Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проекта. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Оглавление

1. Краткая аннотация проекта

1.1 Актуальность проекта, цели и задачи проекта

1.2 Этапы и сроки выполнения проекта

1.3 Ожидаемые результаты проекта

2. Креативное воображение как цель обучения в начальных классах

2.1. Особенности воображения как психического процесса

2.2. Роль креативного воображения на уроках изобразительного искусства

3. Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

3.1. Система учебно-творческих заданий по развитию воображения

3.2. Психолого-педагогические основы организации учебной работы

3.3. Диагностика уровня развития креативного воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

4. Заключение

5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

 

Наиважнейшим источником детской  фантазии являются эмоции. Чувства всегда стремятся воплотиться в определенные образы и как бы подбирают себе соответствующий жизненный материал: впечатления, мысли, события, никак не связанные друг с другом логически, могут объединяться на основе того настроения, которое они у нас вызывают, и породить образы, которых в действительности никогда не было. Наличие эмоциональной связи между фантазией и реальностью требует от педагога создавать два вида условий для детского изобразительного искусства. Сначала необходимо возбудить у учеников эмоциональное отношение к заданию, а затем, когда эмоции уже действуют, оберегать их от сторонних помех и собственного несвоевременного вмешательства. Чувства легко «спугнуть», а вместе с ними исчезнут и еще неустойчивые у детей образы фантазии. Опыт, знания, убеждения взрослого человека могут не только обогащать фантазию, но и быть для нее тормозом, которого ребенок еще не приобрел. Обучить акту  творчества нельзя. Он не подчиняется никаким правилам и указаниям, требует особого состояния, которое непосредственно зависит от индивидуальности ребенка. Но это вовсе не значит, что учитель не может содействовать его образованию и проявлению у детей.

 

Деятельность творческого воображения  ребенка почти никогда не возникает  без помощи и участия взрослого. Но роль взрослого заключается не в том, чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с учеником восходить к акту творчества. Для реализации этого принципа необходимо не только инициировать детское воображение через разные формы связи фантазии и реальности, но и определенным образом построить ту часть урока, когда дети создают и реализуют замыслы своих рисунков. Урок должен содержать несколько стадий, каждая из которых отмечается своим содержанием и характером взаимодействия учителя с учеником.

 

1. Стадия подготовки материала к замыслу. Активизация накопленного жизненного и культурного опыта, освоение способов построения художественной формы.

 

2. Стадия постановки замысла-задачи. Основывается на том, что воображение  детей имеет направленный характер, т.е. построение образа будущего рисунка вначале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение отдельной задачи. Способность сочинить замысел имеет у детей не только индивидуальные, но и возрастные особенности. Замысел–задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами.

 

3. Стадия творчества. Требует особого  состояния сосредоточенности и  полного подчинения изображаемому.  Отношения между учителем и  учеником на этой стадии строго индивидуальна. Задача учителя – внушить ребенку уверенность в его успех.

 

Таким образом, были рассмотрены психолого-педагогические основы организации учебной деятельности в целом на уроках изобразительного искусства младших школьников.

 

Вывод: школа как общественный институт призвана целенаправленно и последовательно передавать новому поколению исторически развитые формы культурного развития, т.е. развивать эстетическое сознание детей, эстетическое отношение к действительности, способность к ее освоению по «законам красоты» с учетом дидактических принципов обучения, взаимосвязанных психических процессов, педагогических методов и приемов обучения.

 

3.3 Диагностика уровня развития  креативного воображения у   младших школьников на уроках  изобразительного искусства

 

В младшем школьном возрасте имеются  широкие возможности для развития креативного воображения у детей  в связи с формированием таких  психологических новообразований, как произвольность, внутренний план действий, по мнению Л.С.Выготского, именно в этот период устанавливаются наиболее тесные связи фантазии с речемыслительными процессами, начинает складываться новая функциональная система воображения.

 

Методика исследования особенностей воображения учащихся была разработана  кандидатами педагогических наук, профессорами МПГУ Речицкой Екатериной Григорьевной и Сошиной Еленой Александровной на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры» («Incomplete Figures Тask»). Тест предназначен для диагностики креативных способностей детей.

 

Ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, трапеция) или контуры элементов отдельных предметов. И предлагают на основании каждой из предлагаемых фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах. (Приложение 14).

 

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков.

 

Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента.

 

Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для дорисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков.

 

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Возможность осуществления такой реконструктивной функции воображения заложена в самой специфике этого психического процесса. В основе механизма воображения всегда лежат процессы диссоциации и ассоциации, анализа и синтеза имеющихся представлений. Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза. Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и т.д. От уровня сформированности операций анализа и синтеза во многом зависит продуктивность деятельности воображения.

 

Изобразительная деятельность, как  отмечают психологи, позволяет как  бы вывести процессы воображения  из внутреннего плана во внешний, что создает своего рода наглядные  опоры при недостаточном уровне сформированности внутренних механизмов комбинаторики процессов воображения у детей.

