Формирование коммуникативной компетентности начинающего педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение коммуникативных и эмпатических способностей будущих педагогов для осуществления эффективного процесса педагогической деятельности.
Задачами исследования являются: 1. Анализ проводимых мероприятий, направленных на развитие коммуникативной компетентности будущего педагога. 2. дать четкое определение понятия «коммуникативная деятельность» педагога. 3. Определить роль коммуникативных способностей педагога в структуре профессионально важных качеств педагога. 4. Выяснить роль коммуникативных способностей педагога в повышении эффективности педагогической деятельности в школе.5. показать значимость коммуникативной культуры начинающего педагога.

Оглавление

Введение 3- 5
Глава 1. Понятие коммуникативных способностей и их роль в процессе общения начинающего педагога в процессе осуществления педагогической деятельности в школе. 5- 9
1.1Роль коммуникативных способностей в структуре профессионально важных качеств начинающего педагога. 9- 14
Глава 2. Формы и методы развития коммуникативных способностей начинающих педагогов. 15-16
2.1 Диагностика коммуникативных способностей педагога 16-17
2.2 Методическая программа оценки коммуникативных способностей педагога. 18-21
Заключение 22
Список использованной литературы. 22-24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 65.18 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ Исторический

 

                                                       КАФЕДРА  Педагогики

 

 

 

 

Формирование коммуникативной компетентности начинающего педагога

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа студента

 

заочногоного отделения 3 курса 070951 группы

 

                                 Зайцева А.И. 

 

Научный руководитель

 

                                к.п.н., доцент Болгова А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2011

 

 

Содержание.

 

Введение                                                                                                        3- 5                

Глава 1.  Понятие коммуникативных способностей и их роль в процессе общения начинающего педагога  в процессе осуществления педагогической деятельности в школе.                                                                                   5- 9

1.1Роль коммуникативных способностей в структуре профессионально важных качеств начинающего педагога.                                                     9- 14

Глава 2. Формы и методы  развития коммуникативных способностей начинающих педагогов.                                                                                 15-16 

2.1  Диагностика коммуникативных способностей педагога                  16-17

2.2 Методическая программа  оценки коммуникативных способностей  педагога.                                                                                                           18-21             

Заключение                                                                                                           22

Список использованной литературы.                                                          22-24

Приложение  25-35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования: По сложности решаемых проблем, личностных качеств, требуемых от учителя, по степени ответственности возлагаемых обществом на него задач, профессия учителя является наитруднейшей и благороднейшей среди многих других профессий, которые своей созидательной сущностью направлены на совершенствование самого главного, что есть на Земле — Человека.

Проблема коммуникативных  качеств педагогов особо актуальна в наши дни, поскольку воздействовать на личность ребенка педагог сможет только в том случае, если будет умело организовывать общение с детьми, станет составной частью детского коллектива, если в отношениях педагога и детей главным регулятором будет великое чувство общности воспитателя и ребенка — чувство «Мы». Для развития коммуникативно-адаптивных механизмов личности необходимо обучать детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, терпимости, компромиссу. В этом важную роль могут играть развитые коммуникативные способности педагогов.

Историография и  степень изученности темы: Понятие «коммуникативная компетентность» неразрывно связано с пониманием сущности общения, его значения в жизни и процессе развития человека. Ряд зарубежных авторов рассматривают коммуникацию, общение в числе основных философских понятий (М.Бубер, К.Ясперс) . Так, Мартин Бубер утверждает: "Человеческий мир в первую очередь характеризуется, собственно, тем, что здесь между существом и существом происходит нечто такое, равное чему нельзя отыскать в природе"1. Значение общения в жизни и развитии человека трудно переоценить . Это не раз подчеркивали в своих работах К.А.Абульханова-Славская, В.М.Бехтерев2. На ярко выраженную коммуникативную природу процесса обучения и воспитания указывал Б.Г.Ананьев3. К сожалению, изучение коммуникативной компетентности учителя как профессионально-значимого, целостного свойства в современных исследованиях пока не представлено. Такое положение дел не может не вызывать тревогу, тем более, что, как указывают авторы С.Г.Вершловский4 , Э.Н.Гусинский, Ю.Н.Турчанинова5 и другие, имеются все основания говорить об определенном кризисе профессиональной и, в первую очередь, коммуникативной компетентности.

Объектом данного  исследования является: изучение коммуникативной компетенции начинающего педагога, как одно из важнейших качеств, необходимых в профессиональной деятельности.

Предметом исследования является развитие и формирование коммуникативной компетенции будущего педагога и ее роль в процессе общения со школьниками.

Целью исследования является изучение коммуникативных и эмпатических способностей будущих педагогов для осуществления эффективного процесса педагогической деятельности.

Задачами исследования являются: 1. Анализ проводимых мероприятий, направленных на развитие коммуникативной компетентности будущего педагога. 2. дать четкое определение понятия «коммуникативная деятельность» педагога. 3. Определить роль коммуникативных способностей педагога в структуре профессионально важных качеств педагога. 4. Выяснить роль коммуникативных способностей педагога в повышении эффективности педагогической деятельности в школе.5. показать значимость коммуникативной культуры начинающего педагога.

 

Глава 1. Понятие коммуникативных способностей и их роль в процессе общения начинающего педагога  в процессе осуществления педагогической деятельности в школе

Под коммуникативной компетентностью  понимается сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности  и умения, психологические знания свойства личности (характера, темперамента), психические состояния и проявляющаяся  в общении с людьми6. Любое педагогическое действие предполагает контакт и ведущую роль учителя в процессе общения. Для конструктивности контакта ему нужны не только знания и учет индивидуальных особенностей обучающихся и своих собственных, но и владение методами построения оптимальных стратегий педагогического воздействия (влияния). Это возможно при ориентации учителя на формирование у себя и обучающихся коммуникативных качеств личности, умения адекватно оценивать межличностные отношения. Коммуникативная компетентность педагога обеспечивает контакты, сотрудничество, совместную деятельность, взаимодействие и в конечном итоге – систему отношений7.

Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя  в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств  личности, способствующих межличностному (и ролевому) взаимодействию. К ним  в первую очередь относятся рефлексивность, гибкость, эмпатийность.

Особенность перечисленных  педагогически значимых качеств  личности заключается в том, что  каждое из них интегративно и комплексно, характеризуется многоуровневой структурой. Они находятся втесной взаимосвязи, сочетаются друг с другом и образуют определенное единство8.

Сущностную характеристику психолого-педагогической компетентности учителя составляет направленность на ученика как главную ценность своего труда, а также потребность  в самопознании и самоизменении  себя, способов учебно-воспитательной деятельности, методов воздействия  на школьников с учетом закономерностей  развития личности9.

Воспитательный процесс  в значительной степени носит  целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество10. Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности11. Под педагогическим общением понимается профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение - многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Педагогическое общение многогранно. Каждая грань определяется контекстом взаимодействия. Общие функции общения делятся на: познавательную, обозначающую объяснение окружающего мира, интонирование социально и личностно значимых сторон в познаваемых явлениях; эмотивную, представляющую собой отношение говорящего к сообщаемому и собеседнику; воспитывающую, целенаправленно формирующую социально-полезные качества личности учащегося; фасилитативную, направленную на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного; регулятивную, побуждающую адресата к действию, координации деятельности путем общения; функции самоактуализации, производящей процесс актуализации своих возможностей.

Педагогическое общение - это по своим функциям контактный и дистантный, информационный, побудительный, координационный, устанавливающий  отношения взаимодействия всех субъектов  образовательный процесс. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера  помогает, облегчает общение, способствует самоактуализации и дальнейшему  развитию ученика12. Разнообразные виды профессионального педагогического общения (общение учителя с учащимися, с другими учителями, с директором школы, с методистом) различаются и по задачам, которые ставит учитель, и по тем способам, с помощью которых он их решает. Владение учителем разными видами общения обеспечивает ему оптимальность профессионального поведения. Оптимальное педагогическое общение - это такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника. Такое общение обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет учителю максимально использовать собственные личностные особенности. В этом случае личность учителя становится основным инструментом осуществления педагогической деятельности.

В данной главе было дано четкое определение понятия «коммуникативная компетенция» начинающего педагога, в свете осуществления педагогической деятельности в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Роль коммуникативных способностей в структуре профессионально важных качеств начинающего педагога

Успехи в обучении и  воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Это - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и другое. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам начинающийся педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя13. Необходимо отметить, что одной из важнейших задач педагога является воспитание гармонично развитой личности. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности14. Профессиональный педагог—это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку. К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог15. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие гениальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне могут обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого, в общем, полезного для людей качества он, тем не менее, вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, не составляет особого труда вообразить себе какого-нибудь общительного, с достаточно веселым нравом, хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли когда-либо сможет стать хорошим учителем или воспитателем. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность16. Для того чтобы успешно справляться со своей работой, начинающий педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. К ним относятся:

Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности начинающего педагога