Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:21, курсовая работа
Целью исследования является изучение коммуникативных и эмпатических способностей будущих педагогов для осуществления эффективного процесса педагогической деятельности.
Задачами исследования являются: 1. Анализ проводимых мероприятий, направленных на развитие коммуникативной компетентности будущего педагога. 2. дать четкое определение понятия «коммуникативная деятельность» педагога. 3. Определить роль коммуникативных способностей педагога в структуре профессионально важных качеств педагога. 4. Выяснить роль коммуникативных способностей педагога в повышении эффективности педагогической деятельности в школе.5. показать значимость коммуникативной культуры начинающего педагога.
Введение 3- 5
Глава 1. Понятие коммуникативных способностей и их роль в процессе общения начинающего педагога в процессе осуществления педагогической деятельности в школе. 5- 9
1.1Роль коммуникативных способностей в структуре профессионально важных качеств начинающего педагога. 9- 14
Глава 2. Формы и методы развития коммуникативных способностей начинающих педагогов. 15-16
2.1 Диагностика коммуникативных способностей педагога 16-17
2.2 Методическая программа оценки коммуникативных способностей педагога. 18-21
Заключение 22
Список использованной литературы. 22-24
3. общение, взаимодействие учителя и обучающихся на уроке;
4. демонстрация учителем соответствующих методов обучения;
5. поддержание учителем на уроке творческой (креативной) атмосферы;
6. поддержание учителем на уроке приемлемого поведения обучаю-щихся.
Данная методика позволяет не только фиксировать и оценивать реальный для каждого конкретного учителя уровень владения педагогическими компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять их с уровнем, минимально необходимым для учителя(рис2)
Заключение
В настоящий момент проблема начинающего педагога (учителя) заключается в системе гуманно-личностного педагогического мышления. Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений. Учитель, сумевший зажечь огонёк интереса в глазах своих учеников, без труда завоюет их любовь и уважение. В конце данного исследования удалось рассмотреть следующие задачи. Во-первых, был проведен анализ мероприятий, направленных на развитие коммуникативной компетентности будущего педагога. Во-вторых, было дано четкое определение понятия «коммуникативная деятельность» педагога. В-третьих, была определена роль коммуникативных способностей педагога в структуре профессионально важных качеств педагога. В-четвертых, удалось выяснить роль коммуникативных способностей педагога в повышении эффективности педагогической деятельности в школе. В-пятых, была показана значимость коммуникативной культуры начинающего педагога.
Список использованной литературы:
Приложение №1
Методика оценки коммуникативных способностей учителя
(Л.М. Митина)
Цель: выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей педагога
ФИО педагога______________________
предмет_______________________
стаж работы___________________
№ п/п Характеристика вербального и невер-бального поведения 1 2 3 4 5 6
Низкий
уровень Ниже среднего средний Выше среднего высокий высший
1 Речь
(говорит грамотно, убедительно,
содержательно, используя
2 Голос
(с помощью голосовых
интонаций и модуляций
3 Выразительные движения
(использует широкий спектр
жестов, поз, мими-ческих реакций
для проявления доброжелатель-
4 Движения в пространстве класса
( в течение всего урока
передвигается по классу, оказывается
перед обучающимися, за их спиной,
стоит или сидит рядом) 1 2 3
5 Эмоции
(проявление личного
6 Воздействия
(изобретательно использует
вербальные и не-вербальные
7 Наблюдательность
(постоянно видит и
слышит каждого обучающе-гося, замечает
и грамотно реагирует на малей-
8 Форма поведения
(гармонично сочетает
вербальную и невербаль-ную
9 Виды взаимодействия (отметить по степени выраженности)
А) учитель – класс: учитель объясняет материал всему классу, задает вопросы, отвечает на во-просы обучающихся;
Б) учитель – ученик: учитель объясняет что-либо одному ученику. спрашивает его, отвечает на его вопросы;
В) Ученик – ученик: учитель просит одного ученика объяснить что-либо другому или орга-низует коллективную работу;
Г) учитель – ученики: ученики работают само-стоятельно, а учитель чутко наблюдает за тем, когда, кому и какая нужна помощь 1 2 3 4 5 6
10 Паузы
(учитель организует короткие
перерывы в рабо-те учеников
для обдумывания ими того или
иного вопроса, подготовки к
следующему заданию, для
итого
Приложение №2
Педагогические
компетентности Индикаторы
компетентностей
1. Получение информации о запросах уче-ника и его продвижении в обучении 1. Оценивание продвижения ученика на уроке:
А) контролирует отдельные слабые (сильные) стороны обучающих-ся;
Б) требует ответ от конкретных обучающихся для оценивания;
В) обучающиеся побуждаются оценивать свою собственную работу или работу друг друга;
Г) ищут причины трудностей и непонимания в работе обучающихся
2. демонстра-ция учителем
знания учебно-го предмета и
письменного и устного объяс-
А) записи обучающихся четкие;
Б) прочтение записей правильное;
В) Техника языка правильная;
Г) Использование языка правильное
3. Использование приемлемого вербального объяснения:
А) дикция способствует пониманию речи учителя;
Б)Подача материала (объем/скорость) нормальная;
В) устная речь правильная;
Г) произношение правильное.
