Налоговое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:00, дипломная работа

Краткое описание

Объектом данного исследования является налоговое планирование на предприятии.
Данная работа посвящена понятию, элементов, этапов и классификации налогового планирования на предприятии.
При сопоставлении налогового планирования разных стран представлены их универсальные и уникальные особенности, что послужило основанием для того, чтобы предложить пути совершенствования налогового планирования на предприятии.
Примером для исследования представлены данные ТОО «Тахами AQUA».

Оглавление

Введение
1. Налоговое планирование………………………………………………….….7
1.1 Понятие налогового планирования……………………………………..….7
1.2 Элементы налогового планирования…………………………………….…9
1.3 Этапы и пределы налогового планирования……………………………...10
1.4 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета ……………………18
1.5 Разработка схем минимизации налогов…………………………………...18
1.6 Общая схема налогового планирования…………………………………...22
1.7 Классификация налогового планирования……………………………......25
1.8 Налоговое планирование как эффективный инструмент управления коммерческим предприятием в условиях рыночной экономики…………….
2. Техноэкономическая характеристика……………………………………….28
2.1. Краткая характеристика и основные показатели деятельности ТОО «Тахами AQUA»…………………………………………………………………28
2.2 Виды налогов, уплачиваемых предприятием………………………...……36
2.3 Совершенствование налогообложения в ТОО «Тахами AQUA»…...……39
2.4 Принципы оптимизации налогообложения на предприятии………..……43
3. Современные проблемы законодательного разграничения налогового планирования и налогового уклонения..............................................................46
3.1 Подходы к разграничению налогового планирования и налогового уклонения в США и Великобритании………………………............................46
3.2 Правовой опыт Содружества Независимых Государств в разграничении налогового планирования и налогового уклонения……..................................49
3.3 Юрисдикции, позволяющие минимизировать налоговые платежи….......52
3.4 Схемы оффшорного бизнеса…………………………………………….….53
Заключение…………………………………………………………..…………..56
Список использованной литературы………………………………….......……58

Файлы: 1 файл

Моя работа.doc

— 627.50 Кб (Скачать)

Учетная политика формируется  руководителем предприятия на основе Положения по бухгалтерскому учету  “Учетная политика организации”. В соответствии с данным положением под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности на основе применения принципов бухгалтерского учета.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки  и оценки фактов хозяйственной жизни, гашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Формируют учетную политику все организации независимо от форм собственности, а раскрывают только те, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РК, учредительным документам или по собственной инициативе. Учетная политика применяется с первого января года, следующего за годом издания приказа. При этом применяется всеми структурными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места расположения.

При формировании учетной  политики организации по конкретному  вопросу ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения в Республике Казахстан. Многовариантность учета показателей деятельности хозяйствующего субъекта как раз и позволяет использовать учетную политику в целях повышения экономической эффективности. С точки зрения налогового планирования наибольший интерес рекомендуется обращать на установление границ между основными и оборотными средствами, принятыми к учету; выбор метода оценки запасов и расчета фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство; способа начисления амортизации по основным средствам; способа группировки затрат и их включения в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг и метода определения выручки от реализации продукции, работ, услуг.

План производства (производственная программа) является основным документом, на базе которого осуществляются производственные отношения на предприятии. В плане  производства содержатся данные относительно предполагаемой инвестиционной политики предприятия, выпуска продукции, численности работников и т.п. информация, прямо и непосредственно воздействующая на налоговую нагрузку предприятия. Следовательно, при расчете плана производства продукции необходимо учитывать налоговые последствия, могущие возникнуть в соответствии с планируемыми технико-производственными мероприятиями. Например, при подготовке плана капитальных вложений следует учитывать способ проведения капитального строительства (монтажа оборудования) с целью использования льгот по НДС, ускоренных способов списания амортизационных отчислений, понижающих коэффициентов налога на имущества. Помимо всего прочего, важное место должно быть отведено совершенствованию нормативной базы планирования. Анализ показывает, что на многих предприятиях последняя не претерпела существенных изменений. Между тем “старые” нормативы разрабатывались в принципиально иной ситуации. Основными ее особенностями являлись нерыночные критерии функционирования и развития; устойчивые величины оборотных средств, которыми предприятия наделялись за счет государства; не сопоставимые с нынешними темпы инфляции. Предприятия были заинтересованы в излишних трудовых и материальных ресурсах, перед ними ставилась задача максимальной (не оптимальной) загрузки мощностей.

