Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проекта. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Оглавление

1. Краткая аннотация проекта

1.1 Актуальность проекта, цели и задачи проекта

1.2 Этапы и сроки выполнения проекта

1.3 Ожидаемые результаты проекта

2. Креативное воображение как цель обучения в начальных классах

2.1. Особенности воображения как психического процесса

2.2. Роль креативного воображения на уроках изобразительного искусства

3. Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

3.1. Система учебно-творческих заданий по развитию воображения

3.2. Психолого-педагогические основы организации учебной работы

3.3. Диагностика уровня развития креативного воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

4. Заключение

5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Краткая аннотация проекта

 

     1.1 Актуальность проекта,  цели и задачи проекта 

 

     1.2 Этапы и сроки  выполнения проекта

 

     1.3 Ожидаемые результаты  проекта

 

2. Креативное воображение как  цель обучения в начальных  классах

 

2.1. Особенности воображения как психического процесса

 

2.2. Роль креативного воображения  на уроках изобразительного искусства

 

3. Формы и методы развития  творческого воображения у младших  школьников на уроках изобразительного  искусства

 

     3.1. Система учебно-творческих заданий по развитию воображения

 

     3.2. Психолого-педагогические  основы организации учебной работы

 

     3.3. Диагностика уровня  развития креативного воображения  у младших школьников на уроках  изобразительного искусства

 

4. Заключение

 

5. Список литературы

 

6. Приложение

1.   КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

 

1.1 Актуальность проекта, цели  и задачи.

 

Актуальность проекта. Возрастающая потребность общества в людях, способных  творчески подходить к любым  изменениям, нетрадиционно и качественно  решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

 

Чем настоятельнее потребность  общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

 

Стратегия современного образования  заключается в предоставлении возможности  всем учащимся проявить свои таланты  и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание".

 

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных  документах. В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года", "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12летней школе)" делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

 

С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования. И поэтому приходим к выводу, что вопросы творчества приобретают все большее значение в системе художественного образования, а также образования в целом.

 

На сегодняшний день актуальна  проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в  индивидуальной форме обучения.

 

В результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема проекта, заключающаяся в  теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень  развития креативного воображения  младших школьников в учебном процессе.

 

Вышеизложенное обусловило выбор  темы проекта: "Творческие задания  как средство развития креативного  воображения школьников в учебном  процессе".

 

Цель проекта: разработать систему  творческих заданий, ориентированную  на повышение уровня развития креативного воображения младших школьников, выявить комплекс педагогических условий, способствующих ее эффективному функционированию в учебном процессе.

 

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс 

 

Предмет исследования: развитие креативного воображения младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.

 

Гипотеза исследования: развитие креативного  воображения младших школьников средствами творческих заданий будет  эффективным, если:

на основе системного, личностнодеятельностного подхода разработать и реализовать систему творческих заданий, особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, что находит отражение в компонентном составе системы (целевой, содержательный, деятельностный, результативный);

выявить, теоретически обосновать и  экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий в начальной школе:

 

1) личностнодеятельностное  взаимодействие учителя и учащихся  в процессе организации творческой  деятельности; 

 

2) обеспечение творческой  продуктивности младших школьников  в рамках дополнительной учебной  программы; 

 

3) диагностика уровня развития креативного воображения младших школьников.

 

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой  определены задачи проекта:

 

1. Изучить и проанализировать  состояние проблемы исследования  в педагогической теории и  практике.

2. Конкретизировать понятие "творческая деятельность младших школьников".

 

3. На основе системного, личностнодеятельностного  подхода разработать и реализовать  систему творческих заданий, ориентированную  на развитие креативного воображения  младших школьников.

 

4. Выявить, теоретически обосновать  и экспериментально проверить  комплекс педагогических условий,  обеспечивающих эффективное функционирование  системы творческих заданий в  учебном процессе.

 

5. Обеспечить межпредметную связь  (развитие речи, информатика, музыка, технология, математика).

 

Исследования проводились в  три этапа на базе муниципальной  общеобразовательной школы № 15, г. Новотроицка, Оренбургской области. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования.

