Налоговое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:00, дипломная работа

Краткое описание

Объектом данного исследования является налоговое планирование на предприятии.
Данная работа посвящена понятию, элементов, этапов и классификации налогового планирования на предприятии.
При сопоставлении налогового планирования разных стран представлены их универсальные и уникальные особенности, что послужило основанием для того, чтобы предложить пути совершенствования налогового планирования на предприятии.
Примером для исследования представлены данные ТОО «Тахами AQUA».

Оглавление

Введение
1. Налоговое планирование………………………………………………….….7
1.1 Понятие налогового планирования……………………………………..….7
1.2 Элементы налогового планирования…………………………………….…9
1.3 Этапы и пределы налогового планирования……………………………...10
1.4 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета ……………………18
1.5 Разработка схем минимизации налогов…………………………………...18
1.6 Общая схема налогового планирования…………………………………...22
1.7 Классификация налогового планирования……………………………......25
1.8 Налоговое планирование как эффективный инструмент управления коммерческим предприятием в условиях рыночной экономики…………….
2. Техноэкономическая характеристика……………………………………….28
2.1. Краткая характеристика и основные показатели деятельности ТОО «Тахами AQUA»…………………………………………………………………28
2.2 Виды налогов, уплачиваемых предприятием………………………...……36
2.3 Совершенствование налогообложения в ТОО «Тахами AQUA»…...……39
2.4 Принципы оптимизации налогообложения на предприятии………..……43
3. Современные проблемы законодательного разграничения налогового планирования и налогового уклонения..............................................................46
3.1 Подходы к разграничению налогового планирования и налогового уклонения в США и Великобритании………………………............................46
3.2 Правовой опыт Содружества Независимых Государств в разграничении налогового планирования и налогового уклонения……..................................49
3.3 Юрисдикции, позволяющие минимизировать налоговые платежи….......52
3.4 Схемы оффшорного бизнеса…………………………………………….….53
Заключение…………………………………………………………..…………..56
Список использованной литературы………………………………….......……58

Файлы: 1 файл

Моя работа.doc

— 627.50 Кб (Скачать)

2. Учетная политика - выбранная  предприятием совокупность способов  ведения бухгалтерского и налогового  учета; документ, который утверждается  налогоплательщиком, поскольку законодательство  в ряде случаев предоставляет  ему возможность выбрать те  или иные методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.

3. Налоговые льготы  и организация сделок. Далеко  не все хозяйствующие субъекты  правильно и в полном объеме  применяют льготы устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.

4. Налоговый контроль. Составление налогового бюджета  является основой для осуществления  контрольных действий со стороны руководителя предприятия и финансового менеджера. Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.

5. Налоговый календарь  необходим для проверки правильности  исчисления и соблюдения сроков  уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, ибо в случае нарушения налоговых обязательств перед государством наступает жесткая ответственность в соответствии с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством.

6. Стратегия оптимального  управления и план реализации  этой стратегии. Наиболее эффективным  способом увеличения прибыли  является построение такой системы  управления и принятия решений, чтобы оптимальной оказалась вся структура бизнеса. Именно подобный подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих планов.

7. Льготные режимы  налогообложения. Имеются в виду  способы снижения налогов за  счет создания оффшорных компаний  за рубежом и низкоаналоговых компаний на территории республики. При этом соответствующие построения должны логично и естественно вписываться в общую схему бизнеса, служить обоснованием законного снижения налогового бремени. В противном случае контролирующие органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить неубедительную схему целиком либо доставить неприятности налогоплательщику постоянными проверками.

8. Имитационные финансовые  модели. Они позволяют менеджеру  управлять значениями одной или  нескольких переменных, рассчитывать  совокупную налоговую нагрузку  и прибыль. Такие модели, больше  известные как модели «что  если», имитируют экономический эффект от различных предположений (например действие факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики).

9. Отчетно-аналитическая  деятельность налогового менеджмента.  Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т. п. Тем самым создается основа для факторного анализа деятельности компании, успешной разработке бизнес-плана и налогового бюджета.

 

1.3 Этапы и пределы налогового планирования

 

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных  между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика. До регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера.

Первый этап - появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.

Второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап - выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся  к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить  во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам.

Пятый этап - разработка (с учетом уже сформированного  налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

Шестой этап начинается с составления журнала типовых  хозяйственных операций, который  служит основой ведения финансового  и налогового учета. Затем выполняется  анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.

Седьмой этап непосредственно  связан с организацией надежного  учета и контроля за правильностью  исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может  быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

К пределам налогового планирования принято относить следующие:

Законодательные ограничения - это обязанность экономического субъекта зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, и др. К ним также можно отнести установленные меры ответственности за нарушения налогового законодательства.

Меры административного  воздействия выражаются в том, что  налоговые органы вправе требовать  своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и объяснений, обследовать помещения. Они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций, в частности приостанавливать операции по счетам плательщика, обращать взыскание по недоимке на имущество налогоплательщика.

Специальные судебные доктрины применяются судами для признания  сделок не соответствующими требованиям  законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или  незаконного обхода налогов. Можно выделить другие способы, при помощи которых государственные органы ограничивают сферу применения налогового планирования. В частности, это заполнение пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости, право на обжалование сделок налоговыми и иными органами.

Основное же ограничение  налогового планирования заключается  в том, что налогоплательщик имеет  право лишь на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном  случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери, банкротство и лишение свободы. С другой стороны, в случае слишком жесткого государственного воздействия на налогоплательщиков следует вспомнить высказывание Джеймса Ньюмена: «От налогов за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов».

Рис. 1. Этапы налогового планирования

Знание налогов — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;

Соблюдение  налоговых законов — своевременная и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей;

Представление в налоговых органах — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов, переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности, представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях;

Налоговая оптимизация — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.

Другие исследователи  при описании процесса налогового планирования используют иную градацию процедур:

  1. На первом этапе налогового планирования, который совпадает с моментом возникновения идеи организации коммерческого предприятия, осуществляется формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения, в связи с чем сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.
  2. На втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виде не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.
  3. На третьем этапе решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм предприятия.
  4. На четвертом этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности — по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.
  5. На пятом этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.
  6. На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Третьи полагают, что  процессу налогового планирования свойственна следующая структура:

  • анализ хозяйственной деятельности;
  • вычленение основных налоговых проблем;
  • разработка и планирование налоговых схем;
  • подготовка и реализация налоговых схем;
  • включение результатов в отчетность и ожидание реакции контрольных органов.

Приведенные выше характеристики содержания процесса налогового планирования основываются, прежде всего, на определении налогового планирования — как практической деятельности по оптимизации налогового портфеля. В то же время, как уже отмечалось, налоговое планирование — неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, первому в полной мере должна соответствовать процедура общехозяйственного планирования, в противном случае планирование налогов может войти в противоречие с общим планом развития предприятия, что в итоге повлечет возникновение дисбалансов в управлении предприятием, а также увеличение издержек на управление, ибо дешевле предусмотреть налоговые последствия для предприятия в общем плане развития предприятия, нежели корректировать утвержденный план в соответствии с налоговыми ожиданиями. Поэтому работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражение в процессе составления общего плана развития предприятия на перспективу, а именно: организационно-подготовительного, исследовательского, плано-разработочного и основного этапа. Первый этап определяется формированием аппарата, который должен организовать всю работу по составлению плана и подготовить условия для его реализации. Второй определяется выполнением основных исследований, в том числе действующего налогового законодательства, предшествующих составлению плана. Здесь же осуществляется сбор требуемой информации, разрабатываются аналитические таблицы, выбираются нужные технико-экономические показатели. Третий этап включает в себя составление самого плана. И четвертый этап — реализация данного плана.

Первый этап процесса налогового планирования заключается в выборе основных инструментов реализации налогового планирования, а также исполнителей. Среди основных внутренних нормативных актов, регулирующих данный этап, необходимо выделить, прежде всего, приказ об учетной политике предприятия, а также приказ о плане производства.

Учетная политика рядом  авторов называется основным инструментарием  налогового планирования. Не разделяя столь категоричную позицию, стоит согласиться с огромной ролью, возложенной на учетную политику в процессе налогового планирования.

Информация о работе Налоговое планирование на предприятии