры показывают, как важна игра для развития человека, особенно, для развития ребенка, совершенствования его психических, физических и других способностей. Так или иначе, но утверждение о том, что присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания, невозможно оспорить.
Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. В процессе обучения детей важно учитывать их стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.
Сложная система общественных взаимоотношений и зависимостей, устанавливающихся в школе, постепенно начинает пронизывать всю жизнь и деятельность детей. Это сказывается и в их игре. Игра не исчезает в младшем школьном возрасте, она приобретает новые формы и новое содержание. Характерными играми для детей младшего школьного возраста являются игры с правилами, регулирующими расстановку сил в играющем детском коллективе. Особенно типичны для них игры с разбивкой на «партии», где всегда можно заметить элементы соревнования, борьбы и взаимной поддержки.
В играх школьников каждый ребенок занимает определенную «игровую позицию», сложно соотнесенную с «игровой позицией» других участников игры. Кратко можно сказать: игры наших школьников - это групповые игры состязательного характера, объединенные единой общественной эмоцией и твердыми игровыми правилами поведения.
В младшем школьном возрасте игра уже не занимает того важного места, которое характерно для нее в дошкольном возрасте, но она все же имеет немалое значение в психическом развитии младшего школьника. Школьников, в отличие от детей дошкольного возраста, которых больше всего привлекает сам процесс игры, начинают интересовать исход игры, ее результат. Поэтому игры школьников в значительно большей степени требуют целенаправленности и волевой организации поведения. На протяжении младшего школьного возраста игра существенно изменяется как по форме, так и по содержанию [16, с. 177-179].
В отличие от дошкольников, где обычно разыгрываются сюжеты и лица окружающей обстановки, в играх школьников появляются исторические лица и события общественной жизни. Такое изменение сюжетной стороны игры также обнаруживает новый этап в развитии социальной направленности личности младших школьников, новый характер их интересов и эмоций.
Очень часто первоклассники, особенно девочки, играют в школу. Так как дети обычно играют в то, что имеет для них особо важный смысл, наличие игры в школу у маленьких школьников еще раз подтверждает, какое огромное место занимает школа в жизни детей. Иногда игра в школу приобретает у младших школьников очень интересную с психологической стороны форму - игры-занятия. В этих случаях дети чаще всего играют в одиночку, либо, используя кукол, либо изображают в одном лице то учителя, то ученика. Иногда эти игры протекают следующим образом: куклы изображают учеников, ребенок — учителя. Ребенок задает куклам уроки, которые ему были заданы в школе, и сам эти уроки учит. Потом ребенок спрашивает заданное, и сам отвечает. В конце «урока» он проставляет отметки, хвалит или порицает того или иного «ученика», в зависимости от качества своего собственного ответа. Игра становится для ребенка одним из средств организации его учебного труда. В учении далеко не все дается легко, далеко не все является равно интересным. Оно требует от ребенка напряжения. Придавая учению форму игры, дети легче преодолевают трудности, облегчают себе то волевое усилие, которое необходимо для приготовления уроков. Игра здесь как бы становится на службу учению [16, с. 182].
Информация о работе Игровые методы преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения