Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа
Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.
Введение…………………………………………………………………………...2
Беспризорность и безнадзорность как социальные патологии………….3
Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности……………………………………..3
Классификация категорий беспризорных детей…………………….11
Социально-педагогическая работа с беспризорниками………………..18
Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью………………………………………………………18
Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………....38
2.2 Формы и методы
социально-педагогической
Социальная помощь детям в настоящее время – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы
социального обслуживания детей
– обеспечение реализации социальных
прав детей, решение возникающих
проблем посредством
Социальное обслуживание семей и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.
В совокупность всей
социальной помощи
Опекунство – правовая
форма защиты личных и
Приемная семья –
одна из форм организации
Органы социальной
защиты выявляют семьи, где
родители не занимаются в
Органы опеки и попечительства
защищают личные, имущественные и
жилищные права и законные интересы
несовершеннолетних; выявляют детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения
родителей, несовершеннолетних, не имеющих
надлежащих условий для жизни
и воспитания в семье; принимают
меры по их устройству и созданию благоприятных
условий для всестороннего
В приёмные семьи
детей передают на основе
Открытие специальных
организаций и организаций
Так, в республике
созданы и функционируют
Специализированные
Социально-педагогическая
помощь в данных учреждениях
беспризорникам включает в
- педагогическая и консультативная помощь детям в защите их интересов;
- групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
- коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
- содействие культурно-досуговой деятельности детей-беспризорников. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Для несовершеннолетних, утративших семейные связи, оставшихся без попечения и постоянного места жительства, отказавшихся жить в интернатных образовательных учреждениях, функционируют специализированные социально-реабилитационные учреждения (центры, приюты). Сюда, как правило, поступают дети из приёмников-распределителей и больниц.
Их значение в том,
что они оперативно принимают
детей, оставшихся без
Основные направления деятельности социально-реабилитационного центра (психолого-педагогической и медико-социальной помощи):
- выявление социально дезадаптированных детей в микрорайоне;
- профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребёнка;
- обеспечение несовершеннолетним временного проживания до того, как будет определено их дальнейшее местопребывание;
- обеспечение квалифицированной
социальной, правовой, психолого-медико-
Основные этапы в работе с поступившими детьми:
Структурным подразделением
социально-реабилитационного
В приёмном отделении
проводятся первичный
В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка. На основе этих данных создаётся индивидуальная программа реабилитации.
В отделении реализации программ
социальной реабилитации проводится работа
по восстановлению утраченных связей
с семьёй и внутри семьи, оздоровлению
системы межличностных
Индивидуальная программа
реабилитации выполняется как
в условиях дневного или
Отделение социально-правовой
помощи защищает права и
Самое сложное направление
деятельности центра - работа с
семьёй. Социальная реабилитация
в Центре ориентирована на
решение семейных проблем
После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).
Социальные приюты оказывают
помощь в создании жизненных условий,
необходимых для
В учреждениях временного содержания (детские приёмники) находятся дети и подростки от 3 лет (подкидыши) до 18 при необходимости немедленной их изоляции (10-30 суток): самовольно ушедшие из спецучреждений закрытого типа, личность которых не установлена, направляемые в спецучреждение, совершившие общественно опасные деяния.
Основные цели социального
приюта - организация временного (сроком
до 2 месяцев) проживания детей
и подростков в возрасте от
3 до 18 лет, предоставление им
Дети, поступающие в социальные приюты, находятся в крайней степени социальной запущенности, отстают в психосоматическом развитии, имеют посттравматические синдромы, например:
- "дети улицы", дети-бродяжки либо дети - социальные сироты, отобранные из семей, где условия их существования из-за злоупотребления алкоголем и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью;
- большинство уже приобщилось к курению, употребляют алкоголь;
- подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном состоянии вследствие социально-педагогической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;
- почти у всех имеются различные хронические заболевания;
- многие нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в социуме;
- у многих детей отмечается задержка психического развития.
Диагностика начинается
с установления личности
Социально-реабилитационная
работа с детьми начинается
с того, что их лечат, избавляют
от педикулёза, учат пользоваться
ванной, постельным бельём, есть
горячую пищу и т.д. Большое
внимание уделяется также
Подготовка ребёнка
к школе - важное условие его
адаптации в неприютской среде.
Эти дети, как правило,
отстают от своих сверстников,
а некоторые из них уже в
подростковом возрасте не
Одна из главных
задач приютов, в которых дети
могут получить кров и пищу,
- восстановить широкий спектр
их отношений с миром, обучить
их общаться со взрослыми,
Пребывание детей и
подростков в социально-
Другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам - создание семейных (воспитательных) групп. При наличии семьи, желающей взять на воспитание ребёнка, тщательно обследуются её материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. В течение двух месяцев ребёнок посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем приходит туда насовсем. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог даёт необходимые рекомендации каждой семье.
Информация о работе Безнадзорность как социально-педагогическая проблема