 

1.2 Этапы и сроки выполнения 

№ 

Название этапа 

Сроки 

Содержание

 

1. 

поисководиагностический 

Сентябрь 2005г.- Октябрь 2005г.

 

  

1. Изучить состояние проблемы  в теории и практике начальной  школы.

 

2. Разработать понятийный аппарат и программу исследования.

 

3. Выдвинуть рабочую гипотезу, определить  последующие задачи.

 

Использовать такие методы научнопедагогического  исследования, как теоретический  анализ, наблюдение, методы опроса (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся.

 

2. 

теоретикоэкспериментальный 

Ноябрь 2005г.-Февраль 2006г. 

1. Разработка системы творческих  заданий, выявление  и проверка  условия ее эффективного функционирования.

 

2. Проверка формирующего этапа эксперимента,  гипотезы, выполнение задачи.

 

Ведущими методами явились: педагогический эксперимент, наблюдение, диагностические  методы (беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся).

 

3. 

обобщающий 

Март 2006г.-Май 2006г. 

1. отрабатать окончательные выводы  и предложения.

 

2. осуществить проверку и обработку  результатов исследования.

 

3. провести обобщение, систематизацию, описание полученных результатов.

 

4. Провести работу по внедрению  результатов в школьную практику.

 

Основные методы исследования: анализ, обобщение результатов исследования, методы математической статистики.

 

 

1.3 Ожидаемые результаты проекта: 

 

1. Разработка и реализация системы  творческих заданий для развития  креативного воображения. 

 

2. Выявление и обоснование комплекса педагогических условий эффективного функционирования разработанной системы.

 

3. Повышение уровня развития  творческого мышления и креативного  воображения учащихся, необходимых  для  развития умения решать  творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения.

 

4.Применение учащимися активных  методов для организации самостоятельной творческой деятельности.

 

5.Своевременное выявление недостатков  организации творческой деятельности  учащихся, внесение необходимых  изменений, индивидуальный подход  к развитию каждого ученика.

2. КРЕАТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ КАК  ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, воображение является центральным  психологическим новообразованием дошкольного возраста. Формируется  воображение в игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрастном периоде. В ситуации игры воображение дошкольника получает широкий простор и проявляется в наиболее ярких, красочных формах, в связи с чем создается впечатление, что маленький ребенок живет наполовину в мире своих фантазий и что его воображение сильнее, богаче, оригинальнее воображения взрослого.

 

Однако Л.С. Выготский, рассматривая проблему воображения в возрастном аспекте, показывает несостоятельность  таких позиций. Он утверждает, что  все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поэтому опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека, интеллект элементарнее и проще, вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся неожиданными и оригинальными.

 

В возрастном периоде, который начинается с момента поступления ребенка  в школу, ведущей деятельностью становится учебная, в рамках ее происходит дальнейшее развитие всех психических процессов, в том числе и воображения.

 

Произвольность воображения проявляется  в умении младшего школьника сознательно  ставить цели действия, преднамеренно  искать и находить эффективные средства и приемы их достижения. Кроме того, у детей постепенно  формируется способность к выполнению действий, в том числе планирования в уме.

 

Таким образом, подход к изучению воображения  как к возможности осмысления ребенком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой – перенести логику его развития на все виды и формы деятельности в младшем школьном возрасте. Образцы воображения в этот период становятся более полными, чем у дошкольников, причем элементов репродуктивности – простого воспроизведения значительно меньше, и в большей степени появляется творческая переработка впечатлений. В связи с усвоением школьниками сведений об объектах окружающего мира и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают логическую аргументацию, что является важнейшей предпосылкой развития творческого (продуктивного) воображения у младших школьников.

2.1 Особенности воображения как  психического процесса

 

Интерес  к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно – на рубеже XIX–XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В.Вундт, Ф. Матвеева, Э.Мейман, А.Л.Мищенко, Т.Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, даются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами.Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.Н. Пушкин),  разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленский, А.В. Запорожец, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский).

 

Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.

 

Воображение в психологии рассматривается  как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению. По мнению отечественных психологов, воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, т.е. он ориентируется в вероятностной, предполагаемой среде. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного переструктурирования имеющегося опыта.

Информация о работе Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства