ФГБОУ ВПО ГГПИ им. В.Г. Короленко
Факультет социальных коммуникаций
и филологии
Реферат
По дисциплине:
Поликультурное образование
на тему:
Структура поликультурной компетентности
педагога
Выполнила:
Студентка 2 курса группы
222
Першина Дина
Проверила:
Ворончихина И.Г.
Глазов, 2013
Специфика профессиональной деятельности
педагога заключается в ее полифункциональности.
В ходе повседневной учебной работы педагог
решает разнообразные задачи, выполняет
множество различных функций: социально-бытовую,
организационную, предупредительную,
правозащитную, коммуникативную, социально-психологическую,
развивающую, обучающую, консультативную
и другие. Необходимо подчеркнуть, что
количество функциональных обязанностей
учителя постоянно возрастает в связи
с развитием общества и предъявляемых
им требований к образованию. В зависимости
от характера общественных отношений,
тех или иных тенденций общественного
развития некоторые функции педагогической
деятельности приобретают приоритетное
значение. К таким функциям на современном
этапе следует отнести поликультурную
функцию учебно-воспитательной деятельности,
направленную на подготовку подрастающего
поколения к эффективной творческой жизнедеятельности
в условиях полиэтничного и поликультурного
общества. Вместе с увеличением количества
выполняемых функций расширяется и профессиональная
компетентность учителя.
Проблема профессионализма, профессиональной
подготовки учителя всегда находилась
в центре внимания ученых. Она нашла отражение
в работах Я.А.Коменского, Д.Дидро, В.Г.Белинского,
К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева. Серьезное
внимание изучению профессионально-педагогической
подготовки уделялось в педагогике советского
периода. У истоков разработки этой проблемы
стояли А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, П.П.Блонский,
А.Г.Калашников, С.Т.Шацкий.
Объективные процессы развития современной
цивилизации, многонациональный и
поликультурный характер большинства
государств мира требуют подготовки педагога,
который мог бы компетентно, активно и
творчески решать проблему гармонизации
межэтнических и межкультурных отношений
на личностном и социальном уровне. Для
этого у него необходимо сформировать
определенный ансамбль личностных
качеств, вооружить глубокими общекультурными
и профессиональными знаниями и
умениями. Другими словами, современный
учитель должен обладать поликультурной
профессионально-педагогической компетенцией.
Под поликультурной компетенцией учителя
мы понимаем совокупность определенных
качеств (свойств) личности с высоким уровнем
интеллектуальных знаний, профессионально-педагогических
умений и навыков, позволяющую осуществлять
учебно-воспитательную деятельность
в ракурсе задач поликультурного образования.
Целесообразность выделения в
структуре профессиональной компетентности
учителя поликультурной компетенции
обусловлена потребностью, во-первых,
более точного определения и содержательной
трактовки, необходимых для успешной педагогической
деятельности в поликультурной среде
качеств личности, профессиональных знаний
и умений учителя, а во-вторых, разработки
программы совершенствования системы
профессионально-педагогической подготовки
учителей в контексте современных социально-педагогических
реалий.
Поликультурная профессионально-педагогическая
компетенция учителя является
интегрированным результатом учебной
деятельности, педагогической практики,
вне учебной воспитательной работы, а
также их самодетерминационных аналогов
(самообразования, самообучения,
самовоспитания).
Отсюда в структуре
поликультурной компетенции можно
выделить следующие элементы:
- Аксиологический – включает в себя осознание, внутреннее принятие мозаичной этнокультурной картины мира как одной из основных общечеловеческих ценностей, убеждение в равноправии и равноценности составляющих ее этносов и этнических культур, понимания необходимости глубокого овладения в первую очередь культурой собственного народа как непременного условия интеграции в другие культуры, стремление к воспитанию молодежи в духе гармонического единства общечеловеческих и национальных ценностей.
- Теоретический – предполагает понимание теоретических основ своей будущей профессии в контексте новых социокультурных вызовов времени и включает в себя знание целей, задач, основных идей, категорий поликультурного образования, а также систему знаний в области культурологии, краеведения, истории, этнической психологии и педагогики и других, которые позволяют осознать многомерность и мозаичность современного мира и специфику культурных проявлений на личностном, групповом и общественном уровне, владение иностранными и региональными языками.
- Технологический – означает способность овладевать навыками исследования, изучения, анализа культурологических проблем в конкретной педагогической деятельности; умения использовать имеющийся потенциал содержания общего образования в ракурсе целей и задач поликультурного образования, а также вносить новые идеи, отражающие этническое и культурное многообразие мира, специфику поликультурной ситуации в том или ином регионе мира, страны; умения изучать, анализировать и использовать в реальном педагогическом процессе современной школы передовые инновационные технологии, основанные на принципах гуманизма и демократизма, личностно-ориентированном подходе как непременного условия образования и воспитания молодежи.
