Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:00, дипломная работа
Объектом данного исследования является налоговое планирование на предприятии.
Данная работа посвящена понятию, элементов, этапов и классификации налогового планирования на предприятии.
При сопоставлении налогового планирования разных стран представлены их универсальные и уникальные особенности, что послужило основанием для того, чтобы предложить пути совершенствования налогового планирования на предприятии.
Примером для исследования представлены данные ТОО «Тахами AQUA».
Введение
1. Налоговое планирование………………………………………………….….7
1.1 Понятие налогового планирования……………………………………..….7
1.2 Элементы налогового планирования…………………………………….…9
1.3 Этапы и пределы налогового планирования……………………………...10
1.4 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета ……………………18
1.5 Разработка схем минимизации налогов…………………………………...18
1.6 Общая схема налогового планирования…………………………………...22
1.7 Классификация налогового планирования……………………………......25
1.8 Налоговое планирование как эффективный инструмент управления коммерческим предприятием в условиях рыночной экономики…………….
2. Техноэкономическая характеристика……………………………………….28
2.1. Краткая характеристика и основные показатели деятельности ТОО «Тахами AQUA»…………………………………………………………………28
2.2 Виды налогов, уплачиваемых предприятием………………………...……36
2.3 Совершенствование налогообложения в ТОО «Тахами AQUA»…...……39
2.4 Принципы оптимизации налогообложения на предприятии………..……43
3. Современные проблемы законодательного разграничения налогового планирования и налогового уклонения..............................................................46
3.1 Подходы к разграничению налогового планирования и налогового уклонения в США и Великобритании………………………............................46
3.2 Правовой опыт Содружества Независимых Государств в разграничении налогового планирования и налогового уклонения……..................................49
3.3 Юрисдикции, позволяющие минимизировать налоговые платежи….......52
3.4 Схемы оффшорного бизнеса…………………………………………….….53
Заключение…………………………………………………………..…………..56
Список использованной литературы………………………………….......……58
2. Учетная политика - выбранная
предприятием совокупность
3. Налоговые льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.
4. Налоговый контроль.
Составление налогового
5. Налоговый календарь
необходим для проверки
6. Стратегия оптимального
управления и план реализации
этой стратегии. Наиболее
7. Льготные режимы
налогообложения. Имеются в
8. Имитационные финансовые
модели. Они позволяют менеджеру
управлять значениями одной
9. Отчетно-аналитическая
деятельность налогового
1.3 Этапы и пределы налогового планирования
Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика. До регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера.
Первый этап - появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.
Второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.
Третий этап - выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.
Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.
Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам.
Пятый этап - разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.
Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.
Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.
К пределам налогового планирования принято относить следующие:
Законодательные ограничения - это обязанность экономического субъекта зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, и др. К ним также можно отнести установленные меры ответственности за нарушения налогового законодательства.
Меры административного воздействия выражаются в том, что налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и объяснений, обследовать помещения. Они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций, в частности приостанавливать операции по счетам плательщика, обращать взыскание по недоимке на имущество налогоплательщика.
Специальные судебные доктрины применяются судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или незаконного обхода налогов. Можно выделить другие способы, при помощи которых государственные органы ограничивают сферу применения налогового планирования. В частности, это заполнение пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости, право на обжалование сделок налоговыми и иными органами.
Основное же ограничение налогового планирования заключается в том, что налогоплательщик имеет право лишь на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери, банкротство и лишение свободы. С другой стороны, в случае слишком жесткого государственного воздействия на налогоплательщиков следует вспомнить высказывание Джеймса Ньюмена: «От налогов за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов».
Рис. 1. Этапы налогового планирования
Знание налогов — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;
Соблюдение налоговых законов — своевременная и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей;
Представление в налоговых органах — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов, переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности, представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях;
Налоговая оптимизация — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.
Другие исследователи при описании процесса налогового планирования используют иную градацию процедур:
Третьи полагают, что процессу налогового планирования свойственна следующая структура:
Приведенные выше характеристики
содержания процесса налогового планирования основываются,
прежде всего, на определении налогового
планирования — как практической деятельности
по оптимизации налогового портфеля. В
то же время, как уже отмечалось, налоговое
планирование — неразрывная часть общеэкономического
планирования, а значит, первому в полной
мере должна соответствовать процедура
общехозяйственного планирования, в противном
случае планирование налогов может войти
в противоречие с общим планом развития
предприятия, что в итоге повлечет возникновение
дисбалансов в управлении предприятием,
а также увеличение издержек на управление,
ибо дешевле предусмотреть налоговые
последствия для предприятия в общем плане
развития предприятия, нежели корректировать
утвержденный план в соответствии с налоговыми
ожиданиями. Поэтому работа в области
налогового планирования должна состоять
из тех же этапов, которые находят свое
отражение в процессе составления общего
плана развития предприятия на перспективу,
а именно: организационно-
Первый этап процесса налогового планирования заключается в выборе основных инструментов реализации налогового планирования, а также исполнителей. Среди основных внутренних нормативных актов, регулирующих данный этап, необходимо выделить, прежде всего, приказ об учетной политике предприятия, а также приказ о плане производства.
Учетная политика рядом авторов называется основным инструментарием налогового планирования. Не разделяя столь категоричную позицию, стоит согласиться с огромной ролью, возложенной на учетную политику в процессе налогового планирования.