Формирование коммуникативной компетентности начинающего педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение коммуникативных и эмпатических способностей будущих педагогов для осуществления эффективного процесса педагогической деятельности.
Задачами исследования являются: 1. Анализ проводимых мероприятий, направленных на развитие коммуникативной компетентности будущего педагога. 2. дать четкое определение понятия «коммуникативная деятельность» педагога. 3. Определить роль коммуникативных способностей педагога в структуре профессионально важных качеств педагога. 4. Выяснить роль коммуникативных способностей педагога в повышении эффективности педагогической деятельности в школе.5. показать значимость коммуникативной культуры начинающего педагога.

Оглавление

Введение 3- 5
Глава 1. Понятие коммуникативных способностей и их роль в процессе общения начинающего педагога в процессе осуществления педагогической деятельности в школе. 5- 9
1.1Роль коммуникативных способностей в структуре профессионально важных качеств начинающего педагога. 9- 14
Глава 2. Формы и методы развития коммуникативных способностей начинающих педагогов. 15-16
2.1 Диагностика коммуникативных способностей педагога 16-17
2.2 Методическая программа оценки коммуникативных способностей педагога. 18-21
Заключение 22
Список использованной литературы. 22-24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 65.18 Кб (Скачать)

3. общение, взаимодействие учителя и обучающихся на уроке;

4. демонстрация учителем соответствующих методов обучения;

5. поддержание учителем  на уроке творческой (креативной) атмосферы;

6. поддержание учителем на уроке приемлемого поведения обучаю-щихся.

 

Данная методика позволяет  не только фиксировать и оценивать  реальный для каждого конкретного  учителя уровень владения педагогическими  компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять их с  уровнем, минимально необходимым  для  учителя(рис2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящий момент проблема начинающего педагога (учителя) заключается в системе гуманно-личностного педагогического мышления. Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений. Учитель, сумевший зажечь огонёк интереса в глазах своих учеников, без труда завоюет их любовь и уважение. В конце данного исследования удалось рассмотреть следующие задачи. Во-первых,  был проведен анализ  мероприятий, направленных на развитие коммуникативной компетентности будущего педагога. Во-вторых, было дано четкое определение  понятия «коммуникативная деятельность» педагога. В-третьих, была определена роль коммуникативных способностей педагога в структуре профессионально важных качеств педагога. В-четвертых, удалось выяснить роль коммуникативных способностей педагога в повышении эффективности педагогической деятельности в школе. В-пятых, была показана значимость коммуникативной культуры начинающего педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука. – 230 с.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. В 2-х тт. М., 1980, т.1. – 650 с
  3. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М.: Олма-Пресс.2002. – 350 с
  4. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность// Педагогика.- 1999.- №3. С. 37-39
  5. Бубер М. Лабиринты одиночества. М., Прогресс. -  1989. -  354 c
  6. Вершловский С.Г. Учитель: крупным планом. СПб.: ГУПМ, 1994. 133 с
  7. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности. М., Интер-пракс, 1994. 136 с
  8. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике// Вопросы психологии. 1988.№ 1. с. 28-33
  9. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., - Воронеж, 1996. – 509 с
  10. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии. 1984. №1. – с. 21
  11. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя//Педагогика.-2001.-№10.-С.54-59
  12. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.:1998 – 308 с
  13. Немов Р. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. М.: Владос 1995. -  496 с
  14. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А. Коротков. – М. Центр. 2002. – 254 с.
  15. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер. 2002. - 432 с.
  16. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: Владос.1998. – 494 с
  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – М.: Эксмо. 2002. – Кн.2:- 288 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Методика оценки коммуникативных  способностей учителя

(Л.М. Митина)

Цель: выявление индивидуального  уровня развития коммуникативных способностей педагога

 

ФИО педагога__________________________________________

предмет_______________________

стаж работы___________________

 

№ п/п Характеристика вербального и невер-бального поведения 1 2 3 4 5 6

Низкий 

уровень Ниже среднего средний Выше среднего высокий высший

1 Речь

(говорит грамотно, убедительно,  содержательно, используя яркие  и необычные примеры и факты,  идеи, проблемные вопросы, основываясь  на личном опыте обучающихся,  применяя юмор) 1 2 3 4 5 6