 

Существует несколько показателей, определяющих уровень сформированности воображения ребенка.

 

1. Количественная продуктивность  его деятельности. Высчитывается по числу композиций, выполненных на основе каждой из предложенных фигур.

 

2. Гибкость использования идей. В результате ее детские работы  можно разделить на творческие  и нетворческие. К нетворческим  относятся:

· типичные рисунки, когда одна и  та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (круг – колесо машины, самоката, велосипеда и т.д.);

· рисунки, в которых разные эталоны  превращаются в один и тот же элемент  изображения (круг, квадрат, треугольник  превращаются в часы).

 

К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения.

 

3. Оригинальность воображения.  Наличие у ребенка большого  количества оригинальных изображений  свидетельствует о силе, пластичности  его фантазий и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.

 

По одному из этих показателей нельзя судить об уровне сформированности воображения. Поэтому кандидатами психологических  наук, профессорами Речицкой Е.Г. и Сошиной Е.А. были разработаны шесть  качественных уровней, по которым можно распределить всю совокупность детских рисунков:

 

1 уровень – работам свойственна  чрезвычайная схематичность, практически  полное отсутствие деталей. Дети  изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

 

2 уровень характеризуется меньшей  схематичностью изображения, появлением  большого числа деталей как  внутри основного контура, так  и за его пределами.

 

3 уровень – характерно возникновение  вокруг основного изображения  «поля вещей», т.е. предметной  оформленности окружающей среды  (так, трапеция, уже не просто  тарелка, а ваза, стоящая на  столе, или круг – не просто  яблоко, а на тарелке). На этом  уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат – зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.

 

4 уровень – в работах отмечается  широко развернутая предметная  среда. Дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

 

5 уровень – для работ характерно  многократное использование заданной  фигуры при построении единой  смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования тест-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.

 

6 уровень – качественное отличие  данного уровня от предшествующих  заключается в характере использования  тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть «включением». На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как  «материала», толчка к воображению и творчеству.

 

Использование при создании идей и  продуктов воображения действия «включения» обеспечивает многовариативность решения задач, перестраивая и направляя  процесс воображения в сторону поиска оптимального решения, что соответствует вероятностному характеру отражения действительности, составляющему специфику процесса воображения.

 

Я провела исследование по изучению особенностей воображения учащихся начальных классов (2-4), используя методику, разработанную Речицкой Е.Г. и Сошиной Е.А. на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест проводился с учащимися двух классов. Первоначально в 2005-2006 учебном году, и затем в 2006-2007 учебном году.

 

 

Данные 2а класса 2005-2006 уч.года. И этот же класс 2006-2007 уч.год.

 

Данные 3 в класса 2005-2006 уч.года. И  тот же класс 2006-2007 уч.год

 

Средний показатель уровня развития воображения составляет:

 

2 а класс – 2,2                                 3 в класс – 3,3

 

3 а класс –  2,8                                4 в класс – 4,0

 

Вывод: уровень развития воображения  увеличился за год на 0,6 у одного класса и на 0,7 у другого. Поэтому  можно говорить об эффективности  творческих заданий, игр и упражнений, которые я использовала на уроках. Позитивные сдвиги в деятельности воображения, выявленные при сравнении показателей двух лет обучения, свидетельствуют о возможности в процессе целенаправленного обучения повышать уровень развития данного психического процесса.

 

Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель - разработка, обоснование и реализация системы творческих заданий и выявление комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования достигнута, выдвинутая гипотеза об эффективности развития креативного воображения младших школьников с помощью системы творческих заданий доказана, поставленные задачи решены.

 

4. ЗАКЛЮЧЕНИИЕ 

 

Креативное воображение является необходимым условием для любой  деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот психический процесс для детей при обучении. Любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка изобразительное искусство и т.д.) требуют эффективной работы этой психической функции. Вот почему важно целенаправленно развивать творческое воображение на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

 

Формированию креативного воображения  способствуют:

 

1. Использование на начальном  этапе обучения специальных знаний  на конструирование, которые выполняются  учащимися на предметно-действенном уровне.

 

2. Использование заданий, моделирующих  деятельность воображения на  наглядно-образном уровне.

 

3. Использование на уроках предметно-практического  обучения и во внеклассной  работе широкого ассортимента  природных и синтетических материалов для обобщения чувственного опыта учащихся.

 

4. Направленность обучения на  развитие у учащихся способностей  к сюжетному конструированию,  включению заданных элементов  в простой, а затем в развернутый  контекст.

 

5. Акцентирование внимания на  изображении создаваемых объектов в динамике.

 

6. Выделение деятельности работы  с формой, предлагающей создание  на основе форм исходных материалов  образов различных объектов.

Информация о работе Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства