Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:09, курсовая работа
Актуальность проекта. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.
1. Краткая аннотация проекта
1.1 Актуальность проекта, цели и задачи проекта
1.2 Этапы и сроки выполнения проекта
1.3 Ожидаемые результаты проекта
2. Креативное воображение как цель обучения в начальных классах
2.1. Особенности воображения как психического процесса
2.2. Роль креативного воображения на уроках изобразительного искусства
3. Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
3.1. Система учебно-творческих заданий по развитию воображения
3.2. Психолого-педагогические основы организации учебной работы
3.3. Диагностика уровня развития креативного воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
4. Заключение
5. Список литературы
Объект представляет
только незначительный минимум характерных
структурных признаков, взывая тем
самым к воображению в
Эти различия частично обусловлены стадией развития ребенка, частично его индивидуальным характером, отчасти они зависят от целей, для которых создавался рисунок. Взятые все вместе, рисунки свидетельствуют о богатстве художественного воображения детей.
Отсюда следует, что роль творческого воображения на уроках изобразительного искусства велика. И развитие творческого воображения является одной их главных задач в системе эстетического обучения, т.к. рисунок является источником творческой деятельности.
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ
РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО
Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьника – мышление и воображение. Если ребенок недостаточно был в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Так у младших школьников сензитивный период – это период развития мышления и воображения. Какую же форму это развитие приобретает на уроках изобразительного искусства? Форму творчества, через которую у детей учитель развивает творческое воображение различными педагогическими методами и приемами.
Обладая системой понятий, отражающих действительные связи и отношения предметов и явлений, школьник знакомится с закономерностями объективного мира. Постепенно ученик классифицирует объекты и явления действительности. Учится анализировать и обобщать, систематизировать. Интенсивному развитию воображения способствует целенаправленность учебных занятий. Так с 1-го класса учитель учит детей организованной целенаправленной творческой деятельности, формирует умение подчинять весь творческий процесс решению конкретной задачи. Это очень сложная задача, т.к. у учащихся начальных классов проявляется часто пассивность воображения. Поэтому с 1-го класса применяются самые разнообразные приемы, активизирующие творческую деятельность. По мере перехода из одного класса в другой школьники все больше знакомятся с понятиями. Мыслительная деятельность младшего школьника имеет наглядный характер и в значительной степени связана с чувственным познанием. Поэтому в начальных классах широко используются наглядные методы и приемы, которые успешно могли бы развивать творческое воображение на уроках изобразительного искусства.
В начальных классах на уроках изобразительного искусства главным принципом обучения является наглядность и постепенность; широко используются словесные, наглядные, практические методы и игровые приемы, которые способствуют развитию творческого воображения. Рассмотрим в схемах методы и приемы.Словесные методы
· Вопросы (наводящие, поисковые)
· Рассказ (используется
в первой части урока, должен быть
кратким и соответствовать
· Беседа (выступает в форме вопросов)
· Указания (общие и индивидуальные, используется на протяжении всего урока)
· Пояснения (направлены на последовательность проведения работы, на планирование конкретного материала)
· Художественное слово (используется на уроке в любой части, придает красочность и выразительность заданной теме)
Наглядные методы
· рассмотрение
· наблюдение
· показ (частичный
Практические методы играют большое значение на уроках изобразительного искусства. Формы работы представляются ведением уроков (работа с натуры. Тематическое рисование, декоративно-прикладное, беседа). Отсюда следует, что учителю на уроке изобразительного искусства необходимо грамотно, используя выше перечисленные формы, методы и приемы работы с детьми, развивать творческое воображение у детей 1-3 классов, потому что за учебными столами не только будущие художники, но и зрители. Они зададут степень приобщенности к подлинным высотам искусства и от того, какие знания они получат, каким мастерством они овладеют, будет зависеть уровень художественной культуры общества в целом.
3.1 Система учебно-творческих
Младший школьный возраст – самый яркий период выявления потенциальной художественной талантливости почти всех детей и, вместе с тем период, когда дети наиболее восприимчивы к развитию творческого воображения.
С точки зрения отечественных психологов,
все психические функции
Развитие креативного воображения через изобразительную деятельность может происходить как на уроках, так и во внеурочное время (кружок). Каждое учебное заведение, учитель сам выбирает программу, по которой он будет работать. В любой программе по изобразительному искусству (Кузина В.С., Немского Б.М., Шпикаловой Т.Я., Копцевой Т.А. и др.) решаются задачи по развитию воображения. Я хочу предложить ряд творческих заданий, которые можно использовать на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время для развития креативного воображения детей.
1. Дидактическая игра «Пифагор», «Волшебная мозаика».
Цель: сложить из отдельных элементов определенные фигуры по словесной конструкции (без образа).
В качестве конструктивного материала можно использовать следующие комплекты деталей:
1) два комплекта картонных
8 фигур
2) комплект картонных полукругов различной величины
3) набор деталей, включающий
элементы двух предыдущих
Все предложенные для воссоздания объекты должны быть хорошо знакомы детям. Они складывают изображения предметов, начиная с простых (гриб, кораблик, домик) и заканчивая более сложными (насекомые, животные, человек).
2.«Мазайка»
Даны графические изображения четырех данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них предметы.
3. Дидактическая игра «
Детям предлагаются наборы из 20 карточек со схематическими изображениями на них каких-либо предметов или простых геометрических фигур. В каждом наборе пять комплектов по четыре карточки с изображением одной и той же фигуры, но в разных пространственных ракурсах.