2 Голос

(с помощью голосовых  интонаций и модуляций проявляет  эмпатию, оптимизм и доверие  к обу-чающемся) 1 2 3 4 5 6

3 Выразительные движения

(использует широкий спектр  жестов, поз, мими-ческих реакций  для проявления доброжелатель-ного  отношения ко всем обучающимся) 1 2 3 4 5 6

4 Движения в пространстве класса

( в течение всего урока  передвигается по классу, оказывается  перед обучающимися, за их спиной, стоит или сидит рядом) 1 2 3 4 5 6

5 Эмоции

(проявление личного энтузиазма  и положитель-ных эмоций помогает  педагогу «заражать « весь  класс, вовлекать обучающихся  в общий творче-ский процесс,  стимулировать их интерес к  по-знанию нового) 1 2 3 4 5 6

6 Воздействия

(изобретательно использует  вербальные и не-вербальные средства  воздействия на основные системы  переработки информации обучающихся  (оптическую, акустическую, кинестетическую) 1 2 3 4 5 6

7 Наблюдательность

(постоянно видит и  слышит каждого обучающе-гося, замечает  и грамотно реагирует на малей-шие  изменения во внешнем облике  и внутрен-нем состоянии обучающихся) 1 2 3 4 5 6

8 Форма поведения

(гармонично сочетает  вербальную и невербаль-ную формы  поведения, стараясь ограничивать  вербальную, чтобы обучающиеся могли  больше говорить на уроке сами, высказывая свои мысли и идеи, обмениваться взглядами) 1 2 3 4 5 6

9 Виды взаимодействия (отметить по степени выраженности)

А) учитель – класс: учитель  объясняет материал всему классу, задает вопросы, отвечает на во-просы  обучающихся;

Б) учитель – ученик: учитель  объясняет что-либо одному ученику. спрашивает его, отвечает на его вопросы;

В) Ученик – ученик: учитель  просит одного ученика объяснить  что-либо другому или орга-низует коллективную работу;

Г) учитель – ученики: ученики работают само-стоятельно, а учитель чутко наблюдает  за тем, когда, кому и какая нужна  помощь 1 2 3 4 5 6

10 Паузы

(учитель организует короткие  перерывы в рабо-те учеников  для обдумывания ими того или  иного вопроса, подготовки к  следующему заданию, для разрядки, снятия напряжения и усталости) 1 2 3 4 5 6

итого      

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

 

Педагогические

компетентности Индикаторы

 компетентностей 

 

1. Получение информации  о запросах уче-ника и его  продвижении в обучении 1. Оценивание продвижения ученика на уроке:

А) контролирует отдельные  слабые (сильные) стороны обучающих-ся;

Б) требует ответ от конкретных обучающихся для оценивания;

В) обучающиеся побуждаются  оценивать свою собственную работу или работу друг друга;

Г) ищут причины трудностей и непонимания в работе обучающихся 

2. демонстра-ция учителем  знания учебно-го предмета и  письменного и устного объяс-нения  матери-ала 2. Использование приемлемого вербального объяснения:

А) записи обучающихся четкие;

Б) прочтение записей правильное;

В) Техника языка правильная;

Г) Использование языка  правильное

3. Использование приемлемого  вербального объяснения:

А) дикция способствует пониманию  речи учителя;

Б)Подача материала (объем/скорость) нормальная;

В) устная речь правильная;

Г) произношение правильное.

4. Демонстрация владения  учебным предметом:

А) демонстрация материала (информация ) точна, своевременна;

Б) комментарии и реакция  на вопросы обучающихся точны, адекват-ны;

В) Содержание материала  предъявляется в логической последова-тельности;

Г) предоставляется возможность  для разных уровней усвоения мате-риала. 

