Формирование коммуникативной компетентности начинающего педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение коммуникативных и эмпатических способностей будущих педагогов для осуществления эффективного процесса педагогической деятельности.
Задачами исследования являются: 1. Анализ проводимых мероприятий, направленных на развитие коммуникативной компетентности будущего педагога. 2. дать четкое определение понятия «коммуникативная деятельность» педагога. 3. Определить роль коммуникативных способностей педагога в структуре профессионально важных качеств педагога. 4. Выяснить роль коммуникативных способностей педагога в повышении эффективности педагогической деятельности в школе.5. показать значимость коммуникативной культуры начинающего педагога.

Оглавление

Введение 3- 5
Глава 1. Понятие коммуникативных способностей и их роль в процессе общения начинающего педагога в процессе осуществления педагогической деятельности в школе. 5- 9
1.1Роль коммуникативных способностей в структуре профессионально важных качеств начинающего педагога. 9- 14
Глава 2. Формы и методы развития коммуникативных способностей начинающих педагогов. 15-16
2.1 Диагностика коммуникативных способностей педагога 16-17
2.2 Методическая программа оценки коммуникативных способностей педагога. 18-21
Заключение 22
Список использованной литературы. 22-24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 65.18 Кб (Скачать)

- способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания; 

- способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

- способность по-разному излагать, доступным образом объяснять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

- способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;

- способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;

- способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;

- способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;

- способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагоги ческой деятельности;

- способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).

Все эти специальные способности  касаются трех взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, умений и навыков: обучения, учения и научения. Трудно определенно сказать, как и когда они начинают формироваться  в онтогенезе и по каким законам  развиваются. Что-то в них является врожденным и существует в форме  задатков, однако до сих пор ничего конкретного по этому поводу наука  сказать не в состоянии. Как и  всякие другие способности, педагогические способности воспитываются, и их вполне сознательно можно формировать17. Необходимо подробнее остановится на коммуникативной компетенции будущего педагога. Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания. 
     Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит нередко к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками (группой или целым классом), к падению дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведению школьников18. Основу коммуникативной культуры начинающего педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

  • коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения.
  • социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей.

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных  способностей. 
     К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

  • умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении.
  • умения управлять своими эмоциями.
  • наблюдательность и переключаемость внимания.
  • социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам.
  • умение "подавать себя" в общении с учащимися19.

В своей совокупности такие  умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога. 
     Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:

  1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения.
  2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения.
  3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.)20.

В данной главе, нам удалось  определить роль коммуникативных способностей педагога в структуре профессионально важных качеств педагога, показать значимость коммуникативной культуры начинающего педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Формы и методы по развитию коммуникативных способностей начинающих педагогов

После проведения анкетирования  студентов прошедших педагогическую практику мы выявили четыре основных проблемы.

  Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.

Вторая трудность состоит  в нахождении способов и приемов  создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной  познавательной деятельности творческого  характера, заданий, связанных с  жизнью, подбор наглядных пособий  и др.), который обеспечил бы эффективную  познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.

Третья трудность связана  с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в  том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и  экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его  изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков.

Четвертая трудность - сложность  формирования мотивов учения, возбуждения  познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.

Для решения этих проблем  нам пригодится задания указанные  ниже.

 

 

 

Упражнения для  развития коммуникативных, способностей.  
1. Преднамеренно вступите в контакты с человеком в своем коллективе, с которым обычно не общаетесь близко. Придумайте повод поговорить. При этом в одном случае заведите разговор и управляйте общением сами, а в другом — разговорите товарища и незаметно для него лидерство в беседе передайте ему. Повторите это упражнение и в других ситуациях. 

2. Преодолейте робость  в разговоре с малознакомыми  людьми. Упражняйтесь так: если  вас слишком беспокоит, как  вы выглядите со стороны, что  о вас думают, дайте себе обещание, что, разговаривая с людьми, будете  думать только о деле, о предмете  разговора и избегать мыслей  о себе. Проконтролируйте результат  такой психологической подготовки  к общению 

3. Если вы не  очень общительны, поупражняйтесь  в разыгрывании роли общительного  человека: смело обращайтесь с  вопросами о том, как пройти  на такую-то улицу, который  час и т д. к людям, которые  кажутся вам особенно необщительными. 

4. У вас хорошее настроение. Но сумейте убедить окружающих в обратном, да так, чтобы друзья обратили на это внимание и спросили: "Что с вами, чем вы удручены?" 