Изменение ситуации предопределило корректировку нормативной базы. Так, нормативы использования рабочей  силы должны быть ориентированы на избавление от резервов, связанных  с направлением персонала для  выполнения несвойственных функций. Нормативы использования производственных мощностей, наоборот, должны учитывать потребность в дополнительных резервах для маневрирования, приспособления к меняющейся рыночной ситуации. В целом, критерием общеэкономического планирования должен стать максимум прибыли на единицу затрат (инвестиций) в долгосрочной перспективе [32]. Оценку результатов деятельности фирмы, выбор вариантов развития, систему стимулирования работающих, экономическую политику следует строить только исходя из этого критерия. Его важным достоинством являются удобство расчета, сводимость затрат и результатов. Расчет критерия эффективности деятельности промышленного предприятия в перспективе должен базироваться на плановом балансе доходов и расходов фирмы, системе мер, направленных на его выполнение. Баланс следует разрабатывать на год, квартал, месяц, а в условиях высоких темпов инфляции – на декаду или неделю, с тем, чтобы повысить обоснованность оперативного воздействия на эти процессы.

При переходе от производственной программы в ее существующем виде к балансу доходов и расходов, а данный переход представляется неизбежным в силу необходимости унификации российских и западных принципов управления бизнес-процессом, возрастет роль планирования налоговых отчислений как наиболее значимой (весомой) доли расходной части баланса. Инструментарий, применяющийся в налоговом планировании, разнообразен. Среди прочих, в литературе обычно называются: экспертные правовые системы, базы данных по налоговой тематике (в том числе по СМИ); формирование запросов в налоговые инспекции, Министерство финансов и иные государственные органы; специальная научная и периодическая литература; арбитражная и общегражданская судебная практика; разъяснения и разработки специализированных консалтинговых и аудиторских компаний. Инструментарий налогового планирования формируется в зависимости, во-первых, от уровня принятия управленческих решений (оперативного, тактического или стратегического), а во-вторых, от мероприятий, использующихся в планировании налоговых отчислений, которые, в свою очередь, дифференцируются исходя из тяжести налоговой нагрузки в той или иной налоговой юрисдикции. Налоговая нагрузка рассчитывается как суммарная доля налоговых платежей, причитающихся с предприятия, за рассматриваемый период в добавленной стоимости продукции, произведенной предприятием за тот же период, при этом добавленная стоимость находится путем вычитания из стоимости произведенной продукции стоимости потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций.

Налоговое планирование, как и любая деятельность, носящая  управленческий характер, призвано выполнять  оперативные функции, функции контроля и собственно функции планирования, отсюда налоговое планирование можно  изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы (рис.2), в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

Рис. 2 Структура  налогового планирования

Проекция конструкции  налогового планирования в виде пирамиды (рис. 2) неслучайна, т.к. позволяет наиболее точно отобразить имеющиеся связи и зависимости, прослеживающиеся на всех “этажах” налогового планирования. Цементирующим, фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень, также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем.

Согласно ст. 198 Налогового Кодекса РК, каждое предприятие-налогоплательщик обязано “вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения”[1]. Это означает, что любое предприятие, находящееся и ведущее свою деятельность на территории РК, должно в полном объеме и своевременно исчислять и уплачивать в государственный бюджет и внебюджетные фонды налоги и приравненные к ним платежи. Своевременное исчисление и уплата налогов требует от руководства предприятия под страхом административной и уголовной ответственности организации соответствующей деятельности хотя бы на минимальном, призванном производить текущие налоговые платежи во время и в полном объеме уровне. Последнее утверждение позволяет говорить о текущем внутреннем налоговом контроле как о деятельности, носящей императивный (обязательный) характер, не зависящий от желания (нежелания) руководства предприятия осуществлять налоговое планирование.

