Безнадзорность как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Беспризорность и безнадзорность как социальные патологии………….3
Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности……………………………………..3
Классификация категорий беспризорных детей…………………….11
Социально-педагогическая работа с беспризорниками………………..18
Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью………………………………………………………18
Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………....38

Файлы: 1 файл

педагогика перед - копия.docx

— 66.19 Кб (Скачать)

 В идеальном варианте  каждый воспитанник приюта должен  пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных  и эффективных путей его реабилитации, позволяющий восстановить утраченные  им социальные, нравственные и  духовные связи с миром. Находясь  в домашней группе, ребёнок остаётся  под опекой государства до  тех пор, пока семья оформляет  опекунство или усыновление, но  даже если усыновление не состоится,  жизнь в здоровой семейной  обстановке в домашней группе  становится для него важным  условием социальной реабилитации.

 Проблема беспризорности  имеет не только социальный, но  и педагогический аспект. Разрушена  корневая система воспитания  ребенка в семье и в школе.  Одно образование делает человека  финансистом, другое — военным,  третье — математиком, и только  воспитание делает человека человеком.  Потому решить кардинальную проблему  беспризорности можно лишь воссозданием  воспитательной роли семьи и  школы. Но родители только тогда  будут заниматься воспитанием  своих детей, когда будет решена  государственная проблема безработицы.  Решив социальные вопросы, можно  решить проблему беспризорности. Порочный круг. И нужно понять, что сколько бы ни делало  вливаний государство в сферу  образования (а сейчас недостаточное  бюджетное финансирование), его будет  всегда мало: потому что количество  беспризорников растет, а их родители  все больше погружаются в пучину  своих бед и "пристрастий".

 А если говорить  о потребности в средствах  организаций образования, то она  обеспечивается из бюджетных  источников менее чем на четверть. Следствием этого стало снижение  доступности образования для  населения, особенно в системах  дошкольного воспитания и обучения, начального и среднего профессионального  образования.

Обострение проблемы детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, детей из малообеспеченных семей — неохваченность их системой образования, отсутствие механизма их обеспечения рабочими местами обусловило рост преступности среди этой категории подростков и молодежи.

 Важнейшим методом  борьбы с беспризорностью в  рамках педагогического подхода  является создание специализированных  центров по профилактике беспризорности  на основе общеобразовательных  школ, детских домов, интернатов, инспекций по делам несовершеннолетних. Педагогический коллектив - носитель  ценностей, которые распространяются  на коллектив детей. Если дети  долго находятся в центре, то  они сами начинают спасать  других. Преодолевая себя, подросток  совершает подвиг духа. Помочь  ему в этом - главная задача  педагога.

Центры педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего  возраста. Ранняя педагогическая коррекция  ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем  его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы такого центра необходимо:

- собственно центры, работающие  по определенным направлениям  в зависимости от проблем детей;

- специально подготовленные  специалисты широкого профиля:  медицинского, психологического и  педагогического направлений. Специалисты,  способные обеспечить комплексную  диагностику ребенка. Диагностика  позволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка,  а также резервы, несущие в  себе, как отмечал Л.С. Выготский, компенсаторные возможности при опоре на которые обеспечивается индивидуальное развитие и коррекция;

- техническое оснащение  диагностического центра и педагогических  кабинетов. Без этого в современных  условиях невозможно провести  ни квалифицированной и достаточно  полной диагностики, ни педагогической  коррекции, а, следовательно, и  добиться наиболее оптимального  результата;

- широкая информация  учителей, социальных служб, семей,  педиатров о центрах педагогической  коррекции их возможностях. Это  позволит своевременно, на ранних  этапах выявлять у детей отклонения  и направлять их в соответствующие  центры для педагогической коррекции;

- взаимосвязь центров  педагогической коррекции со  специальными детскими садами  и школами для взаимодействия  и способствования современной  адаптации детей, проходящих или  прошедших педагогическую коррекцию. 

 Центры педагогической  реабилитации. Потребность в них  также велика. Они могут быть  ориентированны для работы с различными категориями людей, нуждающимися в педагогической реабилитации, - восстановление утраченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитации дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации.

 Особого внимания заслуживают  педагогические проблемы работы  с жертвами насилия. В современных  условиях таких людей, к сожалению,  много. В международной практике  имеется опыт реабилитационной  работы с жертвами насилия,  появляется такой опыт и в  нашей стране. Число пострадавших  людей растет, и поэтому растет  необходимость развития специальной  реабилитационной работы с такой  категорией детей. Это, в свою  очередь, требует специальных  теоретических разработок и практического  опыта работы с различными  категориями жертв насилия.

Общественные объединения предпринимают попытки как-то помочь беспризорным детям. Они организуют питание детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей.

 Таким образом, существует  разветвленная сеть учреждений, функционирующих в области социально-педагогической  коррекции и профилактике беспризорности. Все вышерассмотренные институты  имеют различия в принципиальной  схеме функционирования, структуре  аппаратов, но их главная цель - сформировать новую социальную  политику профилактики детской  безнадзорности и социального  сиротства, включающую:

- безопасность, защиту ребёнка  от внешних угроз - жестокого  обращения с ними родителей  или родственников, эксплуатации  со стороны взрослых криминальных  элементов и т.д.;

- защиту законных прав  и интересов ребёнка, связанных  с его взаимоотношениями с  родительской семьёй, усыновлением, установлением опеки, получением  образования, овладением профессией  и т.п.;

- психологическую и педагогическую  поддержку, способствующую ликвидации  кризисных состояний личности, помощь  ребёнку в преодолении своих  недостатков;

- диагностику деформации  в личностном развитии и психофизическом  состоянии ребёнка, чтобы разработать  индивидуальную программу его  социальной реабилитации;

- комплексность и скоординированность воздействий на различных уровнях: культурно-воспитательном, социальном, медицинском, правовом;

- личностный подход, индивидуальную  работу с ребёнком на основе  имеющихся условий воспитания  и уровня его физического, интеллектуального  и психического развития;

- восстановление, коррекцию и развитие у ребёнка важнейших форм человеческой жизнедеятельности - таких, как игра, познание, труд, общение, для успешной ресоциализации ребёнка, ре- адаптации его в обществе;

- содействие возвращению в семью;

- возможность получить образование;

- заботу о дальнейшем трудоустройстве, благоустройстве, месте жительства.

 

Заключение.

 

 В данной работе  была рассмотрена социально-педагогическая  проблема беспризорности и безнадзорности  и развитие системы социально-педагогической  помощи детям-беспризорникам и  детям, лишившимся попечения родителей.  Беспризорность и безнадзорность  в последнее десятилетия стали  заметными явлениями в Казахстане. Всех беспризорных детей отличает  то обстоятельство, что они порывают  связь с обществом. Начальную  фазу беспризорности составляет  безнадзорность, т. е. отсутствие  надзора (контроля) со стороны  родителей либо заменяющих их  лиц, а окончательной, уже крайне  запущенной, находящейся на грани  необратимости, становится беспризорность  как таковая, определяющая положение  самого несовершеннолетнего, его  своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному  желанию или в силу стечения  каких-либо обстоятельств. Судить  о границах распространенности  беспризорности в Казахстане  — сложно. В настоящее время  ни одна официальная служба  не располагает точными данными  о количестве беспризорных, так  как полный статистический учет  беспризорных детей не налажен.  Официальная статистика фиксирует  только тех беспризорников, которые  задерживаются полицией либо  попадают в специальные социальные  учреждения. Причин беспризорности  много, к ним относятся миграция, насилие родителей, опекунов, социальные  беды, социальной сиротство и  т.д. Проблема беспризорных детей  - это комплексная социальная  проблема. Дети, оказавшиеся по тем  или иным причинам на улице  или без надлежащего педагогического  надзора, нуждаются в разнообразной  поддержке: в помощи психолога,  в услугах врача; большинству  необходимы активная помощь и  сотрудничество со стороны родителей, многоаспектная помощь социальных служб. Однако при всей важности и необходимости удовлетворения названных потребностей, мы все-таки полагаем, что магистральным направлением решения проблемы беспризорных детей и подростков является система профилактических и предупреждающих мероприятий. В сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности. Попытки помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации. Но их очень мало, всё же большая часть беспризорников остаётся не удел. Поэтому необходимо, на наш взгляд:

1) разработать и принять  закон об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних;

2) осуществлять финансирование  профилактической работы по предупреждению  детской беспризорности не по  остаточному принципу;

3) вывести практику деятельности  по предупреждению беспризорности  из исключительного ведения органов  внутренних дел;

4) создать специальные  органы (например, социальную инспекцию  по борьбе с детской беспризорностью), способные действовать квалифицированно  при обнаружении ребенка с  последующим восстановлением его  личности;

5) усилить работу школы  с неблагополучными семьями;

6) создать в каждом  регионе инфраструктуру, обеспечивающую  полноценную социализацию всех  категорий детей, попавших в  трудную жизненную ситуацию;

7) ввести общегосударственную  систему учета (банк данных) беспризорных  и безнадзорных детей, в том  числе — не работающих и  не учащихся детей, а также  банк данных пропавших детей,  которых разыскивают родители, опекуны,  интернатные учреждения;

8) обеспечить учет реальных  расходов семей на содержание  и воспитание детей в государственной  политике в области оплаты  труда, налоговой политике, а также при реформировании образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. – 368с.
  2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. — М., 1988.
  3. Вестник, общественного фонда "Достижения молодых ". Прикладная экономики. 2001. Вып. 7. С. 31.
  4. Дармодехин С.В. Беспризорность детей// Педагогика, 2001. №5,с.3
  5. Дети улицы. Растущая трагедия городов. Доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 1990. С. 12.
  6. Джаманбалаева Ш. Беспризорность детей и подростков в Казахстане// Саясат-Policy, №11, 2002, с..53
  7. Дулинова Л.Т. и др. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. М., 2000.
  8. Зуева С.В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защита их прав: инновационная социально-педагогическая модель. Ярославль, 2000.
  9. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М.: ТЦ Сфера, 1999.
  10. Иващенко Г.М. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении М.:Социум, 1996.
  11. Климова Т. В. Социология миграции; этапы становления и развития. Алматы, 2001.
  12. Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки). М. , 1959.
  13. Макишева А.Н. Портрет беспризорности "южной столицы"// Новости Алматы, № 39, 30.10.2005Менеджмент социальной работы / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. М., 1999.
  14. Мельникова Э.Б. Профилактика беспризорности детей и подростков// Правозащитник, 1999, №2, с.21
  15. Нечаева A.M. Детская беспризорность — опасное социальное явление // Государство и право. 2001, N 6. С. 58.
  16. Нуркенов К. Беспризорность как проблема воспитания// Голос Экибастуза, №17, от 26.04.2002
  17. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфер", 2001.
  18. Организация работы с неблагополучной семьей Екатеринбург: Лингва, 1997.
  19. Орехова Г.А. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми и социальными сиротами// Коррекционная педагогика, №3 (5), 2004
  20. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1993.
  21. Психология и педагогика детства. Тезисы докладов и сообщений III международной конференции "Ребенок в современном мире". СПб., 1996. С. 28.
  22. Рябинина Н. В. Детская беспризорность и преступность в 1920-годы. Ярославль, 1999. – 124 с.
  23. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М., 1991. – 204с.
  24. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М., 2001.
  25. Ярошенко О.Ю. Дети и улица// Алматинский вестник, №15 от 03.03.2004

 


Информация о работе Безнадзорность как социально-педагогическая проблема