Дается установка дорисовать эти фигуры до какого-либо целостного изображения, не меняя при этом их пространственного расположения..
4. «Дорисуй картинку». Детям
предлагаются карточки с
5. «Рисуем настроение». Педагог предлагает детям нарисовать разное настроение каждой голове ребёнка.
7. Упражнение «Волшебные кляксы».
8. Упражнение «Волшебные
9. «Охотник». Цель: увидеть в
сплетениях линий образы
Задание: попытаться создать свою работу.
10. «Дорисуй линию». Дорисовать линию до известного объекта.
11. «Дорисуй узор». Продолжить узор на вазе.
12. «Симметрия». Дорисовать
13. «Ассиметрия». Дорисовать ассиметричный узор
14. «Весёлые человечки» Из
15. Создание картины по
3.2 Психолого-педагогические
Любая учебная деятельность имеет цель, средства, формы, методы и результат, а также она характеризуется определенными дидактическими принципами: прочности, целеполагания, научного содержания, доступности, систематичности, последовательности, активности, наглядности, осознанности. Процесс обучения включает в себя взаимосвязанные психические процессы (память, мышление, внимание, воображение). И одним из определяющих компонентов является цель. Целью обучения мы называем мысленно предполагаемый конечный результат. От него зависит характер деятельности учителя и учащихся, организационные формы и методы обучения. Под конечным результатом в данном случае мы подразумеваем развитие творческого воображения. Задачи, решаемые в процессе достижения этой цели:
1. Стимулировать учебно-
2. Организовывать их к познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками.
3. Развивать творческое мышление,
воображение, способности,
4. Формировать нравственно-
5. Совершенствовать учебные умени
Основой организации учебной работы является структура, состоящая из семи компонентов: целевой, мотивационный, содержательный, деятельно-операционный, эмоционально-волевой, контрольно-регулирующий, оценочно-результативный.
Данная структура обеспечиваетс
1. Отчетливая целенаправленность урока.
2. Достаточное организованное и
материальное обеспечение
3. Оптимальный психологический режим урока.
4. Оптимальный темп и ритм работы на уроке.
5. Систематическая
6. Завершенность операций.
7. Экономия времени на уроке.
8. Непрерывный контроль и
9. Закрепление знаний, умений, навыков.
10. Непрерывное совершенствование учебного процесса.
А также необходимо помнить о педагогических методах, посредством которых осуществляется урок как основная структура организации учебной работы.
МЕТОДЫ
словесные
наглядные
практические
репродуктивные
поисковые
индуктивные
дедуктивные
самостоятельной работы
В процессе жизни человек включен в самые разные виды деятельности, в трудовую, учебную, игровую. В младшем школьном возрасте, который рассматривается в работе, игровая деятельность находится рядом с учебной. Это необходимо учитывать наряду с различными методами и формами организации учебной работы.
Этот возрастной период характеризуется активным физическим развитием. Поэтому очень важно практиковать различные виды деятельности на уроке и использовать физкультурные минутки. Не менее важное педагогическое значение имеют особенности развития психических процессов и познавательной деятельности. В младшем школьном возрасте у ребенка начинает формироваться вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и воображением, на основе наглядно-образного мышления.
ИГРА + УЧЕНИЕ = ОБРАЗОВАНИЕ
Изобразительное искусство – занятие, давно знакомое ребенку. И на этом уроке необходимо особенно первоклассников похвалить за работу, и тем самым показать детям, что каждый замечен. Рисунки первоклассников различаются не столько по содержанию, сколько по качеству. И здесь очень важно учителю понять, что способности бывают разные: актуализированные (уже раскрытые и развитые) и потенциальные (еще не проявившиеся по независимым от ребенка причинам). На первых порах важно, что дети уже мотивированы к изобразительной деятельности и их не надо заставлять ни замечаниями, ни отметками, ни другими школьными средствами принуждения к учению. Однако, эта мотивация может ослабнуть или даже совсем исчезнуть, если уроки станут неинтересными или не будут опираться на уже имеющийся детский опыт. Поэтому я на уроках изобразительного искусства постоянно активизирую мыслительную, творческую деятельность учащихся, а это происходит с помощью развития познавательного интереса.
Ребенок, в отличие от взрослого,
ежедневно имеет дело с чем-то
ранее ему неизвестным и
Способность комбинировать в воображении жизненный и культурный опыт на основе ассоциаций (объединение двух или нескольких впечатлений) и диссоциаций (разъединение, нарушение связей внутри привычной общности) является основным психологическим механизмом творчества. Любое создание фантазии ребенка строится из элементов, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем шире его чувственный опыт, разнообразнее впечатления и переживания, тем богаче материал, который может комбинировать воображение. Однако для создания творческого продукта необходима еще способность своевременно использовать накопленный опыт, у разных детей эта способность развита неодинаково. Они не актуализируют свой личный жизненный опыт в рисунках, т.к. рисуют то, что велит учитель, и ждут его точного указания – образца. Другим для актуализации личного жизненного опыта требуется какой-то выбор или хотя бы аналогия их наблюдениям и впечатлениям. Третьим достаточно подсказать только направление – поискать в жизни что-то значимое, и они быстро увлекаются новым замыслом. Для налаживания и укрепления этой связи фантазии с реальностью учителю необходимо всячески расширять чувственный опыт своих учеников и воспитывать способности к его актуализации.