Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:59, реферат
Специфика профессиональной деятельности педагога заключается в ее полифункциональности. В ходе повседневной учебной работы педагог решает разнообразные задачи, выполняет множество различных функций: социально-бытовую, организационную, предупредительную, правозащитную, коммуникативную, социально-психологическую, развивающую, обучающую, консультативную и другие.
ФГБОУ ВПО ГГПИ им. В.Г. Короленко
Факультет социальных коммуникаций и филологии
Реферат
По дисциплине:
Поликультурное образование
на тему:
Структура поликультурной компетентности педагога
Выполнила:
Студентка 2 курса группы 222
Першина Дина
Проверила:
Ворончихина И.Г.
Глазов, 2013
Специфика профессиональной деятельности педагога заключается в ее полифункциональности. В ходе повседневной учебной работы педагог решает разнообразные задачи, выполняет множество различных функций: социально-бытовую, организационную, предупредительную, правозащитную, коммуникативную, социально-психологическую, развивающую, обучающую, консультативную и другие. Необходимо подчеркнуть, что количество функциональных обязанностей учителя постоянно возрастает в связи с развитием общества и предъявляемых им требований к образованию. В зависимости от характера общественных отношений, тех или иных тенденций общественного развития некоторые функции педагогической деятельности приобретают приоритетное значение. К таким функциям на современном этапе следует отнести поликультурную функцию учебно-воспитательной деятельности, направленную на подготовку подрастающего поколения к эффективной творческой жизнедеятельности в условиях полиэтничного и поликультурного общества. Вместе с увеличением количества выполняемых функций расширяется и профессиональная компетентность учителя.
Проблема профессионализма, профессиональной подготовки учителя всегда находилась в центре внимания ученых. Она нашла отражение в работах Я.А.Коменского, Д.Дидро, В.Г.Белинского, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева. Серьезное внимание изучению профессионально-педагогической подготовки уделялось в педагогике советского периода. У истоков разработки этой проблемы стояли А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, П.П.Блонский, А.Г.Калашников, С.Т.Шацкий.
Объективные процессы развития современной цивилизации, многонациональный и поликультурный характер большинства государств мира требуют подготовки педагога, который мог бы компетентно, активно и творчески решать проблему гармонизации межэтнических и межкультурных отношений на личностном и социальном уровне. Для этого у него необходимо сформировать определенный ансамбль личностных качеств, вооружить глубокими общекультурными и профессиональными знаниями и умениями. Другими словами, современный учитель должен обладать поликультурной профессионально-педагогической компетенцией. Под поликультурной компетенцией учителя мы понимаем совокупность определенных качеств (свойств) личности с высоким уровнем интеллектуальных знаний, профессионально-педагогических умений и навыков, позволяющую осуществлять учебно-воспитательную деятельность в ракурсе задач поликультурного образования. Целесообразность выделения в структуре профессиональной компетентности учителя поликультурной компетенции обусловлена потребностью, во-первых, более точного определения и содержательной трактовки, необходимых для успешной педагогической деятельности в поликультурной среде качеств личности, профессиональных знаний и умений учителя, а во-вторых, разработки программы совершенствования системы профессионально-педагогической подготовки учителей в контексте современных социально-педагогических реалий.
Поликультурная профессионально-
Отсюда в структуре поликультурной компетенции можно выделить следующие элементы:
Выделение в структуре профессиональной компетентности педагога поликультурной компетенции позволяет определить основные принципы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной работе в поликультурной среде.
На наш взгляд к ним можно отнести следующие:
Данные принципы могут выступать в качестве критериев научного анализа современного состояния профессиональной подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной деятельности в поликультурной педагогической среде.
Таким образом, поликультурная профессионально-педагогическая компетенция расширяет и уточняет понятие профессиональной компетентности учителя. На наш взгляд, предлагаемая ее структура достаточно полно отражает необходимые для подготовки учащейся молодежи к жизни в поликультурном социуме качества личности, профессиональные знания, умения и навыки учителя, Интегративный характер их формирования. Выделение поликультурной компетенции как составного компонента профессиональной компетентности учителя, определение ее структурных элементов и их содержательного значения позволяет определить основные принципы профессионально- педагогической подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной деятельности в поликультурной среде, выступающие в качестве критериев научного анализа ее современного состояния. В свою очередь, данные критерии предоставляют возможность выявить сильные и слабые стороны, определить научно-обоснованные пути и средства совершенствования профессиональной подготовки в системе высшего педагогического образования.
Информация о работе Структура поликультурной компетентности педагога