Безнадзорность как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Беспризорность и безнадзорность как социальные патологии………….3
Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности……………………………………..3
Классификация категорий беспризорных детей…………………….11
Социально-педагогическая работа с беспризорниками………………..18
Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью………………………………………………………18
Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………....38

Файлы: 1 файл

педагогика перед - копия.docx

— 66.19 Кб (Скачать)

 В Концепции правовой  политики Республики Казахстан  принятой Указом президента Республики  Казахстан от 20 сентября 2002 года  заложено в перспективе создание  ювенальных (по делам несовершеннолетних) судов.

Основополагающим принципом  в деятельности этих судов должно стать положение ст.3 Конвенции  ООН о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях в  отношении детей, которые предпринимают  государственные, частные учреждения, суд, административные или законодательные органы, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Указанные суды должны сосредоточить внимание на рассмотрении гражданских дел, связанных с воспитанием и содержанием детей, в судебном разбирательстве - дел о преступлениях и административных правонарушениях несовершеннолетних.

 Учитывая вышеизложенное, отличия детской беспризорности  от безнадзорности, основанные не  столько на наличии либо отсутствии  места жительства (пребывания), сколько  на отсутствии связей с опекунами  (родителями, родственниками), должны  найти свое отражение в законодательных  актах.

 Начальную фазу беспризорности, как социальной болезни составляет  безнадзорность, а окончательной,  уже крайне запущенной, находящейся  на грани необратимости, становится  беспризорность как таковая, определяющая  положение самого несовершеннолетнего,  его своеобразный социальный  статус, который он обретает по  собственному желанию или в  силу стечения каких-либо обстоятельств.  Среди них главенствует безнадзорность, т. е. отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо  заменяющих их лиц.

 Таким образом, беспризорность - особое социальное положение  несовершеннолетнего, характеризующееся:

 а) отсутствием постоянного  места жительства, жилья для проживания (бездомностью);

б) разрывом отношений с  родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.;

 в) отчуждением от  всех институтов социализации  личности детей и подростков (семьи,  учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений);

 г) незанятостью общественно  полезным трудом (учебой, работой).

 Среди беспризорников  распространены различные формы  девиантного, правонарушающего поведения: пьянство, наркомания, токсикомания, ранние половые контакты. Не имея средств к существованию, они занимаются попрошайничеством, воровством, нередко вовлекаются в организованные группы, где становятся объектом сексуальной, криминальной и т.п. эксплуатации. Распространенность беспризорности в той или иной степени связывается с социальными явлениями различного уровня и, прежде всего, процессами, которые меняют традиционный уклад жизни значительного слоя населения, увеличивают напряженность, повышают уровень дезадаптации. К таким процессам относят урбанизацию, миграцию, войны, революции, периоды широкомасштабных социальных реформ и т.п.

 Беспризорники, дети  улиц, уличные дети - это синонимы  названия одной и той же  категории детей, для которых  улица стала домом в широком  смысле этого слова. Это то  место, где тебя могут понять, принять таким, какой ты есть, там, где ты можешь найти  пищу, защиту, укрытие.

Существует также следующее  определение уличных детей: Беспризорник или уличный ребенок - это любой  несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения, используемые как  укрытия) стала его или ее обычным  местопребыванием, а также тот, кто  не имеет достаточной защиты.

К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка  беспризорником, по мнению ряда авторов, относятся:

- полное прекращение всякой- связи с семьей, родителями, родственниками;

- проживание в местах, не предназначенных для человеческого  жилья;

-добывание средств к  жизни способами, не признаваемыми  в обществе (попрошайничество, воровство  и пр.);

- подчинение неписаным  законам, продиктованным признаваемым  среди беспризорников авторитетом.

 В конечном счете,  беспризорных детей отличает  то обстоятельство, что они порывают  связь с обществом. При этом  не имеет значения, почему это  произошло. Став беспризорником, несовершеннолетний попадает как  бы в социальный вакуум. Для него не существуют законы, предназначенные для других граждан. Мало того, многие беспризорные подростки презирают принятые в них нормы . Таковы в общих чертах особенности, характеризующие понятие "детская беспризорность" и "безнадзорность" с правовой и социально-политической точки зрения.

Однако изложенного недостаточно для того, чтобы понять, какую  социальную опасность на государственном  уровне представляют беспризорные и  безнадзорные дети. Как отмечает Мельникова Э.Б., "безнадзорность – это социо-психологическая патология, а не только юридическая категория". Именно асоциальное поведение делает беспризорных и безнадзорных предметом заботы государства и социально-педагогических институтов.

 

 

1.2 Классификация  категорий беспризорных детей

 

 Проведем исследование  категорий, за счет которых  пополняются ряды безнадзорных  и беспризорных детей? По данным  социологических исследования в  области миграции, Среди беспризорных  и безнадзорных детей — мигранты  и беженцы из соседних стран.  По данным главы миссии верховного  комиссара ООН по делам беженцев, на территории Казахстана на 1 ноября 2001 г. находилось около  22 тыс. беженцев .

 Часть мигрантов приезжает  в поисках заработков. Дети часто  являются основными добытчиками  в такого рода семьях, поскольку  они более успешно, чем взрослые, могут заработать — случайной  работой, в основном, на рынках, попрошайничеством или воровством - также, в основном, на рынках. Эта деятельность помогает им  выжить, но не дает стабильности  и защиты, позитивных связей. Важным  обстоятельством, определяющим жизненные  возможности подростков, живущих  без прописки мигрантов, беженцев  и бездомных, является то, что  они не имеют возможности учиться.  Часто взрослые и маленькие бомжи вместе ночуют в подвалах, на чердаках, в канализационных люках (на отопительных трубах). Все они страдают от голода, болезней, постоянно подвергаются опасности насилия.

В числе беспризорных оказываются  также подростки, потерявшие семью  и родителей из-за их смерти, лишения  родительских прав. Например, через  ЦВИАРНы ежегодно проходит около 2,5 тыс. детей, оставшихся без опеки и попечительства (что составляет 20-25% всех поступающих детей).

 Количество детей-сирот  в нашей стране составляет  более 100 тыс. человек. Дети-сироты  — проблемная группа, и не только  в психологическом плане; лишенные  эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение — это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. Сиротство, вызванное смертью единственного либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Обычно эти усилия завершаются успешно - благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Однако сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов это сделать. Причем в особо сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что, естественно, затрудняет их устройство куда угодно: в другую семью или интернатное учреждение.

Отсутствие лиц, желающих принять ребенка-сироту в свою семью, объясняет ее замену интернатным учреждением. При всей очевидной простоте данной схемы, она вовсе не безупречна. Во-первых, потому, что существующих форм устройства в семью явно недостаточно. К тому же, государство усыновителей материально не стимулирует, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Во-вторых, этих учреждений недостаточно, их не хватает. Отметим, что особенно перегружены и переуплотнены образовательные учреждения для детей-сирот с ограниченными возможностями по показателям здоровья. В настоящее время в Казахстане имеются всего 99 специализированных коррекцион-ных учреждений, в которых воспитывается и обучается 17 445 детей с ограниченными возможностями разного типа. По данным Республиканского научно-практического центра социальной адаптации и профессионально-труд о вой реабилитации детей и подростков с проблемой развития (Центр САТР), 11 658 детей-инвалидов никогда не переступали порог школы . А это — еще один резерв детской беспризорности.

Большинство сирот — это  дети представителей андекласса, и сами пополняют андекласс. Воспитание в государственном учреждении, изъятие ребенка из асоциальной семьи предполагают предоставление ему возможности повысить свой статус относительно родителей (алкоголиков, наркоманов, преступников). Единицы получают высокий уровень образования, престижную работу. Об этом можно судить хотя бы по такой статистике: из 894 выпускников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот в высшие учебные заведения в 2001 учебном году поступили всего 23 человека, в профтехучилища — 70, трудоустроено — 79 выпускников. Дети-сироты не имеют возможности получить высшее образование, потому, что основная часть детских домов и интернатов рассчитана на 8-9-летнее образование. По некоторым подсчетам, 50% вчерашних выпускников детских домов в первый же год совершают противоправные действия (в основном, кражи); 30% — бродяжничают, спиваются, употребляют наркотики, 18% - погибают от болезней, суицида, и только 2% бывших детдомовцев становятся нормальными членами общества.

Следующая категория подростков, пополняющих ряды беспризорников, это  дети, выброшенные из семьи, отторгнутые  ею. Как правило, речь идет о неблагополучных  семьях. Степень и причины их неблагополучия разные — начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, и до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности матери, отца, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Поэтому дети, если их некому защитить, уходят время от времени на улицу — в поисках ночлега, съестного и сочувствия.

 Ряды беспризорников  пополняют также подростки, сбегающие  из интернатных учреждений. Причины побега объясняются не только элементарными грубыми нарушениями педагогического характера со стороны персонала интернатных учреждений. Если учесть, что сюда поступают, как правило, дети из не благополучных семей, то нетрудно представить, каков их контингент, каким внутренним, выработанным асоциальной средой, законам они подчиняются. К тому же, нередко имеются трудности в общении воспитанника со сверстниками, во многом определяющие мотивацию его действий и поступков. Деформирует поведение несовершеннолетнего и личность ребенка-воспитанника и его "неотреагированное горе", вызванное утратой родителей.

 К уходу ребенка  из дома, детского дома, интерната  приводят не только непонимание  между детьми и родителями, детьми  и учителями, жестокость и насилие  со стороны взрослых, сверстников,  невозможность избежать конфликтных  ситуаций. Соглашаясь с тем, что  побег из дома или детского  интернатного учреждения — это, чаще всего, реакция на неблагополучную обстановку воспитания, не следует исключать из причин побега и аномалии развития личности. Но при этом важно проводить различие между любовью к путешествиям, которые, как правило, имеют благополучный исход (возвращение в отчий дом), и непреодолимым влечением, превращающим несовершеннолетнего в бродягу, который находит себе приют среди беспризорников.

Следует проводить различие между детьми-беглецами и бездомными. Для беглеца бегство из дома обычно является результатом импульсивного  поведения, рассчитанного на внешний  эффект. Подросток знает, что семья  делает все возможное, чтобы вернуть его домой и добиться примирения. Обычно подростки, убежавшие из дома, хотят вернуться назад.

Бездомным считается человек, не имеющий постоянного жилища, или  человек, не ведущий оседлого образа жизни. В противоположность беглецу, бездомными подростки становятся вследствие патологических отношений и кризисных  ситуаций в семье. В течение длительного  времени подросток, возможно, жил  в невыносимых условиях: испытывал  голод, насилие, жестокость.

 Наиболее простая схема  — делить причины ухода детей  из дома на две категории: "побег  от" и "побег к". Такое деление  показывает, какие подростки убегают  в поисках приключений, какие  — из-за притеснений. Материалы  нашего обследования подростков, прошедших через Алматинс-кий ЦВИАРН, показали, что причины побегов разнообразны. Всех подростков, склонных к побегам из дома и бродяжничеству, можно разделить на четыре основные группы:

1) нормальные дети и  подростки, живущие и воспитывающиеся  в хорошей, здоровой обстановке, совершившие побеги из дома  под влиянием свойственной подростковому  возрасту тяге к романтическому, жажде путешествий и приключений;

2) дети-жертвы, страдающие  от плохого отношения со стороны  родителей — алкоголиков, наркоманов; подростки, вынужденное бродяжничество  которых обусловлено бродяжничеством  или миграцией родителей, неустроенностью  при лишении родительских прав;

3) "трудные подростки", для которых побеги из дома  и бродяжничество выступают как  средство разрешения возникших  конфликтов и испорченных отношений  с учителями и родителями, как  своеобразный протест против  произвола, насилия, побоев, несправедливости,. как стремление устроить свою  жизнь по-новому.

4) дети и подростки  с отклонениями от нормы в  психическом развитии, патология  поведения которых выражена синдромом  нарушенных влечений, когда даже в спокойной нормальной обстановке у подростка появляется неодолимое желание куда-нибудь уехать (по данным сотрудников ЦВИАРН, процент таких детей невелик).

 В подтверждение вышесказанного  рассмотрим результаты исследования 96 подростков, помещенных в ЦВИАРН  г. Алматы, проведенного автором в марте —июне 2002 г. В ходе социологического опроса было выяснено, что большинство детей, убегающих из дома, живут в неблагополучных и малообеспеченных семьях. Около половины — в неполных семьях. Дети бегут из дома потому, что у них плохие отношения с родителями (28,6%). В наиболее тяжелом положении оказываются подростки, живущие в семье, где у ребенка вместо отца — отчим: 14,5% хотя бы раз сбежавших из дома детей — из таких семей. Очень часто они уходят из дома, чтобы показать матери, что они не хотят жить с отчимом. Но есть и другая причина: нередко отчимы сознательно "выживают" этих детей из их квартир, избавляясь таким образом от лишнего претендента на жилье.

Информация о работе Безнадзорность как социально-педагогическая проблема