Безнадзорность как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Беспризорность и безнадзорность как социальные патологии………….3
Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности……………………………………..3
Классификация категорий беспризорных детей…………………….11
Социально-педагогическая работа с беспризорниками………………..18
Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью………………………………………………………18
Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………....38

Файлы: 1 файл

педагогика перед - копия.docx

— 66.19 Кб (Скачать)

Достаточно большое число  подростков убегает от родителей-алкоголиков. Причем эта причина никогда в  нашем обследовании не отмечалась как  единственная, обычно она сопровождалась плохими отношениями ребенка  с родителями, учителями. 25% детей  убегали из дома потому, что хотели попутешествовать. Но даже в этом случае данная причина редко выступала  как единственная. Обычно ей сопутствовали  такие причины, как "сбежал за компанию" и "не очень хорошие отношения  с родителями"; лишь 7% подростков убежали из дома исключительно из желания путешествий, видимо, в поисках  романтики и приключений. 16,1% подростков указали такую причину побега, как жестокое обращение и побои.

Следует отметить и такую  причину бездомности, как жертва приватизации жилья. "Неблагополучные" родители, пользуясь несовершенством  законодательства, продают квартиры, сами уезжают в неизвестном направлении, оставляя детей, либо не могут обеспечить жильем себя и своих детей, ведя при  этом асоциальный образ жизни. Таким  образом, дети лишаются жилья. В нашем обследовании подобная группа детей отсутствовала, однако нельзя было не упомянуть о них.

Половой состав обследованных  показывает, что бегут, в основном, мальчики, их доля — 74,7%, девочки составляют 23,3%. Большинство бездомных детей  — жители городов (около 80%). Очевидно, сельские жители менее разобщены  и в большей мере, чем горожане, поддерживают и помогают друг другу.  Подросткам-беглецам может грозить  ряд серьезных опасностей. В частности, опасным может оказаться место  ночевки бездомных детей. Ночуют бездомные дети обычно "где придется" (это наиболее распространенный ответ). Они могут стать легкой добычей  для любого, в том числе и  маньяка. Убежав из дома, от притеснения  и жестокости родителей, подросток  часто по-прежнему подвержен риску  стать жертвой насилия, ограбления, оскорбления. Велика для этих детей  и вероятность приобрести пагубные привычки, пристраститься к наркотикам, алкоголю, проституции.

По наблюдениям специалистов инспекции по делам несовершеннолетних, всех беспризорников можно поделить на следующие 4 условные группы:

-беспризорники по образу  жизни, привычкам и убеждениям, которые имеют место жительство  и являются предметом, чьей  — то заботы, однако в силу  психического заболевания, привыкания  к психоактивным веществам, а реже - в силу необузданной страсти к необузданной свободе, любым путем хотят уйти от посторонней опеки;

-беспризорники по неволе, которые действительно убежали  от насилия, голода, притеснений  и прочих социальных бед, перед  которыми ребенок оказывается  беззащитным; такие дети готовы  принять помочь нашу помощь  и ищут возможности устроить  свою жизнь;

-беспризорники, оказавшиеся  на улице помимо своей воли, однако привыкшие к этому образу  жизни и не представляющие, что  каким-то образом можно жить  иначе;

-беспризорники, которые  преодолевают иногда сотни километров, уходя из дома в силу непреодолимой  тяги к путешествиям, новым местам, впечатлениям и встречам (кстати, в лучшие времена подобное расстройство поведения в детстве оборачивалось в зрелом возрасте попаданием в историю в качестве крупнейших путешественников и географов).

 Рассмотрим особенности  социально-педагогической работы  с беспризорными детьми.

 

 

  1. Социально-педагогическая работа с беспризорниками.

 

    1. Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью.

 Предметом особой заботы  любого цивилизованного общества  являются охрана и укрепление  здоровья подрастающего поколения,  борьба с такими негативными  социальными явлениями, проявляющимися  в их среде, как пьянство, наркомания, проституция, преступность. В соответствии  со статьей 27 Конституции Республики  Казахстан детство находится  под защитой государства, являясь  одной из основополагающих ценностей,  признаваемых и защищаемых государством.

В систему профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Республики Казахстан входят органы внутренних дел, образования, здравоохранения, юстиции, уполномоченный государственный орган по вопросам занятости, местные представительные и исполнительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и иные государственные органы в пределах своей компетенции.

В Законе Республики Казахстан  от 9 июля 2004 года № 591-II О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности определены правовые, экономические и социальные основы деятельности государственных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности.

Этим законом определен  правовой статус центров временной  изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, специальных организаций  образования и организаций образования  с особым режимом содержания, категории  несовершеннолетних, которые могут  быть помещены в данные учреждения, порядок направления, выпуска и  сроки пребывания в них несовершеннолетних; категории лиц, в отношении которых  может проводиться индивидуальная профилактическая работа, основания  и сроки ее проведения.

В борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и предупреждением  правонарушений среди несовершеннолетних ведущая роль отведена инспекциям по делам несовершеннолетних в органах  внутренних дел, которые организуют и проводят систематическую и  целенаправленную профилактическую деятельность.

