Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа
Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.
Введение…………………………………………………………………………...2
Беспризорность и безнадзорность как социальные патологии………….3
Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности……………………………………..3
Классификация категорий беспризорных детей…………………….11
Социально-педагогическая работа с беспризорниками………………..18
Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью………………………………………………………18
Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………....38
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Детская беспризорность
– это полный отрыв
Основной причиной
возникновения и роста
Другой причиной
Среди беспризорников распространены различные формы девиантного, правонарушающего поведения: пьянство, наркомания, токсикомания, ранние половые контакты. Не имея средств к существованию, они занимаются попрошайничеством, воровством, нередко вовлекаются в организованные группы, где становятся объектом сексуальной, криминальной и т.п. эксплуатации. Распространенность беспризорности в той или иной степени связывается с социальными явлениями различного уровня и, прежде всего, процессами, которые меняют традиционный уклад жизни значительного слоя населения, увеличивают напряженность, повышают уровень дезадаптации. К таким процессам относят урбанизацию, миграцию, войны, революции, периоды широкомасштабных социальных реформ и т.п.
Безнадзорные дети
и подростки требуют особого
внимания. Для них нужны не
только Центры временной
Цель исследования
– исследовать сущность
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение,
формы и методы социально-
1.1 Правовые и
социально-политические
Безнадзорные дети
являются одной из категорий
детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации. В основу
безнадзорности в социальной
педагогике положено такое
Следует различать
понятия "безнадзорность" и
"беспризорность". Безнадзорность,
в основном, определяется с помощью
правил педагогики. Не случайно
ее сущность, признаки входят
в сферу внимания
Под беспризорными детьми понимается более широкий круг детей - таких детей, у которых связь с семьей или детским учреждением, в котором они воспитывались или числятся, оказалась полностью либо большей части утраченной в связи с уличным образом жизни; либо которые вместе с бездомными родителями проживают на улице, вокзале или иных неприспособленных для проживания местах.
Между безнадзорностью
и беспризорностью, несомненно, существует
прочная связь, поскольку, по
общему правилу,
В Законе Республики
Казахстан "О профилактике
правонарушений среди
1) безнадзорный - несовершеннолетний,
контроль за поведением
2) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места проживания.
Таким образом, в Законе определена грань между понятиями "беспризорный" и "безнадзорный", которой является наличие места жительства (пребывания). Однако, несмотря на то, что в указанном Законе присутствуют оба термина, упора на различия мер профилактики этих двух категорий несовершеннолетних нет.
Сохраняется отсутствие
четких границ между данными
дефинициями не только в
Так, например, в работе
доктора юридических наук, профессора
Мельниковой Э.Б., беспризорные и
безнадзорные дети объединены
в общую категорию
- полностью лишенные родительского попечения и оказавшиеся в бедственном положении, требующие неотложной помощи и защиты;
- частично лишенные родительского попечения, не требующие применения неотложных мер помощи и защиты, однако нуждающиеся в оздоровлении условий их жизни и воспитания;
- не лишенные родительского попечения, но в связи с конфликтными ситуациями, в которых находятся подростки, и наличием видимых признаков безнадзорности в их жизни и поведении, нуждающиеся в наблюдении за ними и педагогическом воздействии и помощи.
Смешение понятий "
В связи с тем, что ни
в действующем
Как справедливо отмечается в юридической литературе, говоря о несовпадении терминов "беспризорный" и "безнадзорный", следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики.
Не случайно ее сущность,
признаки входят в сферу изучения
педагогической науки, обращавшей внимание
на правильно понимаемый надзор за
несовершеннолетним, который не сводится
к контролю за его поведением, времяпрепровождением,
а состоит в поддержании, сохранении
внутренней духовной связи с ребенком,
подростком. Такой связи, которая
позволяет сохранять даже на расстоянии
контакт родителей, заменяющих их лиц
со своим воспитанником. Отсутствие
именно такого надзора особенно опасно
для легко ранимой психики
ребенка, заставляя его пополнять
ряды беспризорников. Таким образом,
между безнадзорностью и
В правовой науке беспризорность и безнадзорность принято рассматривать как стадии одного процесса, одной "социальной болезни".
Согласно П.И. Люблинскому, беспризорность, "будучи подобной длительному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития". Начальную фазу этой социальной болезни составляет безнадзорность, а окончательной стадией, находящейся на грани необратимости, становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств.
Наиболее полную отличительную характеристику беспризорности от безнадзорности дала доктор юридических наук A.M. Нечаева. К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, по мнению автора, относятся:
- полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;
- проживание в местах,
не предназначенных для
- добывание средств к
жизни способами, не
- подчинение "неписаным"
законам, продиктованным
Таким образом, основной отличительной чертой беспризорного ребенка от безнадзорного является не столько наличие (отсутствие) места жительства (пребывания), сколько полное прекращение связей с семьей, родителями, родственниками, опекунами. Относить к беспризорным только безнадзорных детей, не имеющих места жительства (места пребывания), как это предусмотрено в статье 1 Закона от 9 июля 2004 года № 591-II О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности, не совсем правильно. Как заметила A.M. Нечаева, "если нищий бродяга, не имеющий постоянного места жительства, "путешествует" со своими детьми, их нельзя считать беспризорниками, несмотря на то, что качественный надзор за ними, как правило, отсутствует". Таких детей правильней всего было бы относить к категории безнадзорных.
С другой стороны, согласно
данным правоохранительных органов, в
настоящее время появилась
Поскольку основной функцией государства с точки зрения либертарной теории является обеспечение свободы, безопасности и собственности граждан, в том числе и несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации отсутствие должного правового регулирования, и, в частности, пренебрежительное отношение к понятиям "беспризорность" и "безнадзорность" на государственном уровне не допустимо.
В связи с этим на законодательном уровне необходимо более тщательно проработать различие между терминами "беспризорность" и "безнадзорность", четко определив для каждой из этих категорий несовершеннолетних свои меры и способы социально-правовой защиты. Без четкой понятийной базы разработка эффективной профилактики детской беспризорности и безнадзорности на государственном уровне не представляется возможной. Особенно это актуально на сегодняшний день, когда и в Мажилисе, и на страницах печати не прекращаются дебаты о необходимости повышения социально-правовой защищенности несовершеннолетних, в частности, выделения ювенальной юстиции в отдельный правовой институт.
В настоящее время
в Республике Казахстан
Информация о работе Безнадзорность как социально-педагогическая проблема