Налоговое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:00, дипломная работа

Краткое описание

Объектом данного исследования является налоговое планирование на предприятии.
Данная работа посвящена понятию, элементов, этапов и классификации налогового планирования на предприятии.
При сопоставлении налогового планирования разных стран представлены их универсальные и уникальные особенности, что послужило основанием для того, чтобы предложить пути совершенствования налогового планирования на предприятии.
Примером для исследования представлены данные ТОО «Тахами AQUA».

Оглавление

Введение
1. Налоговое планирование………………………………………………….….7
1.1 Понятие налогового планирования……………………………………..….7
1.2 Элементы налогового планирования…………………………………….…9
1.3 Этапы и пределы налогового планирования……………………………...10
1.4 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета ……………………18
1.5 Разработка схем минимизации налогов…………………………………...18
1.6 Общая схема налогового планирования…………………………………...22
1.7 Классификация налогового планирования……………………………......25
1.8 Налоговое планирование как эффективный инструмент управления коммерческим предприятием в условиях рыночной экономики…………….
2. Техноэкономическая характеристика……………………………………….28
2.1. Краткая характеристика и основные показатели деятельности ТОО «Тахами AQUA»…………………………………………………………………28
2.2 Виды налогов, уплачиваемых предприятием………………………...……36
2.3 Совершенствование налогообложения в ТОО «Тахами AQUA»…...……39
2.4 Принципы оптимизации налогообложения на предприятии………..……43
3. Современные проблемы законодательного разграничения налогового планирования и налогового уклонения..............................................................46
3.1 Подходы к разграничению налогового планирования и налогового уклонения в США и Великобритании………………………............................46
3.2 Правовой опыт Содружества Независимых Государств в разграничении налогового планирования и налогового уклонения……..................................49
3.3 Юрисдикции, позволяющие минимизировать налоговые платежи….......52
3.4 Схемы оффшорного бизнеса…………………………………………….….53
Заключение…………………………………………………………..…………..56
Список использованной литературы………………………………….......……58

Файлы: 1 файл

Моя работа.doc

— 627.50 Кб (Скачать)

Еще один способ - "Выдавливание" прибыли через увеличение прочих расходов.

Для "выдавливания" прибыли можно использовать и  такой прием, как увеличение прочих расходов. Преимущество применения этой схемы по сравнению с увеличением  внереализационных расходов в виде процентов по займам в том, что  мы не ограничены предельным размером этих расходов, принимаемым в целях налога на прибыль. Суть этой схемы состоит в том, что предприятие регистрирует на свою специально созданную дочернюю компанию некоторые (или большинство) объектов, которые в бухгалтерском учете обычно числятся на счетах учета нематериальных активов. Это могут быть торговые марки, патенты, зарегистрированные торговые решения и т.д. Для этого можно внести указанные объекты в уставный капитал дочерней компании или переуступить их по возмездной сделке. Во всех случаях важно, чтобы дочерняя компания получила право распоряжаться интеллектуальной собственностью. Впоследствии между дочерней компанией и предприятием заключается договор об использовании предприятием этих объектов (прав) на возмездной основе. Оплата по такому договору у предприятия будет признаваться расходом, уменьшающим налоговую базу по основной деятельности. Вся прибыль будет накапливаться в дочерней компании как доход от использования объектов интеллектуальной собственности. Если обеспечить условия, при которых "дочка" (или "дочки") сможет работать в льготном налоговом режиме, то эффект может оказаться весьма ощутимым. Еще одно преимущество такой схемы - "дочка" не участвует в товарных потоках вообще.

Недостаток схемы состоит в том, что дочерняя компания, скорее всего, вынуждена будет платить НДС от такой деятельности, в то время как вычет сумм НДС у материнской компании, уплачиваемых по договору об использовании прав, невозможен.

Резервы как один из элементов  налогового планирования.