5. В целях развития  у себя способности к перевоплощению  проделайте следующее: в течение  недели постарайтесь вспомнить  как можно больше переживаний,  которые были у вас в том  возрасте, в котором находятся  ваши ученики. В беседах с  ребятами узнайте, знакомы ли  и им эти переживания. А теперь  ответьте на вопрос: не забыли  ли вы свое детство, хорошо  ли понимаете детей? Помните,  способность к сочувствию —  важное условие контактов и  эффективности всех ваших воспитательных  влиянии21.

В данной главе, удалось выяснить роль коммуникативных способностей педагога в повышении эффективности педагогической деятельности в школе, провести анализ проводимых мероприятий, направленных на развитие коммуникативной компетентности будущего педагога.

 

 

2.1  Диагностика  коммуникативных способностей учителя

Реализация функций обучения и воспитания происходит через общение. Субъектами педагогического общения  являются педагоги и обучающиеся. общение  имеет огромное значение для профессионального  и личностного развития педагогов. оно выступает как фундаментальное  условие связывания всех членов педагоги-ческого  сообщества и вместе с тем как  способ их развития.

Различного рода нарушения  в общении обучающихся и педагогов  подавляют творческий саморазвивающий  потенциал обучающегося, стимулируют  негативные чувства, асоциальные формы  поведения, напряженные аффективные  состояния педагогов.

Содержание труда педагога является содействие психическому развитию обучающегося, а главным «инструментом» выступает психологическое взаимодействие с обучающимся, педагогическое общение. Педагогическое общение  - это гармоничное  сочетание вербального и невербального  поведения равноправных партнеров, понимающих, принимающих и уважающих  друг друга. Педагог должен быть внимателен к поведению обучающихся, его  словам, жестам, интонациям, переменам  во внешнем облике и поведении. Но главное – за внешними проявлениями поведения и состояния обучающегося  «видеть» его мысли и чувства, предугадывать намерения и поступки, моделировать личностные особенности  обучающихся. Целью эмпатического  отношения является выявление эмоциональной  окраски высказываний говорящего, их значения для других, определение  его системы ценностей. Научиться  эмпатически относится к людям  достаточно сложно: требуется большая  внутренняя работа по осознанию себя, переосмыслению своего поведения. Однако эмпатия весьма эффективна в межличностном  общении. Она делает об-щение комфортным.

В состоянии комфортного  общения две личности – педагог  и обучающийся – начинают образовывать некое творческое пространство, в  котором разворачивается творческий процесс приобщения учеников к человеческой культуре, разностороннего познания окружающей его социальной действительности и себя самого, своих возможностей и способностей.

Таким образом, искусство  общения учителя проявляется  в том, как он находит контакты и нужный тон голоса в тех или  иных школьных ситуациях; каким способом организует самостоятельную работу обучающихся, включая их в решение учебно-познавательных задач; как он создает креативную атмосферу на уроке; как использует свое воображение, интуицию и т.д.

Основными функциями педагогического  общения являются:

• информационная;

• социально-перцептивная;

• самопрезентативная;

• интерактивная;

• аффективная.

 На этой основе разработана  методическая программа, направленная  на диагностику уровня развития  коммуникативных способностей педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 1Методика направлена  на выявление индивидуального  уровня развития коммуникативных  способностей учителя. 

В основу методики положены характеристики вербального и невербального  поведения учителя. Методика может  применяться одномоментно,  так  и для выявления динамики развития способностей учителя к общению (дважды в год)

Оценивающий показатели способностей педагога присутствует на уроке и , используя бланк методики, фиксирует  по ходу урока наличие или отсутствие показателей коммуникативных способностей.(рис1)

По окончании урока  оценивающий проставляет суммарный  балл, определяющий уровень развития каждой характеристики. Десять полученных характеристик могут быть визуализированы  в виде графика, где по оси абсцисс  отложены порядковые номера основных характеристик коммуникативных  способностей, а по оси ординат - показатели уровней развития коммуникативных  способностей. При многократном исследовании коммуникативных способностей  педагога индивидуальные графики, полученные в  разное время, сравниваются между собой  и выявляется динамика развития способностей педагога.

 

2. Методика оценки работы учителя – МОРУ (Л.М. Митина)

 

Методика направлена на выявление  индивидуального уровня проявления (демонстрации) педагогом на уроке  педагогических способностей (компетентностей). Она может применяться одномоментно, так и для выявления уровня динамики развития (дважды в год). Изменение  показателей (индикаторов) анализируемых  данной методикой дает либо прирост  значений (возрастание уровня владения компетентностью), либо уменьшение значений показателей (снижение уровня владения компетентностью).

Педагогические компетентности (способности), оцениваемые ме-тодикой  МОРУ:

1. получение учителем информации о запросах обучающегося и его продвижении в обучении; демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения учебного материала (вербального письменного);

2. организация учителем времени урока, пространства класса, учеб-ных пособий и ИКТ;

Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности начинающего педагога