Инспекции по делам несовершеннолетних, выполняя задачи по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, защите прав, интересов и свобод последних от преступных посягательств, осуществляют следующие мероприятия:

- по организации профилактической работы с несовершеннолетними, совершающими антиобщественные поступки и преступления, с родителями или лицами, их заменяющими, злостно не выполняющими обязанности по воспитанию детей или своим поведением отрицательно влияющими на воспитание последних;

- по подготовке предложений в соответствующие государственные органы и общественные организации по вопросам совершенствования воспитательной работы и ранней профилактики; улучшения использования в процессе профилактики возможностей общественных формирований, студенчества, ветеранов войны, труда; оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям в трудовом и бытовом устройстве и т.д.;

- по взаимодействию с воспитательными колониями, специальными учебными заведениями закрытого типа, подразделениями органов внутренних дел, суда и прокуратуры по вопросам предупреждения групповой и повторной преступности;

- информируют местные государственные органы, общественные организации, администрацию по месту учебы или работы несовершеннолетних, а также по месту работы родителей или лиц, их заменяющих, о правонарушениях несовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений;

- систематически выступают перед населением, в учебных заведениях, трудовых коллективах, в печати, по радио, телевидению по вопросам предупреждения правонарушений преступлений среди несовершеннолетних.     Но, в настоящее время в органах внутренних дел, которые организуют и проводят систематическую и целенаправленную профилактическую деятельность, существует ряд проблем.

 Так, в настоящее  время органы опеки по причине  сокращения штата инспекторов  не справляются с объемом возложенных  на них функций по определению  детей в детские дома и интернатные учреждения. Эта функция частично возложена на участковых инспекторов по делам несовершеннолетних, в профессиональные задачи которых работа с сиротами не входит.

Работу с детьми-беспризорниками  ведут практически лишь органы внутренних дел, использующие свои методы работы, свой стиль решения проблем, связанных  с детской беспризорностью. При  этом главная их задача — обнаружить, задержать, препроводить по принадлежности. Часто туда, откуда ребенок, подросток  ушел или убежал, что само по себе антигуманно, антипедагогично и, в конечном счете, нерезультативно — несмотря на колоссальную трату сил и средств.

В то же время, общая стратегия  государственной деятельности выстроена  неэффективно, не обеспечена профилактическая направленность и должная координация  работы. Не развита сеть социальных служб помощи детям и подросткам, создающиеся детские приюты немногочисленны  и испытывают финансовые затруднения  и недостаток квалифицированных  кадров.

Безнадзорные дети и подростки  требуют особого внимания. Для  них нужны не только Центры временной  изоляции, адаптации и реабилитации, находящиеся в системе МВД, но и специальные социально-воспитательные приюты, которые давали бы им возможность, при необходимости, относительно длительного  пребывания, консультирования, обучения, отдыха, занятия трудом, получения  общего и профессионального образования. Возможна временная передача беглецов или детей и подростков из неблагополучных  семей в другие семьи — с  нормальной нравственно-психологической  атмосферой и желающим оказать социальную помощь детям.

Отсюда — другое направление  деятельности, связанной с беспризорностью. Проблема беспризорных детей - это комплексная  социальная проблема. Дети, оказавшиеся  по тем или иным причинам на улице  или без надлежащего педагогического  надзора, нуждаются в разнообразной  поддержке: в помощи психолога, в  услугах врача; большинству необходимы активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, многоаспектная помощь социальных служб.

 Однако при всей  важности и необходимости удовлетворения  названных потребностей, магистральным  направлением решения проблемы  беспризорных детей и подростков  является система профилактических  и предупреждающих мероприятий.

Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности - это система правовых, педагогических, медицинских и иных мер, направленных на предупреждение безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий среди  несовершеннолетних, выявление и  устранение причин и условий, им способствующих, осуществляемых в совокупности с  индивидуальной профилактической работой  с несовершеннолетними, а также  родителями или другими законными  представителями несовершеннолетних, не исполняющими обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию либо отрицательно влияющими на их поведение.

В системе профилактики речь идет не только о широкой многоаспектной помощи служб детям и подросткам. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также должна оставаться комплексной и включать в себя меры помощи социального, психологического, педагогического и юридического характера.

Сегодня как-то предупредить, остановить процесс превращения  детей в беспризорников наше государство  пытается в двух направлениях. Во-первых, по линии организационной, во-вторых, путем создания преград на пути поглощения безнадзорного ребенка улицей.

 Необходимо бороться  с причинами, а не с последствиями  негативных процессов, порождающих  попадание детей в трудную  жизненную ситуацию.

Требуется полный учет и  оздоровление всех неблагополучных  семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение  постоянного патронажа проблемных и кризисных семей. Для выявления  кризисных семей и работы с  ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам  несовершеннолетних, инспекций по делам  несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).

 Не все семьи поддаются  реабилитации. Важно развивать альтернативные  формы семейного воспитания детей:  усыновления, опеки и попечительства, приемные семьи, семейные группы.

Однако главной задачей  является обеспечение полноценного физического, психического и духовного  развития, профессионального образования  и здорового досуга всех детей  на каждой территории.

 Эту задачу невозможно  решить без участия самих семей,  общественных организаций, религиозных  конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей.

Ликвидация беспризорности и профилактика безнадзорности требуют  комплексного подхода к реализации государственной политики поддержки  семьи и детства, изменения ее приоритетов.

 Сложившаяся система  жизнеустройства детей с нарушением  социальных связей и отношений,  обеспечения их реабилитации  и социальной поддержки включает: органы социальной защиты, учреждения  образования, учреждения здравоохранения,  органы внутренних дел, органы  и учреждения культуры, физкультуры,  спорта и туризма, а также  различные общественные организации  и фонды.

Рассмотрим формы и  учреждения социально-педагогической поддержки беспризорных детей.

 

Информация о работе Безнадзорность как социально-педагогическая проблема