Зарезервировать расходы  в налоговом учете могут организации, определяющие прибыль по методу начисления. Налоговый кодекс РК позволяет создать следующие резервы: по сомнительным долгам, на ремонт основных средств, на выплату отпускных и ежегодных вознаграждений, а также на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Резерв по сомнительным долгам

Формировать резерв по сомнительным (или, что-то же самое, просроченным) долгам наиболее выгодно организациям, с которыми несвоевременно рассчитываются покупатели. Ведь создав такой резерв, организация может списать в расходы просроченную "дебиторку", не дожидаясь, когда истечет срок исковой давности.

Прежде чем определить сумму резерва, проводят инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на последний день месяца, предшествующего тому периоду, на который создается резерв. А чтобы у налоговиков не возникло претензий, проведенную инвентаризацию нужно оформить актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

Отметим, что при формировании резерва учитывается любая просроченная задолженность - будь то не оплаченная в срок задолженность покупателя за отгруженные товары, невыполненное  обязательство поставщика, невозвращенный в срок заем и т.д.

Выявленные при инвентаризации сомнительные долги нужно разделить на три группы:

- задолженность, возникшая  более чем за 90 дней до даты  инвентаризации;

- долги, которые возникли  за 45-90 дней до этого события;

- задолженность, образовавшаяся  менее чем за 45 дней до инвентаризации.

В резерв можно включить все долги из первой группы, а  также половину "дебиторки" из второй группы. Но при этом предельная величина резерва по сомнительным долгам не должна превышать 10 процентов от выручки истекшего отчетного или налогового периода. Обратите внимание: формируя резерв, нужно учитывать долги с учетом НДС.

Сумма сформированного  резерва целиком относится на внереализационные расходы в  день инвентаризации (глава 34 ст. 256 Налогового кодекса РК). В дальнейшем же за счет него списываются так называемые безнадежные долги. Таковыми считаются задолженности, по которым истек установленный срок исковой давности.

Само собой, решив создать  резерв по сомнительным долгам, организация  должна указать на это в учетной  политике.

Резерв на ремонт основных средств:

Резервировать средства под предстоящие ремонты основных средств нужно в начале года. Такой  резерв выгоден в том случае, если большую часть ремонтов планируется  провести во второй половине года.

Формально норматив резервных  отчислений определяется по двум показателям: совокупной стоимости основных средств и предельной сумме отчислений, рассчитанной исходя из сметной стоимости ремонта основных средств.

Однако лучше сразу  же рассчитать максимальный размер резерва, а затем, по возможности, подогнать под него смету предстоящих ремонтов. Максимум же равен средней величине расходов по ремонту основных средств за три предыдущих года.

Сформированный резерв в течение года списывают равными  долями (в конце каждого отчетного  периода по налогу на прибыль) на прочие расходы. Кроме того, фирма вправе зарезервировать средства на предстоящие в течение нескольких последующих лет особо сложные и дорогие виды капитального ремонта. Размер этой части резерва равен сметной стоимости капремонтов, которые прежде предприятие не производило. Таким образом, рекомендуемые нами схемы минимизации налогов помогут предприятию уменьшить на законных основаниях налоговые выплаты.

2.4 Принципы оптимизации налогообложения  на предприятии

 

Разрабатываемые схемы  оптимизации налоговых платежей становятся в последнее время все более индивидуализированными, но все они должны оцениваться с точки зрения тех основных принципов, которые и позволяют в конечном итоге говорить о целесообразности выбора способа движения товарно-денежных потоков.

1. Принцип адекватности  затрат 

Стоимость внедряемой схемы  не должна превышать суммы уменьшаемых налогов. Допустимое соотношение затрат на созданную схему и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек имеет индивидуальный порог, который может зависеть и от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов. На практике такой порог составляет 50-90% от размера уменьшаемых налогов. Следует также помнить и о том, что большинство схем, помимо затрат на создание и обслуживание, требуют и определенных расходов по их ликвидации. При этом ликвидационные расходы могут значительно превышать первоначальные вложения. Так, например, ни для кого не секрет, что зарегистрировать любое хозяйственное общество гораздо "проще", чем его ликвидировать.

 

2. Принцип юридического  соответствия 

Схема оптимизации должна быть, бесспорно, легитимной в отношении  как отечественного, так и международного законодательства.