1.4 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета

 

Поскольку система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере фискальным целям, в отечественной практике существуют три подхода к информационному обеспечению государственной налоговой инспекции об объектах налогообложения.

Самый первый из них предусматривает, что различные налоговые показатели формируются и исчисляются лишь посредством данных бухгалтерского учета (здесь речь идет о так называемом бухгалтерском налоговом учете).

Второй подход предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских данных. В этом случае различные налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения.

Третий подход предполагает расчет налоговой базы по правилам налогового учета, отличным от правил и процедур бухгалтерского учета. Речь уже идет об абсолютном налоговом учете.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов; его назначение - обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

 

1.5 Разработка схем минимизации налогов

 

Учетная политика - один из главных инструментов налогового планирования. Законодательство дает налогоплательщику возможность самостоятельно выбрать способ учета той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета и налогообложения и основана разработка схем минимизации налогов.

Основными разделами  документа «Учетная политика» являются:

1) порядок организации бухгалтерского учета;

2) методы оценки активов  и обязательств;

3) порядок контроля  за хозяйственными операциями;

4) порядок документооборота  и технология обработки учетной  информации;

5) порядок проведения  инвентаризации активов и обязательств организации:

6) рабочий план счетов  бухгалтерского учета;

7) формы первичных  учетных документов;

8) порядок формирования  налоговой базы и налогового  учета для целей налогообложения.

Эффективность разработки схем минимизации налогов непосредственно  зависит от применения тех или иных элементов учетной политики, базирующейся на ряде законодательных актов. В свою очередь, понятие «учетная политика» установлено как законодательством о бухгалтерском учете, так и в области налогообложения. Поэтому разработка учетной политики предусматривает тщательное изучение нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета являются

С точки зрения налогового менеджмента наибольший интерес  представляют следующие элементы учетной  политики в целях налогообложения:

* оценка запасов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве (по полной себестоимости, ФИФО, ЛИФО):

* начисление амортизации  по основным средствам (по установленным  нормам, ускоренная амортизация);

* создание резервов  предстоящих расходов и платежей;

* определение выручки  от реализации продукции (метод  начисления или кассовый) и др.

Выбирая позицию, предприятие  должно обосновать сделанный выбор  расчетами налогов, величина которых  зависит от выбора альтернативного  способа учета. Возможности получения налоговых экономий достигаются, в частности, за счет: применения ускоренной амортизации; сокращения срока полезного использования нематериальных активов; оценки товарно-материальных ценностей способом ЛИФО в условиях инфляции; определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары.

Следует отметить преимущества в части уменьшения налогообложения  при создании резервов. В случае образовании резерва организация имеет двоякую возможность:

1) уменьшать налоговую  базу с начала налогового периода.  Тем самым не возникает излишней  переплаты в бюджет сумм налога  на прибыль.

2) снизить нагрузку  в части налога на прибыль  в течение всего налогового периода. Для этого возможно создание резерва под предстоящий ремонт особо сложных и дорогостоящих видов основных средств, а также резерва по сомнительным долгам. Создание последнего резерва приводит и к отсрочке уплаты налога на прибыль.

1.6 Общая схема налогового планирования

Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, — это организация  бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. С этих позиций  рассматривается общая схема текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях, где С — различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок, выполненных специалистами предприятия.

 

Общая схема налогового планирования на предприятиях и в  организациях

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ниже показана последовательность  налогового планирования, состоящего  условно из восьми укрупненных  процедур.

1. Текущее планирование  в первую очередь предусматривает  формирование налогового поля. В  соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров):

Информация о работе Налоговое планирование на предприятии