- Личностный – предполагает наличие у современного педагога таких атрибутивных качеств личности, как гуманизм, демократизм, толерантность в межнациональных, межкультурных и социальных отношениях, мировоззренческая зрелость, гражданская ответственность и активность, развитое национальное самосознание, творческая активность, высокий уровень культуры.
- Организационно - коммуникативный – умение эффективно общаться с учащимися в учебно-воспитательном процессе, организовать педагогический процесс как позитивный диалог носителей различных культур во времени и пространстве.
- Интегративный – способность связать научно-теоретические знания с практической педагогической деятельностью как фактор успешной подготовки подрастающего поколения к эффективной жизнедеятельности в социокультурных условиях ХХI столетия; понимание влияния широкого спектра социально-экономических, политических, культурных, этнических процессов, протекающих в обществе, на формирование личности учащихся в контексте общественно- исторических вызовов современности.
- Адаптивный – способность к быстрой и эффективной адаптации к особенностям поликультурной социально - педагогической среды конкретного учебного заведения на всех уровнях учебно-воспитательного процесса; умение прогнозировать и подготовиться к каким-либо изменениям в рамках профессионально-педагогической деятельности.
Выделение в структуре профессиональной
компетентности педагога поликультурной
компетенции позволяет определить основные
принципы профессионально-педагогической
подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной
работе в поликультурной среде.
На наш
взгляд к ним можно отнести
следующие:
- гуманизации, который означает признание человеческой личности как основной ценности мировой цивилизации, ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей независимо от расовой, этнической и культурной принадлежности; организацию учебно-воспитательного процесса как субъект-субъектного взаимодействия;
- диалога культур, означающий отказ от европоцентричности образования и переход к полицентрической модели образования, которая предполагает отражение в содержании преподаваемых в вузе дисциплин культурного многообразия мира, процесса взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимообогащения культур, изучение достижений различных этнокультурных систем и их вклада в развитие мировой цивилизации; организацию учебно-воспитательного процесса высшей педагогической школы как диалога различных культур в пространстве и времени;
- культуросообразности – предполагает осуществление гражданского воспитания в единстве с глубоким и всесторонним изучением историко-культурного развития всех народов, проживающих в Украине, что обеспечивает гармонический синтез гражданских и этнокультурных составляющих личности;
- толерантности – означает признание равноправности всех народов, равноценности их самобытных культур, направленность на формирование толерантных межэтнических и межкультурных отношений, умений и навыков по воспитанию у школьников дружественных межнациональных отношений;
- этнопсихологизации – предполагает на основе учета витальных и ментальных особенностей различных народов создание оптимальных условий в педагогическом процессе высшей школы для интеграции их представителей в другие культуры; формирование умений и навыков анализа психологических особенностей представителей разных народов в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса;
- этнопедагогизации – формирование педагогической культуры будущих учителей с опорой на национальные традиции, обрядность, обычаи народов России.
- полилингвизма – предполагает нацеленность процесса обучения в педагогическом вузе на овладение будущими учителями нескольких языков, в том числе языков народов России;
- деятельностный, который заключается прежде всего в ориентации процесса обучения на овладение будущими учителями умениями и навыками практической учебно-воспитательной деятельности в контексте поликультурного образования;
- системности – обеспечивает целостность, последовательность, взаимосвязь и взаимообусловленность всех уровней подготовки студентов к учебно-воспитательной деятельности в поликультурной педагогической среде.
Данные принципы могут выступать
в качестве критериев научного анализа
современного состояния профессиональной
подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной
деятельности в поликультурной педагогической
среде.
Таким образом, поликультурная профессионально-педагогическая
компетенция расширяет и уточняет понятие
профессиональной компетентности учителя.
На наш взгляд, предлагаемая ее структура
достаточно полно отражает необходимые
для подготовки учащейся молодежи к жизни
в поликультурном социуме качества личности,
профессиональные знания, умения и навыки
учителя, Интегративный характер их формирования.
Выделение поликультурной компетенции
как составного компонента профессиональной
компетентности учителя, определение
ее структурных элементов и их содержательного
значения позволяет определить основные
принципы профессионально- педагогической
подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной
деятельности в поликультурной среде,
выступающие в качестве критериев научного
анализа ее современного состояния. В
свою очередь, данные критерии предоставляют
возможность выявить сильные и слабые
стороны, определить научно-обоснованные
пути и средства совершенствования профессиональной
подготовки в системе высшего педагогического
образования.