Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:21, курсовая работа
Целью исследования является изучение коммуникативных и эмпатических способностей будущих педагогов для осуществления эффективного процесса педагогической деятельности.
Задачами исследования являются: 1. Анализ проводимых мероприятий, направленных на развитие коммуникативной компетентности будущего педагога. 2. дать четкое определение понятия «коммуникативная деятельность» педагога. 3. Определить роль коммуникативных способностей педагога в структуре профессионально важных качеств педагога. 4. Выяснить роль коммуникативных способностей педагога в повышении эффективности педагогической деятельности в школе.5. показать значимость коммуникативной культуры начинающего педагога.
Введение 3- 5
Глава 1. Понятие коммуникативных способностей и их роль в процессе общения начинающего педагога в процессе осуществления педагогической деятельности в школе. 5- 9
1.1Роль коммуникативных способностей в структуре профессионально важных качеств начинающего педагога. 9- 14
Глава 2. Формы и методы развития коммуникативных способностей начинающих педагогов. 15-16
2.1 Диагностика коммуникативных способностей педагога 16-17
2.2 Методическая программа оценки коммуникативных способностей педагога. 18-21
Заключение 22
Список использованной литературы. 22-24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ Исторический
Формирование коммуникативной компетентности начинающего педагога
Курсовая работа студента
заочногоного отделения 3 курса 070951 группы
Научный руководитель
БЕЛГОРОД 2011
Содержание.
Введение
Глава 1. Понятие коммуникативных
способностей и их роль в процессе общения
начинающего педагога в процессе осуществления
педагогической деятельности в школе.
1.1Роль коммуникативных способностей
в структуре профессионально важных качеств
начинающего педагога.
Глава 2. Формы и методы развития
коммуникативных способностей начинающих
педагогов.
2.1 Диагностика коммуникативных способностей педагога 16-17
2.2 Методическая программа
оценки коммуникативных
Заключение
Список использованной литературы.
Приложение 25-35
Введение
Актуальность темы исследования: По сложности решаемых проблем, личностных качеств, требуемых от учителя, по степени ответственности возлагаемых обществом на него задач, профессия учителя является наитруднейшей и благороднейшей среди многих других профессий, которые своей созидательной сущностью направлены на совершенствование самого главного, что есть на Земле — Человека.
Проблема коммуникативных качеств педагогов особо актуальна в наши дни, поскольку воздействовать на личность ребенка педагог сможет только в том случае, если будет умело организовывать общение с детьми, станет составной частью детского коллектива, если в отношениях педагога и детей главным регулятором будет великое чувство общности воспитателя и ребенка — чувство «Мы». Для развития коммуникативно-адаптивных механизмов личности необходимо обучать детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, терпимости, компромиссу. В этом важную роль могут играть развитые коммуникативные способности педагогов.
Историография и
степень изученности темы: Понятие «коммуникативная
Объектом данного исследования является: изучение коммуникативной компетенции начинающего педагога, как одно из важнейших качеств, необходимых в профессиональной деятельности.
Предметом исследования является развитие и формирование коммуникативной компетенции будущего педагога и ее роль в процессе общения со школьниками.
Целью исследования является изучение коммуникативных и эмпатических способностей будущих педагогов для осуществления эффективного процесса педагогической деятельности.
Задачами исследования являются: 1. Анализ проводимых мероприятий, направленных на развитие коммуникативной компетентности будущего педагога. 2. дать четкое определение понятия «коммуникативная деятельность» педагога. 3. Определить роль коммуникативных способностей педагога в структуре профессионально важных качеств педагога. 4. Выяснить роль коммуникативных способностей педагога в повышении эффективности педагогической деятельности в школе.5. показать значимость коммуникативной культуры начинающего педагога.
Глава 1. Понятие коммуникативных способностей и их роль в процессе общения начинающего педагога в процессе осуществления педагогической деятельности в школе
Под коммуникативной
Характер педагогической
деятельности постоянно ставит учителя
в ситуации общения, требуя от него
проявления коммуникативной
Особенность перечисленных педагогически значимых качеств личности заключается в том, что каждое из них интегративно и комплексно, характеризуется многоуровневой структурой. Они находятся втесной взаимосвязи, сочетаются друг с другом и образуют определенное единство8.
Сущностную характеристику психолого-педагогической компетентности учителя составляет направленность на ученика как главную ценность своего труда, а также потребность в самопознании и самоизменении себя, способов учебно-воспитательной деятельности, методов воздействия на школьников с учетом закономерностей развития личности9.
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество10. Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности11. Под педагогическим общением понимается профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение - многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Педагогическое общение многогранно. Каждая грань определяется контекстом взаимодействия. Общие функции общения делятся на: познавательную, обозначающую объяснение окружающего мира, интонирование социально и личностно значимых сторон в познаваемых явлениях; эмотивную, представляющую собой отношение говорящего к сообщаемому и собеседнику; воспитывающую, целенаправленно формирующую социально-полезные качества личности учащегося; фасилитативную, направленную на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного; регулятивную, побуждающую адресата к действию, координации деятельности путем общения; функции самоактуализации, производящей процесс актуализации своих возможностей.
Педагогическое общение - это по своим функциям контактный и дистантный, информационный, побудительный, координационный, устанавливающий отношения взаимодействия всех субъектов образовательный процесс. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера помогает, облегчает общение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика12. Разнообразные виды профессионального педагогического общения (общение учителя с учащимися, с другими учителями, с директором школы, с методистом) различаются и по задачам, которые ставит учитель, и по тем способам, с помощью которых он их решает. Владение учителем разными видами общения обеспечивает ему оптимальность профессионального поведения. Оптимальное педагогическое общение - это такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника. Такое общение обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет учителю максимально использовать собственные личностные особенности. В этом случае личность учителя становится основным инструментом осуществления педагогической деятельности.
В данной главе было дано четкое определение понятия «коммуникативная компетенция» начинающего педагога, в свете осуществления педагогической деятельности в школе.
1.1 Роль коммуникативных способностей в структуре профессионально важных качеств начинающего педагога
Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Это - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и другое. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам начинающийся педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя13. Необходимо отметить, что одной из важнейших задач педагога является воспитание гармонично развитой личности. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности14. Профессиональный педагог—это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.
В современном цивилизованном
обществе педагог является фигурой,
которая требует особого
Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности начинающего педагога