Этот принцип иногда еще называют тактикой "наименьшего  сопротивления". Суть его заключается в недопустимости построения схем оптимизации, основанных на коллизиях или "пробелах" в нормативных актах. В тех случаях, когда отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, возникает вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств, либо необходимость дорабатывать схему, или идти на затраты, связанные с неформальными платежами контролерам и т. д. Основной риск в этой ситуации связан с тем, что данные незапланированные издержки могут привести к нарушению принципа 1.

 

3. Принцип конфиденциальности 

Доступ к информации о фактическом предназначении и  последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен. На практике это означает, что, во-первых, отдельные исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие планы с использованием средств личной идентификации (почерк, подписи, печати и т. п.).

 

4. Принцип подконтрольности 

Достижение желаемых результатов от использования схемы  оптимизации налоговых платежей зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах.

Соблюдение принципа конфиденциальности "таит" в себе возможность утраты полного контроля над всеми звеньями, участвующими в схеме.

Одной из особенностей большинства  структур по оптимизации налогов  является неформальность отношений  внутренних участников процесса и тех  прав и обязательств, которые возникают  в связи с договоренностью  с внешними контрагентами. Решение вопросов безопасности в данных условиях может быть построено на синхронизации тех договорных отношений, которые возникают де-факто с теми, которые оформляются де-юре. Наиболее "тонким" остается момент рационального соотношения в использовании принципов 3 и 4. Данные принципы хотя и действуют в противоположных направлениях, но не являются взаимоисключающими. Напротив их разумное сочетание представляет собой одну из важнейших составляющих в системе обеспечения безопасности управления запланированным процессом.

 

 

 

 

5. Принцип допустимого  сочетания формы и содержания 

Синхронизация юридических  и фактических действий важна  не только для обеспечения защиты от "недобросовестных" участников процесса, но имеет также непереоценимое значение и для "отражения" возможных  подозрений со стороны проверяющих. Это связано, в частности, с существованием в Гражданском кодексе таких понятий, как недействительная сделка, притворная сделка, мнимая сделка, недееспособный гражданин и т. д., а также с наличием в Уголовном кодексе статей, посвященных уклонению от налогов, фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству, отмыванию денежных средств и имущества и т. п.

 

6. Принцип нейтралитета 

Оптимизацию налоговых  платежей необходимо производить за счет своих налоговых платежей, а  не за счет увеличения отчисления независимых контрагентов. Данный принцип можно также назвать принципом взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые налоговые платежи устроены по принципу сообщающихся сосудов: увеличение платежей у одного участника договорных отношений приводит к уменьшению платежей у другого и наоборот - уменьшение базы налогообложения у одного контрагента ведет к ее увеличению у второго (НДС). Поэтому следует принимать во внимание и интересы независимых поставщиков и покупателей.

 

7. Принцип диверсификации

Оптимизация бюджетных  отчисления, как один из видов экономической деятельности, связанный с движением и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера. Это могут быть и постоянные изменения в законодательстве, и просчеты первоначальных планов, и форс-мажорные обстоятельства. При этом следует иметь в виду и тот факт, что, в связи с последними изменениями в уголовном законодательстве, юридические последствия от развития событий по пессимистическому сценарию имеют значительные различия в зависимости от размеров негативных трансакций.

 

8. Принцип автономности 

Действия по оптимизации  налогообложения должны как можно  меньше зависеть от внешних участников. Принципы 3 и 4 во многом являются производными от данного принципа, но имеют свою особую сферу применения, т. к. конфиденциальность и подконтрольность не синонимичны понятию автономности, а могут только рассматриваться как ее отдельные компоненты. На практике обеспечение принципа автономности требует проведения дополнительных затрат, но в то же время обеспечивает повышение безопасности существующей схемы и уменьшение уязвимости со стороны недобросовестных контрагентов.

