Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа
Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.
Введение…………………………………………………………………………...2
Беспризорность и безнадзорность как социальные патологии………….3
Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности……………………………………..3
Классификация категорий беспризорных детей…………………….11
Социально-педагогическая работа с беспризорниками………………..18
Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью………………………………………………………18
Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………....38
Достаточно большое число подростков убегает от родителей-алкоголиков. Причем эта причина никогда в нашем обследовании не отмечалась как единственная, обычно она сопровождалась плохими отношениями ребенка с родителями, учителями. 25% детей убегали из дома потому, что хотели попутешествовать. Но даже в этом случае данная причина редко выступала как единственная. Обычно ей сопутствовали такие причины, как "сбежал за компанию" и "не очень хорошие отношения с родителями"; лишь 7% подростков убежали из дома исключительно из желания путешествий, видимо, в поисках романтики и приключений. 16,1% подростков указали такую причину побега, как жестокое обращение и побои.
Следует отметить и такую
причину бездомности, как жертва
приватизации жилья. "Неблагополучные"
родители, пользуясь несовершенством
законодательства, продают квартиры,
сами уезжают в неизвестном
Половой состав обследованных показывает, что бегут, в основном, мальчики, их доля — 74,7%, девочки составляют 23,3%. Большинство бездомных детей — жители городов (около 80%). Очевидно, сельские жители менее разобщены и в большей мере, чем горожане, поддерживают и помогают друг другу. Подросткам-беглецам может грозить ряд серьезных опасностей. В частности, опасным может оказаться место ночевки бездомных детей. Ночуют бездомные дети обычно "где придется" (это наиболее распространенный ответ). Они могут стать легкой добычей для любого, в том числе и маньяка. Убежав из дома, от притеснения и жестокости родителей, подросток часто по-прежнему подвержен риску стать жертвой насилия, ограбления, оскорбления. Велика для этих детей и вероятность приобрести пагубные привычки, пристраститься к наркотикам, алкоголю, проституции.
По наблюдениям специалистов инспекции по делам несовершеннолетних, всех беспризорников можно поделить на следующие 4 условные группы:
-беспризорники по образу
жизни, привычкам и убеждениям,
которые имеют место
-беспризорники по неволе,
которые действительно убежали
от насилия, голода, притеснений
и прочих социальных бед,
-беспризорники, оказавшиеся
на улице помимо своей воли,
однако привыкшие к этому
-беспризорники, которые
преодолевают иногда сотни
Рассмотрим особенности
социально-педагогической
Предметом особой заботы
любого цивилизованного
В систему профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Республики Казахстан входят органы внутренних дел, образования, здравоохранения, юстиции, уполномоченный государственный орган по вопросам занятости, местные представительные и исполнительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и иные государственные органы в пределах своей компетенции.
В Законе Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591-II О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности определены правовые, экономические и социальные основы деятельности государственных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности.
Этим законом определен
правовой статус центров временной
изоляции, адаптации и реабилитации
несовершеннолетних, специальных организаций
образования и организаций
В борьбе с беспризорностью,
безнадзорностью и
Инспекции по делам несовершеннолетних, выполняя задачи по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, защите прав, интересов и свобод последних от преступных посягательств, осуществляют следующие мероприятия:
- по организации профилактической работы с несовершеннолетними, совершающими антиобщественные поступки и преступления, с родителями или лицами, их заменяющими, злостно не выполняющими обязанности по воспитанию детей или своим поведением отрицательно влияющими на воспитание последних;
- по подготовке предложений в соответствующие государственные органы и общественные организации по вопросам совершенствования воспитательной работы и ранней профилактики; улучшения использования в процессе профилактики возможностей общественных формирований, студенчества, ветеранов войны, труда; оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям в трудовом и бытовом устройстве и т.д.;
- по взаимодействию с воспитательными колониями, специальными учебными заведениями закрытого типа, подразделениями органов внутренних дел, суда и прокуратуры по вопросам предупреждения групповой и повторной преступности;
- информируют местные государственные органы, общественные организации, администрацию по месту учебы или работы несовершеннолетних, а также по месту работы родителей или лиц, их заменяющих, о правонарушениях несовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений;
- систематически выступают перед населением, в учебных заведениях, трудовых коллективах, в печати, по радио, телевидению по вопросам предупреждения правонарушений преступлений среди несовершеннолетних. Но, в настоящее время в органах внутренних дел, которые организуют и проводят систематическую и целенаправленную профилактическую деятельность, существует ряд проблем.
Так, в настоящее
время органы опеки по причине
сокращения штата инспекторов
не справляются с объемом
Работу с детьми-
В то же время, общая стратегия государственной деятельности выстроена неэффективно, не обеспечена профилактическая направленность и должная координация работы. Не развита сеть социальных служб помощи детям и подросткам, создающиеся детские приюты немногочисленны и испытывают финансовые затруднения и недостаток квалифицированных кадров.
Безнадзорные дети и подростки
требуют особого внимания. Для
них нужны не только Центры временной
изоляции, адаптации и реабилитации,
находящиеся в системе МВД, но
и специальные социально-
Отсюда — другое направление
деятельности, связанной с беспризорностью.
Проблема беспризорных детей - это комплексная
социальная проблема. Дети, оказавшиеся
по тем или иным причинам на улице
или без надлежащего
Однако при всей
важности и необходимости
Профилактика и предупреждение
детской безнадзорности и беспризорности
- это система правовых, педагогических,
медицинских и иных мер, направленных
на предупреждение безнадзорности, беспризорности
и антиобщественных действий среди
несовершеннолетних, выявление и
устранение причин и условий, им способствующих,
осуществляемых в совокупности с
индивидуальной профилактической работой
с несовершеннолетними, а также
родителями или другими законными
представителями
В системе профилактики речь идет не только о широкой многоаспектной помощи служб детям и подросткам. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также должна оставаться комплексной и включать в себя меры помощи социального, психологического, педагогического и юридического характера.
Сегодня как-то предупредить, остановить процесс превращения детей в беспризорников наше государство пытается в двух направлениях. Во-первых, по линии организационной, во-вторых, путем создания преград на пути поглощения безнадзорного ребенка улицей.
Необходимо бороться
с причинами, а не с
Требуется полный учет и
оздоровление всех неблагополучных
семей: трудоустройство родителей,
лечение их от алкоголизма, оказание
помощи по нормализации внутрисемейных
отношений, в решении правовых, медицинских,
жилищных и иных проблем, обеспечение
постоянного патронажа
Не все семьи поддаются
реабилитации. Важно развивать
Однако главной задачей является обеспечение полноценного физического, психического и духовного развития, профессионального образования и здорового досуга всех детей на каждой территории.
Эту задачу невозможно
решить без участия самих
Ликвидация беспризорности и профилактика безнадзорности требуют комплексного подхода к реализации государственной политики поддержки семьи и детства, изменения ее приоритетов.
Сложившаяся система
жизнеустройства детей с
Рассмотрим формы и учреждения социально-педагогической поддержки беспризорных детей.
Информация о работе Безнадзорность как социально-педагогическая проблема