4. Демонстрация владения учебным предметом:
А) демонстрация материала (информация ) точна, своевременна;
Б) комментарии и реакция на вопросы обучающихся точны, адекват-ны;
В) Содержание материала предъявляется в логической последова-тельности;
Г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения мате-риала.
3. Организация времени урока, пространства класса, учеб-ных пособий и ИКТ в целях обучения
4.Общение, взаимодей-ствие учите-ля с обуча-ющимися
5. Уделение времени рутинным задачам:
А) привлекается внимание учащихся перед объяснением материала;
Б) исходные указания по плану урока ясные, полные;
В) учебные пособия и средства обучения легко доступны для обуча-ющихся;
Эффективность работы класса
стимулируется передачей
6. Эффективное использование времени урока:
А) обучение начинается с началом урока;
Б)Нет ненужных задержек на уроке;
В) нет нежелательных отступлений на уроке;
Г) обучение продолжается до конца урока.
7. Создание внешних условий, благоприятствующих обучению:
А) классная комната в порядке, чистоте;
Б) учебная активность совместима с окружающими условиями;
В)Стенды благоприятствуют обстановке (условиям обучения);
Г) учебные пособия расположены упорядоченно (удобно для обуча-ющихся) или учитель ведет урок не в своем кабинете
8. Объяснения, связанные с содержанием урока:
А) объяснения содержания ясны и даются с использованием подхо-дящих слов и терминов;
Б) общение адекватно, ошибок в общении мало;
В) используемые примеры иллюстрируют содержание;
г) основные, наиболее трудные моменты материала, выделены.
9. Разъяснения при непонимании материала обучающимися:
A) определение областей непонимания материала и повторное объяснение;
B) Стремление к устранению непонимания материала;
C) Использование различных слов, примеров;
D) Разъяснения даются индивидуально, для небольших групп обучающихся или не являются необходимыми, на уроке нет неясностей.
10. Использование реакций,
вопросов обучающихся при
содержания материала учителем:
A) Пояснения (вопросы, примеры) запрашиваются у обучающих-ся;
B) Выясняются обучающиеся, желающие дать пояснения (или нет);
C) Реакции и идеи обучающихся принимаются с благодарно-стью;
D) Идеи обучающихся разрабатываются (используются) на уроке
11. Предъявление информации обучающимся об их прогрессе:
A) Ожидания относительно результатов обучающихся сообща-ются сразу же;
B) Особая обратная связь предоставляется обучающимся при не-адекватном выполнении учебной задачи;
C) Особая обратная связь предоставляется обучающимся при адекватном выполнении учебной задачи;
D) Обучающимся предоставляются предложения по улучшению выполнения учебной работы (такие предложения не требуют-ся)
5.Демонстрация учителем
со-ответствую-щих методов
6. Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке 12. Приемлемое использование методов обучения:
A) Каждый метод обучения соответствует цели обучения;
B) Один из методов используется приемлемо;
C) Два или больше методов используются приемлемо;
D) Каждый метод используется приемлемо.
13. Адаптация обучения к обучающимся:
A) Обучение соответствует особенностям обучающихся;
B) Все обучающиеся имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности;
C) Соответствующее время отводится для достижения постав-ленной учебной цели;
D) Обучающиеся и учитель взаимодействуют как две группы.
14. Использование средств обучения и учебных материалов:
A) Средства обучения соответствуют особенностям обучающих-ся, целям обучения;
B) Средства обучения используются без каких –либо затрудне-ний;
C) Учебные материалы соответствуют особенностям обучаю-щихся, целям обучения;
D) Учебные материалы используются без отвлечения внимания обучающихся
15. Осуществление активности
в логической последовательно-
A) Урок начинается со стимулирующего введения;
B) Устанавливается необходимая связь с пройденным материа-лом;
C) Учебные активности следуют в логическом порядке;
D) Урок заканчивается логично
16. Передача личного энтузиазма:
A) Энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики;
B) Энтузиазм передается посредством голосовых интонаций и модуляций;
C) Энтузиазм передается энергичной позой;
D) Энтузиазм передается жестами
17. Стимуляция интереса обучающихся:
A) Формулируется важность темы урока по отношению к содер-жанию учебного предмета, жизни;
B) Используются интересные, необычные аспекты темы;
C) Интерес стимулируется с помощь вопросов, юмора;
D) Урок персонализируется с помощью опыта обучающихся.
18. Демонстрация теплоты и дружелюбия:
Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности начинающего педагога