 

3. Организация времени  урока, пространства класса, учеб-ных  пособий и  ИКТ в целях обучения

4.Общение, взаимодей-ствие  учите-ля с обуча-ющимися 

 

5. Уделение времени рутинным  задачам:

А) привлекается внимание учащихся перед объяснением материала;

Б) исходные указания по плану  урока ясные, полные;

В) учебные пособия и  средства обучения легко доступны для  обуча-ющихся;

Эффективность работы класса стимулируется передачей обучаю-щимся  функций учителя.

6. Эффективное использование  времени урока:

А) обучение начинается с  началом урока;

Б)Нет ненужных задержек на уроке;

В) нет нежелательных отступлений  на уроке;

Г) обучение продолжается до конца урока.

7. Создание внешних условий,  благоприятствующих обучению:

А) классная комната в  порядке, чистоте;

Б) учебная активность совместима с окружающими условиями;

В)Стенды благоприятствуют обстановке (условиям обучения);

Г) учебные пособия расположены  упорядоченно (удобно для обуча-ющихся) или учитель ведет урок не в своем кабинете

8. Объяснения, связанные  с содержанием урока:

А) объяснения содержания ясны и даются с использованием подхо-дящих  слов и  терминов;

Б) общение адекватно, ошибок в общении мало;

В) используемые примеры  иллюстрируют содержание;

г) основные, наиболее трудные  моменты материала, выделены.

9. Разъяснения при непонимании  материала обучающимися:

A) определение областей непонимания материала и повторное объяснение;

B) Стремление к устранению непонимания материала;

C) Использование различных слов, примеров;

D) Разъяснения даются индивидуально, для небольших групп обучающихся или не являются необходимыми, на уроке нет неясностей.

10. Использование реакций,  вопросов обучающихся при изложе-нии

содержания материала  учителем:

A) Пояснения (вопросы, примеры) запрашиваются у обучающих-ся;

B) Выясняются обучающиеся, желающие дать пояснения (или нет);

C) Реакции и идеи обучающихся принимаются с благодарно-стью;

D) Идеи обучающихся разрабатываются (используются) на уроке

11. Предъявление информации  обучающимся об их прогрессе:

A) Ожидания относительно результатов обучающихся сообща-ются сразу же;

B) Особая обратная связь предоставляется обучающимся при не-адекватном выполнении учебной задачи;

C) Особая обратная связь предоставляется обучающимся при адекватном выполнении учебной задачи;

D) Обучающимся предоставляются предложения по улучшению выполнения учебной работы (такие предложения не требуют-ся)

 

5.Демонстрация учителем  со-ответствую-щих методов обучения

 

 

6. Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке 12. Приемлемое использование методов обучения:

A) Каждый метод обучения соответствует цели обучения;

B) Один из методов используется приемлемо;

C) Два или больше методов используются приемлемо;

D) Каждый метод используется приемлемо.

13. Адаптация обучения  к обучающимся:

A) Обучение соответствует особенностям обучающихся;

B) Все обучающиеся имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности;

C) Соответствующее время отводится для достижения постав-ленной учебной цели;

D) Обучающиеся и учитель взаимодействуют как две группы.

14. Использование средств  обучения и учебных материалов:

A) Средства обучения соответствуют особенностям обучающих-ся, целям обучения;

B) Средства обучения используются без каких –либо затрудне-ний;

C) Учебные материалы соответствуют особенностям обучаю-щихся, целям обучения;

D) Учебные материалы используются без отвлечения внимания обучающихся

15. Осуществление активности  в логической последовательно-сти:

A) Урок начинается со стимулирующего введения;

B) Устанавливается необходимая связь с пройденным материа-лом;

C) Учебные активности следуют в логическом порядке;

D) Урок заканчивается логично

 

 

16. Передача личного энтузиазма:

A) Энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики;

B) Энтузиазм передается посредством голосовых интонаций и модуляций;

C) Энтузиазм передается энергичной позой;

D) Энтузиазм передается жестами

17. Стимуляция интереса  обучающихся:

A) Формулируется важность темы урока по отношению к содер-жанию учебного предмета, жизни;

B) Используются интересные, необычные аспекты темы;

C) Интерес стимулируется с помощь вопросов, юмора;

D) Урок персонализируется с помощью опыта обучающихся.

18. Демонстрация теплоты  и дружелюбия:

Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности начинающего педагога