Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проекта. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Оглавление

1. Краткая аннотация проекта

1.1 Актуальность проекта, цели и задачи проекта

1.2 Этапы и сроки выполнения проекта

1.3 Ожидаемые результаты проекта

2. Креативное воображение как цель обучения в начальных классах

2.1. Особенности воображения как психического процесса

2.2. Роль креативного воображения на уроках изобразительного искусства

3. Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

3.1. Система учебно-творческих заданий по развитию воображения

3.2. Психолого-педагогические основы организации учебной работы

3.3. Диагностика уровня развития креативного воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

4. Заключение

5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

 

Таким образом, воображение – это  психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме  – объективно  или субъективно  нового (в виде образов, представлений  или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.

 

Физиологический процесс воображения  представляет собой процесс образования  новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.

 

Говоря о воображении, как высшей психологической функции, можно  заключить, обобщая весь материал, в  схему.

ВООБРАЖЕНИЕ

 

ВИДЫ

 

СПОСОБЫ

 

  

По признаку активности:

 

1)     активное

 

2)     пассивное 

По признаку самостоятельности и оригинальности:

 

1)     воссоздающее

 

2)     творческое 

1)     синтез

 

2)     аналогия

 

3)     акцентирование

 

4)     типизация

 

5)     схематизация

 

6)     гиперболизация

 

7)     агглютинация

 

 

Данная схема показывает виды и способы воображения, которые проявляются у человека в процессе деятельности.

 

Более подробно рассмотрим эти понятия.

 

Создание образов  воображения осуществляется с помощью  нескольких способов.

 

Синтез – мысленное  соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в результате анализа.

 

Аналогия – создание нового по аналогии (сходству) с известным. Аналогия представляет собой переход  от одних явлений к другим. При  использовании этого метода сохраняются  отношения между признаками, но изменяются какие-то элементы в явлениях. Пример аналогии: самолет напоминает птицу.

 

Акцентирование.  Здесь  выделяется какая-то часть предмета или часть тела животного или  человека и изменяется по величине, так создаются дружеские шаржи  и карикатуры.

 

Типизация –  выделение существенного, повторяющегося в фактах и воплощение их в конкретном образе (например, профессиональные образы шахтера, врача, рабочего).

 

Схематизация. Это способ, при котором  отдельные представления сливаются, различия сглаживаются (схематичный  рисунок).

 

Гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (лилипуты, Гулливер, Карлик Нос).

 

Агглютинация. Новое получают путем  присоединения к одному объекту  признаков другого объекта, соединение различных несоединимых в жизни свойств (например, кентавр – человек-зверь, птица Феникс – человек-птица).

 

Существуют несколько классификаций  видов воображения, каждая из которых  имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов.

 

По признаку активности различают  пассивное и активное воображение. В случае пассивного воображения  имеется отрыв от практической деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые  не реализованы в жизни. В этом случае человек может намеренно, а иногда и невольно временно уходить в область далеких от действительности представлений. Образцы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами.

 

Активное воображение – это  воображение, связанное с выполнением  конкретной практической деятельности. Так, например, приступая к изготовлению поделки, мы формируем их образ, продумываем, из каких материалов она может  быть изготовлена, как осуществить сборку.

 

В зависимости от самостоятельности  и оригинальности образов воображение  бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение – это  представление чего-либо нового для  данного человека, опирающееся на словесное или условное изображение  этого нового. Очень важно для создания правильных представлений о новом описать его образно, так рассказать о нем, чтобы вызвать живые образы, которые конкретизировали бы абстрактные данные, характеризующие это новое. Важнейшим условием правильного представления того, что описывается словами, является наличие знаний, на которые должны опираться образы, воссоздаваемые по описанию.

 

Креативное воображение – это  создание новых образов без опоры  на готовое описание или условное изображение. Это воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Оно связано с творческой деятельностью человека.

 

Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются»  такие психические процессы, как  память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем, учитывая, что все познавательные процессы находятся в отношениях тесной связи и взаимозависимости (как элементы единой системы), можно говорить о том, что активное в учебной деятельности любой из указанных функций создает благоприятные предпосылки и для развития воображения.

 

С точки зрения Л.С. Выготского, воображение  и мышление теснейшим образом  переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; и тот, и другой процессы участвуют в любом творческом акте. Творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного и в этом смысле прямо противоположно тому, что уже познано. Но чтобы соответствующим образом действовать, необходимо создавать предварительно воображаемые модели творимого объекта. Из различных вариантов отобранными будут те, в которых наиболее полно определяются не только конечные цели творчества, но и отправные данные для его осуществления, т.е. имеется достаточный запас информации. Образно говоря, в ряде случаев воображение создает «зону ближайшего развития» мышления. Вот почему воображение следует рассматривать в теснейшей связи с мышлением. Творческое мышление – это и есть мышление плюс воображение, иначе говоря, это единственный интеллектуально-волевой процесс.

 

Изучению проблемы взаимосвязи  воображения и памяти посвящены  работы Л.С. Выготского, П.П. Блонского, З.М. Истоминой. Так, П.П. Блонский отмечал, что оперирование образами начинается с простой автоматической репродукции  и спонтанного фантазирования и  кончается сознательной репродукцией и творческим воображением. Следовательно, обогащение чувственного опыта, расширение объема памяти ребенка необходимо для создания достаточно прочных основ его творческой деятельности. Чем больше ребенок слышал, видел, пережил, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее  и продуктивнее при прочих равных возможностях будет деятельность его воображения.