 

 

3. СОВРЕМЕННЫЕ  ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РАЗГРАНИЧЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И НАЛОГОВОГО УКЛОНЕНИЯ

 

3.1 Подходы к разграничению налогового планирования и налогового уклонения в США и Великобритании

 

Под уклонением от уплаты налогов следует понимать противозаконное  поведение, выражающееся в сокрытии информации об объектах налогообложения, отказе от регистрации в качестве налогоплательщика, фальсификации документов налоговой отчетности и учета, а также некоторые иные действия. Уклонение от уплаты налогов — это умышленное (преднамеренное) сокращение плательщиками налоговых обязательств. Налоговые махинации и уловки доступны не только монополистам, но и другим наиболее обеспеченным слоям общества. Уклонение отдельной категории налогоплательщиков от уплаты налогов присуще странам с рыночной экономикой, цель его — получение наивысших прибылей всеми доступными легальными и нелегальными методами. Утверждение В.И. Ленина о том, что «изрядная часть прибыли хитро спрятана», остается в силе и ныне. Для трудящихся, у которых налоги взимаются у источника, возможности уклонения отсутствуют.1 В практике налогообложения зарубежных стран отношение государства к оптимизации налоговых платежей в самом общем виде выразилось в форме концепций уклонения от уплаты налога («tax evasion») и обхода (избежания) налога («tax avoidance»). Принципиальное различие между ними заключается в том, что в первом случае налогоплательщик прямо (непосредственно) нарушает налоговый закон и не может воспользоваться результатами налоговой оптимизаций, а иногда становится субъектом различных видов ответственности, во втором же случае он хотя и косвенно нарушает налоговый закон, но при этом поступает правомерно и получает право на благоприятные налоговые последствия. В практике распространен и так называемый полулегальный путь сокращения налоговых платежей — использование противоречий и недоработок нормативных законодательных актов. Он позволяет довольно успешно оспаривать в арбитражных судах действия и решения налоговых органов; основываясь на принципе, «что не запрещено законом, то разрешено». Эффективность данного способа уклонения от уплаты налогов во многом обусловлена и закрепленным в норме Закона положением, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).2 Интересен с точки зрения возможного применения в российской налоговой и правовой системе опыт Великобритании и США по разграничению законной и незаконной минимизации налоговых платежей. За рубежом в области минимизации налоговых обязательств помимо терминов «правомерное избежание налогов» и «незаконное уклонение от уплаты налогов» уже долгое время применяются и другие термины, такие как «уменьшение налогов», «налоговое мошенничество», «сопротивление уплате налогов и отказ от уплаты налогов». Не претендуя на бесспорность суждений, попытаемся понять сходство и различия этих терминов. При этом мы будем опираться на законодательные и прецедентные нормы Великобритании и США. По общему правилу, избежание налогов (tax avoidance) — правомерное использование определенного налогового режима в целях получения преимуществ при уплате налогов, допускаемых самим Законом.3 В США действуют Общие правила против избежания налогов (General Anti-Avoidance Rules — GAAR), в основе которых лежит доктрина запрета злоупотребления правом. Согласно этой доктрине сделка считается ничтожной, если единственным или преобладающим мотивом ее совершения было избежание налогов. В Великобритании таких общих правил нет, однако в этой сфере действуют определенные положения налогового законодательства, известные как «положения против уклонения». Кроме того, некоторые судебные доктрины развивают положения относительно предотвращения избежания налогов, в том числе путём совершения так называемых самопогашающихся сделок (IRC v. Ramsay)4 или сделок, не имеющих коммерческой цели, но совершаемых исключительно для уменьшения налогов (Furniss v. Dawson).5 В Законах Великобритании о бюджете 2005 т. и 2006 г. было предусмотрено, что с «консультантов» и налогоплательщиков, использующих схемы избежания налогов, Налоговым управлением могут быть истребованы объяснения относительно некоторых деталей применения таких схем. Финансовые службы Великобритании также используют термин «уменьшение налогов» (tax mitigation) для обозначения приемлемого уровня налогового планирования, минимизации налоговых обязательств путем использования мер, прямо одобренных Парламентом. Признавая значительное сходство понятий «избежание» и «уменьшение», тем не менее, при определенных условиях их можно разграничить. Критерии разграничения следует искать в том:

Информация о работе Налоговое планирование на предприятии