Безнадзорность как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Беспризорность и безнадзорность как социальные патологии………….3
Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности……………………………………..3
Классификация категорий беспризорных детей…………………….11
Социально-педагогическая работа с беспризорниками………………..18
Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью………………………………………………………18
Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………....38

Файлы: 1 файл

педагогика перед - копия.docx

— 66.19 Кб (Скачать)

 

 

 

 

2.2 Формы и методы  социально-педагогической работы  с беспризорниками.

 

Социальная помощь детям  в настоящее время – это  социальное обслуживание и поддержка  членов семьи, попавших в трудную  жизненную ситуацию, оказании им комплекса  социальных услуг и осуществление  их социальной адаптации и реабилитации.

Важнейшая задача системы  социального обслуживания детей  – обеспечение реализации социальных прав детей, решение возникающих  проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Социальное обслуживание семей и детей осуществляет разветвленная  многоуровневая система, состоящая  из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.

 В совокупность всей  социальной помощи беспризорным  детям входят опекунство, приемная  семья, детские дома, интернаты  и другие социальные учреждения. Рассмотрим подробнее.

 Опекунство – правовая  форма защиты личных и имущественных  интересов ребенка. Правомерным  является существование двух  форм опекунства: в виде опеки  и попечительства. Опека устанавливается  над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения  родителей в целях обеспечения  им надлежащих условий содержания, воспитания и образования. Попечительство  устанавливается над несовершеннолетними  детьми в возрасте от 14 до 18 лет,  в силу определенных причин  оставшихся без попечения родителей.

 Приемная семья –  одна из форм организации жизнедеятельности  детей-сирот и детей, лишившихся  попечения родителей, с выплатой  денежного содержания лицам, взявшим  детей на воспитание.

 Органы социальной  защиты выявляют семьи, где  родители не занимаются в должной  мере воспитанием детей; проводят  инспекцию социально-бытовых условий  семей; оказывают материальную  помощь малообеспеченным семьям.

Органы опеки и попечительства защищают личные, имущественные и  жилищные права и законные интересы несовершеннолетних; выявляют детей-сирот, детей, оставшихся без попечения  родителей, несовершеннолетних, не имеющих  надлежащих условий для жизни  и воспитания в семье; принимают  меры по их устройству и созданию благоприятных  условий для всестороннего развития, а также охраны их жизни и здоровья.

 В приёмные семьи  детей передают на основе договоров  с органами опеки и попечительства. Замещающие семьи - это форма  временного устройства, они обеспечивают  детям условия жизнедеятельности,  но им не передаётся право  родительской ответственности.

Открытие специальных  организаций и организаций образования  с особым режимом содержания для  беспризорных детей предусмотрено  рядом программных документов, утвержденных постановлениями Правительства  Республики Казахстан от 8 июля 1998 года № 649, от 31 октября 2000 года № 1641 и от 29.12.2002 года № 1430.

 Так, в республике  созданы и функционируют специальные  организации образования в г.г.  Алматы, Актау, Атырау, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях. Предусмотрено их открытие в Западно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях.

 Специализированные учреждения  социальной защиты для несовершеннолетних  обеспечивают психотерапевтическую, медицинскую и социальную помощь детям и подросткам, имеющим начальные стадии отклонения психического и физического здоровья, эпизодически употребляющим алкоголь и наркотики.

 Социально-педагогическая  помощь в данных учреждениях  беспризорникам включает в себя:

- педагогическая и консультативная помощь детям в защите их интересов;

- групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;

- коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;

- содействие культурно-досуговой деятельности детей-беспризорников. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Для несовершеннолетних, утративших семейные связи, оставшихся без попечения и постоянного места жительства, отказавшихся жить в интернатных образовательных учреждениях, функционируют специализированные социально-реабилитационные учреждения (центры, приюты). Сюда, как правило, поступают дети из приёмников-распределителей и больниц.

 Их значение в том,  что они оперативно принимают  детей, оставшихся без попечения  родителей, изолируют их от  неблагоприятной среды, готовят  к проживанию в приёмной семье  или интернатном учреждении. В этих учреждениях проводится работа с детьми и подростками по нормализации развития их личности и функционирования различных психических процессов (речи, памяти и т.п.).

Основные направления  деятельности социально-реабилитационного  центра (психолого-педагогической и  медико-социальной помощи):

- выявление социально дезадаптированных детей в микрорайоне;

- профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребёнка;

- обеспечение несовершеннолетним временного проживания до того, как будет определено их дальнейшее местопребывание;

- обеспечение квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

     Основные этапы в работе с поступившими детьми:

  1. диагностика;
  2. реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;
  3. постреабилитационная защита ребёнка.

 Структурным подразделением  социально-реабилитационного центра  может быть социальный приют  для детей и подростков.

 В приёмном отделении  проводятся первичный медицинский  осмотр и первичная санитарная  обработка подростка, которого  при необходимости направляют  в стационарное медицинское учреждение.

В отделении диагностики  социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка. На основе этих данных создаётся индивидуальная программа реабилитации.

В отделении реализации программ социальной реабилитации проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьёй и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений  несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в  получении образования, специальности  и в профориентации.

 Индивидуальная программа  реабилитации выполняется как  в условиях дневного или круглосуточного  стационара центра, так и в  семейной воспитательной группе.

 Отделение социально-правовой  помощи защищает права и законные  интересы воспитанников.

 Самое сложное направление  деятельности центра - работа с  семьёй. Социальная реабилитация  в Центре ориентирована на  решение семейных проблем детей  и подростков. В конфликтных семьях  психологи проводят консультации; работа с аморальными семьями  ведётся на уровне социального  патронажа.

После возвращения детей  в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами  семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).

Социальные приюты оказывают  помощь в создании жизненных условий, необходимых для реабилитационных процессов: временных и постоянных, для детей, для матерей и детей, попавших в сложные жизненные  обстоятельства.

 В учреждениях временного  содержания (детские приёмники) находятся  дети и подростки от 3 лет (подкидыши)  до 18 при необходимости немедленной  их изоляции (10-30 суток): самовольно  ушедшие из спецучреждений закрытого типа, личность которых не установлена, направляемые в спецучреждение, совершившие общественно опасные деяния.

 Основные цели социального  приюта - организация временного (сроком  до 2 месяцев) проживания детей  и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, предоставление им убежища,  оказание медико-психологической,  юридической и другой помощи, дальнейшее устройство.

Дети, поступающие в социальные приюты, находятся в крайней степени  социальной запущенности, отстают в  психосоматическом развитии, имеют  посттравматические синдромы, например:

- "дети улицы", дети-бродяжки либо дети - социальные сироты, отобранные из семей, где условия их существования из-за злоупотребления алкоголем и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью;

- большинство уже приобщилось к курению, употребляют алкоголь;

- подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном состоянии вследствие социально-педагогической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;

- почти у всех имеются различные хронические заболевания;

- многие нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в социуме;

- у многих детей отмечается задержка психического развития.

 Диагностика начинается  с установления личности ребёнка,  места проживания родителей или  опекунов. Затем проводится психологическая  и медицинская диагностика. Её  задача - выявить интересы и проблемы  несовершеннолетних, выработать совместно  с ними установки для дальнейшей  жизни, учёбы. Работникам приютов  приходится сталкиваться с двумя  главными психологическими проблемами: отставание ребёнка в психическом  развитии и преодоление последствий  его психической депривации.

 Социально-реабилитационная  работа с детьми начинается  с того, что их лечат, избавляют  от педикулёза, учат пользоваться  ванной, постельным бельём, есть  горячую пищу и т.д. Большое  внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где ведущую роль играют комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр. Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, работают в пошивочных и столярных мастерских, мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.

 

 Подготовка ребёнка  к школе - важное условие его  адаптации в неприютской среде.  В приюте дети и подростки  должны получать и общеобразовательную  помощь. Зачастую приютские дети  либо вообще не посещали школу,  либо имелись большие перерывы  в посещении, либо они не  в состоянии адаптироваться в  большом школьном коллективе. У  большинства из них нет приятных  ассоциаций со школой, а иногда  она просто ненавистна им.

 Эти дети, как правило,  отстают от своих сверстников,  а некоторые из них уже в  подростковом возрасте не умеют  ни читать, ни писать. Поэтому  общеобразовательную подготовку  необходимо вести строго индивидуально  и взвешенно. Одних детей надо  готовить к возвращению в школу,  снижать негативное отношение  к ней, других можно направить  в школу и помочь её посещать, выполнять необходимые домашние  задания и т.д.

 Одна из главных  задач приютов, в которых дети  могут получить кров и пищу, - восстановить широкий спектр  их отношений с миром, обучить  их общаться со взрослыми, сверстниками, помочь обрести чувство семьи,  собственной значимости.

 Пребывание детей и  подростков в социально-реабилитационном  учреждении ограничено тем временем, за которое ребёнок будет устроен  для дальнейшего постоянного  проживания. Местом такого постоянного  проживания может стать либо  родительская семья, если удалось  стабилизировать ситуацию в семье  и родители готовы выполнять  свои функции по содержанию  и воспитанию детей, а также  семьи-усыновители и приёмные  семьи, либо государственные воспитательные  учреждения - детские дома и школы-интернаты.

Другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам - создание семейных (воспитательных) групп. При наличии семьи, желающей взять на воспитание ребёнка, тщательно обследуются её материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. В течение двух месяцев ребёнок посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем приходит туда насовсем. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог даёт необходимые рекомендации каждой семье.

Информация о работе Безнадзорность как социально-педагогическая проблема