 

Вместе с тем, для развития воображения  важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. При формировании воображения предметная среда должна рассматриваться не только со стороны многообразия, но и особого обеспечения пространства, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить. Последнее играет решительную роль при формировании воображения и может быть обеспечено за счет введения в окружающую его сферу предметов малоизвестных и нестандартных, которые можно использовать по-разному в зависимости от обстоятельств.

 

Существенное значение  в развитии и функционировании воображения  имеет речь. Исследованию роли речи в процессе становления воображения  всегда отводилось должное место  в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская). Отмечается, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, что дети с задержкой речевого развития оказываются отстающими и в развитии мышления, и в развитии воображения. Участие второй сигнальной системы в формировании и развитии образов воображения помогает «разворачиванию» этих образов, способствует их совершенствованию.

 

Таким образом, можно подвести итог по данному вопросу:

· воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания;

· специфика отражательной деятельности воображения заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путем  переконструктурирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде;

· воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического  познания, сохраняя при этом свою специфику;

· деятельность креативного воображения  опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека, прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;

· деятельность воображения значительно  активизируется в условиях дефицита внешней информации, процесс воображения, его богатство, сила, содержательность обусловлена прошлым опытом личности, опирается на него;

· воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости  со всеми познавательными процессами и речью.

 

В начале XX века возникла педагогическая теория свободного воспитания. Немецкие исследователи предполагали, что  ребенку не следует мешать в его творческом становлении, он должен развиваться спонтанно, самопроизвольно. Свободное воспитание предполагает невмешательство во внутренний мир ребенка: нужно следить, наблюдать, но не обучать приемам деятельности. Ребенок будет самосовершенствоваться. Таким образом, эти исследователи исключали явление социального фактора, признавая в личности развитие индивидуальности.

 

Отечественная педагогика, начиная  с 20 годов  ХХ века, определила, что  развитие творчества у ребенка требует  активной помощи взрослого. В 1925 году Е.А. Флерина написала ряд статей, где она ставила задачи, как развивать детское творчество, связывая его с обучением. Она противопоставляла  обучение творчеству. Успешное усвоения учебного материала будет оказывать положительное влияние на творчество.

 

Современная  наука определяет креативное творчество как специфический  вид деятельности, порождающий качественно  новое и отличающийся неповторимостью  произведения, имеющий общественно-историческую уникальность. Творчество – процесс  мышления в его высшей форме, который требует решения задачи новым способом.

 

Необходимым условием творческой деятельности художника являются  способности (уровень развития психических процессов). Если результатом творческой деятельности взрослого является произведение искусства, то результат детского творчества – это образ выразительный. Художественный образ передает субъективно-объективный мир художника. Творчество ребенка определяется двумя факторами:

· Субъективный (развитие анатомо-физеологических  особенностей).

· Объективный (воздействие явлений  окружающей жизни).

 

Таким образом, выделяем этапы творчества у детей:

 

1)    Подготовительный этап (побуждение к созданию картины,  встреча с необходимыми людьми  и т.д.).

 

2)    Вынашивание замысла  (ребенок создает эскиз, зарисовки, подбирает изоматериалы). Часто этот этап   бывает у детей «свернут»   .

 

3)    Реализация замысла  (создание конкретного произведения, завершение работы).

 

4)    Представление картины  зрителю (выставка работ). Этот  этап имеет особое значение для детей.

2.2 Роль креативного воображения  на уроках изобразительного искусства

 

Изобразительная деятельность является составной частью культуры человека, это его живая потребность, т.к. занимаясь искусством, человек не только овладевает практическими навыками, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, а также развивает свои психические процессы. Изобразительная деятельность развивает умение наблюдать, анализировать; творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления. Отсюда следует, что уроки изобразительного искусства необходимы и очень важны в системе общего образования.

 

На уроках изобразительного искусства  итогом работы является рисунок. Это  лишь внешний результат учеников, но в нем зашифрован весь путь развития тех мыслеобразов, которые были заданы темой. Рисунок – это та материальная форма, в которую вылились мысли. И от того, насколько они были многообразны и активны зависел результат. Здесь мы понимаем огромное значение развития воображения на уроках изобразительного искусства, как важного фактора в решении тех или иных художественных задач. Отсюда мы делаем вывод, что воображение на уроках изобразительного искусства носит активный творческий характер.

 

Любой художественной работе присуще  понятие – творчество, т.к. оно (творчество) в изобразительном искусстве связано с необходимостью создания чего-то нового, своего, ранее не существовавшего. Это просматривается в детских рисунках.

 

Когда дети на уроках начинают экспериментировать с формой и цветом, они сталкиваются с необходимостью отыскать такой способ изображения, в котором объекты их жизненного опыта могли бы  воспроизводиться с помощью определенных средств. Изобилие оригинальных решений, которые они создают, всегда изумляют, в особенности потому, что дети обращаются, как правило, к самым элементарным темам.

 

Например, при изображении  портрета человека дети не стремятся  быть оригинальными, и все же попытка  воспроизвести на бумаге все то, что они видят, заставляет каждого  ребенка открывать для себя новую визуальную формулу для уже известного предмета. В каждом рисунке можно заметить уважение к основному визуальному понятию о человеке. Это доказывается тем, что любой зритель понимает, что перед ним изображение человека, а не какого-либо другого объекта. В то же время каждый рисунок существенно отличается от других.                                                            

Информация о работе Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства